Фрагмент модели психологически безопасной образовательной среды образовательной организации
Одним из важных условий создания психологически безопасной образовательной среды является сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса. Поэтому необходимо так смоделировать и спроектировать образовательную среду, чтобы личность была востребована и свободно функционировала и все участники чувствовали защищенность и удовлетворенность основных потребностей, сохраняли и развивали психическое здоровье.
С этой целью можно в ОО проводить на постоянной основе различные спартакиады, спортивные соревнования и не только. Дети постоянно должны быть вовлечены в общественные активности: мероприятия различного характера. Это могут быть флеш мобы, квизы, квесты, посещение библиотек, музеев, кинотеатров, театров, туры выходного дня.
Немаловажным компонентом психологически безопасной среды является проведение мониторинга ситуации употребления ПАВ в образовательной среде, который позволяет педагогам скорректировать работу в данном направлении.
Психологическая служба ОО постоянно проводит анкетирование подростков по разным аспектам. Анкетирование дает возможность выявить среди обучающихся детей дезадаптантов, которые входят в группу риска и могут иметь склонность к девиантному (отклоняющемуся) поведению, измерить межличностные отношения, социальную обстановку, определить социальную напряженность. Данный метод помогает найти сложные моменты в разных коллективах, наметить пути формирования психологически безопасной среды.
Безопасной среда будет тогда, когда она будет свободной от проявления психологического насилия, способствующей удовлетворению основных потребностей в личностно-доверительном общении, создающей референтную значимость среды и обеспечивающей психическое здоровье всех ее субъектов, а система межличностных отношений, которые вызывают у участников образовательного процесса чувство принадлежности (референтной значимости среды), убеждает ребенка, что он пребывает вне
опасности, укрепляет психическое здоровье.
Анкетирование «Психологическое здоровье семьи», которое направлено на профилактику семейного неблагополучия, формирование установок на психологическое здоровье семьи, сохранение и восстановле- ние семейных функций. Анализ результатов анкетирования помогает простроить дальнейшую работу с семьями, учитывая проблемные зоны.
Человек может быть психически здоровым только в определенных условиях. Таким условием является безопасная образовательная среда.