Коварный звук Р-Р-Р-Р-Р

Горлова Оксана Владимировна

Почему звук [Р] представляет для ребенка такую сложность? Причина заключается в его особой природе — это вибрант, артикуляция которого требует точных и сложных движений. Для его правильного воспроизведения кончику языка необходимо упираться в альвеолы (бугорки за верхними зубами), в то время как боковые края языка должны быть прижаты к верхним коренным зубам. Поток выдыхаемого воздуха должен быть достаточно сильным, чтобы вызвать вибрацию кончика языка. Также обязательна работа голосовых связок, создающая ощущаемое гортанное дрожание. Дефект произношения [Р] может носить фонетический характер (искажение) или фонематический (замена на другие звуки, чаще всего на мягкий [Р'], [Л], [Й] или звук, близкий к [Г]).

Что является причиной неправильного произношения [Р]? Факторов может быть несколько:

  • Низкая подвижность, недостаточная развитость артикуляционного аппарата;
  • Неверное распределение речевого выдоха;
  • Нарушения фонематического слуха;
  • Наследственная предрасположенность;
  • Индивидуальные особенности строения подъязычной связки («уздечки»).

Коррекция этих недостатков (кроме последнего) проводится одним из методов:

  • По подражанию
  • Механическим (с использованием зондов, шпателей или иных логопедических инструментов);
  • Смешанным (комбинация двух предыдущих).

   Уздечка может иметь аномалии длины (быть слишком короткой или длинной). В этом случае язык либо не дотягивается до нёба, либо lacks необходимого напряжения. Диагностировать данный дефект может только специалист. Не стоит паниковать, если в годовалом возрасте стоматолог диагностировал «короткую уздечку». Вопрос о необходимости подрезания часто волнует родителей. Сегодня большинство экспертов сходится во мнении, что в большинстве ситуаций можно обойтись без хирургического вмешательства — специальные упражнения способны растянуть связку, повысив ее эластичность. Однако если операции не избежать, не стоит бояться: это малотравматичная и практически безболезненная процедура.

   Когда следует начинать беспокоиться, что ребенок не освоил звук [Р]? Кого-то это удивит, но некоторые родители либо не замечают картавости у своего ребенка, либо считают ее проявлением индивидуальности. Да, в раннем возрасте это может выглядеть забавно и умилительно. Однако с течением времени такой ребенок может стать объектом насмешек со стороны сверстников. В перспективе же этот речевой дефект способен создать препятствия для построения успешной карьеры и личной жизни. Ведь руководителя с нечеткой дикцией вряд ли станут воспринимать всерьез, а стать публичной личностью с ротацизмом удалось лишь единицам.

В каком возрасте дети обычно осваивают четкое и внятное произношение [Р]? Как правило, артикуляция всех звуков, включая этот, должна быть сформирована к 5–6 годам. Если к этому времени ребенок все еще не «рычит», рекомендуется обратиться к логопеду.

Освоение звука [Р] должно быть поэтапным:

 Постановка проблемного звука;

 Автоматизация его произношения.

 

Как освоить звук [Р] в домашних условиях?

Если вы приняли решение самостоятельно работать над коррекцией речевого дефекта, руководствуйтесь ключевым правилом: занятия должны доставлять ребенку радость. Обучение через игру — вот главный метод! Ежедневные тренировки следует начинать с разминки — артикуляционной гимнастики для разогрева речевого аппарата. Ее цель — выработка и закрепление правильного  положения органов речи, необходимых для корректного произнесения проблемного звука, поскольку четкая артикуляция требует сильных и подвижных языка, губ и нёба. Заниматься нужно под счет взрослого, выполняя каждое упражнение по 5–6 раз перед зеркалом, достаточно большим, чтобы ребенок мог четко видеть свое отражение.

 

Упражнения для постановки звука [Р]:

 

· «Заборчик»: Растянуть губы в улыбке, обнажив сомкнутые зубы.

· «Окошко»: Широко открыть рот, чтобы были видны зубы, и удерживать это положение.

· «Чистим зубки»: Приоткрыть рот, кончиком языка («щеткой») водить по внутренней поверхности зубов (вправо-влево).

· «Маляр»: Улыбнуться, показав зубы, затем приоткрыть рот и широким языком «поглаживать» нёбо вперед-назад.

· «Лошадка»: Улыбнуться, приоткрыть рот, цокать языком, как лошадь. В работе должен участвовать весь язык, а не только кончик.

· «Грибок»: Принять положение как в «Лошадке», но язык неподвижно и широко прижать к нёбу на 10 секунд. Это ключевое упражнение для растяжки уздечки.

· «Дразнилка»: Высунуть язык и поболтать им из стороны в сторону.

Эти упражнения способствуют развитию артикуляционного аппарата. Непосредственно для вызывания вибрации используются специальные техники.

 «Моторчик»: Рот открыт, губы в улыбке, передняя часть языка на альвеолах. Ребенок должен с силой дуть на язык с голосом (получается нечто вроде Д-Ж-Ж-Ж).

· Губы в улыбке, язык стучит по альвеолам: «д-ды-д-ды», в это время взрослый пальцем (или шпателем) может помогать вызывать вибрацию кончика языка.

Можно попросить ребенка широко открыть рот на звуке «з-за» и аккуратно, ритмично двигая шпателем под его языком влево-вправо, добиться появления вибрации. При правильном выполнении должен четко прозвучать долгожданный [Р].

Когда регулярные занятия начнут приносить плоды и изолированный звук [Р] будет звучать четко, можно переходить к автоматизации: сначала в слогах (ра-ро-ри, ар-ор-ир, ара-оро-ири), затем в словах, где звук стоит в разных позициях (начало, середина, конец).

 

Автоматизация звука должна проходить по принципу «от простого к сложному»: слог → слово → фраза → текст → стихи → скороговорки → спонтанная речь.