КТО ТАКОЙ СЕГОДНЯ «РЕБЁНОК С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ?»

Брик Татьяна Алексеевна

Эссе учителя – дефектолога филиала МБОУ СОШ д. Охона, г. Пестово БРИК ТАТЬЯНЫ АЛЕКСЕЕВНЫ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kto_takoy_segodnya.docx7.01 КБ

Предварительный просмотр:

КТО  ТАКОЙ  СЕГОДНЯ «РЕБЁНОК  С  ПРОБЛЕМАМИ  В РАЗВИТИИ?»

Эссе учителя – дефектолога филиала МБОУ  СОШ д. Охона, г. Пестово БРИК  ТАТЬЯНЫ  АЛЕКСЕЕВНЫ.

Современный мир сложен, многообразен: трудно сказать, комфортно ли в нём, и нам – взрослым, и детям.

Мы точно знаем, как им (детям) жить и чему для этого надо учиться. А нужны ли конкретные знания ребёнку с проблемами в развитии? Это мы, взрослые, адаптируем их «неразумных детей» к нашему образу жизни, к нашему мышлению, к нашему обществу. Мы старательно делаем их, такими же, как мы. Пусть любят мир, который мы и создали для них же.

Есть некое содержание информации, которое надо «вживить» в ребёнка.  Методы могут быть гуманными, а могут быть и насильственными. Задумываемся ли мы над тем, что потенциально присутствует в ребёнке? Как развернуть то уникальное, индивидуальное, заложенное природой в этом цветке?

Наша среда обитания, несущая любовь и тепло, не всегда защищает ростки жизни.

Ребёнок с проблемами в  развитии  прежде всего – БОРЕЦ. Ему самостоятельно,  даже в присутствии взрослых, приходится преодолевать барьеры: понятийной, речевой, двигательной деятельности. Он  не строит «розовые  замки», он  не может «прогнуть» этот мир под себя,  он – обустраивается, не  конфликтуя,  в том  пространстве, где  приобретает опыт сравнивания, ассоциаций.

Ребёнок с проблемами в развитии – ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЬ. Он сам движется по топям и лугам жизни. Он строит собственный образ, то есть, образуется. Значит, он – ТВОРЧЕСКАЯ  ЛИЧНОСТЬ.

У взрослых множество дидактических принципов, частных методик, технологий, множество моделей учебно-воспитательного процесса, стандарты, программы,  планы. Взрослые вкладывают в ребёнка всё желаемое, а он в процессе познания выполняет задания по подобию, по образцу, в совместной деятельности. Но, если ребёнку предоставить свободу, он сотворит из материала что – то своё, не похожее на запрограммированную инструкцию.

Поэтому, ребёнок с проблемами в развитии – ПРАКТИК. Недоступность объёма и осмысления  подлежащего усвоению материала,  даёт ему право пробовать всё «на зуб», ощупывать, ощущая руками, двигаться ногами, проверяя прочность следующего шага. У него включены все возможные анализаторы: зрение, слух,  осязание, обоняние. Он – МЕЧТАТЕЛЬ. Он творит  искренне, не скрывая своих эмоций. Они ярче, глубже, потому что не контролируются. Они – из души, из глубины естественности, из чистоты помыслов. Его не « напрягает»: правильно ли воспримут окружающие его поведение, как этот мир реагирует на него. Для него важнее – как он реагирует на этот мир, как он в нём общается.

Ребёнок с проблемами в развитии такой же, как и двадцать, тридцать, пятьдесят лет назад: со своими неуправляемыми отрицательными и положительными эмоциями, с искренностью желаний, наивностью в убеждениях. Активизация его познавательных интересов происходит в совместной деятельности, где главный  принцип: ЛЮБИТЬ, ПОНИМАТЬ, ПРИНИМАТЬ, СОСТРАДАТЬ, ПОМОГАТЬ.

Кто такой сегодня ребёнок с проблемами в развитии в семье – любимый, дорогой, желанный. Кто такой сегодня ребёнок с проблемами в развитии в школе -  принимаемый, ожидаемый, желанный. А, значит, вместе с родителями мы поможем ему не бояться этот мир, понимать его, дарить любовь этому миру, не ожидая милостыни.