Духовно – нравственное воспитание обучающихся в рамках реализации программы «Волшебный мир книг» в лагере с дневным пребыванием

   В условиях динамики современных экономических и социальных процессов постоянно увеличивается нагрузка на школьников, которым необходим полноценный отдых. Проблему оздоровления и полноценного отдыха детей эффективно решают детские оздоровительные лагеря. Однако в летний период важным является не только решение задач оздоровления и отдыха детей, но и организация воспитательного процесса, поскольку непрерывность воспитания позволяет повысить эффективность воспитательных воздействий. Поэтому организация воспитательного процесса в условиях детского оздоровительного лагеря сегодня становится всё более актуальной.

   В современной педагогической науке, теории и практике «воспитательных систем» уделяется огромное внимание. Воспитательная система лагеря основана на таком взаимодействии педагога и ребенка, при котором с помощью педагога дети способны определять направление, средства и темп собственного развития. Педагог помогает ребенку приобрести необходимые знания и навыки, благодаря которым подросток может успешно исследовать, наблюдать, описывать и организовывать приобретаемый опыт. Иными словами, данная модель создает атмосферу, которая способствует проявлению индивидуальных способностей и развитию ребенка.

   Ориентация на интересы ребенка, сегодня одна из важных черт детского оздоровительного лагеря, который создает благоприятные условия для самосовершенствования и самореализации личности.

   Уважение к личности ребенка, к его внутреннему миру, признание его права быть самим собой, создание условий для развития его способностей, удовлетворения индивидуальных нужд и потребностей, самореализации – все это характеризует детский оздоровительный лагерь гуманистической ориентации. Такой лагерь предоставляет выбор направления и темпа развития каждому ребёнку и путей удовлетворения его новых актуализирующихся потребностей.

   При правильно организованной деятельности лагерь располагает благоприятной атмосферой для самопознания и самовоспитания, что обусловлено рядом особенностей. Взаимодействие детей  носит нетрадиционный характер по содержанию и форме включения их в те или иные сферы деятельности, что способствует проявлению инициативы и субъектной активности. Происходит постоянный самоанализ происходящего в лагере, в том числе и участия каждого ребенка в его жизни.

   Должна быть создана обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению задач, стоящих перед коллективом. Развитие самоуправления помогает почувствовать всю сложность социальных отношений, способствует формированию социальной активности, развитию лидерства.

   Создание условий для развития самоуправления предполагает включение ребят в сложные взаимоотношения, складывающиеся в коллективе. Через свое участие в решении проблем отряда, лагеря дети вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.

   Таким образом, детский оздоровительный лагерь на сегодняшний день является учреждением, которое не только осуществляет оздоровление и отдых детей, но и выполняет образовательную и воспитательную функцию.

   Рассмотрим организацию воспитательного процесса на примере лагеря с дневным пребыванием детей.  Программа «Волшебный мир книг» была разработана и  прошла апробацию на базе МБОУ «Дом детского творчества» Знаменского муниципального района Омской области.

   Одним из условий эффективности работы лагеря является использование воспитательного потенциала игры. Содержание работы лагеря – это большая игра – путешествие по «Волшебному миру книг». Игра придаёт эмоциональную окраску всему происходящему, создаёт атмосферу сотворчества, учит, помогает общаться. Все участники отправляются в путешествие, полное приключений, испытаний и трудностей по волшебным городам, странам и островам мира книг. Каждый день смены посвящён, какому либо писателю, либо книгам на определённую тематику. Также у каждого дня свой секрет. Участникам смены предлагается раскрыть эти секреты. В путешествии дети и взрослые станут участниками различных конкурсов, состязаний, викторин, игр, коллективно-творческих дел. Игра заканчивается, когда будут открыты все секреты.

   Участники лагерной смены делятся на 2 отряда по 30 человек: жители Цветочного и Изумрудного городов. Игра развивается во все периоды смены, в каждом из которых она имеет свои особенности. В организационный период (первый день смены) происходит запуск игры: знакомят с картой путешествия, в интересной форме проходит объяснение условий игры, выбор ролей, органов самоуправления. Всех детей расселяют по домам городов, которые нарисованы на больших ватманах.

   В первый день воспитатели выбирают мэров городов; советников по спортивным вопросам – ответственных за физическую подготовку команды и за участие в спортивных соревнованиях; советников по вопросам чистоты и порядка, отвечающих за санитарное состояние городов; корреспондентов.

   На следующий день после назначения старший воспитатель – королева мира книг, проводит собрания  активов по отдельности. На первом вводном собрании объясняются функции, права, обязанности, ответственность и значимость занимаемого поста.

   В течение сезона все выполняют свои обязанности. Если кто-то не справляется со своей обязанностью, то его переизбирают на собрании отряда и согласовывают со всем активом. В игру включены разные по тематике дни, в ходе которых дети будут путешествовать по миру книг.       Игра развивается в течение 18 дней.  В ходе игры каждый участник сможет проявить свои интеллектуальные, физические, духовные и творческие способности. Каждый день проводятся различные мероприятия, за победу в которых команды  получают различные знаки, которые приклеивают на свои дома: красная книга – команда отлично справилась с заданием; зелёная книга – команда хорошо справилась с заданием, но есть недочеты;  синяя книга – нужно постараться. Черная книга дается команде, которая не участвовала в мероприятии или за неудовлетворительное поведение отдельных жителей волшебного мира. Дополнительные баллы можно заработать за инсценировку  отрывка произведения писателя, которому посвящён день; либо прочитать наизусть стихотворение; либо нарисовать рисунок на заданную тематику. В последний день смены подводятся итоги, награждается победитель - город и отдельные жители.

   Данная программа  актуальна, потому что в последнее время отношение к книге изменилось. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Теперь, для того, чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Их литературный опыт ограничивается рассказами из "Азбуки" и хрестоматий, а впоследствии — попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте.

   Современный школьник читает очень мало, а  ведь книги – это уникальный инструмент в духовно-нравственном воспитании детей. Какую литературу предлагать современным школьникам? Мамы и папы зачастую не знают, как помочь детям, что им читать, какие книги выбрать. Мы знаем, что у 40% населения в нашей стране дома нет книг, и нет привычки покупать книги. А ведь потеря интереса к чтению ведет к духовной неграмотности, и в дальнейшем это явление приведет к большим экономическим, политическим и социальным потерям.  Вокруг библиотек всегда концентрировалась жизнь в больших городах и поселках. Воспитание традиций чтения – это то, чем славилась наша страна. Очень важно с детства воспитывать навыки чтения – это то, без чего не обходится жизнь любого нормального человека.

Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Волшебный мир книг» направлена на развитие интереса к чтению  литературы разных жанров, которая оказывает влияние на воспитание нравственности в человеке, формирует читательскую культуру и эмоциональную отзывчивость обучающихся. Каждое  мероприятие, посвящённое той или иной книге, несет, прежде всего, воспитательный характер.

   Все дети без исключения включились в игру, активно готовились к мероприятиям: читали книги, готовили сценки, учили и рассказывали стихи, рисовали героев книг. Все мероприятия проходили интересно и имели только положительные отзывы детей. 

   Анализ основных учетных документов МУК «Центральная районная библиотека» Знаменского муниципального района Омской области: дневника работы, читательских формуляров, показывает, что в период  работы смены ЛОЛ при МБОУ «Дом детского творчества» объём выданных изданий в Детской библиотеке увеличился на 34 %.

   В ходе визуальных  наблюдений работники библиотеки  пришли к выводу, что массовые мероприятия в рамках программы «Волшебный мир книг» служат хорошим поводом для общения читателей и библиотекарей, для рекламы и продвижения идеи чтения в среду «не читающих» детей. Участвуя в тематических лагерных  мероприятиях, выступая в разных социальных амплуа, дети и подростки максимально  раскрываются  как творческие, неповторимые личности.

   В заключении хочу сказать, современные воспитательные системы детских оздоровительных лагерей создаются на основе гуманистической концепции воспитания, где находят отражение идеи единства социализации и индивидуализации личности ребенка. Воспитательные системы находятся на новом этапе своего развития, этому способствует возрастающая потребность в них. На сегодняшний день лагеря играют все большую роль в жизни общества. Те воспитательные системы, на принципах которых строится образовательный и воспитательный процесс, оставляют свой след на личности современного ребенка. Поэтому проблема, связанная с созданием новых воспитательных систем требует больших усилий, которые будут способствовать ее видоизменению и выхода на новый уровень своего развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno-nravstvennoe_vospitanie.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно – нравственное воспитание обучающихся

в рамках реализации программы «Волшебный мир книг» в лагере с дневным пребыванием детей при МБОУ «Дом детского творчества» Знаменского муниципального района Омской области

Капризова Ирина Геннадьевна,

методист МБОУ  «Дом детского творчества»

Знаменского муниципального района Омской области

В условиях динамики современных экономических и социальных процессов постоянно увеличивается нагрузка на школьников, которым необходим полноценный отдых. Проблему оздоровления и полноценного отдыха детей эффективно решают детские оздоровительные лагеря. Однако в летний период важным является не только решение задач оздоровления и отдыха детей, но и организация воспитательного процесса, поскольку непрерывность воспитания позволяет повысить эффективность воспитательных воздействий. Поэтому организация воспитательного процесса в условиях детского оздоровительного лагеря сегодня становится всё более актуальной.

В современной педагогической науке, теории и практике «воспитательных систем» уделяется огромное внимание. Воспитательная система лагеря основана на таком взаимодействии педагога и ребенка, при котором с помощью педагога дети способны определять направление, средства и темп собственного развития. Педагог помогает ребенку приобрести необходимые знания и навыки, благодаря которым подросток может успешно исследовать, наблюдать, описывать и организовывать приобретаемый опыт. Иными словами, данная модель создает атмосферу, которая способствует проявлению индивидуальных способностей и развитию ребенка.

Ориентация на интересы ребенка, сегодня одна из важных черт детского оздоровительного лагеря, который создает благоприятные условия для самосовершенствования и самореализации личности.

Уважение к личности ребенка, к его внутреннему миру, признание его права быть самим собой, создание условий для развития его способностей, удовлетворения индивидуальных нужд и потребностей, самореализации – все это характеризует детский оздоровительный лагерь гуманистической ориентации. Такой лагерь предоставляет выбор направления и темпа развития каждому ребёнку и путей удовлетворения его новых актуализирующихся потребностей.

При правильно организованной деятельности лагерь располагает благоприятной атмосферой для самопознания и самовоспитания, что обусловлено рядом особенностей. Взаимодействие детей  носит нетрадиционный характер по содержанию и форме включения их в те или иные сферы деятельности, что способствует проявлению инициативы и субъектной активности. Происходит постоянный самоанализ происходящего в лагере, в том числе и участия каждого ребенка в его жизни.

Должна быть создана обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению задач, стоящих перед коллективом. Развитие самоуправления помогает почувствовать всю сложность социальных отношений, способствует формированию социальной активности, развитию лидерства.

Создание условий для развития самоуправления предполагает включение ребят в сложные взаимоотношения, складывающиеся в коллективе. Через свое участие в решении проблем отряда, лагеря дети вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.

Таким образом, детский оздоровительный лагерь на сегодняшний день является учреждением, которое не только осуществляет оздоровление и отдых детей, но и выполняет образовательную и воспитательную функцию.

Рассмотрим организацию воспитательного процесса на примере лагеря с дневным пребыванием детей.

Программа «Волшебный мир книг» была разработана и  прошла апробацию на базе МБОУ «Дом детского творчества».

Одним из условий эффективности работы лагеря является использование воспитательного потенциала игры. Содержание работы лагеря – это большая игра – путешествие по «Волшебному миру книг». Игра придаёт эмоциональную окраску всему происходящему, создаёт атмосферу сотворчества, учит, помогает общаться. Все участники отправляются в путешествие, полное приключений, испытаний и трудностей по волшебным городам, странам и островам мира книг. Каждый день смены посвящён, какому либо писателю, либо книгам на определённую тематику. Также у каждого дня свой секрет. Участникам смены предлагается раскрыть эти секреты. В путешествии дети и взрослые станут участниками различных конкурсов, состязаний, викторин, игр, коллективно-творческих дел. Игра заканчивается, когда будут открыты все секреты.

Участники лагерной смены делятся на 2 отряда по 30 человек: жители Цветочного и Изумрудного городов. Игра развивается во все периоды смены, в каждом из которых она имеет свои особенности. В организационный период (первый день смены) происходит запуск игры: знакомят с картой путешествия, в интересной форме проходит объяснение условий игры, выбор ролей, органов самоуправления. Всех детей расселяют по домам городов, которые нарисованы на больших ватманах.

В первый день воспитатели выбирают мэров городов; советников по спортивным вопросам – ответственных за физическую подготовку команды и за участие в спортивных соревнованиях; советников по вопросам чистоты и порядка, отвечающих за санитарное состояние городов; корреспондентов.

 На следующий день после назначения старший воспитатель – королева мира книг, проводит собрания  активов по отдельности. На первом вводном собрании объясняются функции, права, обязанности, ответственность и значимость занимаемого поста.

В течение сезона все выполняют свои обязанности. Если кто-то не справляется со своей обязанностью, то его переизбирают на собрании отряда и согласовывают со всем активом. В игру включены разные по тематике дни, в ходе которых дети будут путешествовать по миру книг.         Игра развивается в течение 18 дней.  В ходе игры каждый участник сможет проявить свои интеллектуальные, физические, духовные и творческие способности. Каждый день проводятся различные мероприятия, за победу в которых команды  получают различные знаки, которые приклеивают на свои дома: красная книга – команда отлично справилась с заданием; зелёная книга – команда хорошо справилась с заданием, но есть недочеты;  синяя книга – нужно постараться. Черная книга дается команде, которая не участвовала в мероприятии или за неудовлетворительное поведение отдельных жителей волшебного мира. Дополнительные баллы можно заработать за инсценировку  отрывка произведения писателя, которому посвящён день; либо прочитать наизусть стихотворение; либо нарисовать рисунок на заданную тематику. В последний день смены подводятся итоги, награждается победитель - город и отдельные жители. 

Данная программа  актуальна, потому что в последнее время отношение к книге изменилось. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Теперь, для того, чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Их литературный опыт ограничивается рассказами из "Азбуки" и хрестоматий, а впоследствии — попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте.

Современный школьник читает очень мало, а  ведь книги – это уникальный инструмент в духовно-нравственном воспитании детей. Какую литературу предлагать современным школьникам? Мамы и папы зачастую не знают, как помочь детям, что им читать, какие книги выбрать. Мы знаем, что у 40% населения в нашей стране дома нет книг, и нет привычки покупать книги. А ведь потеря интереса к чтению ведет к духовной неграмотности, и в дальнейшем это явление приведет к большим экономическим, политическим и социальным потерям.  Вокруг библиотек всегда концентрировалась жизнь в больших городах и поселках. Воспитание традиций чтения – это то, чем славилась наша страна. Очень важно с детства воспитывать навыки чтения – это то, без чего не обходится жизнь любого нормального человека.

Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Волшебный мир книг» направлена на развитие интереса к чтению  литературы разных жанров, которая оказывает влияние на воспитание нравственности в человеке, формирует читательскую культуру и эмоциональную отзывчивость обучающихся. Каждое  мероприятие, посвящённое той или иной книге, несет, прежде всего, воспитательный характер.

Все дети без исключения включились в игру, активно готовились к мероприятиям: читали книги, готовили сценки, учили и рассказывали стихи, рисовали героев книг. Все мероприятия проходили интересно и имели только положительные отзывы детей.  

Анализ основных учетных документов МУК «Центральная районная библиотека» Знаменского муниципального района Омской области: дневника работы, читательских формуляров, показывает, что в период  работы смены ЛОЛ при МБОУ «Дом детского творчества» объём выданных изданий в Детской библиотеке увеличился на 34 %.

В ходе визуальных  наблюдений работники библиотеки  пришли к выводу, что массовые мероприятия в рамках программы «Волшебный мир книг» служат хорошим поводом для общения читателей и библиотекарей, для рекламы и продвижения идеи чтения в среду «не читающих» детей. Участвуя в тематических лагерных  мероприятиях, выступая в разных социальных амплуа, дети и подростки максимально  раскрываются  как творческие, неповторимые личности.

В заключении хочу сказать, современные воспитательные системы детских оздоровительных лагерей создаются на основе гуманистической концепции воспитания, где находят отражение идеи единства социализации и индивидуализации личности ребенка. Воспитательные системы находятся на новом этапе своего развития, этому способствует возрастающая потребность в них. На сегодняшний день лагеря играют все большую роль в жизни общества. Те воспитательные системы, на принципах которых строится образовательный и воспитательный процесс, оставляют свой след на личности современного ребенка. Поэтому проблема, связанная с созданием новых воспитательных систем требует больших усилий, которые будут способствовать ее видоизменению и выхода на новый уровень своего развития.