Формирование географической культуры. Пути, способы и методические проблемы формирования

 

 Учебный предмет "география" — это не только содержание программ, но и работа мышления учащихся. Для этого необходима новая технология организации географического образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_geograficheskoy_kultury.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Нармонская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов Лаишевского муниципального района

 Республики Татарстан

«Формирование географической культуры.

 Пути, способы и методические проблемы формирования»

Учитель географии II кв.категории МОУ Нармонской средней общеобразовательной школы Задовская А.А.

2010г.

     Сегодня в образовании многих стран мира мы наблюдаем так называемый «географический ренессанс» - к географии вновь повернулись лицом, вспомнили о некогда забытой науке.

     В России актуальность географической темы в образовании приобретает все больший размах, о чем свидетельствуют «Концепция обновления географического образования в российской школе», предложенная Советом по проблемам географии Российской Академии образования. Модернизация российского образования и ЕГЭ определяют высокие требования к уровню сознательности, просвещенности и культуры выпускника.

    Достижения современной географии позволяют ей выработать такой взгляд через овладение знаний, составляющих основу миропонимания, мировоззрения, дающих представление о современной географической картине мира как части общей научной картины мира.

«Из всех людских безумств и заблуждений самым непостижимым мне кажется то, что человек, живя на Земле, не стремится познать ее всю целиком». Эти слова, принадлежащие мореходу, покорителю Тихого океана Фестису де Тольна, полнее убеждают нас в том, что основы этих знаний должны стать необходимым элементом культуры каждого современного человека.

   Именно поэтому столь актуален вопрос о формировании географической культуры как составной части общей культуры человека, за которую, прежде всего, «отвечает» школьная география.

Формирование географической культуры учащихся - это способ гармонизации отношений между обществом и природой, направленный на сохранение нашей планеты, на сознательную социально-экономическую деятельность общества, на понимание бытия трех самоценных начал: Природы, Человека, Общества.

  Вопрос о географической культуре, географической образованности молодого поколения, а, следовательно, и всего народа продолжает оставаться весьма актуальным, ведь уровень этой образованности - причем, от прораба до министра - по-прежнему недостаточно высок. Об этом свидетельствуют широко известные многочисленные примеры географического невежества при осуществлении ряда социально-экономических мероприятий. Пример - как пишет еженедельник «География» - содержание плакатов с предвыборной агитацией, появившихся в московском метро в феврале 2004 года. На них изображены очертания России… без Курильских островов и без Калининградской области. Изображение сопровождается издевательски выглядящей в этом сочетании цитатой из Конституции о том, что президент должен выступать гарантом территориальной целостности страны. Страшен не сам факт появления в Москве карты территории России без земель, за которые наши отцы и деды кровью заплатили в Великую Отечественную войну. Более страшно то, что миллионы наших людей спокойно проходят мимо кощунственной карты, содержащей прямое оскорбление нашего национального достоинства.

Попробуйте сказать американцу, что в его стране только 48 штатов. Попробуйте «забыть» на карте США, за целостность которых отвечает местный президент, Аляску и Гавайи. Каждый американец знает свою территорию. Американская школа при всех недостатках вкладывает в умы и души своих детей национально значимую и национально ценную информацию о государственной территории.

  Цели школьного географического образования - поворот научных знаний к нуждам человека к практическому их применению - основа формирования географической культуры в обществе, умение грамотно ориентироваться в природе и обществе.

Географическая культура включает четыре основных компонента:

I. Географическую картину мира;

II. Географическое мышление;

III. Методы географии;

IV. Язык географии.

Перспективы проектирования культурологического географического образования

Культурологический подход в образовании предусматривает воспитание образованной, культурной личности, владеющей основными элементами политической, художественно-эстетической, физической культуры, культуры труда, отдыха, поведения, речи, семейных отношений и т.п.

Цели школьного географического образования - поворот научных знаний к нуждам человека к практическому их применению - основа формирования географической культуры в обществе, умение грамотно ориентироваться в природе и обществе.

В настоящее время методика обучения географии развивается в гуманистической, культуросообразной парадигме и предусматривает «интеграцию личности в систему мировой и национальной культуры» (Закон РФ «Об образовании»).

В структуре модели выделены три составляющие: ценностная - система ценностей, формируемых в школьном географическом образовании, - географическая оболочка, природа, человек, наука, знания; способы деятельности по освоению географической культуры; творческая деятельность школьника как составляющая географической культуры.

Основополагающими признаками географической образованности, компетентности и географической культуры выпускника средней школы являются следующие:

- осознание пространственно-временного единства и взаимосвязи развития в географической действительности природных, социально-экономических, техногенных процессов, объектов и явлений;

- умелое применение знаний, умений и навыков в реальной деятельности, в том числе в природопользовании с учетом хозяйственной целесообразности и экологических требований;

- умение самостоятельно различать и оценивать уровень безопасности или опасности окружающей среды для выработки собственной ценностно-поведенческой линии в сфере жизнедеятельности.

Попытаемся кратко охарактеризовать концепцию трансформации содержания географического образования на основе культуросообразности. Прежде всего, определим его конечную цель - формирование географической культуры личности выпускника. Такая цель требует модернизации содержания, технологии формирования географической культуры и определения его развивающего потенциала. Географическую культуру мы понимаем как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе исторического развития. При объяснении понятия «географическая культура» необходимо взять за основу подразделение общегеографических знаний и умений на две большие группы:

- знания и умения, в формировании которых география участвует наряду с другими школьными предметами;

- знания и умения, составляющие специфику самой географии и определяющие ее «персональный» вклад в общую культуру подрастающего поколения.

Географическая культура подразумевает овладение специфическим географическим мышлением. По утверждению Н.Н. Баранского, - «это мышление, во-первых, привязанное к территории, кладущее свои суждения на карту, и, во-вторых, связное, комплексное, не замыкающееся в рамках одного «элемента» или одной «отрасли».

Э.Б. Алаев сначала предложил «триединое» толкование географического мышления (территориальность, комплексность, конкретность), а затем дополнил его еще одним качеством - глобальностью, т.е. требованием обязательного соответствия локальных, региональных, национальных, континентальных, зональных и других частных проблем с их мировым, глобальным «фоном».

                           Общегеографические методы

                         традиционные                        инновационные                 

                       описания                                математические

      сравнительно-географический                моделирования

                  количественные                                  аэрокосмические

                                                                геоинформационные

В физической географии это геохимический, геофизический и палеогеографический методы.

В социально-экономической географии  - методы экономического районирования, территориально-производственных комплексов, энергопроизводственных циклов, ресурсных циклов.

Все разнообразие методов географических исследований сводится к трем категориям: общенаучные, междисциплинарные и специфические для данной науки.    Междисциплинарные методы - общие для группы наук. В географии - это математический, геохимический, геофизический методы и метод моделирования. Для изучения объектов используются количественные характеристики, математическая статистика. В последнее время широко применяется компьютерная обработка материалов. Математический метод – важный метод в географии, но нередко тестирование, запоминание количественных характеристик подменяют развитие творческой, думающей личности. Геохимический и геофизический методы позволяют оценить потоки вещества и энергии в географической оболочке, круговороты, термический и водный режимы.

Модель - графическое изображение объекта, отражающее структуру и динамические связи, дающее программу дальнейших исследований. Широкую известность получили модели будущего состояния биосферы Н.Н. Моисеева. Человечество поняло, что биосфера - одна для людей мира и сохранение ее является средством выживания.

К специфическим методам в географии относятся сравнительно-описательный, экспедиционный, картографический, аэрокосмический.

Сравнительно-описательный и картографический методы - самые старые методы в географии. А. Гумбольд (1769-1859) в «Картинах природы» писал, что сравнивать между собой отличительные особенности природы отдельных стран и представлять результаты этих сравнений - благодарная задача географии. Сравнение выполняет ряд функций: определяет ареал сходных явлений, делает незнакомое знакомым.

Экспедиция – это хлеб географии. Геродот в середине V в. До н.э. совершил многолетние путешествия: побывал в причерноморских степях, посетил Малую Азию, Вавилон, Египет.

Изучение географических карт перед выездом в поле – необходимое условие для успешных полевых работ. В это время выявляются пробелы в данных, определяются районы комплексных исследований. Карты - конечный итог полевых работ, они отражают взаиморасположение и структуру изученных объектов, показывают их взаимосвязи.

Аэрофотосъемка используется в географии с 30-х годов XX в., космические снимки появились сравнительно недавно. Они позволяют в комплексе, на больших территориях и с большой высоты оценить изучаемые объекты.

Географический язык

Каждая наука и каждый школьный предмет обладают своим языком. Есть все основания говорить о существовании «географического языка», который имеет определенный набор терминов, географических имен, что придает ему индивидуальность и особый колорит.

Следовательно, язык географии тоже представляет собой необходимый элемент общей географической культуры. Овладение географической культурой предполагает хорошее владение языком географии, который включает следующие компоненты:

 1)  понятия и термины;         3)  географические названия и язык карты;

 2)  факты, цифры и даты;     4)  географические представления (образы).    

Проблемы школьной географии связаны, прежде всего, с существующей структурой школьного географического образования, которая должна быть построена, исходя из таких принципов, как неразрывность физико-географической и экономико-географической ветвей, личные познания географии от общего к частному (соответственно 6-8-й и 9-10-й классы). Завершить среднее географическое образование (11-й класс) следует синтетическим курсом.

Выпускник средней школы должен достаточно четко представлять яркую и многосложную географическую картину мира, включающую в себя более мелкие картины: природу территорий, населения, хозяйства отдельных стран и регионов.

    Учебный предмет "география" — это не только содержание программ, но и работа мышления учащихся. Для этого необходима новая технология организации географического образования.