Создание здоровьесберегающего пространства на уроках биологии
Древняя мудрость Востока гласит: «Человек в молодости тратит здоровье на то, чтобы заработать деньги, а в старости тратит деньги на то, чтобы выкупить здоровье. Но никому это пока не удавалось». Каждый человек ответственен перед природой и обществом за свое здоровье и, как говорил Гегель 200 лет назад, не имеет права пренебрегать им.
Природа создает ребенка как неделимое целое с нравственными, умственными и физическими задатками, и, безусловно, хочет, чтобы ни один из этих задатков не остался неразвитым.
Почему так часто болеют наши дети? От чего это зависит?
Все болезни в основном от двух причин:
1. Помраченность (плохие мысли) сознания. Всегда ли мы помним о трех правилах психогигиены?
·не купаться в собственных страданиях;
·всегда быть в хорошем настроении;
·вовремя отдыхать.
2. Недостаток общей культуры (мировоззрения).
Воспитание у школьников сознательного отношения к своему здоровью и формированию здорового образа жизни требует большей систематизации и углубления морфологических, физиологических и медицинских знаний, которые даются учащимся общеобразовательных школ. Эту задачу решают наши учителя, обогащая стандарт авторскими элементами.
Я, как учитель биологии, рекомендую детям и практикую применение оздоровительных техник на своих уроках.
1. Техника по дыхательной гимнастике. Известный американский врач и философ, пропагандист здорового образа жизни Поль Брэгг считал, что современный человек просто задыхается и совершает медленное самоубийство от неумения дышать. По его словам, именно поверхностное дыхание приводит к массе недомоганий, среди которых – головная боль, ОРЗ, ослабление зрения и слуха, нарушение почти всех функций организма. При длительном сидении у ребёнка снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций. Меня очень заинтересовала методика диафрагмального дыхания, изложенная автором (вдохи осуществляются через нос, выдохи - через рот, в замедленном темпе). Используя элементы данной методики на уроках биологии, я обнаружила, что у детей снижается эмоционально-психическое напряжение, ребёнок перестаёт испытывать чувство страха, неуверенности в себе, отчаяния, напряжения. От эмоциональности ребёнок плавно и спокойно переходит к логическому мышлению. Ребёнок настраивается на позитивный подход к уроку. У него появляется интерес к изучению биологии. Он приобретает мотивацию к получению опыта по сохранению собственного здоровья. Детям предлагаю несколько упражнений, которые рекомендую им использовать и во внеурочное время:
Этап 1. Выдох через рот.
Этап 2. Быстрый вдох через нос.
Этап 3. Резкий выдох через рот из диафрагмы
Этап 4. Задержка дыхания.
Этап 5. Вдох через нос.
2. Техника суставной гимнастики учит ребят системе самооздоровления собственного организма. Изучая раздел «Опорно-двигательная система» (конечности), я говорю ребятам на уроке, что наши руки – наши пальцы – это пять лекарей. Мизинец – стимулирует работу сердца, безымянный – сосуды, указательный – пищеварение, большой – мускулатуру. А. С. Пушкин набирал энергию, потирая руки (ладони), удовлетворённо похваливая себя. На уроках я прошу своих ребят периодически проводить стимуляцию кончиков пальцев, ладоней, объясняя при этом, что это оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. Отмечаю улучшение самочувствия ребят, повышения их активности, у них снижается утомляемость, они с удовольствием участвуют в исследовательской части урока.
3. О целебной силе музыки знали еще в глубокой древности. Музыка – одно из наиболее эффективных средств воздействия на психическое состояние человека. На уроках применяю элементы музыкотерапии и цветотерапии.
Наше здоровье – в наших руках. Медицинское вмешательство в него – это лишь крайний, аварийный случай. От нашей мыслительной деятельности, физической активности, от наших стремлений искать и находить пути оздоровления учащихся и себя, в том числе, зависит величина той ценности, которая несравнима ни с чем, - нашего с вами здоровья, одной из основных возможностей действительно полнокровной жизни. Если люди будут физически здоровы, то они будут просто счастливыми людьми. Здоровье до того перевешивает все блага, что поистине здоровый нищий счастливей больного короля.