« Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 10»

Шульгина Евгения Владимировна

 

Одной из ведущих современных тенденций в образовании России, является рост доли детей с комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания.  Вместе с тем, наряду с "утяжелением" состава школьников с ОВЗ обнаруживается и противоположная тенденция. Масштабное практическое применение научных достижений в сфере медицины, техники, цифровых технологий, специальной психологии и коррекционной педагогики приводит к тому, что часть детей с ОВЗ к семи годам достигают близкого к норме уровня психического развития, что ранее наблюдалось в единичных случаях, а потому считалось исключительным.

 Часть наиболее "благополучных" детей с ОВЗ "уходит" из специального образовательного пространства в общеобразовательное.

 На фоне перемещения части наиболее "благополучных" детей с ОВЗ в массовую школу, в специальной растет доля детей со сложной структурой нарушения развития, которые особенно нуждаются в получении  специальной психолого-педагогической помощи.

Согласно «Словарю русско­го языка» сопровождать — значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожа­того. То есть, под психологическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями можно подразумевать движение вместе с изменяющейся личностью ребенка, рядом с ней, своевремен­ное указание возможных путей оптимального развития, при необходимости — помощь и поддержка.

 Целью психологического сопровождения специальной (коррекционной) школы является создание  системы психолого-педагоги­ческих условий, способствующих успеш­ной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школе, в семье, медицинском учреждении и т.п.).

Психологическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога-психолога.

 Основными сферами  деятельности  педагога-психолога в системе медико – социально – психолого – педагогического сопровождения специальной (коррекционной) школы являются:

– психологическое сопровождение развития и обучения учащихся;
– психологическое сопровождение педагогического коллектива;
– психологическое сопровождение родителей (лиц, их заменяющих) обучающихся.

Остановлюсь  подробнее на особенностях психолого-педагогического сопровождения и психологического просвещения обучающихся младших классов с ЗПР (задержка психического развития) и СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) и их родитетелей.

По инициативе родителей (законных представителей), специалистов образовательных учреждений дети и подростки с ОВЗ города Краснокаменска обследуются на районной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК),  которая систематически проходит на базе ЦЛП и ДО (центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения).  Специалистами районной ПМПК проводится экспертиза уровня развития ребенка, предполагающая систематизацию сведений о виде, структуре и динамике отклоняющегося от нормального онтогенеза развития, включающая прогноз развития.

На основании результатов экспертизы уровня развития обучающегося осуществляется проектирование условий обучения детей с ОВЗ в образовательном пространстве города. Специалисты ПМПК выносят коллегиальное заключение и  рекомендуют, по какой образовательной программе ребенку  обучаться дальше. Отмечу, что в специальной (коррекционной) школе   дети  обучаются по программе VII и VIII вида с основным диагнозом: задержка психического развития и умственная отсталость, а также дети со сложной структурой дефекта.

Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых  понятий и т.д.).

 Психологическое сопровождение в специальной (коррекционной) школе - динамический про­цесс, целостная деятельность всех субъектов образования, куда включены   взаимосвязанные компоненты:

·                   систематическое отслеживание  психолого-педагогического статуса ребёнка, динамики его психи­ческого развития в процессе обучения;

·                   создание социально-психологических условий для лично­сти каждого ребёнка, успешности его обучения (базовый образова­тельный компонент);

·                   создание специальных социально-психологических усло­вий для сопровождения и помощи в развитии детям с ОВЗ (в рамках специального образователь­ного компонента).

К основным направлениям  деятельности педагога-психолога относятся:

- диагностическая деятельность;

-  консультативная деятельность;

- коррекционно-развивающая работа;

-  экспертная работа;

- организационно-методическая деятельность;

- просветительская работа;

- психопрофилактика.

  Основные задачи психологического сопровождения ребёнка с ОВЗ состоят в следующем:

·  определение наиболее адекватных путей и средств развивающе - коррекционной работы с ребёнком;

·  прогнозирование развития ребёнка и возможностей обуче­ния на основе выявленных особенностей развития, резервных возможностей;

·  реализация собственно психологической развивающе-кор­рекционной работы на протяжении всего образовательного про­цесса.

   Психологическое сопровождение детей в период адаптации:

·  создание системы психолого-педагогической поддержки всех  учащихся в период их школьной адаптации;

·  выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

·  диагностика оценки состояния ребёнка и его адаптивных возможностей;

·  определение причин и механизмов конкретного варианта отклоняющегося развития;

·  разработка коррекционных мероприятий с целью обеспечения максимальной социально-психологической адаптации ребёнка;

·  создание специальных педагогических и социально-психо­логических условий, позволяющих осуществить развивающую, кор­рекционно-развивающую работу с детьми, испытывающими  адаптационные трудности.

Направления работы педагога-психолога в  начальной школе:

·          комплексное обследование познавательной и эмоционально – волевой сфер, выявление сильных и слабых сторон;

·   выявление в процессе сопровождения ребёнка эмоционально-аффективных и личностных особенностей, препятствующих адекватной социально-психологической адаптации в образовательной среде, социуме;

·   реализация психологической развивающе-коррекционной помощи детям, испытываю­щим трудности адаптации, поведения и др.;

·   Контроль за динамикой психического развития и эффективности специализированной коррекционной помощи;

·   проведение дифференцированной диагностики учащихся с ре­комендациями ПМПК о диагностическом обучении по программе специального (коррекционного) учреждения;

·     участие в  ПМПк по сопровождению учащихся с лично­стными и поведенческими проблемами;

·     составление индивидуальных, подгрупповых и групповых коррекционных программ по выявленным проблемам у учащихся и запросу ПМПк;

·     взаимодействие с учителями, воспитателями, учителем-логопедом, де­фектологами, социальным педагогом по сопровождению обуча­ющихся (консультации по запросам специалистов, консилиума, уча­стие в МО, семинарах, педсоветах и др.);

·     знакомство специалистов с индивидуальными психологическими особенностями развития ре­бёнка, его сильных сторон личности, с рекомендациями по наиболее эффективным методам и приёмам развития данного ученика;

·     проведение диагностики учащихся по выявлению взаимоотношений в се­мье, особенностей восприятия обучающимися членов своей семьи;

·     осуществление работы с родителями  (лицами их заменяющими) по диагно­стике психологического климата в семье, взаимоотношению родите­лей с детьми, выявлению типа воспитания для прогноза влияния тех или иных моделей воспитания на психическое и личностное разви­тие детей;

·     консультирование  родителей по их запросам;

·     осуществление просветительской  работы по вопросам психофизиологиче­ских особенностей детей с нарушением интеллекта; особенностей коррекционно-развивающей работы с ними; поиску рациональных путей социальной адаптации; участию семьи в реализации индиви­дуальной психолого-медико-педагогической программе сопровож­дения;

·     проведение диагностики готовности к обучению в среднем звене школы,

·     осуществление прогноза социальной дезадаптации.

Задачи сопроводительной деятельности второй половины 4-го класса:

1.  выявление  уровня психологической готовности четверо­классников к обучению в среднем звене школы;

2.  способствование созданию психологических условий для формирования соци­ально-личностных предпосылок успешного обучения в среднем звене.

Познакомлю с некоторыми диагностическими исследованиями, которые проходят в начальной школе.

При зачислении ребенка в специальную (коррекционную) школу  педагогом – психологом подробно изучаются  данные его анамнеза  и особенностей раннего развития.

В течение первых двух, а иногда и трех  месяцев обучения психолог сопровождает процесс адаптации вновь поступивших детей. Нашим ученикам особенно трудно привыкнуть к новым условиям жизни, к новым требованиям, так как почти у всех страдает эмоционально-волевая сфера. Им трудно сдерживать себя, они теряют цель деятельности, не умеют ее планировать, а зачастую  не могут контролировать свои поступки (могут запеть во время урока, хлопать в ладоши или топать, выйти из-за парты, просить покушать).  У большинства обучающихся рассеянное внимание, низкая мотивация учения и учителю совместно со специалистами приходится приложить максимум усилий, чтобы организовать ребенка и переключить его с игровой на учебную деятельность.

В 1-4 классах  проводятся психокоррекционные занятия с детьми, особо нуждающимися в психокоррекционной помощи (1 раз в неделю), программой которых предусматривается ряд занятий на сплочение детского коллектива, коррекцию адаптивных возможностей, ну и, конечно, формирование привычки ЗОЖ. Дети, адаптация которых осложнена, получают дополнительную психологическую поддержку в форме «Кругов общения».

Далее отслеживается мониторинг развития всех обучающихся и на школьной ПМПк доводятся результаты обследования до каждого педагога школы.

   Психологическое обследование помогает максимально индивидуализировать программы обучения каждого ребенка, сделать наглядным успехи детей и четко отразить результаты усилий педагогов.

   Целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что еще предстоит ему освоить.

 В начальной школе психолого-педагогическое обследование по оценке содержания актуального опыта ребенка состоит из трех этапов, так как динамика развития детей с ОВЗ разворачивается очень медленно.  Исследуются когнитивные, хозяйственно-бытовые и социальные действия.

Результаты обследования представляются в виде психологического профиля развития ребенка, где видна динамика его психологического развития.

  С  диагностическими данными обучающихся 1-4 классов знакомятся  все участники образовательно-воспитательного процесса  для координации совместных усилий.

  Как показала практика, обеспечение индивидуального подхода к обучающемуся с учетом его социального статуса, стало  положительной составляющей условий пребывания ребенка в школе  и способствует его обучению и развитию индивидуальных способностей в школьной среде, его социальной адаптации.

Для того чтобы можно было отследить эффективность   психолого-педагогического и медико - социального сопровождения  и  анализировать динамику развития каждого обучающегося специалистами психологической службы сопровождения была разработана карта психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ученика специальной (коррекционной) школы, в которой  фиксируются качественные характеристики обучающегося с момента поступления в школу и до выпуска из учреждения.

 Практическое психолого-педагогическое и медико - социальное сопровождение  процесса обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является одним из динамически развивающихся направлений практической психологии.  Специалисты психологической службы  сопровождения специальной (коррекционной) школы   находятся в постоянном творческом поиске, и каждый год корректируют  направления и составляющие работы  с учетом модернизации образования, приблизив их к тем стандартам и социальным ожиданиям, которые заданы обществом.

 

 

Литература:

1.     Психологическая служба школы.  Под ред. И.В. Дубровиной – М., 1995

2.     Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации. Библиотека федеральной программы развития образования. Издательский дом «Новый учебник», 2005

3.     Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования – М.: Изд-во «Аркти», 2005

4.     Система образования для детей с проблемами в здоровье. Под ред. Л.Е. Курнешовой – Центр «Школьная книга», 2008

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шульгина Евгения Владимировна

Муниципальное казенное специальное

(коррекционное) образовательное учреждение

для воспитанников, обучающихся с отклонениями

в развитии «Специальная (коррекционная)

            общеобразовательная школа № 10

г. Краснокаменска

педагог – психолог

« Психолого-педагогическое сопровождение

детей с ограниченными возможностями здоровья  начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 10»

Одной из ведущих современных тенденций в образовании России, является рост доли детей с комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания.  Вместе с тем, наряду с "утяжелением" состава школьников с ОВЗ обнаруживается и противоположная тенденция. Масштабное практическое применение научных достижений в сфере медицины, техники, цифровых технологий, специальной психологии и коррекционной педагогики приводит к тому, что часть детей с ОВЗ к семи годам достигают близкого к норме уровня психического развития, что ранее наблюдалось в единичных случаях, а потому считалось исключительным.

 Часть наиболее "благополучных" детей с ОВЗ "уходит" из специального образовательного пространства в общеобразовательное.

 На фоне перемещения части наиболее "благополучных" детей с ОВЗ в массовую школу, в специальной растет доля детей со сложной структурой нарушения развития, которые особенно нуждаются в получении  специальной психолого-педагогической помощи.

Согласно «Словарю русского языка» сопровождать — значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. То есть, под психологическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями можно подразумевать движение вместе с изменяющейся личностью ребенка, рядом с ней, своевременное указание возможных путей оптимального развития, при необходимости — помощь и поддержка.

 Целью психологического сопровождения специальной (коррекционной) школы является создание  системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школе, в семье, медицинском учреждении и т.п.).

Психологическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога-психолога.

 Основными сферами  деятельности  педагога-психолога в системе медико – социально – психолого – педагогического сопровождения специальной (коррекционной) школы являются:

– психологическое сопровождение развития и обучения учащихся;
– психологическое сопровождение педагогического коллектива;
– психологическое сопровождение родителей (лиц, их заменяющих) обучающихся.

Остановлюсь  подробнее на особенностях психолого-педагогического сопровождения и психологического просвещения обучающихся младших классов с ЗПР (задержка психического развития) и СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) и их родитетелей.

По инициативе родителей (законных представителей), специалистов образовательных учреждений дети и подростки с ОВЗ города Краснокаменска обследуются на районной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК),  которая систематически проходит на базе ЦЛП и ДО (центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения).  Специалистами районной ПМПК проводится экспертиза уровня развития ребенка, предполагающая систематизацию сведений о виде, структуре и динамике отклоняющегося от нормального онтогенеза развития, включающая прогноз развития.

На основании результатов экспертизы уровня развития обучающегося осуществляется проектирование условий обучения детей с ОВЗ в образовательном пространстве города. Специалисты ПМПК выносят коллегиальное заключение и  рекомендуют, по какой образовательной программе ребенку  обучаться дальше. Отмечу, что в специальной (коррекционной) школе   дети  обучаются по программе VII и VIII вида с основным диагнозом: задержка психического развития и умственная отсталость, а также дети со сложной структурой дефекта.

Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых  понятий и т.д.).

 Психологическое сопровождение в специальной (коррекционной) школе - динамический процесс, целостная деятельность всех субъектов образования, куда включены   взаимосвязанные компоненты:

  1. систематическое отслеживание  психолого-педагогического статуса ребёнка, динамики его психического развития в процессе обучения;
  2. создание социально-психологических условий для личности каждого ребёнка, успешности его обучения (базовый образовательный компонент);
  3. создание специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в развитии детям с ОВЗ (в рамках специального образовательного компонента).

К основным направлениям  деятельности педагога-психолога относятся:

- диагностическая деятельность;

-  консультативная деятельность;

- коррекционно-развивающая работа;

-  экспертная работа;

- организационно-методическая деятельность;

- просветительская работа;

- психопрофилактика.

  Основные задачи психологического сопровождения ребёнка с ОВЗ состоят в следующем:

  1. определение наиболее адекватных путей и средств развивающе - коррекционной работы с ребёнком;
  2. прогнозирование развития ребёнка и возможностей обучения на основе выявленных особенностей развития, резервных возможностей;
  3. реализация собственно психологической развивающе-коррекционной работы на протяжении всего образовательного процесса.

   Психологическое сопровождение детей в период адаптации:

  1. создание системы психолого-педагогической поддержки всех  учащихся в период их школьной адаптации;
  1. выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
  1. диагностика оценки состояния ребёнка и его адаптивных возможностей;
  2. определение причин и механизмов конкретного варианта отклоняющегося развития;
  3. разработка коррекционных мероприятий с целью обеспечения максимальной социально-психологической адаптации ребёнка;
  4. создание специальных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществить развивающую, коррекционно-развивающую работу с детьми, испытывающими  адаптационные трудности.

Направления работы педагога-психолога в  начальной школе:

  1. комплексное обследование познавательной и эмоционально – волевой сфер, выявление сильных и слабых сторон;
  1.     выявление в процессе сопровождения ребёнка эмоционально-аффективных и личностных особенностей, препятствующих адекватной социально-психологической адаптации в образовательной среде, социуме;
  2.    реализация психологической развивающе-коррекционной помощи детям, испытывающим трудности адаптации, поведения и др.;
  3.    Контроль за динамикой психического развития и эффективности специализированной коррекционной помощи;
  4.    проведение дифференцированной диагностики учащихся с рекомендациями ПМПК о диагностическом обучении по программе специального (коррекционного) учреждения;
  5. участие в  ПМПк по сопровождению учащихся с личностными и поведенческими проблемами;
  6. составление индивидуальных, подгрупповых и групповых коррекционных программ по выявленным проблемам у учащихся и запросу ПМПк;
  7. взаимодействие с учителями, воспитателями, учителем-логопедом, дефектологами, социальным педагогом по сопровождению обучающихся (консультации по запросам специалистов, консилиума, участие в МО, семинарах, педсоветах и др.);
  8. знакомство специалистов с индивидуальными психологическими особенностями развития ребёнка, его сильных сторон личности, с рекомендациями по наиболее эффективным методам и приёмам развития данного ученика;
  9. проведение диагностики учащихся по выявлению взаимоотношений в семье, особенностей восприятия обучающимися членов своей семьи;
  10. осуществление работы с родителями  (лицами их заменяющими) по диагностике психологического климата в семье, взаимоотношению родителей с детьми, выявлению типа воспитания для прогноза влияния тех или иных моделей воспитания на психическое и личностное развитие детей;
  11. консультирование  родителей по их запросам;
  12. осуществление просветительской  работы по вопросам психофизиологических особенностей детей с нарушением интеллекта; особенностей коррекционно-развивающей работы с ними; поиску рациональных путей социальной адаптации; участию семьи в реализации индивидуальной психолого-медико-педагогической программе сопровождения;
  13. проведение диагностики готовности к обучению в среднем звене школы,
  14. осуществление прогноза социальной дезадаптации.

Задачи сопроводительной деятельности второй половины 4-го класса:

  1. выявление  уровня психологической готовности четвероклассников к обучению в среднем звене школы;
  2. способствование созданию психологических условий для формирования социально-личностных предпосылок успешного обучения в среднем звене.

Познакомлю с некоторыми диагностическими исследованиями, которые проходят в начальной школе.

При зачислении ребенка в специальную (коррекционную) школу  педагогом – психологом подробно изучаются  данные его анамнеза  и особенностей раннего развития.

В течение первых двух, а иногда и трех  месяцев обучения психолог сопровождает процесс адаптации вновь поступивших детей. Нашим ученикам особенно трудно привыкнуть к новым условиям жизни, к новым требованиям, так как почти у всех страдает эмоционально-волевая сфера. Им трудно сдерживать себя, они теряют цель деятельности, не умеют ее планировать, а зачастую  не могут контролировать свои поступки (могут запеть во время урока, хлопать в ладоши или топать, выйти из-за парты, просить покушать).  У большинства обучающихся рассеянное внимание, низкая мотивация учения и учителю совместно со специалистами приходится приложить максимум усилий, чтобы организовать ребенка и переключить его с игровой на учебную деятельность.

В 1-4 классах  проводятся психокоррекционные занятия с детьми, особо нуждающимися в психокоррекционной помощи (1 раз в неделю), программой которых предусматривается ряд занятий на сплочение детского коллектива, коррекцию адаптивных возможностей, ну и, конечно, формирование привычки ЗОЖ. Дети, адаптация которых осложнена, получают дополнительную психологическую поддержку в форме «Кругов общения».

Далее отслеживается мониторинг развития всех обучающихся и на школьной ПМПк доводятся результаты обследования до каждого педагога школы.

   Психологическое обследование помогает максимально индивидуализировать программы обучения каждого ребенка, сделать наглядным успехи детей и четко отразить результаты усилий педагогов.

   Целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что еще предстоит ему освоить.

 В начальной школе психолого-педагогическое обследование по оценке содержания актуального опыта ребенка состоит из трех этапов, так как динамика развития детей с ОВЗ разворачивается очень медленно.  Исследуются когнитивные, хозяйственно-бытовые и социальные действия.

Результаты обследования представляются в виде психологического профиля развития ребенка, где видна динамика его психологического развития.

  С  диагностическими данными обучающихся 1-4 классов знакомятся  все участники образовательно-воспитательного процесса  для координации совместных усилий.

  Как показала практика, обеспечение индивидуального подхода к обучающемуся с учетом его социального статуса, стало  положительной составляющей условий пребывания ребенка в школе  и способствует его обучению и развитию индивидуальных способностей в школьной среде, его социальной адаптации.

Для того чтобы можно было отследить эффективность   психолого-педагогического и медико - социального сопровождения  и  анализировать динамику развития каждого обучающегося специалистами психологической службы сопровождения была разработана карта психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ученика специальной (коррекционной) школы, в которой  фиксируются качественные характеристики обучающегося с момента поступления в школу и до выпуска из учреждения.

 Практическое психолого-педагогическое и медико - социальное сопровождение  процесса обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является одним из динамически развивающихся направлений практической психологии.  Специалисты психологической службы  сопровождения специальной (коррекционной) школы   находятся в постоянном творческом поиске, и каждый год корректируют  направления и составляющие работы  с учетом модернизации образования, приблизив их к тем стандартам и социальным ожиданиям, которые заданы обществом.

Литература:

  1. Психологическая служба школы.  Под ред. И.В. Дубровиной – М., 1995
  2. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации. Библиотека федеральной программы развития образования. Издательский дом «Новый учебник», 2005
  3. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования – М.: Изд-во «Аркти», 2005
  4. Система образования для детей с проблемами в здоровье. Под ред. Л.Е. Курнешовой – Центр «Школьная книга», 2008


Предварительный просмотр:

Шульгина Евгения Владимировна

Муниципальное казенное специальное

(коррекционное) образовательное учреждение

для воспитанников, обучающихся с отклонениями

в развитии «Специальная (коррекционная)

            общеобразовательная школа № 10

г. Краснокаменска

педагог – психолог

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЗПР

ПЕРВОГО КЛАССА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ В ШКОЛЕ

О сложности и значимости периода, связанного с адаптацией ребенка в школе сказано и написано в психологической и психологической литературе достаточно много. Именно в эти первые месяцы начинают формироваться все системы межличностных отношений ребенка, которые в существенной мере определяют в дальнейшем возможности самореализации в школьной среде и социализации в обществе.

То, по какому пути пойдет развитие школьника, будет ли он адекватно адаптирован, сформируется ли фундамент его дальнейшего обучения, во многом зависит от родителей, педагогов, воспитателей и психолога школы.

У детей 7-8 лет с задержкой психического развития (далее ЗПР), как правило, сохраняются стойкие проявления гармонического инфантилизма, последствием чего становится недостаточная готовность к обучению в школе, отсутствие интереса к учебе, школьная неуспеваемость и дезадаптация.  У дезадаптированных к учебной среде детей с ЗПР часто встречается синдром гиперактивности (называемый также гипердинамическим), для которого характерны общее двигательное беспокойство, неусидчивость, обилие лишних движений, импульсивность, повышенная возбудимость. Такие дети плохо подчиняются дисциплинарным требованиям, у них возникают проблемы в общении со сверстниками из-за агрессивного поведения. Все это приводит к выраженной школьной дезадаптации.

Известно, что в самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, режиму жизнедеятельности и т. д.

Разрабатывая свою программу психологического сопровождения детей с ЗПР первого класса, я исходила из того, что адаптация – это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшей социализации в обществе. Именно на таком представлении о сути школьной адаптации была разработана программа для работы с конкретным ребенком и ученическим коллективом первого класса.

Целью психологического сопровождения является создание социально – психологических условий, позволяющих ребенку успешно функционировать и развиваться в школьной системе отношений, т. е. успешно социализироваться в школьной среде. Цель достигается за счет последовательного решения следующих задач:

  1.  Психодиагностика особенностей психолого – педагогического статуса школьника с целью своевременно психологической помощи и профилактики;
  2. Создание системы психологической поддержки всех первоклассников с ЗПР в период их школьной адаптации;
  3. Создание специальных психологических условий, позволяющих осуществлять психокоррекционную работу с дезадаптированными детьми.

Психологическое сопровождение детей с ЗПР первого класса рассчитано на один учебный год. Т. е. первый год обучения ребенка в школе я рассматриваю как период естественной адаптации. При этом он условно делиться на два этапа: 1-ое полугодие и 2-ое. Особенность 1-го полугодия состоит в том, что в этом периоде дети с ЗПР испытывают серьезные трудности, связанные с привыканием к режиму, новым системам требований в силу следующих особенностей:

  1. несформированность интеллектуальной и личностной готовности к школьному обучению зачастую усугубляется ослабленным общим физическим состоянием;
  2. большая часть психических ресурсов задействована в процесс адаптации;
  3. функциональное состояние нервной системы, обуславливающее низкую работоспособность, быструю утомляемость и отвлекаемость.

Вместе с тем исследователи подчеркивают,  что нарушения у детей с задержкой в развитии имеют парциальный характер и могут поддаваться психолого - педагогической коррекции.

Итак, в рамках данного психологического сопровождения мною осуществляются следующие направления деятельности:

  1. Психологическая диагностика. Она направлена на выявление особенностей развития познавательной сферы и уровня эмоционального благополучия. Такая диагностика проводится в три среза – на этапе поступления в школу (для выявления психолого 0 педагогического статуса), в середине первого класса (для корректировки образовательного маршрута) и на конец учебного года (для определения характера динамики в развитии).
  2. Развивающая работа. Она осуществляется в течении года и наполняется конкретным содержанием в зависимости от задач того или иного этапа работы.
  3. Консультативная работа с родителями и педагогами. Она связана с обсуждением результатов  проведенной диагностики, конкретным запросом педагога или родителя в связи с проблемами обучения, общения, психического самочувствия.
  4. Психокоррекционная работа. Она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в школьной адаптации.  Эти трудности могут проявляться в поведении, обучении, самочувствии ребенка. Оказание помощи осуществляется в форме групповой и индивидуальной психокоррекционной работы.

Все обозначенные выше направления работы в рамках психологического сопровождения на этапе школьной адаптации наполняются конкретным содержанием в соответствии с тем или иным этапом работы. В целом, могут быть выделены следующие основные этапы.

        Первый этап – поступление ребенка в школу. В рамках этого этапа предполагается:

  1. Проведение психологической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка. Диагностика состоит из двух составных частей – общий уровень интеллектуального развития  и уровень эмоционального благополучия. Для этого была разработана «Карта диагностики готовности к обучению в школе детей с ЗПР 7-го года жизни».
  2. Проведение психолого –медико – педагогического консилиума по результатам диагностики и учебным успехам ребенка.

Второй этап – начальная (естественная) адаптация детей в школе. Этот этап, по моему мнению, самый сложный для детей  и самый ответственный для педагогов. В рамках данного этапа предполагается:

  1. Проведение консультативной работы с родителями, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода адаптации.
  2. Организация групповых и индивидуальных психокоррекционных занятий, направленных на повышение уровня школьной готовности и социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений.
  3. Диагностики общего уровня интеллектуального развития и уровня эмоционального благополучия (название методик и их авторы указаны выше).
  4. Проведение психолого – медико – педагогического консилиума с целью определения характера динамики в развитии детей.

Третий этап – работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации. Работа в этом направлении осуществляется в течении II полугодия первого класса и предполагает следующее:

  1. Организация психологической помощи детям, испытывающим трудности в адаптации и имеющим отклонения в поведении с учетом данных психодиагностики и наблюдений.
  2. Организация индивидуальной психокоррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении.
  3. Психодиагностика с целью определения общего уровня интеллектуального развития и уровня эмоционального благополучия.
  4. Проведение психолого – медико – педагогического консилиума с целью определения характера динамики в развитии детей.
  5. Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной в течении учебного года работы.

Реализация психологического сопровождения детей первого класса с ЗПР в период адаптации в школе позволяет создать оптимальные условия для развития каждого ребенка с учетом его потенциальных возможностей и особенностей развития.

В 2011-2012 учебном году в рамках данного психологического сопровождения из 24 первоклассников с ЗПР выявлено пять дезадаптированных детей. С ними проводятся индивидуальные коррекционные занятия с целью повышения мотивации к учебной деятельности и нормализации нарушений эмоционально-волевой сферы. Цикл включает в себя 15 занятий по 30-35 минут каждое. Остальные учащиеся разделены на подгруппы по 3-4 человека. Целью групповых занятий является преодоление периода трудностей адаптации  и профилактика. Каждое из коррекционных занятий включает в себя игры на развитие самоконтроля и саморегуляции деятельности, психогимнастичекие упражнения. Дети с удовольствием играют часто в одни и те же игры, а польза их состоит в том, что они позволяют натренировать недостаточно развитые психические функции.

Материал, представленный в данной статье, является моим первым опытом психологического сопровождения детей в период адаптации  и развития в школьной среде.

Литература:

  1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 1997.
  2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Образование, 1996.
  3. Рабочая книга школьного психолога. (Под ред. И.В. Дубровиной) – М., 1991.
  4. Эльконин Б.Д. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей. – М., 1981.



Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические технологии

построения здоровьесберегающего процесса для

младших школьников в условиях

коррекционного образовательного учреждения

Шульгина Евгения Владимировна

МКС(к)ОУ С(к)ОШ № 10

г. Краснокаменск

Начало обучения в школе – сложный и ответственный этап в  жизни ребёнка. Психологи отмечают, что дети 7-8 лет с задержкой психического развития (ЗПР) переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе. Как помочь им успешно адаптироваться? Необходимо укреплять психику ребенка, развивать не только его мышление, но и эмоционально – волевую сферу, снимать невротические реакции, нейтрализовать страхи и эмоционально – отрицательные переживания. Необходимо развивать комплекс произвольности – умение контролировать себя самостоятельно, быть внимательным, способным на интеллектуальные усилия. Проблема эмоционально-чувственной сферы в становлении нравственности школьника весьма актуальна и выступает как одна из главных задач при поступлении детей в школу. Именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности. Характер переживаемых эмоций и связанный с ним эмоциональный тонус определяют качество формирования психических познавательных процессов: ощущения, восприятия, памяти, воображения, мышления.        В наш бурный век отрицательных эмоций, постоянных стрессовых ситуаций происходит естественное нарушение баланса эмоционального фона. Эмоциональный мир – основа всего,  на нем развиваются три компонента чувственного опыта ребенка: эмоциональный, познавательный, деятельностно-практический. Только согласованное функционирование, единство эмоционального и интеллектуального развития могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Формирование «умных эмоций»  и коррекцию недостатков эмоциональной сферы необходимо рассматривать в качестве  одной из приоритетных задач развития  ребенка в условиях коррекционного образовательного учреждения. Поэтому, с одной стороны, детям необходимы яркие эмоциональные впечатления, а с другой стороны – игры, упражнения, которые помогают им научиться управлять эмоциями, исправлять и их осознавать. Если линия развития эмоций нарушается, то нарушается и нормальный процесс личностного развития в целом.

        Специалистами психологической службы школы разработана и адаптирована программа психокоррекции эмоционально-волевой и коммуникативной сферы детей, которая призвана научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции, избегать конфликтных ситуаций, а также понимать эмоциональное состояние других людей. Целями программы являются  обеспечение  эмоционального и полноценного психического развития и коррекция индивидуально «отстающих» эмоционально-волевых психических функций каждого ребёнка. В ходе реализации этой программы психолог знакомит детей с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты; обучает пользоваться ими как для проявления собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других; помогает понять, как легко может возникнуть ссора или даже драка; способствует осознанию причин конфликтов, обучает способам и приемам их самостоятельного разрешения, владения своими эмоциями.

Постепенно дети осознают, что одни и те же предметы, действия, события могут быть причиной различных эмоциональных состояний, вызывать разное настроение; что свое внутреннее отличие от других людей и схожесть с ними мы познаем, сравнивая свои собственные и чужие ощущения и переживания.

Большая часть занятий, которые проходят 1 раз в неделю в течение полугода,  построена в форме коррекционных обучающих упражнений, игр, цель которых обеспечивать психологическую защищенность, доверие к миру, умение получать радость от  общения.

Разнообразная игровая деятельность является естественной средой общения для ребенка. Игра имеет внутренний смысл, приводит внешний мир в соответствие с имеющимися у ребенка представлениями, погружает его в самоисследование, учит понимать себя и справляться с трудностями. Согласно Пиаже, игра является мостиком между конкретным опытом и абстрактным мышлением. Будучи игровыми, занятия не нагружают психику детей, а наоборот, позволяют разрядить накопившееся напряжение. Первые занятия посвящены знакомству, адаптации детей; последующие - освоению в игровой форме правил поведения.

        Так, в группе детей от 7 - 8 лет эмоциональную отзывчивость проявляли: почти всегда или часто 10%, иногда  - 25%. Среди 8 - 9 летних школьников 20% почти всегда/часто отличались эмоциональной отзывчивостью, у  30% иногда она  наблюдалась. Наиболее распознаваемые эмоциональные состояния -  радость 100%, боль 72%, сила 59%, гнев 49%. Хуже всего дети воспринимают и определяют: удивление 9%, страх 11%, растерянность 8%.

В ходе наблюдения за апробацией программы подтвердились положительные результаты проведённой коррекционной работы, так как у детей снизились показатели эмоциональной неустойчивости, напряжения, конфликтности, тревожности. Дети стали лучше понимать эмоциональное состояние друг друга и окружающих их взрослых, понимать собственное состояние и выражать его словесно. Они стали более доверчивыми, открытыми, что подтверждают  невербальные средства общения – улыбка, контакт  глаз; в играх сократилось межличностное пространство: дети начали садиться близко друг к другу, переглядываться, общаться;  у них наметилась тенденция доверия к себе, что выразилось в повышении самооценки.

 Наличие позитивных изменений в эмоционально-личностной и поведенческой сфере детей свидетельствует об эффективности апробированной авторской программы по психокоррекции.

 

Литература:

  1. Психологическая служба школы.  Под ред. И.В. Дубровиной – М., 1995
  2. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации. Библиотека федеральной программы развития образования. Издательский дом «Новый учебник», 2005
  3. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования – М.: Изд-во «Аркти», 2005
  4. Система образования для детей с проблемами в здоровье. Под ред. Л.Е. Курнешовой – Центр «Школьная книга», 2008