Культура профессионального мышления педагога

          Культура мышления является важнейшим качеством педагога, умеющего добиваться успеха в воспитании школьников. В современном понимании культура мышления, ориентацию его на решение различных профессиональных задач; творческий характер, системность, логичность и конкретность мышления, опору в деятельности на современные  научные представления, осознание явлений и процессов на основе научные представления, осознание явлений и процессов на основе научных знаний, образное мышление; социокультурные нормы, поликультирность мышления.

          Для того чтобы учитель мог успешно осуществлять свою педагогическую деятельность, в первую очередь он должен обладать педагогическим призванием и профессиональной направленностью. Таким образом, один из составляющих культуры профессионального мышления будущего учителя являются профессионально-ценностные ориентации: ориентаций на личность учащегося и развитие личности, социальную значимость и престиж профессии, содержание профессионального труда; возможности совершенствования и самоутверждения.

        Культура профессионального мышления является динамичной, многомерной, открытой и развивающейся. Б. М. Теплов считал, что главное качество должно быть сформировано у современного педагога, - это практичность ума. Развитие практической смекалки возможно только при длительном включении учителя в профессиональнуюдеятельность. Практичный ум предполагает способность быстро ориентироваться в ситуации, импровизировать, опираясь на личную профессиональную интуицию. 

        Развитие интуитивного мышления  у учащихся осуществляется через создание на уроках условий для постоянного проявления смекалки, для импровизации – так, как это происходит в реальной практической деятельности.

      Очень важным показателем культуры современного учителя являетсяконкретность мышления, которая проявляется в  точности выражений и умозаключений, технологическом  подходе к организации педагогической деятельности на основе детального продумывания, четкого представления о последовательности действий, тех средств, которые будут использованы на том или ином этапе реализации педагогических намерений.

        Эффективной формой обучения является привлечение учащихся  к научно-исследовательской работе. При решении проблем исследовательского характера у учащихся появляется потребность четко и ясно определить тот круг проблем и собственных планов, которые можно соотнести со своими реальными возможностями.

        К значимым показаниям культуры мышления мы относим логичность- умение правильно строить систему суждения и умозаключений. В современной культурологи одним из направления исследования является культура как процесс творчества самореализации сущностных сил личности. Именно поэтому необходимо выделять творческое мышление как показатель культуры профессионального мышления.

        Педагогическое мышление так же непосредственно связано с развитием интеллектуального потенциала будущего учителя. В этом рассмотрении творческое мышление и творческая деятельность будущего учителя неразрывно связаны между собой. Подготовка будущего учителя к творческой профессиональной деятельности зависит от того, на сколько он способен соотнести «себя» того, который есть сейчас, и «себя» того, которым он может стать в идеале.

        Социокультурные нормы рассматривают как предписание требования, пожелания и ожидания соответствующего поведения. Социокультурные нормы возникают и существуют в группах людей или обществе  в целом. К ним относят обычаи, традиции нравы, законы, этикет, манеры поведения. Каждой социальной группе присуще свои манеры, обычаи, этикет. Нормы связывают, интегрируют людей в единую общность, коллектив. Говоря о том, как это происходит, следует отметить следующее. Во-вторых, нормы – это также и обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам. Нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, ожидания, оценку и средства.  Таким образом, нормы, выполняют определенные функции в зависимости от того, в каком качестве они себя представляют: как стандарты поведения (обязанности, правила) или как ожидания поведения (реакция других людей).

        Поликультурностьмышления предполагает культурное многообразие (культурную дифференциацию) – это многовариантность, неоднородность культуры в целом. Как отмечено, «культура как жизнь, созданная людьми, неоднородна по своим проявлениям – это наука и техника, искусство и поэзия, это и этика». Каждая культура производит свои предметы и использует элементы природы. Созданные и  использованные предметы несут те следы воздействия человека, которые отражают возможности человека переживать свою тождественность с ними.

         Как подчеркивает Г. С. Абрамова, одним из существенных психологических условий формирование в единой культуре относительно независимых друг от друга субкультур является уровень взаимопонимания и отношений людей; критерий их различия между собой связан с вариантами понимания сущностных характеристик человека. Это могут быть возрастные субкультуры (подростковая, юношеская, пожилых людей), профессиональные субкультуры (юристы, педагоги, врачи и др.), территориальные (городская, сельская), предметно-опосредованные (коллекционеры, члены клубов по интересам) и т. п.

        Для реализации человека в профессиональных субкультурах ему необходимо обладать поликультурностью мышления, отождествлением себя с миром, в том числе с точки зрения профессионального подхода и своего развития.

 

Комментарии