Основы этической культуры в подрастающем поколении – отношение к жизни и человеку как наивысший ценности.

 

       На этапе переоценки общечеловеческих ценностей и роста национального самосознания народов большое практическое значение приобретает проблемы нравственного воспитания молодёжи на традициях народной педагогике. Подтверждением этому могут служить слова академика, доктора педагогических наук, профессора Г. Н. Волкова: « Очень высокая ставка на традиционную культуру воспитания в современном мире естественна и закономерна. Национальная традиция воспитания практически является условием и национального возрождения. Это основа основ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystup._na_semenarrmo_osnovy_eticheskoy.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

  

       На этапе переоценки общечеловеческих ценностей и роста национального самосознания народов большое практическое значение приобретает проблемы нравственного воспитания молодёжи на традициях народной педагогике. Подтверждением этому могут служить слова академика, доктора педагогических наук, профессора Г. Н. Волкова: « Очень высокая ставка на традиционную культуру воспитания в современном мире естественна и закономерна. Национальная традиция воспитания практически является условием и национального возрождения. Это основа основ».

        При изучении народных традиций, обычаев ребенок может сравнивать культуру, историю других народов, у него воспитывается терпимость к непохожим друг на друга традициям, появляется возможность увидеть постоянство и естественность этих разнообразий, что помогает заботливо относиться  к общечеловеческим ценностям, к  окружающим людям, природе.

          Изучая проблему использования прогрессивных идей и опыта татарской народной педагогики и воспитании заботливого отношения к людям, следует учитывать и условия, в которых живут и воспитываются школьники в настоящее время, окружающую среду и историческое прошлое. Для татарских семей  в городской местности сегодня специфичным является неоднородность национального состава, что в отдельных регионах привело к потери многих национальных традиций и обычаев, культуры и языка. И все больше семей, где не живут представители старшего поколения. Вот почему в воспитании личности ребенка большое значение имеет культурное педагогическое наследие народа, которое создано многими поколениями.     Свидетельством необходимости исследования заботливого отношения к людям является и идея народности воспитания человека в духе гуманизма, выдвинутая К. Насыри. Он определял величие человека умом и нравственностью и проводил много примеров из фольклора, собирал произведения устного народного творчества и считал их источником воспитания высоконравственных людей.

          Особое место воспитанию заботливого отношения к людям у младших школьников уделено в трудах В. А. Сухомлинского, который сформулировал теоретические положения, раскрывающие основы процесса воспитания добрых чувств и непримиримости ко злу. Он считал, что источником нравственности человека являются добрые чувства, которые пробуждаются, воспитываются у ребенка в детстве: чуткость, отзывчивость к горю и страданиям других людей, любовь и уважение к ним.

         В своих исследованиях П. П. Блонский акцентировал внимание на превращении школы в школу человечности и на воспитании чуткого участливого отношения к людям. Теоретические основы воспитания гуманности на народных традициях и педагогические условия их использования глубоко исследованы З. Г. Нигматовым. В работах А. М. Аргеткиной, К. И. Монич, У. Эгамбердиева, Н. С. Сафарова, А. В. Скипдер, Л. Г. Нестеренко также определенной степени анализируется процесс воспитания заботливого отношения к людям у школьников.          

   Наставления Р. Фахретдинова «Воспитанный ребенок», «Воспитанная мать», «воспитанный отец»,

Наставления» (для мальчиков, девочек, для взрослых), которые подробно изучается на уроках  вежливости и просвещения в воспитании нравственности у людей всех  возрастов.

       Огромную педагогическую ценность имеют произведения Г.Тукая, которые способствуют воспитанию заботливости, уважительного отношения к старшим. Каждая эпоха в процессе своего развития сохранила, дополняла, совершенствовала нормы и правила нравственности. Нарушение нравственных норм редко карается законом, и человек не привлекается к ответственности перед  обществом за душевную черствость, каждодневную грубость, цинизм, эгоизм, потребительство, но их нарушение вызывает большие осложнения в плане культуры общения между людьми. Вот почему необходима, чтобы ребенок освоил нормы поведения, нравственности и был человечности, заботливым  по отношению к окружающим его людям.

           Народные традиции, обычаи, устное народное творчество как исторический памятник и как конденсатор духовного опыта народа были и будут нравственной опорой человека, каждого поколения, каждой этнической общности. В центре её – многогранные человеческие взаимоотношения, обеспечивающие нравственное развитие личности. Учить людей человечности, заботливости, доброте – главные задачи народной педагогики. Народы в своем историческом развитии создали высокую педагогическую культуру. История педагогики любого народа – явление очень сложное, многогранное. К нему относится и прошлое татарского народа, прошедшего ряд трудных, даже трагических этапов в развитии культуры, просвещения.

         Мораль и нравственность – важнейшие формы общественного сознания. Каждое общество имеет свою мораль.

         Нравственное воспитание в каждом обществе имеет свою систему и является двусторонним процессом, где воспитатели воздействуют на воспитуемых ,и наоборот.

         Слова «этика», «мораль», «нравственность» нередко употребляются как синонимы, что объясняется их этимологией: греческое «ethos» и латинское «mores» на русский язык переводятся как «нрав», «обычай». Нравственность, особая форма общественных отношений (моральные отношения), - один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от обычая и традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости. В отличие от нрава исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественными оценками одобрения или осуждения). Мораль гармонично сочетает общенародные, коллективные и личные интересы, утверждает отношения товарищеского сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательности, честности. Мораль – правило нравственности.

        Этика – одно из древнейших областей человеческого познания. В специальной литературе понятие «этика» получило следующие определение: «этика – есть философская наука о морали, теории нравственности».  

        Развитие этической мысли – это история непрестанных исканий пытливого человеческого ума, стремящегося понять, что такое человек и человечность, мечтающего об идеальном человеке и идеальном обществе.  

                       Министерство образования и наук  РТ специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья

«Мамадышская  специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат 8 вида.

Торжественная линейка к 1 сентября

«Первый звонок»

                                                     

                                                        Работа: учителя II квалификационной    

                                                        категории татарского языка и литературы

                                                        классного руководителя 9 класса          

                                                        Шарифуллиной  Г. П.

                                                 

                                               Сентябрь, 2009г.