Совместно и индивидуальная форма организации коллективной изобразительной деятельности.

Самарская Снежана Владимировна

Совместно - индивидуальная деятельность является одной из самых простых форм организации работы над коллективной композицией.  эта форма деятельности предполагает, что каждый ученик индивидуально выполняет изображение или изделие, которое на заверщающем этапе становится частью, элементом коллективной композиции. Согласование действий каждого из участников совместного труда осуществляется в начале урока, на первом этапе при разработке идеи совместной композиции. при планировании дальнейшей работ, и в конце урока, на последнем этапе, когда составляется и обобщается коллективная композиция.

 Несотря на кажущуюся простоту организации совместно -индивидуальной деятельности, учителю н уроке изобразительного искусства необходимо продумать ряд вопросов. от решения которых будет зависеть успешность творческой работы над составлением совместной композиции и ее эстетическое качество.

Методы и приемы организации совместно - индивидуальной деятельности учащихся разнообразны. они зависят от сложности темы и техники исполнения. но можно выделить в методике организации работы над совместной композицией ряд общих положений:

- продумать заранее композицию коллективной работы, выбрать цвет, размер и положение общей плоскости фона.

- выбрать единый изобразительный материал и технику изображения как для фона, так и для деталей коллективной композиции;

- определить соразмероность деталей в общей композиции и средство достижения соразмерности в индивидуально выполняемых элементах;

- определить технику сборки коллективной композиции;

- продумать процесс выполнения коллективной композиции, назначить из числа детей помошников дляведения работы по монтажу общей композиции на классной доске.

Если по сценарию урока учащиеся не знают о том. что их рисунки станут частью коллективной копозиции. то роль учителя в организации коллективного процесса. а также его результата велика. если же ученики сами являются инициаторами совместной работы. то они могут выступить и организаторами процесса деятельности. и составителями коллективной композиции.В этом случае учител ьявляется лишь консультантом или может возглавить работугруппы. которая составляет коллективную композици.

Главным условие успеха совместно - индивидуальной деятельности над композициями являются представление детей о предмете изображения, их умения и навыки работы в заданной техники. Достоинством совместно - индивидуальной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства является не только простота ее организации. но и возможность проследить вклад каждого ученика в коллективный результат и достойно оценить его работу, что очень сложно сделать  в итоге совместно -последовательной и совместно - взаимодействующей деятельности. Потому очень важно развивать у учащихся самооценку результата коллективной деятельности, умение анализировать достоинства и недостатки коллективной композиции, причем не только выявлять ошибки, но и находить пути их исправления: доработать и обобщить коллективную композицию.