Главные вкладки

    Проблема компьютерной зависимости у подростков

    Падалкина Елена Михайловна

    Проблема компьютерной зависимости у подростков

    В эпоху бурного развития информационных технологий компьютер воспринимается как неотъемлемая часть нашей жизни. Большинство современных детей вообще не представляют себе без него ни учебу, ни досуг и часами просиживают один на один с «железным» мозгом. В своей педагогической практике мне пришлось столкнуться с подобной проблемой. Подросток, который имел хорошую успеваемость по учебным предметам и регулярную посещаемость, вдруг перестал ходить на занятия, стал неуспевающим по многим дисциплинам, прекратил общение с однокурсниками и друзьями. При общении с родителями выяснилось, что с ними он стал груб и раздражителен. Всё время подростка было занято компьютерной игрой, настоящая реальность перестала для него существовать. У меня, как у классного руководителя, появилась необходимость более детального изучения данной проблемы, чтобы со своей стороны помочь подростку.

    Известно, что рискованные игры (в том числе и компьютерные) могут вызывать зависимость, в чем-то похожую на алкогольную или даже наркотическую.

    Педагоги-психологи говорят, что игра занимает значительное место в жизни людей, потому что от игры никто не требует результатов, там нет никакой ответственности! Если подросток в детстве не получил в достаточной форме признания, уважения, любви, то скорее всего он будет стремиться получить все это в игре. Потому что в игре он может быть главным, его все слушаются, его уважают, его боятся.

    Можно выделить следующие симптомы компьютерной игровой зависимости:

    • раздражение человека, когда тот играет в компьютерную игру и его зовут куда-то или требуют на что-то обратить внимание;
    • человек, который много времени проводит за компьютером, забывает домашние дела, должностные обязанности, учебу, встречи и договоренности;
    • человек пренебрежительно относится к собственному здоровью, гигиене и сну в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
    • ощущение эмоционального подъема во время игры.

    Отдельно выделяют физические симптомы. Это сухость в глазах, головные боли, боль в спине, нерегулярное питание, изменение режима сна.

    Как бороться?

    Как бы это ни банально звучало, но надо с зависимым человеком разговаривать. Особенно это касается родителей. Они должны рассказать о своих чувствах детям, о переживаниях за него. В этом случае морали и запреты не помогут. Такие методы еще могут немного повлиять на 11-12-летнего геймера, однако, на подростка 15-16 лет вряд ли.

    Совет полезный, но ограничение доступа к компьютеру в любом случае будет неплохим делом! А если и такие меры не дают положительного результата, то нужно обязательно обращаться к специалистам, ведь любая болезнь требует специализированного лечения, и зависимость от компьютерных игр не является исключением.

    Самостоятельные попытки освободиться от зависимости чаще всего приводят к депрессии, которая исчезает, когда больной возвращается к привычному занятию.

     По мнению врачей, тяга к игре намного сильнее и избавиться от нее труднее, чем от наркотиков.

    Нам повезло! В результате совместных усилий родителей, педагога-психолога, классного руководителя и, конечно, самого ученика нам удалось справиться с этой проблемой и вернуть подростка к реальности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл problema_kompyuternoy_zavisimosti_u_podrostkov.docx15 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проблема компьютерной зависимости у подростков

    В эпоху бурного развития информационных технологий компьютер воспринимается как неотъемлемая часть нашей жизни. Большинство современных детей вообще не представляют себе без него ни учебу, ни досуг и часами просиживают один на один с «железным» мозгом. В своей педагогической практике мне пришлось столкнуться с подобной проблемой. Подросток, который имел хорошую успеваемость по учебным предметам и регулярную посещаемость, вдруг перестал ходить на занятия, стал неуспевающим по многим дисциплинам, прекратил общение с однокурсниками и друзьями. При общении с родителями выяснилось, что с ними он стал груб и раздражителен. Всё время подростка было занято компьютерной игрой, настоящая реальность перестала для него существовать. У меня, как у классного руководителя, появилась необходимость более детального изучения данной проблемы, чтобы со своей стороны помочь подростку.

    Известно, что рискованные игры (в том числе и компьютерные) могут вызывать зависимость, в чем-то похожую на алкогольную или даже наркотическую.

    Педагоги-психологи говорят, что игра занимает значительное место в жизни людей, потому что от игры никто не требует результатов, там нет никакой ответственности! Если подросток в детстве не получил в достаточной форме признания, уважения, любви, то скорее всего он будет стремиться получить все это в игре. Потому что в игре он может быть главным, его все слушаются, его уважают, его боятся.

    Можно выделить следующие симптомы компьютерной игровой зависимости:

    • раздражение человека, когда тот играет в компьютерную игру и его зовут куда-то или требуют на что-то обратить внимание;
    • человек, который много времени проводит за компьютером, забывает домашние дела, должностные обязанности, учебу, встречи и договоренности;
    • человек пренебрежительно относится к собственному здоровью, гигиене и сну в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
    • ощущение эмоционального подъема во время игры.

    Отдельно выделяют физические симптомы. Это сухость в глазах, головные боли, боль в спине, нерегулярное питание, изменение режима сна.

    Как бороться?

    Как бы это ни банально звучало, но надо с зависимым человеком разговаривать. Особенно это касается родителей. Они должны рассказать о своих чувствах детям, о переживаниях за него. В этом случае морали и запреты не помогут. Такие методы еще могут немного повлиять на 11-12-летнего геймера, однако, на подростка 15-16 лет вряд ли.

    Совет полезный, но ограничение доступа к компьютеру в любом случае будет неплохим делом! А если и такие меры не дают положительного результата, то нужно обязательно обращаться к специалистам, ведь любая болезнь требует специализированного лечения, и зависимость от компьютерных игр не является исключением.

    Самостоятельные попытки освободиться от зависимости чаще всего приводят к депрессии, которая исчезает, когда больной возвращается к привычному занятию.

     По мнению врачей, тяга к игре намного сильнее и избавиться от нее труднее, чем от наркотиков.

    Нам повезло! В результате совместных усилий родителей, педагога-психолога, классного руководителя и, конечно, самого ученика нам удалось справиться с этой проблемой и вернуть подростка к реальности.


     

    Комментарии

    Могучая Наталья Николаевна

    Уважаемая Елена Михайловна, как хорошо что Вы затронули эту тему. Сколько детей сейчас попадают в эту ловушку компьютерной техники. Часто слышим от родителей "ничего не можем сделать", если ы родители не можете, то как нам помочь в одиночку? Возьму Вашу статью на замету, и проведу собрание на эту тему. Ещё раз Вам спасибо. Успехов в работе.

    Падалкина Елена Михайловна

    Спасибо Вам за комментарий.Проблема, действительно, стала актуальной в наше время. Понятно, что мы не сможем оградить наших детей от новых технологий, но должны помочь им использовать эти достижения современности с пользой.Я тоже проводила родительское собрание по этой теме и,как оказалось, многих родителей эта проблема беспокоит. Буду рада, если помогу Вам.

    Храмова Ирина Ивановна

    Елена Михайловна, Вы абсолютно правы в том, что с зависимым человеком нужно, в первую очередь, разговаривать. Подростки имеют более реальный шанс на избавление от зависимости по сравнению с взрослыми. Этот шанс зависит от способности родителей подчинить ребенка своим требованиям с помощью методов воспитания,повышенного внимания,эмоциональной поддержки (так же и со стороны педагогов). Для коррекции зависимости родители должны жестко поставить подростка перед рядом требований и контролировать их выполнение. Вот эти требования:
    - Использовать компьютер в развлекательных целях можно не более 1,5 часов в день в будни и 2 часов в выходные.
    - Подросток может играть в игры, общаться в соц. сетях или посещать развлекательные сайты только после выполнения домашнего задания и домашних обязанностей.
    - Зависимый от ПК подросток может использовать компьютер, только если регулярно посещает любую физкультурную секцию.
    Спасибо Вам за интересные размышления по данной теме.

    Храмова Ирина Ивановна

    Елена Михайловна, Вы абсолютно правы в том, что с зависимым человеком нужно, в первую очередь, разговаривать. Подростки имеют более реальный шанс на избавление от зависимости по сравнению с взрослыми. Этот шанс зависит от способности родителей подчинить ребенка своим требованиям с помощью методов воспитания,повышенного внимания,эмоциональной поддержки (так же и со стороны педагогов). Для коррекции зависимости родители должны жестко поставить подростка перед рядом требований и контролировать их выполнение. Вот эти требования:
    - Использовать компьютер в развлекательных целях можно не более 1,5 часов в день в будни и 2 часов в выходные.
    - Подросток может играть в игры, общаться в соц. сетях или посещать развлекательные сайты только после выполнения домашнего задания и домашних обязанностей.
    - Зависимый от ПК подросток может использовать компьютер, только если регулярно посещает любую физкультурную секцию.
    Спасибо Вам за интересные размышления по данной теме.

    Храмова Ирина Ивановна

    Елена Михайловна, Вы абсолютно правы в том, что с зависимым человеком нужно, в первую очередь, разговаривать. Подростки имеют более реальный шанс на избавление от зависимости по сравнению с взрослыми. Этот шанс зависит от способности родителей подчинить ребенка своим требованиям с помощью методов воспитания,повышенного внимания,эмоциональной поддержки (так же и со стороны педагогов). Для коррекции зависимости родители должны жестко поставить подростка перед рядом требований и контролировать их выполнение. Вот эти требования:
    - Использовать компьютер в развлекательных целях можно не более 1,5 часов в день в будни и 2 часов в выходные.
    - Подросток может играть в игры, общаться в соц. сетях или посещать развлекательные сайты только после выполнения домашнего задания и домашних обязанностей.
    - Зависимый от ПК подросток может использовать компьютер, только если регулярно посещает любую физкультурную секцию.
    Спасибо Вам за интересные размышления по данной теме.

    Храмова Ирина Ивановна

    Елена Михайловна, Вы абсолютно правы в том, что с зависимым человеком нужно, в первую очередь, разговаривать. Подростки имеют более реальный шанс на избавление от зависимости по сравнению с взрослыми. Этот шанс зависит от способности родителей подчинить ребенка своим требованиям с помощью методов воспитания,повышенного внимания,эмоциональной поддержки (так же и со стороны педагогов). Для коррекции зависимости родители должны жестко поставить подростка перед рядом требований и контролировать их выполнение. Вот эти требования:
    - Использовать компьютер в развлекательных целях можно не более 1,5 часов в день в будни и 2 часов в выходные.
    - Подросток может играть в игры, общаться в соц. сетях или посещать развлекательные сайты только после выполнения домашнего задания и домашних обязанностей.
    - Зависимый от ПК подросток может использовать компьютер, только если регулярно посещает любую физкультурную секцию.
    Спасибо Вам за интересные размышления по данной теме.

    Падалкина Елена Михайловна

    Ирина Ивановна, спасибо Вам, что также не остаётесь равнодушной к этой проблеме. Я с Вами согласна. Но иногда родители не имеют достаточного авторитета у ребёнка и мало могут на него влиять. Он их просто игнорирует. Вот тогда, действительно, очень трудно. Приходится работать со всеми сразу.

    Елена Михайловна, очень хорошо, что Вы затронули данную тему. Эта проблема действительно существует. Очень важно владеть информацией и уметь помочь подростку и его близким.

    Елена Михайловна, Вы абсолютно правы с зависимым человеком нужно разговаривать, это самое малое что можно сделать, возможно следует заменить свободное время на прогулки или спорт. Во многом не последнюю роль играет и сотрудничество родителей с учителями. Для освобождения от зависимости родители должны поставить подростка жесткие условия и контролировать их выполнение, иначе толку не будет. Не следует позволять использовать компьютер более 2 часов в день, загрузить подростка спортивными играми, лучше на свежем воздухе, лыжи, биатлон, коньки, только так можно добиться результата. Спасибо вам за актуализацию на данной проблеме.

    Падалкина Елена Михайловна

    Юлия Владимировна, спасибо за комментарий. Когда я столкнулась с этой бедой в своей пед. деятельности, то мы вместе с родителями всё это и постарались осуществить. Получилось!

    Это "чума" нашего времени!У нас в районе города только 1 медицинский специалист работает в этом направлении,просто на разрыв!!

    Падалкина Елена Михайловна

    У нас такая же проблема! Специалистов просто НЕТ! Хорошо, если классному руководителю не всё равно, а, ведь, бывает и по-другому!

    Более того: сейчас эта проблема молодеет! Дети с 4-5 класса начинают "залипать" и родители не бьют тревогу!!

    Падалкина Елена Михайловна

    Это ещё ничего!У меня дочкам 3 и 5 лет, они уже все кнопочки знают на компьютере!и как всё переключается, и как мультики найти и др. Ругаюсь с ними, стараюсь максимально дозировать.