Курсовая

Людмила Игоревна Пшеничникова

Курсовая работа по теме - "Разработка фестиваля эстрадной песни "Один в один" со школьниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya.docx344.19 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра музыкального образования

Пшеничникова Людмила Игоревна

РАЗРАБОТКА ФЕСТИВАЛЯ ЭСТРАДНОЙ ПЕСНИ «ОДИН В ОДИН»

СО ШКОЛЬНИКАМИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

        

Курсовая защищена

Специальность: 53.02.01

с оценкой_______________________

Музыкальное образование

«      » _______________ 2019 года

Курс: 3, группа: 30

Руководитель: Арсентьева И.Н.,

преподаватель МДК 03.03.музыкально инструментальный класс

высшей квалификационной категории

Челябинск, 2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА

1.1. Характеристика и специфические особенности эстрадного вокала

6

1.2. Занятие эстрадным пением как музыкально-образовательная среда для детей

10

1.3. Роль эстрадного вокала в развитии эмоционально-чувственной

13

сферы детей

Выводы по 1 главе

16

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ФЕСТИВАЛЯ «ОДИН В ОДИН» СО ШКОЛЬНИКАМИ

2.1. История развития фестивального движения  

18

2.2. Фестиваль как форма социально-культурной деятельности      

22

2.3. Методические особенности проведения музыкальных фестивалей    

25

2.4. Положение к фестивалю «Один в один»

28

Выводы по 2 главе    

31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

33

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

35

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. В настоящее время в России, наряду с радикальными политическими, экономическими, социальными преобразованиями, происходят серьезные изменения в области культуры, искусства и общественного сознания. В этих условиях музыкальное искусство эстрады занимает особую нишу в художественной культуре России. Этому способствует интенсивное развитие средств массовой информации и телекоммуникационных технологий. Еще в 2012 году  Алла Владимировна Торопова, сотрудник лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии «Психологического института» РАО, выступила с докладом и отметила, что качество жизни напрямую связано с индексом счастья человека. По этому показателю, к сожалению,  Россия занимает одно из последних мест. По мнению ученого, индекс счастья зависит от того получает ли подрастающее поколение  полноценное музыкальное образование. Как оказалось, именно  занятия музыкой и пением увеличивает такой показатель как качество жизни и связанный с ним индекс счастья [32].

 По нашему мнению, пение, в том числе эстрадное пение являются одним из могучих средств формирования личности учащихся, способствует развитию их творческих способностей и музыкального вкуса. Установлено, что современное эстрадное вокальное искусство во всем многообразии своих средств и форм оказывает огромное влияние на сознание, чувства, вкусы, формирование эстетического отношения к действительности, развитие творческих качеств личности, способствует ее всестороннему развитию.

В системе отечественной музыкальной педагогики эстрада является  самой молодой. Эстрадная музыка, по мнению музыкальных критиков, психологов и педагогов,  является мощным методом воздействия на молодежь. Сила и широта ее влияния приобретает всеобщие масштабы. На сегодняшний день наблюдается повышенный интерес ученых, исследователей к данному виду искусства (О.П. Радынова, А.В. Торопова, Н.Г. Тагильцева, Э.Б. Абдуллин, А.Б. Арутюнова)  к его истокам, истории становления, вопросам теории и терминологии, к определению роли и места этого вида искусства в художественной культуре России как целостном мире искусства. Соответственно, развивается и такая область, как методика преподавания искусства эстрадного пения (И.О. Исаева, И.Б Бархатова, Н.Б. Гонтаренко, и др.).

 До недавнего времени считалось, что основным видом музыкального исполнительства в условиях общеобразовательной школы являлось хоровое музицирование. Но в последнее десятилетие, благодаря высокому развитию средств массовой информации, популяризации таких  известных телепроектов, конкурсов и фестивалей как  «Евровидение», «Новая волна», «Голос»  и т.д., эстрадное пение стало очень востребовано и всегда  вызывает живой интерес у детей, родителей, зрителей к этому виду и форме художественного творчества. Такая популярность объясняется тем, что фестиваль, как особый вид музыкального искусства имеет свои специфические особенности. Этому движению свойственны такие качества как открытость, импровизация, праздничность, оригинальность, зрелищность. Эта форма развивается как искусство праздничного досуга, всегда стремясь к необычности и разнообразию.

О.П. Радынова, доктор педагогических наук, констатирует тот факт, что детская эстрада - это достаточно новое направление детского музыкального творчества, которое привлекает современных школьников своей яркой выразительностью, «взрослыми» аранжировками, современной стилистикой, насыщенным вокалом и возможностью проявить свои креативные способности [24]. По нашему мнению проведение эстрадных фестивалей в условиях общеобразовательной школы в рамках внеклассной музыкально-исполнительской деятельности создают для школьников музыкально-образовательную  среду, которая представляет собой музыкальный мир. Во время участия в фестивале «Один в один» дает  возможность ребенку развиваться, перевоплощаться, переживать, чувствовать и видеть мир в целом иначе.

Актуальность проблемы настоящего исследования обусловлена наличием противоречия между потенциальными возможностями фестиваля как формы развития эмоционально-чувственной сферы личности школьника, и недостаточной теоретической разработанностью его организации и проведения в условиях общеобразовательной школы.  Все вышеизложенное указывает на актуальность данной проблемы и обусловливает выбор темы исследования: «Разработка фестиваля эстрадной песни «Один в один» со школьниками».

Цель исследования –  на основе анализа психолого-педагогической, музыкально-педагогической и культурологической литературы, разработать методику организации фестиваля «Один в один» в условиях общеобразовательной школы.

Объект исследования: внеклассная работа в образовательном процессе школы.

Предмет исследования: методическое обеспечение фестиваля «Один в один» для школьников.

Задачи:

  • проанализировали и раскрыли особенности эстрадного вокала, его влияние на развитие ребенка;
  •  выявили роль музыкально-образовательной среды, и определили значение эстрадного вокала для эмоционально-чувственной сферы;
  • на основе анализа методической литературы систематизировали этапы развития фестиваля, представили социально-культурную функцию;
  • Разработали методику организации фестиваля «Один в один» в общеобразовательной школе.

Методы исследования:

  • анализ литературы по данной теме;
  • систематизация изученного материала;
  • обобщение материалов исследования;

ГЛАВА 1.  ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

  1. Характеристика и специфические особенности эстрадного вокала

Рассматривая понятия «эстрадный вокал» обратимся к истории возникновения эстрадного вокала как вида музыкального искусства. По определению международной ассоциации эстрадный вокал (эстрадное пение) как направление возник с появлением городской культуры. В средние века это были мотеты, кантаты, позже - романсы. Отличала их простая повторная форма (чаще куплетная), светское содержание текстов (не духовной тематики) и доступная манера исполнения. Главное отличие эстрадной музыки и по сей день - это простота формы и содержания, доступность понимания массам [16].

Понятие «эстрадный вокал» мы будем рассматривать с позиции сочетания двух слов эстрада и вокал. В музыкальном словаре руководителя теоретического отделения         ДМШ О.Ю. Рогальской  отмечено, что слово вокал происходит от итальянского «воче» – голос [25]. Что же такое голос? В книге отечественного музыкального деятеля В.И. Руденко, мы можем увидеть суждение, что голос служит только инструментом, само же искусство пения гораздо сложнее одного звуковедения. Оно рисует нам образы, отражает эмоциональные состояния. В пении участвует не только звук, но и осмысленное слово.  Как всякий специалист вооружен знаниями и определенными приемами, так и певец должен владеть вокальной техникой, то есть свободно управлять своим голосом. Таким образом, автор книги рассматривает понятие «вокал» как технологический процесс художественного пения [26]. Обратимся к понятию «эстрада», которое возникло в отечественном искусствознании в начале 20 века и, по мнению искусствоведов, объединяет все разновидности искусства легко воспринимаемых жанров. В «Толковом словаре» советского лингвиста Д.Н. Ушакова понятие  «эстрада» рассматривается как: «это  помост, подмостки, площадка, возвышающаяся над уровнем земли или поля, для выступающих перед публикой исполнителей чего-нибудь» [30]. Есть и второе значение данного понятия:  «эстрада - это искусство малых форм, область зрелищно - музыкальных представлений на открытой сцене, эстраде …» [30]. Таким образом, в результате анализа понятий, мы пришли к выводу, что  эстрадный вокал это особенный вид современного вокального искусства, который имеет много оттенков, сочетает в себе много стилей и направлений, создает богатую политру образов.

У эстрадного вокала, как особого вида музыкального искусства существуют свои  исполнительские особенности. Рассмотрим более подробно. Эстрадный вокал  по своему звучанию ученые определяют как нечто среднее между академическим (или классическим) вокалом и народным вокалом. Авторы методических пособий по вокальному искусству (В.В. Емельянов, И.Б. Бархатова) отмечают, что главное отличие эстрадного вокала от академического и народного состоит в целях и задачах вокалиста, так как академические и народные певцы всегда работают в рамках определенного канона или регламентированного звучания и для них отклоняться от нормы не принято [4];[13]. Методист по музыкально-эстетическому воспитанию Н.Б. Гонтаренко  считает, что задача эстрадного вокалиста  заключается в поиске своего оригинального звука, своей собственной характерной, легко узнаваемой манеры поведения, а также сценического образа [11]. Автор отмечает, что по той же причине, в эстрадных песнях гораздо чаще встречаются трудные для выпевания фразы, требующие быстрой смены дыхания, в то время как в академических и народных песнях, зачастую, текст в большей степени адаптируется под музыку [11]. Таким образом, основной спецификой эстрадного вокала являются поиск и формирование неповторимого, уникального голоса вокалиста. Все вокальные педагоги сходятся во мнении, что для того, чтобы найти свою оригинальную манеру пения, необходимо овладеть достаточно широким диапазоном технических приемов.

Заведующая кафедры музыкального искусства эстрады И.Б. Бархатова утверждает, что в эстрадном вокале сочетается техника академического вокала и народного пения, а также ряд специфических приемов, характерных именно для эстрады. Иногда многие, кто только начинает постигать азы техники пения, невольно, а порой и сознательно, пытаются подражать любимым эстрадным исполнителям, слепо копируя их манеру пения. Как показывает практика, далеко не всем это идет на пользу в будущем. Здесь все индивидуально: для одних рождение красивого певческого голоса будет счастливой неожиданностью, а для других - результатом долгого и кропотливого труда. Разговорной манерой пения пользуются все. Народную манеру пения обычно называют «белым звуком», «открытым пением», в противовес округленному прикрытому звучанию голоса в академической манере [4].

Известный педагог, автор книги «Как стать звездой: уроки эстрадного пения» И.О. Исаева пишет,  что эстрадное пение отличается от академического не только самой манерой исполнения, способами вокализации и фонации, но и средствами сценического воплощения. Это сольное и ансамблевое пение под музыкальную фонограмму с микрофоном, напрямую связанное с постановкой концертных эстрадных номеров (т.е. объединения вокального исполнения, танцевальных движений и актерского воплощения образного строя и содержания песен средствами мимики, пластики, сопровождение исполнения песни яркими костюмами). Внешнее оформление номера очень важно. Причем, все эти средства нужно применять так, чтобы они работали на создание цельного синтетического образа. В этом и заключается сложность музыкального эстрадного номера. На эстраде много песен, которые невозможно исполнить «в живую», голос исполнителя до неузнаваемости изменен эффектами. Такие песни выглядят эффектно в клипах или на сцене, но только за счет танцевальной поддержки и световых эффектов [17].

Уточним, что эстрадное пение отличается от других жанров нетолько самой манерой исполнения, способами вокализации и фонации, но и средствами сценического воплощения. Это сольное и ансамблевое пение под музыкальную фонограмму с микрофоном, напрямую связанное с постановкой концертных эстрадных номеров (т.е. объединения вокального исполнения, танцевальных движений и актерского воплощения образного строя и содержания песен средствами мимики, пластики, сопровождение исполнения песни яркими костюмами) [24].

 Доктор педагогических наук В.Г. Кузнецов писал: «Одной из главных особенностей музыкального эстрадного номера, вокального или инструментального, является специфика общения со зрителем. Эстрадный исполнитель непременно обращается к зрителю» [19, с.102]. Ученый-исследователь, музыкант В.В. Емельянов, обращает внимание на то, что  не менее важна актёрская интерпретация - это взгляд на данный материал через своё, личное состояние и отношение, где вокальная техника является активной помощницей актёрского мастерства [13]. По нашему мнению, используя знания различных манер, ребенок постепенно находит свой стиль, близкий ему по духу и природным качествам. В.В. Емельянов также высказывает точку зрения, что создание собственного образа есть долгий путь и он складывается из предшествующих знаний, практического опыта, навыков и состояния души. «Как создать свой образ?» - это главный вопрос для эстрадного исполнителя вокального жанра, на который он должен ответить сам [13].

В результате теоретического анализа материала данного параграфа, мы пришли к выводу, что эстрадный вокал является  особым  видом музыкального искусства, который имеет свои специфические особенности необходимые для исполнения. Этому искусству свойственны такие качества, как открытость, лаконизм, импровизация, праздничность, оригинальность, зрелищность, так как, развиваясь как искусство праздничного досуга, эстрада всегда стремилась к необычности и разнообразию.

1.2. Занятие эстрадным пением как музыкально-образовательная среда для детей

Для всестороннего развития личности школьников имеет огромное значение среда, в которой и происходит становление и развитие личности. Советский педагог Г.Г.Нейгауз говорил о том что: «таланты создавать нельзя, но можно создавать среду для их проявления и роста» [14, с. 25].Мы согласны с такой точкой зрения, так как считаем, что занятия эстрадным вокалом создают творческую атмосферу и благоприятную среду для раскрытия творческого потенциала ребенка. Рассмотрим понятие «среда» с разных точек зрения:

1. В книге доктора наук и психотерапевта Байярд Р.Т., Байард Д. «Ваш беспокойный подросток» понятие «среда» рассматривается как: «окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью условий» [3, с.19].  

2. В.В. Гусев, педагог-психолог, осмыслив понятие «среда» пришел к выводу, что в педагогическом процессе должно быть введено такое понятие, как микросреда, которую ученый рассматривает как: «мир взаимосвязанных предметов, явлений людей, которые постоянно окружают подростка и обуславливают его развитие» [12, с. 10].

Нам импонирует понятие В.В. Гусева, согласно которому мы будем понимать среду как образовательную. По нашему мнению, занятие эстрадным вокалом мы можем назвать как музыкально-образовательная среда. В результате анализа вышеобозначенных понятий, мы пришли к выводу, что  в контексте нашего исследования музыкально-образовательная среда - это музыкальный мир в котором ребенок имеет возможность развиваться, переживать, чувствовать и видеть мир в целом иначе.

Рассмотрим значение эстрадного пения, которое мы можем обзначить как певческую деятельность, для всестороннего образования личности ребенка. Современной наукой доказано, что дети, занимающиеся певческой деятельностью, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны.  По мнению ученых (Д.Б. Кабалевский, Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова, Л.В. Горюнова и др.)  певческая деятельность является одним из основных, доступных и любимых детьми видов музыкальной деятельности.

Ученые-музыканты (Г.А. Семячкина, Н.А. Метлов, Н.А. Ветлугина) установили, что в процессе певческой деятельности успешно формируются весь комплекс музыкальных способностей, эмоциональная отзывчивость на музыку, обогащаются переживания ребенка. Кроме того решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности школьника. В то же время занятия вокально-эстрадным пением позволяют выявить лучшие физические качества голоса, раскрытие его красоты; накопление опыта вокального интонирования, обучение приемам пения, навыкам выразительного исполнения; на основе цветоэмоциональной отзывчивости - обогащение тембровых красок голоса, музыкального слуха; освоение приемов снятия психического и мышечного напряжения; расширение знаний об искусстве, певческой культуре. Наукой доказано, что пение оказывает глубокое воздействие на эмоциональную сферу ребёнка, на умственное развитие, а также совершенствует основные психические функции растущего организма. По мнению врачей, пение является не только лучшей формой дыхательной гимнастики увеличивающей амплитуду дыхания, лёгочную вентиляцию, так же поднимает эмоциональный тонус, улучшает работоспособность организма.

 Мы считаем, что занятие эстрадным пением способствует тому, что дети глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Это нам доказывает доктор педагогических наук Радынова О.П., которая пишет, что детская эстрада - это достаточно новое направление детского музыкального творчества. Оно привлекает современных школьников своей яркой выразительностью, «взрослыми» аранжировками, современной стилистикой, насыщенным вокалом и возможностью проявить свои креативные способности [24]. По мнению ученого, внеклассные занятия эстрадным вокалом направлены, прежде всего, на становление и развитие личности ребенка, формирование его духовной культуры и развитию его индивидуальных музыкальных способностей. Автор считает, что занимаясь эстрадным пением, школьник не только овладевает искусством вокала, специфическими приемами, характерными для различных жанров современной популярной музыки, но и учится работать в команде с другими детьми [24].

Согласно мнению Ветлугиной Н.А. в условиях коллективного исполнения у школьников развивается «чувство локтя», доверия партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива. При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку [9].

На наш взгляд, занятия эстрадным вокалом, кроме навыков сцены,  воспитывают важные качества необходимые в работе и в жизни - дисциплину, ценостное отношение к своему и чужому времени, а так же уважение к труду. Известные отечественные ученые в области психологии, педагогики, музыкальной педагогики (Б.Г. Ананьев, О.П. Радынова, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, Б.М. Теплов) сходятся во мнении,  что певческая деятельность представляет собой систему, связанную с формированием единства эмоциональной и интеллектуальной сфер психики человека.

Мы можем предположить, что занятия эстрадным пением, которое  на сегодняшний день является основным средством приобщения школьников к музыкальному искусству, помогают детям добиться положительных результатов в образовательной, воспитательной и развивающей сфере.

1.3 Роль эстрадного вокала в развитии эмоционально-чувственной сферы детей

Отечественные ученые В.М. Бехтерев, И.М. Догель, И.М. Сеченов выявили положительное влияние музыки на различные системы человека. Авторы научных работ определили взаимосвязь музыки и ритмических движений, которая повышает общий жизненный тонус, формирует произвольность психических функций, воспитывает способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности. На эти имена ссылается известный педагог Г.И. Анисимова в книге «100 музыкальных игр для развития дошкольников» [1].  Автор считает,  что музыкальная деятельность вызывает у детей эмоциональную отзывчивость, которая выражается в чувственном восприятии мира и придерживается точки зрения, что необходимо с раннего возраста развивать эмоционально-чувственную сферу детей.

Обратимся к понятию эмоционально чувственная сфера. В толковом словаре советского ленгвиста С.И. Ожегова понятие «эмоция» рассматривается как: «душевное переживание, чувство. Положительные, отрецательные эмоции…» [22, с. 910]. Доктор педагогических наук А.В. Торопова рассматривает эмоции как непосредственное переживание значимости действующих на индивида явлений и ситуаций [7]. В словаре С.И. Ожегова понятие «чувство» определено как: «способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия, а также само такое ощущение…» [22, с. 888].  Таким образом, мы можем определить, что эмоции играют важную роль в отношении с чувствами в составе эмоционально-чувственной сферы. У Валошиной Р.Г.  психолога-практика мы можем увидеть суждение, что эмоции и чувства это своеобразные состояния психики, накладывающие отпечаток на жизнь, деятельность, поступки и поведение человека. Если эмоциональные состояния определяют в основном внешнюю сторону поведения и психической деятельности, то чувства влияют на содержание и внутреннюю сущность переживаний, обусловленных духовными потребностями человека [28]. И так мы можем сделать вывод, что эмоционально чувственная сфера это развитие собственных эмоций, эмоционального комплекса и чувств от аффекта.

Всем известно, что в процессе обучения детей пению одновременно у них воспитываются любовь к прекрасному в жизни и искусстве, развиваются внимание, воображение, мышление, память. В контексте темы нашего исследования нам интересна позиция педагога-вокалиста Т.Г. Кроник - автора методической работы по вопросу развития эмоционально-чувственной сферы детей школьного возраста посредством занятий в студии эстрадного вокала.  Автор методической работы пишет о том, что многие дети, придя в вокально-эстрадный коллектив, не обладая яркими музыкальными способностями, добились эмоциональной свободы на сцене, раскрыли актерские способности и стали победителями во Всероссийских и Международных конкурсах [18].

  Проанализировав работы  ученых, мы можем сделать вывод, что музыка положительно воздействует на развитие детей не только в творческом плане, но и в развитии психологических функций и организма в целом. Обратим внимание на рассуждение педагога практика Ю.А. Ивановского, который пишет: «В отличие от других искусств музыка действует на человека исключительно звуковыми средствами, отражая мир душевных переживаний человека, многообразную гамму его чувств и настроений» [15, с. 36]. Мы считаем, что занятия музыкой, пением, в том числе занятия эстрадным вокалом способствуют развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка. Доктор педагогических наук  Н.Г. Тагильцева пишет, что на занятиях вокалом в творческих коллективах, студиях, в рамках школьной внеучебной деятельности  детей учат правильно петь, красиво танцевать, свободно и раскрепощенно чувствовать себя в любой обстановке, в том числе на сцене.

 Т.Г. Кроник обращает внимание на факторы, способствующие успешному овладению детьми эстрадным искусством в рамках вокальной студии. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

1. Песенный репертуар необходимо тщательно подбирать, он должен отвечать возрасту певца и его духовно - нравственному обогащению, вызывать эмоциональный отклик. Предпочтение отдавать  музыкальным произведениям, которые имеют свою драматургию, содержат яркие и узнаваемые образы, доступные детям, близкие их жизненному опыту и выраженные простыми, ясными средствами.

2. В создании того или иного песенного образа участвуют интонация, мимика, пластика. Для этого используются различные виды кукольного театра, музыкальные игры. Детям свойственно обостренное чувство выразительности интонации, тембровой окраски звучания, тактильная чувствительность, подвижность мимики, непосредственная выразительность движений. Эти качества открывают широкие возможности для дальнейшего пробуждения у детей сенсорных способностей через освоение особенностей природных и художественных явлений – звука, формы, движения, возможностей слова и речи. Детям нравятся такие упражнения, когда они действуют от имени персонажа.

3. Различные творческие задания ставят детей перед необходимостью самостоятельно комбинировать, импровизировать, помогают детям «войти» в воображаемую ситуацию, вызвать соответствующие чувства. Знакомство с каждым жестом или танцевальным движением начинается с сообщения его значения. Интонированное произнесение слова или фразы, соответствующих этому значению, сопровождаются эмоционально-выразительным исполнением движения [18].

Н.Г. Тагильцева подчеркивает, что вокальные занятия, в том числе занятия эстрадным вокалом помогают ребенку сориентироваться в музыкальном мире, развивают его коммуникативные способности, расширяют представления о мире и людях, облегчая процесс прохождения ребенком социальной адаптации, помогают ему в сложном и неоднозначном процессе самосознания [29]. Нам очень импонирует данное высказывание, так как данная позиция автора, вызывает у нас интерес к занятиям эстрадным вокалом с детьми школьного возраста в общеобразовательной школе в рамках внеклассной деятельности, по нашему мнению, занятия эстрадным вокалом способствуют развитию эмоционально-чувственной сферы детей данного возраста.

Выводы по 1 главе

В первом параграфе нашего исследования мы проанализировали сущность понятия эстрадный вокал, его специфику и пришли к выводу, что эстрадный  вокал является  особым  видом музыкального искусства, который имеет свои специфические особенности необходимые для исполнения. Этому искусству свойственны такие качества, как открытость, лаконизм, импровизация, праздничность, оригинальность, зрелищность, так как, развиваясь как искусство праздничного досуга, эстрада всегда стремилась к необычности и разнообразию.

Во втором параграфе мы рассмотрели занятие эстрадным вокалом как музыкально-образовательную среду для детей и выявили, что  в контексте нашего исследования музыкально-образовательная среда - это музыкальный мир в котором ребенок имеет возможность развиваться, переживать, чувствовать и видеть мир в целом иначе. Так же пришли к выводу, что эстрадное пение воспитывает в детях чувство ответственности, дисциплину, развивает творческий подход к каждому делу, формирует духовную культуру и развивает музыкальные способности. А так же эстрадный вокал поднимает эмоциональный тонус и улучшает работоспособность всего организма.

В третьем параграфе - определили  значение  эстрадного вокала в развитии эмоционально-чувственной сферы детей.  Пришли к выводу, что занятия эстрадным вокалом помогают детям добиться эмоциональной свободы в любой обстановке, в том числе на сцене, сориентироваться в музыкальном мире, развивают его коммуникативные способности, расширяют представления о мире и людях, облегчая процесс прохождения ребенком социальной адаптации, помогают ему в сложном и неоднозначном процессе самосознания. Таким образом, занятия эстрадным вокалом способствуют развитию эмоционально-чувственной сферы детей данного возраста.


ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ФЕСТИВАЛЯ «ОДИН В ОДИН» СО ШКОЛЬНИКАМИ

2.1. Фестиваль как форма для творческого роста

В энциклопедической литературе понятие «фестиваль» подразумевает широкую общественную праздничную встречу. Она сопровождается смотром достижений разнообразных видов искусства: музыка, театр, кинематография  [22, с.850].

Фестиваль, по определению является массовым праздником, посвященным определенному виду искусства или объединяющему несколько видов художественного творчества. Фестиваль это возможность показать успех в музыкальном, изобразительном, литературном, театральном, эстрадном, цирковом или киноискусстве [27].

Фестивали появились в Британии. Один из первых был музыкальный. Но еще несколько тысяч лет назал в Древней Греции проводились подобные празднества, их можно также было условно назвать фестивалями. На лицо были все признаки: большое количество людей, которые объеденены общим смыслом и определенной тематикой,  веселье и пляски, продолжительность и регулярность проведения.

Определение фестиваль можно понимать  как массовое празднество, показ или смотр достижений искусств: эстрадного, театрального, кино. А в США таким термином назывались уличные ярмарки, где также присутствовала масса народу – разновозрастной публики. А на гуляниях выступали артисты [20].

Первые музыкальные фестивали в СССР проводились в 30-е годы XX века. Они устраивались в Ленинграде. Большое распространение Музыкальный фестиваль получил с конца 50-х годов. В 1957 были организованы фестивали советской музыки в Латвии, Литве, Эстонии. 1962 - первый в СССР Всесоюзный фестиваль современной музыки в г. Горьком. 1964 - Музыкальный фестиваль «Московские звёзды» и «Русская зима» в Москве, «Белые ночи» в Ленинграде, а также Музыкальный фестиваль общесоюзного, республиканского и местного масштабов [8].

Начиная с 1970-х годов, число фестивалей по всему миру постоянно растет, и ничто не предвещает конца этому взлету. В Северной Америке прошло около 2500 фестивалей. А только джазовых можно набрать как минимум 250 на тридцать стран, и их число растет с каждым годом. В Британии с 2006  провели  221 музыкальный фестиваль, в то время как три года назад их было всего 120.

 А в России только за лето 2019 прошло 16 музыкальных фестивалей. И это относится не только к музыкально ориентированным фестивалям, но и к другим событиям культуры и искусства, включая такие почтенные жанры, как кинофестивали, литературные и книжные фестивали (у многих при этом есть своя музыкальная программа), которые тоже испытывают подъем в последние годы. Фестивали сегодня почти так же глобализованы, как и футбольные чемпионаты [27].

Проанализировав нашу тему, мы вывели основные жанры и виды фестивалей. Рассмотрим основные жанры:

1.По видам искусства –музыкальные, театральные, кинофестивали, фестивали изобразительного искусства, фотофестивали. Подразделение фестивалей по видам искусств позволяет сделать акцент, выделить тот или иной вид из огромного многообразия. Чаще всего это разделение условно, довольно редко тот или иной фестиваль сосредотачивается на одном виде искусства, не затрагивая другие. Но, как правило, в названии фестиваля указан доминирующий вид искусства, на который ориентирован тот или иной проект.

-Кинофестивали-они имеют огромный интерес и популярность у общества, фильмы, которые демонстрируются на фестивалях получают всемирное признание и занимают достойное место в истории кинематографа ( Московский международный кинофестиваль;  Каннский кинофестиваль; Кинофестиваль «Сандэнс»).

-Фестивали театрального искусства - призваны активизировать современный театральный процесс, содействовать развитию современной драматургии, устанавливать долговременные творческие контакты и обмен опытом в области сценического искусства (Фестиваль-конкурс Всероссийской премии «Золотая маска»; Национальная премия и фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин»; Всероссийский фестиваль имени А.Володина «Пять вечеров»).

- Музыкальные фестивали - позволяют представить музыку как вид искусства во всем многообразии форм, стилей и направлений. Фестивали музыкального искусства являются очень престижными и проводятся практически во всех странах мира: в Норвегии, Великобритании, Венгрии, Финляндии, Швеции, Чехии, США, Канады, Италии, Испании, Эстонии и, конечно, в России. Среди Российских фестивалей очень известны такие как: «Белые ночи»; «Московские звезды»;  «Русская зима»; Международный конкурс-фестиваль молодых музыкантов «Симфомания»; Международный фестиваль-конкурс детских хоров «Рождество в России». Существуют фестивали, посвященные исключительно одному направлению, например, рок-фестивали «Рок над Волгой» и «Нашествие», где собираются исполнители и поклонники рока.

2. Фестивали могут разделяться по хронологическому принципу: ежегодные, биеннале (раз в два года), триеннале (раз в три года). Фестивали, проводимые с определенной периодичностью, имеют ряд преимуществ в отличие от разовых мероприятий. Регулярные художественные проекты позволяют выработать определенную концепцию, что приводит к росту их имиджа и повышению рейтинга.

3. По теории охвата: региональные, международные, республиканские. Большинство существующих фестивалей стремятся статуса международных проектов – нелокальность, расширение границ позволяют осуществить всеохватный диалог между различными культурами, способствуют интеграции конкретной местной культуры в мировой художественный процесс. Финансовая база организации каждого конкретного фестиваля искусств, а так же его идейная направленность определяет его «географический статус».

4.По составу участников: фестивали детского творчества, профессиональные, любительские, молодежные.

5.Фестивали на конкурсной основе и без нее. Наличие конкурсной основы позволяет рассматривать представленные произведения в совокупности, сопоставляя и сравнивая их для выявления лучших. Фестивали-конкурсы имеют более высокий имидж и статус, поскольку формируют состав жюри, которое осуществляет отбор конкурсных работ и оценивает их [10].

В современных условиях роль конкурсных и фестивальных мероприятий приобретает очень важное значение для коллективов народного художественного творчества. В первую очередь важность такой задачи, как максимальный охват населения разных социальных групп современного города и села. Вторая функция больше связана с такой задачей, как поиск и развитие талантов, здесь важно максимально обеспечить возможности творческого роста и самореализации наиболее одаренным непрофессионалам, способным внести весомый вклад в художественную сокровищницу общества своего времени. Во время фестивалей проводятся семинары-практикумы, где участиники могут получить ценные советы и оценку жюри. Они являются для участников и руководителей творческой лабораторией [27].

Виды: телевизионный (Евровидение; Славянский базар; Песня года); курортный вид (Юрмола; Кинотавр); благотворительный; алтернативных направлений (панк-рок; хип-хоп; брейк-данс).

По масштабу фестивали бывают: городской; окружной; региональный; всероссийский; международный.

Таким образом, мы можем сказать, что фестиваль-это объединение людей по интересам. Это совместная акция, которая сплачивает народы по различным направлениям  - музыка, песни, литература, кино. А так же дает возможность показать свои достижения и получить профессиональные оценки жюри своей работы.

2.2. Фестиваль как форма социально-культурной деятельности

Мероприятие фестиваль по своему определению является особой возможностью культурного обмена, расширения художественного кругозора у зрительских масс и у самих участников празднества. Будучи культурной универсалией, фестиваль искусств играет весомую роль в пространстве национальных культур, устанавливая взаимосвязь и порождая взаимовлияние, и в глобальном культуротворческом процессе, на что указывают  Шехтер Т.Е. [34] и Хренов Н.А. [33]. Так же общее значение художественного фестиваля отличается разнонаправленностью - это мероприятие оказывает свое воздействие не только на сферу межкультурных контактов, но и на уровень развития отдельных сообществ и конкретной личности.

Художественный фестиваль занимает особую область в пространстве социокультурной деятельности, отличаясь высокой степенью значимости для общества, отдельной личности, сферы международных отношений. М.М. Бахтин совершенно логично именовал фестиваль «первичной формой человеческой культуры» [5, с. 13], указывая тем самым на его непреходящее присутствие во всех известных культурах.

Как отмечают исследователи этого явления, художественный контекст, который является для любого фестиваля доминирующим, во времена нормативного, идеологизированного управления художественными процессами, оказывался едва ли не второстепенным и вспомогательным по отношению к политическим установкам на создание видимости реальности, интернациональности, народности и партийности советской многонациональной культуры.

 Однако, современные художественные задачи фестивальной практики значительно более многообразны, чем банальное обрамление тех или иных партийно-политических задач [2].

В СССР в 1957 года в Москве прошел самый большой и запоминающийся фестиваль, за все время в нашей стране.

Социально-культурная функция фестиваля проявлялась в том, что проведение его было настоящим праздником мира, дружбы и свободы. Он удивил масштабом и необыкновенно яркой программой. А так же объединил на своих площадках в Москве более 34 тысяч гостей из 131 страны мира. Он был самым запоминающимся праздником за всю историю фестивального движения.

Кроме запомнившегося лозунга «За мир и дружбу» на ярких значках, открытках и сувенирах, фестиваль 1957 года и сегодня остался в памяти Москвы-улица Проспект Мира, названная так в год фестиваля. «Фестивальная» улица, по которой можно проехать до парка «Дружбы», высаженного специально к фестивалю 1957 года. В день откртия парка боле 5000 гостей высаживали приготовленные саженцы. Эта совместная акция повторила и в дни XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 1958 году, который второй раз принимала Москва.

Фестиваль 1957 года подарил много известных песен. На церемонии закрытия в исполнении Владимира Трошина и Эдиты Пьехи впервые прозвучала песня «Подмосковные вечера», она стала своеобразным гимном фестиваля и блогадоря ему получила известность во всем мире [21].

Что такое фестиваль для участников? В первую очередь. Это - реальная возможность показывать свои достижения в сферах, которым посвящены фестивали:

 - раскрутить новые идеи, стартапы;

 - познакомиться с другими участниками;

- получить профессиональные оценки жюри своей работы;

- завязать новые знакомства и заключить сделки и договора;

 А для зрителей и поклонников фестиваль -

- это прекрасная возможность почувствовать атмосферу празднеств, узнавая что-либо новое;

- окунуться в море веселья и любви, лично познакомиться со своими кумирами и другими поклонниками.

Но для того чтобы фестиваль дал ожидаемый всеми результат, нужно тщательно готовиться к нему, учитывая многие нюансы [20].

Функция регулирования культурной политики также относится к кругу социокультурных функций художественного фестиваля, особенно если говорить не только о международном, но и о региональном фестивале. Во многих регионах это мероприятие имеет статус средства культурной политики - благодаря проведению фестиваля региональное министерство культуры может отслеживать новые тенденции в искусстве, узнавать предпочтения общества, видеть степень интереса социума к искусству и к данному мероприятию

Художественный фестиваль выполняет историческую функцию касания со временем: при проведении каждого последующего празднества происходит взаимопроникновение культурных эпох и конструируется связь между современностью и прошлыми веками. Фестиваль будто пробуждает дух творчества, стремление к осмыслению культурных традиций и к их модификациям в наши дни; осуществляется возобновление уже ушедших форм искусства. Распространенность фестиваля искусств в качестве особого социально-культурного мероприятия подтверждается «мировым фестивальным движением», обнаруживающим локальные типы культур, расширяющим общее культурно-творческое пространство. Историческая функция играет роль своеобразной социокультурной ниши, заключая в себе и функцию сохранения и накопления культурных ценностей и достижений, благодаря чему реализуется и функция воспитания, образования, познания и общеличностного развития каждого человека и социума в целом. Другими словами, участвуя в фестивале искусств или находясь в зрительном зале, каждый человек получает неоценимый когнитивно-духовный опыт, осознавая необходимость творческого действия, актуализирующего основные жизненные ценности социокультурного характера [27].

Современный мир переживает процесс глобализации и интеграции, что не может не влиять на сферу культуры. Поэтому важной социокультурной функцией фестиваля является интеграционная - глобализация создала «проблему стирания границ межкультурного разнообразия в рамках международного сообщества» [8], поэтому художественный фестиваль призван усилить культурные различия, рассмотреть специфику развития искусства в разных странах [27].

Функция регулирования культурной политики также относится к кругу социокультурных функций художественного фестиваля, особенно если говорить не только о международном, но и о региональном фестивале. Во многих регионах это мероприятие имеет статус средства культурной политики - благодаря проведению фестиваля региональное министерство культуры может отслеживать новые тенденции в искусстве, узнавать предпочтения общества, видеть степень интереса социума к искусству и к данному мероприятию [27].

Таким образом, мы можем сказать, что фестиваль это форма социально-культурной деятельности. Он имеет особую возможность в культурном обмене, расширения художественного кругозора у зрителей и у самих участников празднества. Так же влияет на развитие отдельных сообщест и личностей. Он объединяет странны и народы. Фестиваль выполняет функцию регулирования культурной политики, выполняет историческую функцию касания со временем, то есть помогает участниками и зрителям окунуться в разные эпохи. Участники  фестивалей искусств или зрители, каждый человек получает неоценимый когнитивно-духовный опыт, они осознают необходимость творческого действия. Но самой важной социокультурной функцией фестиваля является интеграционная - глобализация которая создала «проблему стирания границ межкультурного разнообразия в рамках международного сообщества», поэтому художественный фестиваль призван усилить культурные различия, рассмотреть специфику развития искусства в разных странах.

2.3. Положение и требования к проведению музыкального фестиваля

Отличие музыкального фестиваля от обычного концерта - фестиваль включает в себя серию событий, объединенную общей идеей или стилем музыки. В отличие от концертов, которые, как правило, длятся несколько часов, фестивали могут длиться на протяжении нескольких дней [6].

Используя в планах своей деятельности такую форму культурно- просветительной работы как фестивали, работники культуры получают универсальное средство для развития различных жанров народного творчества. Фестиваль - синтетический вид массовых мероприятий. Он может включать в себя как концертные номера песен, танцев, инструментальных произведений, так и сопутствующие формы – различные выставки художественно-прикладного вида; в программу фестивалей могут быть включены мастер- классы, семинары, круглые столы, встречи, конкурсы и др.

Подготовка к фестивалю ведется заранее, он планируется во времени теми организациями и учреждениями, которые курируют, руководят и организуют культурно - досуговую деятельность. Органы управления принимают Постановление о проведении фестиваля.

Задачи при подготовке:

1. Создание инициативной группы или оргкомитета по проведению  фестивалей;

2. Определение целей и задач, темы и идеи;

3. Разработка положения о фестивале;

4. Написания сценария;

5. Подбор будущих участников и работа с ними;

6. Подбор ведущих;

7. Формирование жюри;

8. Покупка призов для награждения участников;

9. Оформление места проведения;

10. Репетиционно-постановочный процесс;

11. Подготовка художественных номеров, выступление творческих коллективов;

12. Подбор музыкального сопровождения.

13. Завершается вся подготовительная работа одной – двумя генеральными репетициями. После проведения фестиваля проводится анализ и обсуждение, чтобы избежать повторения ошибок и закрепить наиболее удавшиеся моменты [20].

Оргкомитет фестиваля утверждает персональный состав рабочих групп, состав жюри, атрибутику фестиваля, а также решает другие вопросы, связанные с подготовкой и проведением.

Рабочие группы фестиваля осуществляют руководство по подготовке мероприятий фестиваля на местах, формируются и подчиняются оргкомитет фестиваля.

Оргкомитет разрабатывает Положение о фестивале. Положение – это документ, в котором регламентируются организационные моменты фестиваля.

Положение включает в себя:

1. Название (тема) фестиваля; 2. Цель и порядок его проведения; 3. Сроки и условия проведения; 4. Количественный и качественный состав участников, репертуар или задание; 5. Требования к фонограммам и реквизиту; 6. Критерии оценки результатов; 7. Состав жюри; 8. Определяются предлагаемые награды победителям;

Положение утверждается советом, администрацией или директором в зависимости от уровня конкурса, фестиваля, смотра (областной, открытый, районный и т.д.) [31].

Для оценки качества представленных номеров, программ, работ создаётся компетентное жюри. В состав жюри включаются специалисты по номинациям и конкурсам, представленным в Положении о фестивале. Его заключения по просмотренным номерам кладутся в основу решения оргкомитета о распределении призовых мест и награждении победителей.

Для оценки выступлений участников фестиваля разрабатывают  соответственные фестивалю критерии и оценки, например критерии музыкального фестиваля могут быть:

-вокальные данные конкурсанта; 

-соответствие песенного материала данному голосу; 

-артистизм; 

-сценическое воплощение; 

-костюмы; 

- качество фонограммы.

Для участия в фестивале разрабатывается специальная заявка-анкета, в которой предусматриваются графы необходимые при организации фестиваля и сроки подачи в оргкомитет, например:

1. Город, район.

2. Ф.И.О. участника.

3. Возрастная группа

4. Ф.И.О. руководителя коллектива, телефон.

8. Название произведения.

9. Продолжительность в минутах.

В приложении работы представлено положение о проведении городского фестиваля - конкурса "Семья года" [23].

2.4. Положение к фестивалю «Один в один»

Положение о проведении детского школьного фестиваля «Один в один», в рамках вокального творчества.

1.Цели и задачи творческого фестиваля «Один в один» в общеобразовательно школе являются:

- культурно-эстетическое воспитание подрастающего поколения;

- выявление способных и одаренных детей в школе, всесторонняя поддержка, и их поощрение;

- содействие в реализации творческих способностей, совершенствование исполнительского мастерства участников;

- содействие росту творческих способностей и гармоничное развитие личности;

-популяризация и развитие разнообразных жанров и вокальных направлений самодеятельного творчества;

- развитие новых форм детского досуга;

- обмен опытом выступления и укрепление дружеского отношения друг к другу.

Задачи фестиваля «Один в один» в общеобразовательной школе:

- создать условия для поддержания и развития детского творчества;

- помочь детям в проявлении своих талантов в вокальном жанре;

- культурное воспитание детей и юношества по средствами искусства;

- воспитать любовь к родине и развить патриотические чувства;

- воспитать и развить образно-ассоциативное мышление детей, музыкальную память, ритм, слух на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия музыкального материала.

2. Время и место проведения фестиваля «Один в один»:

Дата проведения вокального конкурса: планируется апрель 2020

Актовый зал 2-ой этаж.

3.Общее руководство

Общее руководство осуществляет заместитель директора по воспитательной работе. Организатором фестиваля детского вокального творчества «Один в один», учитель музыки  Непосредственное проведение фестиваля проводит жюри:

Председатель жюри Л.Я. Костарева – заместитель директора по воспитательной работе.

Члены жюри: учитель музыки, два старшеклассника, преподаватель пед. колледжа.

  1. Жюри выносит решение путем выставления баллов по пяти бальной системе, при равном количестве баллов проходит перепевка акапелла.
  2. В финале фестиваля будет проведено открытое голосование среди зрителей для вручения «Приза зрительских симпатий»
  3. Программа фестиваля «Один в один»:

- официальная часть; (познакомить с жюри; огласить критерии оценивания фестиваля; объявить номинации фестиваля, возрастные группы);

- концертное выступление детей;

- итоги фестиваля;

- награждение и поздравление детей с началом творческого пути.

4. Фестиваль «Один в один» в общеобразовательной школе проводится по номинациям:

1- «Двойник» - наибольшая визуальная схожесть с персонажем в сочетании с точной пластикой и вокальными особенностями;

2- «Пародия» - исполнитель акцентирует внимание, утрирует индивидуальную мимику, пластику, вокальные особености персонажа.

Фестиваль проводится в возрастной группе:

Группа 10-14 лет.

Выступление участников допускается в формате:

- пение под фонограмму – минусовка.

Допускается прописанный или живой бэк – вокал для исполнителей.

Участники солисты представляют одно произведение, по продолжительности не более 4,5 минут. В случае равного количества баллов, набранных участниками (претенденты на призовые места), исполняют отрывок произведения на выбор «аcapella».

5. Награждение участников фестиваля.

В каждой номинации и возрастной группе определяются дипломанты первой, второй, третьей степени с вручением дипломов (см. Приложение А).

Гран–при фестиваля вручается двум участникам, из двух номинаций.

Учреждаются специальные призы: «Приз зрительских симпатий».

Первый отбор участников проводит учитель музыки.

Работа с будущими участниками проводится под руководством студентки-исследователя пед. колледжа Пшеничниковой Л.И.

Критерии оценки фестиваля «Один в один»:

«Двойник»

· содержательность, оригинальность идея;

· разнообразие использованных выразительных средств (грим, музыка, костюмы, сценография);

· выразительность, артистичность и схожесть манеры  исполнения с исполнителем двойником.

  сценическая и исполнительская культура ;

«Пародия»

· содержательность, оригинальность идея;

· разнообразие использованных выразительных средств (грим, музыка, костюмы, сценография);

-чувство меры, стиля, вкуса при пародировании.

Анкета участников фестиваля «Один в один»:

1. Школа, класс;

2. Ф.И.О. участника.

3. Ф.И.О. руководителя, телефон.

4. Название произведения.

5. Продолжительность в минутах.

Выводы по 2 главе

В первом параграфе данной главы нашего исследования мы проанализировали сущность понятия «фестиваль», его специфику и пришли к выводу, что фестиваль - это объединение людей по интересам. Это совместная акция, которая сплачивает народы по различным направлениям  - музыка, песня, литература, кино. А так же дает возможность показать свои достижения и получить профессиональные оценки жюри своей работы.

Во втором параграфе мы рассмотрели фестиваль как форму социально-культурной деятельности. Он дает возможность в культурном обмене традиций для расширения художественного кругозора у зрителей и у самих участников празднества. Фестиваль влияет на развитие отдельных сообществ и личностей, объединяет страны и народы.

Форма фестиваля выполняет функцию регулирования культурной политики, выполняет историческую функцию касания со временем, то есть помогает участниками и зрителям окунуться в разные эпохи. Любой участник, зритель получает неоценимый когнитивно-духовный опыт, осознавая необходимость творческого действия.

Но самой важной социокультурной функцией фестиваля является интеграционная глобализация, которая создала проблему стирания границ межкультурного разнообразия в рамках международного сообщества, поэтому художественный фестиваль призван усилить культурные различия, рассмотреть специфику развития искусства в разных странах.

В третьем и четвертом параграфе рассмотрены положения и требования к проведению фестиваля, проанализирована технология его проведения, требования к организации, разработка организационных условий. На основании методических особенностей, мы  разработали положение для планируемого фестиваля «Один в один», для общеобразовательной школы.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении отметим, что эстрадный вокал, как особый вид музыкального искусства, имеет значение для всестороннего развития личности школьников. По нашему мнению, тема нашего исследования интересна и актуальна, так как эстрадный вокал в рамках фестиваля, на сегодняшний день набирает огромную популярность и в системе отечественной музыкальной педагогики эстрада является  самой молодой. В рамках нашего исследования мы рассмотрели специфические особенности эстрадного пения, его роль в жизни и развитии школьников. На наш взгляд, занятия эстрадным вокалом в рамках школьного фестиваля способствует  всестороннему развития личности школьников, формированию его музыкальной культуры, так как  именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к вокальному искусству.

Выявлено, что одной из форм приобщения детей к эстрадному вокалу является фестиваль, который осуществляет социально-культурную функцию. Имеет особую возможность в культурном обмене, расширяет у зрителей и участников художественный кругозор. Объединяет народы, выполняет историческую функцию касания со временем, помогает участниками и зрителям окунуться в разные эпохи.

Изучена методика организации фестивалей, включающая в себя (положения, критерии оценивания, призы) Разработаны условия организации проведения фестиваля «Один в один» в общеобразовательной школе.

Эффективность организации эстрадного фестиваля зависит от создания определенных условий. Важным фактором является понимание специфики оценивания исполнительской деятельности школьников. Для каждой номинации разработаны  свои критерии оценивания, которые проявляются в учете творческого характера и индивидуальной неповторимости. Объективной качественной оценки действий обучающихся предполагает обращение к экспертной оценке жюри. Эти факторы позволят ученикам сопоставить внутренней оценки с внешней оценкой (преподавателей, членов жюри и слушателей). Данная система оценивания не оказывает психологическое давление, а носит стимулирующий характер, что должно приводить к повышению стойкого интереса к музыкальному искусству и профессиональной мотивации успеха, снижению психологического дискомфорта и тревожности.

Цель нашего исследования достигнута, все поставленные задачи выполнены.

В перспективе мы планируем осуществить и описать проведение фестиваля «Один в один» в общеобразовательной школе. И выявить развитие эмоционально-чувственной сферы школьников в возрасте с 10 до 14 лет.

 


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Анисимова , Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников [Текст] / Г.И. Анисимова // - Ярославль: Академия развития, 2005. – 96 с.
  2. Ариарский, М. А. Прикладная культурология как область научного знания и социальной практики: кн. для учителя[Текст] / М. А. Ариарский. – Санкт-Петербург: Олимп, 1999. – 275 с.
  3. Байярд Р.Т., Байард Д. Ваш беспокойный подросток [Текст] / Пер. с англ. А.Б. Орлова. - Москва: Просвещение, 1991.- 224с.
  4. Бархатова , И.Б. Постановка голоса эстрадного вокалиста. Метод диагностики проблем: Учебное пособие [Текст] : учебник / И.Б. Бархатова. – 3-е изд.- Санкт-Петербург: Планета музыки, 2018.- 64 с.
  5. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ранессанса: художественная литература[Текст] / М. М. Бахтин. – Москва: Художественная литература, 1965. – 545 с.
  6. Белоблоцкий, Н. Арт-менеджер: маркетинг музыкальных фестивалей [Текст] /Н. Белоблоцкий // Журналдляпрофессионалов. —  2003. - № 2. — С. 15.
  7. Библиотека Гумер-психология: [Электронный ресурс]. Москва, 1997. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/. (Дата обращения: 09.06.2019).
  8. Бирженюк, Г.М. Основы региональной культурной политики и формирование культурно-досуговых программ[Текст]: монография / Г.М. Бирженюк, А.П. Марков. - 3-е изд. — Санкт-Петербург: Невский курьер, 1999. - 128 с.
  9. Ветлугина, Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду [Текст] : учебник / Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова. – 2-е изд. – Москва: Просвещение, 1982.- 271 с.
  10. Гайдук, Т. А. Организация праздничных мероприятий: учебное пособие[Текст] / Т. А. Гайдук. – Москва: ОРИГО, 2007. – 167 с.
  11. Гонтаренко , Н.Б. Сольное пение : секреты вокального мастерства [Текст] / Н.Б. Гонтаренко. – 5-е изд.  - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 183 с.
  12. Гусев , В.В. Системные основания образовательной технологии [Текст] / В.В. Гусев // - Москва: СПбГУКИТ, 1995. – 62 с.
  13. Емельянов , В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг [Текст] / В.В. Емельянов // - Санкт-Петербург: Планета музыки, 2010. – 192 с.
  14. Енукидзе , Н.И. Мысли и афоризмы выдающихся музыкантов [Текст] / Н.И. Енукидзе, В.Д. Есаков // - Москва: Классика-XXI, 2008. – 157 с.
  15. Ивановский , Ю.А. Занимательная музыка [Текст] / Ю.А. Ивановский // - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 128 с.
  16. Информация для поступающих: [Электронный ресурс] // Международная ассоциация музыкального искусства Живая Гармония,   2006-2019. URL: https://www.vivaharmony.ru/. (Дата обращения: 17.05.2019).
  17. Исаева , И.О. Как стать звездой: уроки эстрадного пения [Текст] / И.О. Исаева // - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 251 с.
  18. Кроник, Т. Эстрадный вокал-как средство развития музыкальных способностей и воспитания эмоционально-чувственной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста: [Электронный ресурс]. 2011-2019. URL: https://infourok.ru/estradniy-vokal-kak-sredstvo-razvitiya-muzikalnih-sposobnostey-1005032.html. (Дата обращения: 23.05.2019).
  19. Кузнецов , В.Г. Работа с самодеятельными эстрадными оркестрами и ансамблями [Текст] / В.Г. Кузнецов // - Москва: Музыка, 1981. – 149 с.
  20. Курлат,В.И. Что такое фестиваль: смысл понятия: // FB. 2018. № 1. URL: https://fb.ru/article/402035/chto-takoe-festival-smyisl-ponyatiya. (Дата обращения 31.10.2019).
  21. Наумова,Ю. Фестивальное движение в мире. Первый фестиваль в СССР: // Ревизор. 2017. № 1. URL: http://www.rewizor.ru/literature/spetsproekty/dnevniki-vsemirnogo-festivalya-molodeji-i-studentov/retsenzii/festivalnoe-dvijenie-v-mire-pervyy-festival-v-sssr/. (Дата обращения: 31.10.2019).
  22. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – 4-е изд. – Москва: ИТИ Технологии, 2003.- 944 с.
  23. Положение о городском фестивале-конкурсе «Семья года»: [Электронный ресурс] // Дворец культуры «Свободный», 2016-2019. URL: http://dom-culturi.ru/deyatelnost-dkra/tvorcheskaya-deyatelnost/polozhenie-o-gorodskom-festivale-konkurse-semya-goda/. (Дата обращения: 20.10.2019).
  24. Радынова, О. Музыкальное воспитание дошкольников: [Электронный ресурс]. 1998-2005. URL: https://zinref.ru/000_uchebniki/03800pedagog/008_00_00_muzikalnoe_vospitanie_doshkolnikov_radinova_1998/000.htm. (Дата обращения: 23.05.2019).
  25. Рогальская, О.Ю. Словарь иностранных музыкальных терминов [Текст] / О.Ю. Рогальская. - 2-е изд. - Санкт-Петербург: Композитор,  2006.-79 с.  
  26. Руденко , В.И. Вопросы музыкальной педагогики [Текст] / В.И. Руденко // - Москва: Музыка, 1986. – 160 с.
  27. Современные проблемы науки и образования. 2015. №1: [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18601. (Дата обращения: 20.11.2019).
  28. Социальная сеть работников образования: [Электронный ресурс]. М., 2013-2019. URL: https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2013/02/02/emotsionalno-chuvstvennaya-sfera-osoznanie-i-deystvie. (Дата обращения: 5.06.2019).
  29. Тагильцева , Н.Г. Эстетическое восприятие музыкального искусства и самосознание ребенка [Текст] / Н.Г. Тагильцева // - Екатеринбург: Монография, 2008. – 101 с.
  30. Ушаков, Д. Электронные документы интернет: Материал из Википедии – свободной энциклопедии: Версия 10529869: [Электронный ресурс] // Ушаков Д. Интернет в проффессиональной деятельности. 2008. URL: https://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=87698.  (Дата обращения: 16.05.2019).
  31. Хобсбаум, Э. Разломанное время. Культура и общество в двадцатом веке: [Электронный ресурс]. 2013-2017. URL: https://studopedia.net/9_17508_segodnyashnie-zatrudneniya-visokoy-kulturi.html. (Дата обращения: 31.10.2019).
  32. Хотите быть счастливыми – пойте!: [Электронный ресурс] / URL: http://www.ug.ru/article/248 (Дата обращения: 05.05.2019).
  33. Хренов, Н. А. Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики: учебная литература[Текст] / Н. А. Хренов. – Москва: Наука, 1981. – 304 с.
  34. Шехтер, Т. Е. Искусство как реальность: очерки метафизики художественного: учебная литература[Текст] / Т. Е. Шехтер. – Санкт-Петербург: Астерион, 2005. – 256 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Примерный диплом для награждения победителей в фестивале «Один в один»:

C:\Users\Вера\Desktop\КОЛЛЕДЖ\ГРАМОТА 3.jpg