МАСТЕР – КЛАСС КАК ПУТЬ ПРЕОДОЛЕНИЯ БАРЬЕРОВ

 

МАСТЕР – КЛАСС  КАК ПУТЬ ПРЕОДОЛЕНИЯ БАРЬЕРОВ

САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА. 

 

Организация и руководство процессами творческого саморазвития педагогического коллектива в целом – трудоемкая и сложная задача руководителя образовательного учреждения. Как «запустить» механизмы саморазвития? Как мотивировать педагогов к научному поиску, разработке авторских педагогических проектов? Как помочь молодому коллеге преодолеть чувство неуверенности, а опытному специалисту избавиться от ощущения «мое время ушло»? Как подсказать: с чего начинать работу над творческим проектом? Как убедить в том, что современный учитель должен иметь авторский проект, авторскую программу?

          Поиск ответов на эти судьбоносные вопросы начался с работ В. И. Андреева, М.М. Поташника, В.С. Лазарева, В.М. Шепель.  Они послужили основой системы работы над Творческими проектами, в результате которой каждый пятый педагог коллектива имеет авторскую программу, каждый четвертый – публикации в педагогической прессе, изданы два авторских методических пособия, коллеги регулярно участвуют в различных конкурсах и фестивалях.

         Мастер – класс как форма демонстрации опыта работы становятся часто звучащим компонентом педагогических форумов. Смысл модного термина «мастер» объясняется: «хозяин», «особо талантливый умелец», «класс» -   «время обучения».

         Решение провести мастер – класс по составлению программы или творческого проекта продиктовано характерной для настоящей педагогической среды низкой компетентностью в области дидактики. В. В. Гузеев справедливо отмечает, что работающий сегодня в школе учитель готов внедрять инновации, при этом часто не владеет элементарными приемами дидактики .Участникам мастер – класса (заместители директоров, учителя, воспитатели) предложена тест – анкета самооценки способностей к самообразованию и саморазвитию личности [. Очень низкий и низкий уровень, высокий и очень высокий уровень не заявил никто из участников анкетирования. 8,7 % - выше среднего, 5,8 % - несколько выше среднего, 11,6 % - средний, 33,3 % - несколько ниже среднего, 15,9 % - ниже среднего.

         Участникам мастер – класса, получившим более точные представления об уровне своих способностей, предложено написать программу или творческий проект. Умение изложить программу действий «на бумаге» - важнейшая не только профессиональная, но житейская необходимость. Программу можно составить коротенькую – на сегодняшний вечер, или длинную – на всю жизнь. Закономерности её изложения принципиально не изменятся. Оптимально работу начать с определения цели  разработки программы, творческого проекта.  В нашем случае определены следующие ориентиры:

  1. Самореализация. Представление внешней экспертизе методического уровня. «Я умею разрабатывать программы».
  2. Самореализация. Возможность работать вне бюджетного финансирования. «Я умею зарабатывать деньги»
  3. Самореализация. Программирование образовательного процесса. «Я умею ставить цели и достигать результат. Я умею анализировать итоги и корректировать деятельность».

         Методическая база современной школы предоставляет возможность выбора различных программ. Однако, стандартная программа это –  основание для выбора направления деятельности, ориентир для постановки промежуточных целей, сравнения результатов. Стандарт безлик, бездушен. Кстати, большинство программ носят именно рекомендательный характер. В процессе работы каждая программа должна обрести «личностное переложение»: образовательный уровень, квалификационные характеристики, особенности гражданского самосознания, интеллектуальность, мировоззрение педагога, особенности темперамента и образа жизни «оживляют» программу. Чем более высокий уровень развития педагога, тем выше степень его   неудовлетворенности типовой программой.

          При анализе типовой программы следует опасаться попытки педагогов определять базовую программу как основу успеха.  Программа и Учитель. Очевидно, работа над появлением эпитета «хороший» - смысл управленческой деятельности. В этой дуалистической формуле все первично - хороший учитель выстроит хорошую программу, хорошая программа – приведет к хорошему результату, позволит заслужить учителю оценку «хороший учитель».  

          При программировании деятельности педагогу необходимо  чувствовать объем учебного материала, соотносить его с временными рамками, соизмерять его с имеющимися условиями образовательной деятельности .          Программа (авторская) необходима по разным причинам. Её требуют иметь к аттестации; обеспечивает некую престижность; пригодится при участии в конкурсе; регламентирует работу; можно заняться научной работой; можно опубликовать и заработать и т. д. В ходе работы мастер – класса участникам представлены веские аргументы результатов владения технологией составления программ, в том числе получение грандов, возможностей участия в конкурсах.Важно устроить презентацию первой редакции – слушать все мнения, постараться уяснить, что в программе представлено нечетко, аргументировано отстаивать свою точку зрения. И главное: работать по программе, не лениться вести дневник, записывать свои действия, именно эти записи пригодятся  в работе над второй и последующими редакциями программы.

         Мастер - класс – воздействие делом [, личный пример руководителя имеет особое значение, оказывает сильное влияние на людей.  В итоге  активной совместной деятельности педагоги сделали первый шаг к преодолению барьера «я не владею технологией работы над педагогической документацией».

.

 

Комментарии

Зайцева Мария Андреевна

Тема очень важная и интересная. Спасибо!

Спасибо, Мария Андреевна! Что-то блог у меня "дремал", сама видимо ленюсь заглянуть. Обмен опытом он тем и хорош - свое отдаешь, от других приобретаешь!