Шарифуллина Галина Петровна

сайт учителя татарского языка и литературы

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.

Профессия: учитель-олигофренопедагог

Профессиональные интересы: применение ИКТ на уроках татарского языка и литературы

Увлечения: пение, танцы, чтение книг

Регион: Республика Татарстан

Населенный пункт: город Мамадыш

Место работы: ГБС(К)ОУ "Мамадышская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/sharifullina-galina-petrovna
Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру…
Дмитрий Лихачев.

О себе

Все начинается с детства. А детство с семьи и школы. Семья – это, прежде всего мама, а школа – прежде всего учитель.

Почему я стала учителем? Почему осталась в этой профессии до сегодняшнего дня? Почему не попыталась поменять её на любую другую, спокойнее моей? Да потому, что у меня своя, особенная миссия на Земле … Я – учитель!

С первого класса мне везло с учителями. Я помню глаза моей первой учительницы – Давледшиной Айсылу Ибрагимовны. Может быть, это звучит не- сколько необычно, но уже в дошкольные годы я решила стать учителем. В детстве моим любимым занятием была игра в учителя. Эта игра превратилась в действительность. Я стала учителем. Я понимала, что быть учителем непросто, сколько труда и терпения нужно, чтобы из маленьких непослушных мальчиков и девочек выросли вдумчивые, стремящиеся к своей цели, молодые люди.

И вот уже 20 лет  каждый день я переступаю порог школы для того, чтобы передавать знания детям. Я стараюсь воспитывать в своих учениках честность, порядочность, целеустремленность.

Каждый деть я всматриваюсь в глаза детей. Сколько в них чувств, переживаний. Глаза ребенка – это состояние души, в которой многое можно увидеть. Чтобы узнать о ребенке больше, сердце учителя должно быть не только добрым, но и зрячим.

Задача моей педагогической деятельности – научить детей философски осмысливать язык, понимать его историческое развитие, воспринимать действенную, созидательную природу живой речи, будить интуитивное творческое воображение. Свой личный опыт преподавания родного языка и литературы воплощаю через активное внедрение в учебный процесс элементов диалоговой, исследовательской деятельности и компьютерной технологии. Постоянное обновление видов и типов тестовых заданий.    

Быть учителем трудно. Но и учеником быть нелегко. У детей, которые пришли в первый класс из рук мамы, большая потребность не столько в получении знаний, сколько в общении и эмоциональном контакте. Поправить воротничок, погладить по головке, спросить о настроении… Для меня важно, что ребенок поверил мне, сохранил уважение и признательность. Оправдать его доверие – большая и почетная ответственность.

Каждый день я открываю школьную дверь и захожу в класс. Вновь звенит звонок и ко мне обращаются взоры моих учеников. Их светлые, ясные, чистые глаза, любопытные, верящие, добрые, оценивающие каждый мой взгляд, жест, шаг, поступок. Они многого ожидают от меня.

Счастлива ли я?.. Счастье у каждого своё, оно складывается из многих показателей. Одно из его составляющих для меня – выбранная профессия. Я – счастливый человек. У меня есть любимое дело. Я нахожусь в постоянном поиске. Ведь только творческий учитель может заразить своим теплом, верой, талантом. Древний мудрец Сенека утверждал: « Уча других, учимся сами.» Я счастлива, потому что у меня есть возможность вновь и вновь познавать этот необыкновенный мир вместе со своими учениками. Я счастлива, когда детям нравится учиться, когда вижу результаты своего труда.

Не стоит бояться рисковать, меняться, учиться жизни. Стоит пробовать, дерзать, творить, не останавливаясь на достигнутом. Мне очень нравятся слова известного поэта и философа Ральфа Эмерсона: «…Если мы перестаем пытаться сделать что-то кроме того, что уже умеем, мы перестаем двигаться вперед.» Я счастлива, потому что, отдавая тепло своей души детям , я становлюсь богаче.

 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

       Е. Д. Марченко  "Память земного опыта", издательство: РАДАТС ; 2006 г.

        В этой книге вы познаете законы - как мечта становится реальностью, чтобы вы знали, о чём мечтать. Познакомитесь с самым первым законом космоса, что все мечты материальны, каждая мечта реализуется, а каждая мысль - тем более.

      Узнаете, что развитие мира идёт по законам таблицы Менделеева и строго взаимосвязано с элементами этой таблицы. Наш возраст тоже подчиняется этому принципу: сколько вам сейчас лет, по такому элементу вы и отрабатываете сейчас. Эта книга вам поведает много нового о химических элементах.

      Люди очень часто и много употребляют слово "любовь". Само слово "любовь" несёт очень серьёзную нагрузку. Любовь - это энергия, которая питает Землю - другой энергии для землян пока нет, есть только энергия любви, то есть любовь - это энергия существования. Какие же виды любви бывают?

Мой взгляд на мир

                     «Вы знаете, мне по - прежнему верится,

Что если останется жить Земля,
Высшим достоинством Человечества
Станут когда - нибудь учителя».
 
Р. Рождественский

                 Учителя, работающие в коррекционной школе, должны обладать целым рядом особых качеств, быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть. Учитель должен понимать детей. Учителю надо быть оптимистом. Учителя "обязаны олицетворять человека будущего, человека нового склада” . Завоевать любовь детей — насущнейшая задача учителя, ибо только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний и осваивает моральные ценности общества”.
Вся учебно-воспитательная работа с детьми, ее методы, приемы, формы, "пройдя через душу педагога, согретую любовью к детям и наполненную чувством гуманности, становятся утонченными, гибкими, целенаправленными и потому — эффективными”, — утверждает Ш.А. Амонашвили.
               Из этих высказываний определенно видно, что педагогическая и дидактическая система должна быть проникнута гуманным отношением к детям, основана на чувстве уважения к ним, взаимной любви учителя и учащихся.
              С этих же позиций я отношусь к проблеме школьной оценки и отметки. Прежде всего и, безусловно, справедливо различать и разводить понятия "оценка” и "отметка”. Оценка еще не отметка. Оценка это как бы соответствующий комментарий сиюминутного поведения школьника, его учебной работы в данный момент. Оценка выражается в словесной форме, например: "Молодец”, "Ты хорошо справился с заданием”, "Вчера у тебя было сделано лучше, чем сегодня”, "Не спеши, еще раз проверь выполненное упражнение, не допустил ли ошибок” и т.п. Иногда это может быть улыбка, добрый взгляд учителя, выражение удивления и т.п. "оценка”. Отметка же— это обобщенная оценка. Она выражена в баллах и выставляется в тетрадях и дневниках школьников, в классном журнале. Затем отметка в журнале как бы отделяется от ее носителя (конкретного ученика) и становится предметом учета, статистики, выяснения процента успеваемости и т.п. Но главная особенность отметки даже не в этом, а в том, что она приобретает признак нравственной оценки носителя отметки, т.е. того, кто эту отметку получил. Отличник по учебе, значит, это хороший человек, мыслят дети. А если кто-то плохо учится, он и человек плохой и с ним дружить не надо. Это серьезный недостаток школьных отметок, по крайней мере в начальных классах.
             Гуманистическое отношение к ребенку выражается в любом методе и приеме учебно-воспитательной работы. Так, не следует одного ребенка по его успехам или неудачам в учении (или в другом деле) сравнивать с другим учеником. Такое сравнение неэтично и негуманно. Сравнивать можно результаты сегодняшней работы одного и того же школьника с результатами того, что было раньше.
             Я выступаю сторонником формирования у детей доброты, чувства товарищества, дружбы и взаимопомощи как в учебных делах, так и в повседневной жизни с учетом воспитания толерантности, индивидуальности, самодостаточности. Главное в моей деятельности: воспитать личность способную учиться и развиваться на протяжении всей своей жизни.

Моё портфолио

Татарский язык – один из самых богатых языков мира. Он может передать любые оттенки мысли, надо лишь внимательно и с благоговением относиться  к нему как к единому средству выражения мыслей и чувств, открывающему двери в мир познания, искусства, общения.

             Главная задача преподавания родной литературы и языка – это «вернуть ее исконный гуманистической смысл, возвращение к ее фундаментальным ценностям и нравственным общечеловеческим основам». И в то же время очень важно знать, как они относятся к тем или иным нравственным поступкам, чувствам, мыслям, выраженным в произведениях, что у них вызывает трудности восприятия, с чем они не согласны или согласны.

             В специальной школе, как и массовой, процесс обучения и воспитания един и неразделим и в конечном счете подчинен основной цели – подготовке выпускников к самостоятельной жизни  и общественно полезному труду. Однако, поскольку в специальной школе обучаются дети с нарушениями высшей нервной деятельности, поскольку, естественно, процесс обучения и воспитания в ней реализуется своеобразно.

         Учебно-воспитательный  процесс опирается на традиционно сложившиеся и возникающие в современных условиях общие положения, которые позволяют реализовать образовательную, развивающую и воспитывающую функции обучения.

         Моя методическая тема «Адаптация и интеграция детей с нарушениями интеллектуального развития в общество через создание системы коррекционно-развивающих мероприятий на основе традиций и культуры татарского народа». Над темой работаю с2007 года, и вытекает из целей воспитание и развитие детей с ограниченными возможностями через наличие постоянно действующих педагогических стимулов на основе традиций и культуры татарского народа.                    

           Поставлены следующие задачи:

           - повышать профессиональный уровень по вопросам методики преподавания предмета и организации учебной деятельности;

           - изучение и внедрение новых предтехнологий в практику педагогической деятельности;

           - изучение передового педагогического опыта по данному вопросу;

           - изучение традиций и культуру татарского народа;

           - правильного определения содержание обучения и системы презентации языкового материала в учебных целях;

           - комплексное воздействие на учащихся с целью коррекции мышления, речи, памяти и восприятие.

            Работаю по коррекционно-развивающий системе Л. Занкова. Изучаю инновационный опыт по теме: «Коррекционно-развивающие возможности татарских народных игр, традиций, обычаев», и пользуюсь литературой Р.А.Сахипова «Воспитание и обучение на традициях народной педагогики».Так же изучаю литературу Р.З.Хайдарова «Рус телендә сөйләшүче балаларны татар теленә өйрәтү өчен укыту- методик комплекс», Б.П. Пузанова « Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика)», Т.Б. Епифанцева « Настольная книга педагога-дефектолога», Э.Х. Галеева «Татарские народные игры и праздники», И. Н. Надирова «Татарское народное творчество» и т.д.

      Теоретические основы воспитания гуманности на народных традициях и педагогические условия их использования глубоко исследованы З. Г. Нигматовым. В работах А. М. Аргеткиной, К. И. Монич, У. Эгамбердиева, Н. С. Сафарова, А. В. Скипдер, Л. Г. Нестеренко также определенной степени анализируется процесс воспитания заботливого отношения к людям у школьников. Психолого-педагогическая проблема рассмотрена в работах Ш. А. Амонашвили, В. А. Сухомлинского, И. М. Юсупова, С. В. Кондратьевой.

           Наставления Р. Фахретдинова «Воспитанный ребенок», «Воспитанная мать», «Воспитанный отец», «Наставления» (для мальчиков, девочек, для взрослых), которые подробно изучается на уроках вежливости и просвещения в воспитании нравственности у людей всех  возрастов.

Мои публикации:
Классное руководство
Материалы для родителей
Материалы методических объединений
Работа с родителями
Родной язык и литература
Сценарии праздников
Публикации моих учеников:
Добавить грамоту в портфолио