Главные вкладки

    Значение межпредметных связей в преподавании химии

    Фонштейн Екатерина Юрьевна

    Уважаемые коллеги! В данной статье я привела пример межпредметной связи  химии с физикой. Меня интересует вопрос: С какой дисциплиной естественно-научного цикла наиболее связана химия?

     

         

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Значение межпредметных связей  в преподавании химии

    Автор: учитель химии

    МОУ СОШ № 16

    Фонштейн Екатерина Юрьевна

    Г. Краснодар

    Прикубанский округ

    2011 -2012 учебный год

    Успешное изучение школьниками курса химии, формирование у них новых понятий зависит от умения учителя в процессе преподавания опираться на известные факты, использовать знания, навыки, полученные учащимися на уроках дисциплин естественно-математического цикла. Такая методика работы обусловлена важнейшим требованием дидактики и психологии – последовательно развивать и обобщать знания учащихся. Только систематическая координация и преемственность курса химии со смежными предметами обеспечит согласованность в формировании понятий. Привлечение родственного материала расширяет объём понятий, углубляет содержание, уточняет его структуру. При этом образуются обобщённые и одновременно действенные понятия, которые ученики применяют в различных условиях.

             Например, в процессе изучения элементов термохимии можно привлечь знания учащихся об изменении запаса внутренней энергии тел и закона сохранения и превращения энергии. Учащимся известно, что внутренняя энергия тел зависит от взаимного расположения частиц, из которых оно построено, а также от скорости их движения. Внутренняя энергия тела не является величиной постоянной. При повышении температуры тела внутренняя энергия его увеличивается, так как увеличивается скорость составляющих его частиц (атомов и молекул). С увеличением скорости частиц растёт их кинетическая энергия. С понижением температуры, наоборот, внутренняя энергия тела уменьшается. Внутренняя энергия тела зависит и от его агрегатного состояния. Например, внутренняя энергия водяного пара выше, чем воды, так как  средние расстояния между молекулами воды в газообразном состоянии больше чем в жидкости. Знания, полученные учащимися на уроках физики, а также примеры из повседневной жизни убеждают их в справедливости закона сохранения и превращения энергии. Согласно этому закону, энергия никогда не исчезает и не создаётся из ничего, она только превращается из одного вида в другой или переходит от одного тела к другому.

            Решение межпредметных задач требует от учащихся особых умений: связывать между собой и обобщать предметные знания, видеть объект в единстве его многообразных свойств и отношений, оценивать частное с позиций общего, что позволяет формировать научную картину мировоззрения школьников.


     

    Комментарии

    Екатерина Юрьевна! Вы задали интересный вопрос. Химия-такая чудесная наука, она связана со многими другими науками, в том числе, и естественно-научного цикла. Мне пришлось вести 15 лет физику для ребят 7-11 классов, а сейчас вот уже 15лет -химию. Где граница? Я не знаю. Когда я начинаю объяснение материала ребятам, кто я: физик, химик? Нет границы. И это им нравится. Природа едина. Люблю связь химии и биологии, географии. На каждом уроке мы познаем Природу. А Вы? К чему ближе Вы?
    Фонштейн Екатерина Юрьевна

    Уважаемая Валентина Петровна! Я с Вами согласна. Предметы естественно-научного цикла друг друга дополняют. Изучение химии без таких уроков как физика, биология, география, природоведение не возможно. Законы природы едины. Их надо знать и понимать.