Дети всякие важны

Брик Татьяна Алексеевна

Государственная программа «Безбарьерная среда» включает в  себя не только создание благоприятных условий для жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, но и  предоставление им образовательных услуг. Несколько лет назад, в год  учителя, Дмитрий Медведев сказал: «Все дети должны получать образование в доступной для них форме в образовательных учреждениях».

В 2006 году в Новгородской области была принята нормативная база для обучения детей с ГУО и ССД,  с нарушением интеллекта и с сопутствующими заболеваниями опорно-двигательной системы,  а также  слуха, зрения и тому подобного.  В рамках общероссийской программы «Безбарьерная среда»  в  Великом Новгороде и ряде районов области созданы и реализуются  проекты, позволяющие решить проблему доступного образования для детей с особыми потребностями. Ещё 10 лет назад эти дети считались необучаемыми, они  были изолированы в домашних условиях. Их беды и проблемы волновали только родителей и врачей.  Из года в год  количество таких детей растёт, и  эта тенденция, к сожалению, сохраняется по сей день.  Но ребёнок  остаётся ребёнком, он должен расти, чувствовать любовь родных,  не быть балластом — адаптироваться в  этом  мире. Общество должно принять его таким , какой он есть, быть  к нему терпимым.  И, конечно же, эти дети должны обучаться. Чему и как? На эти вопросы нашему корреспонденту ответила  учитель-дефектолог филиала  МБОУ СОШ  села Охона Татьяна  Брик.

Беседовала Ирина Мозговая

Печаталось: Пестовская районная газета «Наша жизнь» №108 от 9.11.2012 - пятница

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deti_vsyakie_vazhny.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дети всякие важны

Государственная программа «Безбарьерная среда» включает в  себя не только создание благоприятных условий для жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, но и  предоставление им образовательных услуг. Несколько лет назад, в год  учителя, Дмитрий Медведев сказал: «Все дети должны получать образование в доступной для них форме в образовательных учреждениях».

В 2006 году в Новгородской области была принята нормативная база для обучения детей с ГУО и ССД,  с нарушением интеллекта и с сопутствующими заболеваниями опорно-двигательной системы,  а также  слуха, зрения и тому подобного.  В рамках общероссийской программы «Безбарьерная среда»  в  Великом Новгороде и ряде районов области созданы и реализуются  проекты, позволяющие решить проблему доступного образования для детей с особыми потребностями. Ещё 10 лет назад эти дети считались необучаемыми, они  были изолированы в домашних условиях. Их беды и проблемы волновали только родителей и врачей.  Из года в год  количество таких детей растёт, и  эта тенденция, к сожалению, сохраняется по сей день.  Но ребёнок  остаётся ребёнком, он должен расти, чувствовать любовь родных,  не быть балластом — адаптироваться в  этом  мире. Общество должно принять его таким , какой он есть, быть  к нему терпимым.  И, конечно же, эти дети должны обучаться. Чему и как? На эти вопросы нашему корреспонденту ответила  учитель-дефектолог филиала  МБОУ СОШ  села Охона Татьяна  Брик:

-Ребёнок  с проблемами в развитии прежде всего — борец, ведь ему  приходится преодолевать барьеры. Он плохо или вовсе не говорит, у него нарушена двигательная и понятийная  деятельность. Он — первооткрыватель и творческая личность. Он сам создаёт свой образ.  Ребёнок с проблемами в развитии — практик, так как всё пробует «на зуб», ощупывает. У него включены все возможные анализаторы: зрение, слух, осязание,  обоняние. Он умеет мечтать, не скрывает своих эмоций. И очень хорошо, что наше общество, наше государство пришло к тому, что надо обучать таких детей.

Их надо любить, понимать, принимать такими, каковы они есть, сострадать  и помогать им.

Мои ученики — это особый контингент.  У них неустойчивое внимание, повышенная возбудимость аффектов, импульсивность поступков, они плохо понимают  чужую речь, но чутко улавливают её тон, поэтому акцент делаю на опорные слова и  стараюсь говорить спокойно, ласково. В своей практике   я применяю элементы педагогических технологий, которые способствуют развитию жизненно необходимых навыков, снижают уровень тревожности. Знание дети приобретают через общение, в совместной деятельности активизируются  их познавательные интересы.

-Татьяна Алексеевна, скольких детей с  проблемами в развитии Вы обучаете? Чего удалось добиться?

-В 2006 году при школе коррекционного обучения был открыт класс для  детей с особыми образовательными потребности, в котором было  5  учеников. За 4 года мы выпустили двух учеников. Сейчас обучается  6 человек, один — на дому:  учиться в  школе он не имеет физических возможностей. Особенно трудным был первый год обучения.  Сначала нужно было сформировать привычку находиться  в классе, сидеть за партой в течение урока, следовать режиму занятий по расписанию. Затем я разрабатывала такие  упражнения и задания, которые могли бы развить у  детей интерес к происходящему на уроке,  обучала действиям на примерах подражания. Не все дети понимали речь, приходилось использовать жесты.

Мои дети в силу их физических  и нервно-психических заболеваний не в состоянии освоить школьный образовательный материал.  Я ставлю  другие задачи — дети  должны на бытовом уровне научиться  элементарным навыкам самообслуживания.

Добиться удалось многого. Например, один из ребят научился самостоятельно ходить в магазин, может назвать понятно для продавца продукты, которые ему нужны. Он — единственный из всего класса может пользоваться мобильным телефоном.  Одна из девочек( физически она самая слабая, метеозависимая, быстро устаёт ) хорошо освоила счёт до пяти  - по подражанию, геометрические фигуры  - по  образцу. Знает основные цвета. Дети научились работать  с ножницами. Многие начали  помогать мамам по дому. Для них это большие достижения.

-Главными помощниками в вашей работе являются родители.  Какие рекомендации Вы  дали бы им ?

-Все родители моих воспитанников — самоотверженные люди. Они любят своих детей и стараются создать для них благоприятные условия, чтобы те сумели адаптироваться в жизни, в быту. С каждым родителем я работаю индивидуально, в доверительной обстановке.  Они во многом мне помогают.  В первую очередь, я советую  им обращать больше внимания на развитие двигательных способностей детей, на социальную адаптацию.  Для них важнее уметь застёгивать пуговицы на пальто или молнию на  ветровке, самостоятельно шнуровать кроссовки, завязывать  бант на косе, чем выучить цифры. Более зримо в семье, чем в школе на картинках можно понять, что есть «я»,  члены моей семьи, различение людей по полу, по возрасту, по росту и подобное.  Поэтому я учу родителей оречевлять домашнюю работу,  её процессы, рекомендую чаще общаться  с ребёнком всем  членам семьи, ежедневно читать  книги, особенно сказки, говорить о полезных привычках, о добрых поступках. И,конечно же,  я стараюсь снять у родителей тревожность, психологическую напряжённость.

-Татьяна  Алексеевна, достаточно ли сегодня методической литературы для работы с детьми с проблемами в развитии

-К сожалению, сегодня, как и несколько лет назад, когда я только начинала работать в коррекционной школе,  методичек, специальных программ недостаточно.  Для понимания психофизических особенностей таких детей я получила образование олигофренопедагога в Ленинградском государственном  областном университете имени А.С. Пушкина.  Прошла курсы повышения квалификации, изучаю опыт  своих коллег и обобщаю свой. Использую в работе красочные наглядные материалы для детских садов, звуковые азбуки и подобное. Обучение таких детей  - ещё нетронутая целина на ниве образования.  Но делать это надо и, прежде всего,  ради самих детей.

Беседовала Ирина Мозговая

Фото автора

Печаталось: Пестовская районная газета «Наша жизнь» №108 от 9.11.2012 - пятница