Моя методическая система

Ольга Александровна Кочурова

Новые инновационные технологии учителя Кочуровой .О.А

Скачать:


Предварительный просмотр:

Моделирование образа средствами музыки.

                                                                        Кочурова Ольга Александровна

Учитель музыки

МБОУ  «СОШ№12»

                             «Музыка – это образ наполненный смыслом…»

     «Музыка – это тайное метафизическое упражнение души…»

Трудно не согласиться с этими словами. Но что нужно сделать, чтобы искусство не было отчуждено от ребенка, а стало частью его души? Как сделать урок музыки – уроком познания себя и окружающего мира, уроком творчества? Ответить на этот вопрос мы сможем тогда, когда научим любить музыку, когда дети начнут ее чувствовать и понимать ее глубинный смысл. И мне как учителю музыки необходимо создать все условия, чтобы дети хотели постигнуть таинство музыки».

«Через музыку поникнуть в душу!

Через музыку понять себя!

Сердцем красоту ты должен слушать –

Истину откроешь для себя!»

 Пройдя путь с 1 по 8 класс, учащиеся, за это время должны постичь духовный опыт человечества и раскрыть механизм превращений жизненных явлений в музыкальные образы. А главное научиться: СЛУШАТ – ЧУВСТВОВАТЬ – ПОНИМАТЬ.

 Секрет обучения ребенка состоит в развитии творческих способностей и свободному творческому мышлению, постижение абсолютной свободы творчества

через непосредственное знание природы и своего внутреннего опыта.

Задача:

1) раскрыть творческое – бессознательное и выразить в образах.

2) раскрыть образную взаимосвязь природы и человека

3) Раскрыть взаимосвязь природы искусств и наук

4) Раскрыть взаимосвязь между чувствами, средствами выразительности и образами

5) Раскрыть временную сущность искусства

6) Развить способность к индивидуальной творческой деятельности.

 

Основополагающая цель:

Всестороннее развитие личности и творческого потенциала. Воспитание чувств.

Предлагаемая мною технология педагогической деятельности направлена на преображение человеческого духа – универсального средства для решения многих нравственных проблем.

 Уже с рождения в каждом человеке заложен природный код, код гармонии. Почему так образно, символично и непосредственно дети младшего школьного возраста воспринимают действительность? Неудивительна детская способность символизировать и устанавливать ценности в мире, так как их чувства не подвержены законам общества.

 На первом этапе нужно научить ребенка вспомнить уже заложенную в нем природу, ведь первоначально человек был близок к ней, но в связи с мутацией утратил способность воспринимать гармонию мира. Необходимо вернуть ребенка в первоначальное духовное состояние через комплексное восприятие действительности средствами музыки погрузить его в мир природы и искусства. А извлечь информацию из глубин подсознания можно в момент творческого погружения. Затем создать образ, « музыку души», в виде рассказа, картины, песни, стихотворения, театрального образа («Музыка моей души – это…»).

 Желание детей выражать образы своих чувств с помощью музыки становятся предпосылкой к проявлению нестандартного взгляда на мир,

Важно удерживания этого состояния, при котором музыкальный образ находит отклик в душе

«Сначала неизбежно идут Музыка, фантазия, сказка, а за ним и научный расчет и уже, в конце концов, исполнение венчает мысль»

 (К. Циалковский)

         С самого раннего детства надо воспитать у детей восприятие красоты звука – цвета и слова, поэтому необходимо цельное изучение искусств,

стимулируя все фантазией и воображением.

В вопросе познания духа наука и искусство идут параллельными путями . Школьная программа должна вернуться к своей истинной сущности- понимания природы вещей. В этом познании музыка занимает важное место. Поэтому нужно новое видение мира, где единство всех наук и культур объединились бы в одну общую цель – познание гармонии миропорядка.

Музыка тяготеет к всевозможным комбинациям, особенно она тяготеет к литературе и живописи.

(Музыка-литература-живопись–история-физика-математика-география-химия- философия-языки…)

       Мир многогранен и главное в нем найти свое «Я». Одним из ключевых моментов моей педагогической философии, является постижение гармонии музыки, природы и природы в музыке; генетического родства природы, человека и искусства. В основе всей моей педагогической концепции лежит идея золотого зерна (как именовали ее в древнем Китае), где человек рассматривается как составляющая частица Вселенной. В основе технологии лежит философия знаков-символов и знаковых систем - образов

Художественный образ – основное ядро произведения, в нем есть свое символическое значение, а из элементов складывается общая картина. Важнейшей чертой картины мира, как считают на востоке, сознание единства всех предметов и событий. В каждом музыкальном произведении органично сплетаются основные символы природы – земля, воздух, огонь, вода, человека, предметы – каждый из них символичен.

Важно правильно истолковать образы-символы музыкального искусства, что поможет правильно раскрыть основную идею произведения. И свою задачу, как преподавателя я вижу в развитии в учащихся понимания языка музыки, как способа познания мира.

 Человек всегда стремился узнать, как возник мир, как он устроен и по каким законам живет. Уже сам пытливый вопрос о происхождении Вселенной показывает, что окружающий мир – это контраст природных явлений и состояний.

«Для чего человек рожден на Земле? Чтобы делать мир красивым и созидать во имя красоты»

Воплощая в своих образах идеал красоты, музыка пробуждает в учащихся способность находить внутреннюю меру предметов. Учить чувствовать и понимать красоту, значит творить сообразно ее законам. Я выявляю три основных закона, закон истины-добра и красоты, в котором заключена вся концепция искусства...

1) Знание – это образ наполненный смыслом.

2) Добро – это чувства и эмоции.

3) Красота – гармония – средства выражения. Это форма освоения мира.

 Творческий процесс на уроке я разделяю на четыре этапа, где я приобщаю детей к образному многообразию.

Первый этап раскрытие образа средствами чувств.

Второй этап – раскрытие образа средствами выразительности.

Третий этап – раскрытие образа анализ и сопоставление, размышление, умение найти скрытую идею музыкального произведения.

Четвертый этап –  создание музыкального образа самостоятельно (сочинить, изобразить, выразить).

 

 Я слушаю музыку – я музыкант – я художник – я писатель – я режиссер

Главная задача на первом этапе раскрыть. музыкальный образ через художественное и поэтическое творчество.

Развитие изобразительной и поэтической деятельности через музыку дает возможность увидеть мир в новом ракурсе. Таким образом полноценно понять художественный образ музыки можно только в условиях взаимодействия синтеза искусств, что поможет создать оптимальное условие для раскрытия многосторонних способностей и будет способствовать формированию сотворческой деятельности.

В работе я часто использую термины: ритм живописи, мелодичность стиха, колорит в музыке, ритмический рисунок, гармонический окрас, музыкальная картина симфоническая картина, пейзажность в музыке, изобразительность стиха.

В связи с выше указанным, для себя я выделила наиболее актуальными следующие методы работы, где главным является раскрытие образной сферы музыки:

1) Метод мелодико-графического моделирования.

2) Метод цвет-образ

3) Метод моделирования художественного образа

4) Метод символического видения

5) Метод смыслового видения.

6) Метод звук-слово

7) Метод погружения.

8) Метод контрастного сопоставления.

9) Метод представления.

       10) Метод музыкально-образной драматургии

       11) Метод проектной деятельности.

 Каждое произведение несет свой образно-выразительный смысл, своя трактовка, воплощение образов, изобретение, открытие – одним словом своя конструкция. Поэтому раскрывать образную сферу музыки каждый раз будем по разному. В основе технологии лежит теория символов и знаковых систем.

Человек имеет знаковый характер сознания, реальная действительность представляется нам через знаки-символы. Каждый образ искусства символичен, в каждом заложен определенный смысл. Моя задача как педагога при помощи верного истолкования раскрыть их значение. В каждом произведении органично вплетаются образы – природы- вода, огонь, воздух, земля, человек и предметы. Все они взаимосвязаны друг с другом. Как только в голове учащегося складывается знаковая система образов, сами знаки для него приобретают выразительное значение, отдельных личностей, мир композитора и свой внутренний мир. Свою главную задачу, как преподавателя я вижу в развитии понимания языка музыки, как способа познания гармонии мира.

 В своей технологии я также использую теорию художественных открытий.

«Надо быть изобретателем, создать свою модель мира и образов, где композитор раскрывался как мастер и творец. Музыка-свободная игра фантазий, построение образа под воздействием чувств»  (Стравинский)

 «Соединить несоединимые образы в искусстве и найти их общую идею» (Ф. Шопен)

«Уметь найти и понять тему первого и второго рода»  (Ф. Лист)

«Раскрыть мир природы окружающего мира и человека в нем»

 ( Восточные философы)

 «Важно через музыкальные образы раскрыть событие эпохи, времени, страны, раскрыть судьбу и характер самого композитора»  (М.Глинка)

 

Что значит правильно смоделировать образ – это, прежде всего, проживать его изнутри, что побуждает самостоятельно размышлять, активно включать воображение. Главная задача учителя – поставить ученика в воображаемую среду.

 Мною разработана система творческих заданий, вопросов, которые помогают раскрыть образную сущность искусства.

 Можно ли по музыке определить время, судьбу композитора, его характер (Игра диалог времен).

Если бы я был режиссером, какой бы я снял фильм, клип по этой музыке?

Определить символы эпохи и построить модель этого времени.

 Смоделируйте образ на бумаге. Оживите картину средствами музыки...

 Таким образом, ученики становятся на мгновение художниками, режиссерами, поэтами, главными героями сказок, философами, историками и т.п. Ученики моделируют образ-сравнивают-сопоставляют- подбирают к нему музыкальные инструменты – преобразуют-жанровые особенности и способ исполнения- раскрывают основную идею- -основные символы –чувства- мысли. Изобразить движение музыки. Таким образом, у детей ярко проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобретательны в передаче образного восприятия, им свойственна творческая активность. Ученик развивает в себе эмоционально образные качества изобретательности, воображение, образность, умение вести диалог.

   

«Музыка – это картина, в которой живет мир».

 «Давайте нарисуем образ музыки, ее движение восходящие и нисходящие линии. Что у нас получилось, какие образы мы видим».

Учащиеся рисуют мелодико-графическую схему музыки. Они видят что движение мелодии перерастают в образы музыки. Выявляют основной образ и его символы. Разграничивают художественные образы. Цветок и мотылек художественные образы. А земля-«песок», огонь-«солнце», ветер-«воздух» –элементы природы. Цветок – это музыка.(искусство).Мотылек-свобода творчества и власть воображения. Этот методологический подход позволяет развить в детях мелодический, интонационный, ритмический слух, развить умение мыслить образами.

«Музыка и элементы природы» Метод-цвет-образ.

 Задача научиться видеть в музыке основные природные стихии и выражать свое ощущение в элементах мира. Выясняем, какие элементы неживой природы являются частью биосферы и как проявляют себя элементы природы в искусстве. Выясняем, что каждой стихии соответствуют свои образы, своя музыка, свои интонации, свой цвет. На примере Китайских и Японских художников можно обнаружить четыре основных цвета соответствующие разным элементам природы Красный – огонь (символ духовности). Синий-вода (быстротечная жизнь). Черный или зеленый-земля, Белый-воздух. Ученики замечают, что к каждому цвету соответствует свой музыкальный образ, своя музыка. Слушая музыку, ученики отмечают, как постепенно и неодновременно начинают звучать элементы природы. Дети слышат волнообразные переливы воды, звучание восходящего солнца, просыпающуюся землю и воздух, который вдыхает жизнь. Кто же звучал первым. Это вода (символ зарождающей жизни). Ученики слышат, что у каждого образа природы – свой инструмент, голос Воды-гитара, солнце Огонь-саксофон, голос Земли – скрипки и ударные, Воздух-арфа, маракас.

Таким образом, в предмет музыка входит проблема эстетической организации природной среды, социальной формы поведения людей, красоты человеческих отношений.

 «Музыка – это еще и отражение времени». Только через музыку мы можем ощутить время данной эпохи. После погружения в музыку.

« Назовите основные образы средневековья и определите их основную роль в эпохе…» (Рыцарь- церковь- трубадур (шут)).

Какай музыкой они будут изображены?» Учащиеся раскрывают жанровые особенности способ исполнения и особенность звучащей музыки. Определяют основную идею времени. Строят модель времени.(церковь-природа – человек)Рисуем модель времени. Поэтизируем основные символы времени. Отвечают на зрительные тесты (например: «Какая картина или какой образ прозвучал?»)

 Творческие задания на моих уроках не только развивают образно, но и заставляют размышлять, анализировать, включая разные виды творческого познания. Все это воспитывает гармонично развитую личность, развивает умение взаимодействовать на уровне созидательности в творчестве, взаимодействовать с разными видами искусств и наук. Одним словом музыка расширяет широкий спектр познания.

 Основными критериями оценки результатов обучения продуктивно –творческой деятельности выступает приоритетность качественных изменений, происходящих в учащихся:

- уровень внутренней открытости для постижения музыки.

- уровень сопричастности к содержанию музыки и стоящими за ними жизненными явлениями

- уровень ориентированности в закономерностях музыкального искусства, музыкально – драматических процессах, выразительных средств музыкального произведения.

 Проводимая мною работа по раскрытию природосообразности музыкального искусства дает очень высокий показатель качества знаний и уровень обученности учащихся.

«Музыка моей души –

Это звук сердец

                влюбленных,

Это гром богов небесных,

Это луч людей земных,

Это танец для двоих.

Давыдова Настя,
ученица 6а кл.

«Птицы ввысь метнулись

И пропала грусть,

До свиданья, музыка!

Я к тебе вернусь!»

Сапогова Ира,

ученица 8а кл.

Я

 Я

Я

Вода

Земля

Огонь

Воздух



Предварительный просмотр:

АНКЕТА

участника отборочного тура конкурса

«Лучший учитель, внедряющий инновационные технологии»

•        Ф.И.О. участника конкурса:

Кочурова Ольга Александровна.

  1. Место работы: МОУ «СОШ №12».
  2. Образование: Высшее.
  3. Педагогический стаж: 22года
  4. Квалификационная категория: 1 квалификационная категория.
  5. Нагрузка учителя:26 ч.
  6. Контактный телефон: 89500742509

  1. Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года: возросшая динамика качества знаний учащихся с 89% в2009г-до95%в 2011,а в некоторых классах 100%
  2. Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам:
  3. Позитивные результаты деятельности учителя по выполнению функций классного руководителя:
  4. Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе :метод моделирования художественно-творческого процесса средствами информационно- коммуникативных технологий (видео, презентации, тесты ,игры.)
  5. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном и (или) региональном уровне (мастер-классы, семинары, конференции, круглые столы).

1) Участница круглого стола, ИПКРО г Иркутск ,по теме «Форма обратной связи на уроках музыки» ,выступила с сообщением    «Моделирование художественно-творческого процесса» (сентябрь 2011 г).

2) Участие в городском семинаре по теме «Вариативность образования -основа выполнения социального заказа общества по личностно-ориентированному обучению учащихся» (март 2008 г)

3) Участница опорной школы учителей музыки на базе МОУ «Гимназия № 1 им. А.А Иноземцева (2009 г)

•        Участие в муниципальных, региональных и федеральных профессиональных
конкурсах:

Участие в областном конкурсе авторской- композиторской песни «О родном крае»

посвященного 350-летию города Иркутска(2011 г)

Участие на Всероссийском фестивале педагогических идей «Открытый урок» (2008-2010гг)

Участие в областном фестивале самодеятельности работников образования

«Сияние России» город Иркутск.

•        Награды: муниципальные, региональные, федеральные (дипломы, грамоты,
благодарственные письма):

1) Диплом лауреата областного конкурса авторской песни «С любовью к Иркутску»        (2011 г)

2) Диплом лауреата областного фестиваля самодеятельности работников образования «Сияние России»

3) Почетная грамота центрального Комитета Профсоюза работников народного образования и науки РФ (Москва 2008г)

4) Неоднократный призер городского песенного и авторского конкурса «Шансон по Братски» (Диплом 3 степени, победитель интернет голосования)

5) Благодарственные письмо за участие в городском фестивале «Пой гитарная струна» ансамбля и солистов школы № 12 (2009 г)

6) Благодарственное письмо за подготовку детей к городскому конкурсу «Жемчужина Братска» (2011 и 2008гг).

7) Благодарность за подготовку участников к городскому конкурсу «В мире музыки» (Лиза Корская, диплом 2 степени, 2008 г)

8) Благодарственное письмо за подготовку участников к городскому конкурсу гражданско-патриотической песни «Сыны Отечества» (2008 г)

9) Диплом учителя музыки за предоставление своего педагогического опыта на Всероссийском фестивале «Открытый урок» (2008-2009гг)

10) Благодарственное письмо за подготовку и провидение праздника 8 марта (гор. больница № 5, 2010г)

11) Грамота Департамента образования за подготовку и участие в городском фестивале «Поющее созвездие» (Белов Никита -1 место, 2010 г)

12) Поощрительная грамота от Департамента Образования г. Братска «За многолетний творческий труд...» (2008 г)

  1. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка: 2008 г
  2. Педагогическое кредо:

___________________                 /Подпись директора школы/

м.п.

«Музыка - высшая форма человеческого познания»

О. Шпенглер

«...это тайное метафизическое упражнение души...»

А. Шопенгауэр

Воплощая в своих образах идеал красоты, музыка пробуждает в людях художников, воспитывает способность находить внутреннюю меру предметов, сообразовывать их свойства с общественными потребностями человека. Учить чувствовать и понимать красоту, и творить сообразно ее законам. Музыка – это форма освоения мира по законам красоты, в котором есть не только эстетическое содержание, но и художественная концепция. Образ, наполненный определенным идейным эмоциональным смыслом. В предмет музыкальной эстетики входят проблемы эстетической организации природной среды, социальной формы, поведения людей, красоты человеческих отношений.

За последние сто лет на фоне триумфального шествия научно-технического прогресса культура несколько потускнела и потеряла свою привлекательность. Стремительно возрастают материальные потребности людей, которые стремится удовлетворить научно-техническая мысль. Теперь люди могут сделать жизнь более комфортабельной, и все же современный человек испытывает небывалые разочарование и тревогу, ведь наше время ознаменовано в равной мере расцветом науки и торжеством дикости человека. Наша цивилизация зашла в тупик. Наука и техника уже не могут развиваться дальше, в соответствии с собственной логикой развития, растет и углубляется разрыв между принципами науки и потребностями жизни. Наука начинает мешать жизни, и главное, наука останавливается в нерешительности перед загадкой беспредельных возможностей человеческого сознания.

В вопросе познания духа наука и культура должны идти параллельными путями. Нам нужно новое видение мира, и нам нужна такая система образования, воспитания, при которой духовное наследие прошлого будет столь же значительно и важно, как и достижение науки и техники.

Психологические исследования последних лет отмечают, что у учащиеся всех возрастных уровней отсутствует устойчивый интерес к процессу обучения в целом. Показатель эстетической воспитанности очень низок.

Главным недостатком образования, на мой взгляд, чрезмерная специализация знаний. Акцент на функциональной стороне образования подавляет способность и интерес учащегося к творчеству и самостоятельному мышлению.

Предмет педагогики – это воспитание человеческого в человеке, однако духовность только декларируется, но не разрабатывается как категория педагогики. Ни искусство, ни философия как методология еще не стали направляющим началом в осмыслении общепедагогических проблем. В частности, проблем в области музыкального образования.

Гуманистические ориентации познавательной практической деятельности, духовные переживания, этический пафос, ведущей от Платона и дзен-буддизма и развиваемый философией 20 века еще не воплощены в теоретических и дидактических принципах педагогики. Данная концепция музыкального эстетического развития ребенка – это попытка переориентировать педагогическое мышление на философско-эстетическое культурологическое сознание, где музыка - неотъемлемая часть концепции в целом.

Жизнь в гармонии со всем окружающим миром по законам истины, добра и красоты – вот что лежит в основе мироздания.

Школа должна научить детей пониманию природы вещей, законов бытия, стремлению жить в гармонии с окружающим миром, «чувству прекрасного».

Развитое эстетическое отношение состоит из способности непосредственно ощущать себя неотъемлемой частицей окружающего мира. Частица, которая способна отзываться на все в мире и в этом смысле содержит весь мир в себе, являясь микрокосмом.

Уже с детства в каждом человеке заложен природный код. Почему так образно и символично, непосредственно дети младшего возраста воспринимают действительность? Неудивительна детская способность символизировать, устанавливать значения и ценности в мире, так как их чувства не подвержены законам общества.

Нужно научить ребенка вспомнить уже заложенную в нем природу, ведь первоначально человек был более близок к природе, но в связи с мутацией человечества, код его изменился и утратил способность воспринимать гармонию, перестал подчиняться законам мироздания.

Необходимо вернуть первоначальное духовное состояние в единстве и многообразии мира через комплексное восприятие действительности на уровне созидательности в творчестве.

Взаимодействие мысли и чувства дает уникальный сплав неповторимого восприятия момента, миг просветления, позволяющее человеку проникнуть в глубинные основы мира. Состояние, именуемое вдохновением свойственно творческому мышлению, творческой деятельности.

Таким образом, извлечение информации из глубин бессознательного осуществляется либо спонтанно, либо через момент творческого погружения. Развитие изобразительной, поэтической деятельности через музыку дает возможность увидеть мир в новом, необычном ракурсе. Без этого нового видения мира невозможно художественное и научное творчество.

Постижение гармонии музыки природы и природы в музыке, генетического родства природы, человека, искусства – ядро концепции. Чувствование этой гармонии в ребенке и пробуждает ощущение себя в мире и мира в себе. Одним из ключевых моментов предлагаемой концепции является идея человека как составляющей частицей Вселенной, «идея золотого зерна» (как именовали ее в Древнем Китае).

Мир многогранен и неограничен и главное здесь – найти свое Я. Одним из таких путей является музыка, как наиболее сильное по воздействию на подсознание человека искусство. Справедливо полагал поэт Александр Введенский «из всех искусств важнейшим полагаю музыкальное». Музыкальное развитие ребенка позволяет постичь искусство во всем его разнообразии, создать осмысленный образ реальности и дать ключ к духовному совершенству.

Предлагаемая мной технология педагогической деятельности направлена на преображение человеческого духа – универсальное средство решения многих нравственных проблем нашего времени.

Моя программа «Вдохновение» нацелена на формирование художественной культуры учащихся в контексте различных видов творческого познания действительности и созидательных качеств личности, а также представляет собой попытку переориентации педагогического мышления на философское эстетическое культурологическое сознание.

С самого раннего детства нужно воспитать у детей восприятие красоты звука, цвета, слова.

Без музыки ни одно учение не может считаться совершенным, поэтому необходимо цельное изучение искусства, стимулирование фантазии и воображения. Музыка в данном случае выступает своеобразной связующей нитью в понимании качества форм, цвета, линии, движения, гармонии миропорядка и человеческих представлений о жизни.

Предлагаемая мною программа «Вдохновение» является синтезом трех видов искусств: музыки, живописи, литературы. Кроме того, изучение других предметов школьной программы не должно исключать влияния музыки.

Сама идея подобных программ не нова. Известна и широко распространена методика Кабалевского. Отличие своей программы от других  программ я вижу в следующем:

  1. дифференцированный подход в обучении;
  2. личностно-духовное ориентирование;
  3. возможности для полной реализации творческих способностей.

Программа «Вдохновение» нацелена на формирование художественной культуры учащегося на основе индивидуального подхода в контексте различных видов творческого познания действительности и созидательных качеств личности.

Отсюда, главной задачей программы музыкально-эстетического образования на моих уроках является формирование у детей художественно-творческой    познавательной    активности через совершенствование форм и методов музыкального обучения.

Овладение образным языком музыкального искусства на основе знаний, умений, навыков.

Формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в искусстве и окружающем мире.

Программа «Вдохновение» предлагает разно уровневое обучение (то есть программа для основных классов и программа для классов коррекции) на уроках музыки.

Общая задача для первого и второго уровня обучения - развитие способности у школьников восприятия музыкального искусства, потребности общения с ним.

Приобретение опыта полноценного музыкального творчества.

Развитие художественного образного мышления, воображения, сенсорных способностей.

Для основных классов – более высокий уровень подхода к решению задач:

  1. умение аналитически воссоздать целостную картину мира;
  2. развитие творческой самостоятельности.

Задача музыкального воспитания – дать возможность учащимся максимально реализовать свои способности через постижение музыкального языка.

Основная цель обучения – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры.

Данная программа имеет в своей основе художественно-просветительский подход и предполагает выработку психологических мировоззренческих, художественных качеств, основанных на самораскрытии личности, как универсальный метод развития целостного человека.

Основные принципы, используемые мной на уроках – принцип дифференцированного обучения через дифференцированные домашние задания, работа по группам и тестам.

Принцип возрастной психологической периодизации (материал подбирается сообразно особенностям детей).

Принцип интеграции. Сам комплексный подход синтеза трех видов искусств обязует использовать этот принцип. Интеграция – необходимое условие для обеспечения комплексного развития учащихся.

Общие методологические положения программы заключаются в переориентации учебно-воспитательного процесса на саму личность. Комплексный характер уроков, методики предполагают следующие методы:

  1. метод музыкально-образной драматургии;
  2. метод мелодико-графического интонирования;
  3. метод моделирования музыкального образа;
  4. проблемно-поисковый метод;
  5. исследовательский метод;
  6. метод погружения;
  7. метод представления;
  8. метод обобщения.

Слушая музыку, учащиеся работают над собой, постигая все более тонкие перемены в окружающем мире, что приводит к гармонизации внутреннего и внешнего.

На первом этапе мы постигаем мелодико-образную сферу произведения. Звучание мелодии в контексте художественного образа. Учащиеся раскрывают музыкальный образ через художественное творчество. Развитие изобразительной и поэтической деятельности через музыку дает возможность увидеть мир в новом необычном ракурсе.

Поэтому основным методом обучения на моих уроках является метод «моделирования» музыкального образа и метод мелодико-графического интонирования.

Таким образом, слушая музыку, учащиеся глубже постигают мелодико-образную сферу музыкального произведения, где движение мелодического рисунка совпадает с образной картиной мира в произведении. В качестве примера я приведу произведение Сен-Санса «Лебедь».

Главная цель музыкального воспитания – достичь абсолютной свободы творчества через непосредственное знание о природе, окружающем мире, и своего внутреннего опыта.

В основе технологии лежит теория знаков (символов) и знаковых систем, художественных образов. Художественный образ – основное интонационное ядро музыкального произведения, а из элементов музыки (символов) складывается музыкальный текст. В каждом музыкальном произведении органично сплетаются основные символы природы – земля, вода, воздух и огонь. И свою задачу, как преподавателя, в этом случае я вижу в развитии в учащихся понимание языка музыки, как способа познания гармонии мира.

Основная идея произведения выявляется при помощи верного истолковывания вложенных в него символов.

Как только в голове учащегося складывается знаковая система так музыка, и сами знаки обретают для него художественно-выразительное значение.

(Под «знаковой системой» в данном случае следует понимать систему образов, представлений и ассоциаций об окружающем мире на фоне того или иного произведения. И здесь моя преподавательская задача сводится к упорядочиванию этой системы).

В одном и том же произведении ученики сознают и осмысливают свой внутренний мир, а также, путем анализа, мир природной среды, общества, мир отдельных личностей

(композиторов). Так ученик получает удовольствие от анализа своего переживания и в процессе обсуждения выражает свою мировоззренческую позицию.

Таким образом, программа «Вдохновение» должна развить у учащегося богатый внутренний мир, необходимость обретения духовных ценностей, способность понимать тончайшие нюансы искусства в целом, что, в свою очередь, формирует гармоничную развитую личность.

Содержание воспитательно-образовательного процесса на уроках музыки

(блоковое построение программы)

Программа строится по принципу тематизма.  В структуре программы  5  взаимосвязанных тематических блока.

  1. Музыка и жизнь (1-2 кл.)
  2. Музыка народов мира (3 кл.)
  3. Музыка мироздания (5 кл.)
  4. Музыка и время (6 кл.)
  5. Музыка и современность (7-8 кл.)

После завершения этого базового курса музыкальной подготовки, учащиеся имеют возможность продолжить своё музыкальное образование на уроках мировой художественной культуры, факультативах (спец. курс), кружках.

«Музыка и жизнь» 1-2 кл. Содержание этого блока направлено на формирование отношения    к музыке, как к «живому» социально значимому искусству.

Основная задача этого блока, постепенное приучение детей, восприятию красоты звука, цвета и слова. Тематическая направленность этого блока:

  1. Волшебная мелодия (музыка, выраженная в звуках и красках)
  2. «Во дворце феи Гармони»
  3. Страна «говорящих» звуков
  4. Прекрасное рядом

Здесь я использую метод музыкально-образной драматургии, в основе которого – театрализованная игра, где я использую как индивидуальную, так и групповую форму работы, через принцип интеграции с другими видами искусств.

«Музыка народов мира» (3-кл) Содержание  этого  блока  направлено   на  осознание   интанационно-образной   основы музыкального искусства (природы музыки и освоение особенностей языка музыки.) Тематическая направленность этого блока:

  1. «Русская былина» (русская музыка)
  2. «Европейская сказка» (музыка народов Европы)
  3. «Музыка Америки»
  4. «Восточная мелодия»

Здесь я использую проблемно-поисковый метод (через интеграцию)

«Музыка мироздания» 5-кл. Содержание этого блока раскрывает основу интонационно образного языка в музыке, а также расширяются представления о природе музыки и человеке творце.

  1. «По дороге к прекрасному»
  2. «Музыка и природа»
  3. «Музыкальный мир Будды»
  4. «Во дворце природных стихий»

Здесь я использую метод мелодико-графического моделирования, что позволяет ярче осознать интонационно-образный язык музыки.

«Музыка и время» Содержание этого блока раскрывается в процессе осознания общественного значения и её исторической роли.

Задачи: создание общей картины мира через понимание философии символов. Здесь я использую метод обобщения, представления и т.д.

«Музыка и современность» (7-8 кл.) Обобщает   представление   о   музыке,   как   виде   искусства,   её   социальные   роли, подчёркивает традиции  и  новаторства в музыке,  поднимая  проблемы современной музыки и моды.

  1. Великие шансонье
  2. Джаз – музыка 20-го века
  3. Содружество муз
  4. Музыкальный мир современности Метод погружения = 4 часа (Лабораторно-семенарская форма работа)

Здесь я использую принцип дифференцированного обучения (у каждого своё задание, затем круглый стол, где обсуждаются результаты - семинар).

Дети с высокой познавательной потребностью имеют возможность углубленного изучения материала учебного предмета на спец.курсе. А учащиеся с высокими творческими вокальными задатками выходят на внеурочную деятельность, с целью развития индивидуальных способностей. В этой частности мною создан вокально-хоровой коллектив «Непоседы» и ансамбль гитаристов, что является гармоничным продолжением моей урочной деятельности, в контексте общегородской программы по работе с одаренными детьми.

Содержание программы проекта для 5 классов

   

 «Музыка мироздания».

Вся программа 5-го класса посвящена построению художественной концепции мира через постижение образно-интонационных сфер музыкального языка. Выявление и раскрытие общих законов музыки природы и природы в музыке; единства человека-природы - вселенной- музыки (искусства.)

1 четверть.

«По дороге к прекрасному».

Цель: раскрытие общих законов музыки, природы и человека.

1 урок. «Истина, добро и красота». Посвящен раскрытию законов мироздания через философию христианских образов.

Задачи:

  1. Определить по каким законам должен жить человек во вселенной.
  2. Выявить основной закон для музыки и искусства в целом.

Что помогает нам идти по дороге мироздания? Какой закон поможет нам сохранить мир и благополучие планеты? При несоблюдении, каких законов наша цивилизация может погибнуть? И что нужно сделать для того, чтобы жизнь на нашей планете процветала?

Учащиеся 5-х классов без замедления находят ответы на эти вопросы: «без доброты, без добрых чувств, без гармонии во всем, нам не прожить».

Ученики формулируют три закона:

  1. Знание
  2. Добро (чувства, любовь)
  3. Красота (гармония)

Выявляют три составных части человека:

Разум - знание (истина)

Душа - для нее важно уметь чувствовать, любить (добро, любовь)

Тело - красота (гармония форм)

Космос  разум  Бог – знание

   

Человек  душа  девятой дух – добро, любовь

   

Природа  тело  сын – красота, гармония, искусство

Для чего человек рождается на Земле?

Человек рожден, отвечают ученики, чтобы делать мир красивым, созидать во имя красоты. А для этого нужно быть добрым и любить окружающий мир. Чтобы делать мир красивым нужно иметь знания и умения.

Представим на мгновение, что нарушился один из законов. Что произойдет?

Ученики отвечают: гармония и красота исчезнут.

Вывод: знания, добро и красота (гармония) не существуют друг без друга.

Как только человеку приходит мысль о разрушении – закон нарушается.

В какую эпоху люди жили в гармонии с собой и окружающем мире? В Древней Греции. Именно тогда гармония тела и духа проявились наиболее полно.

Слушая музыку на уроках, мы раскрываем основную мысль произведения, её чувства. В чем красота мелодии? Звучит произведение Шёнберга «Сон Вселенной». В гармонии красок, в чувственности музыки мы постигаем основную идею произведения.

Исполняя песню «В горнице» мы интонационно подчеркиваем основную идею, (центральный образ.) Вкладывая душу в исполнение песни, ученики выражают, тем самым, свое отношение и понимание произведения.

Учащиеся не только учатся размышлять символами, абстрактно и образно, но сами являются создателями образа в музыке.

2 урок «Закон Вселенной закон музыки».

Задача: выявление общего закона для музыки и Вселенной. Раскрытие символики музыкального языка.

Пользуется ли музыка теми же законами, что и человек? Без каких компонентов музыка не может считаться совершенной. Или вообще перестает существовать?

На эти вопросы отвечают ученики во время второго урока.

1. В каждом произведении заложена определенная мысль. Значит первый закон -знание - для музыки обязателен. Знания заложены в идее.

2. Каждое музыкальное произведение несет в себе определенные чувства. Хорошо,
когда они «добрые» Выражение добрых чувств для музыки необходимо. Вывод: действие
закона «добра» для музыки обязательно.

3. Красота – это самое главное в музыке. Что делает музыку красивой? Гармония звуков и слов».

Учащиеся ищут взаимосвязь между музыкой и человеком, и приходят к выводу, что человек живет по тем же принципам, что и музыка (искусство).

На втором этапе урока мы слушаем произведения И.С. Баха «Ночная серенада». Через метод погружения ученики определяют основную мысль, идею, выражают чувства словами в музыкальном рассказе. Определяют составные части гармонии в музыке, то что делает музыку красивой (интонация, мелодия, тембр, динамика, ритм и т.п.)

3 урок «Идея, мысль, символ».

Задача: раскрытие первого закона музыки (знание) через постижение образной символики музыкального языка. В песне «В горнице» ученики раскрывают символику образов.

Какие образы (символы) встретились в произведении?

Звезда, лодка, цветок, река.

Что символизируют эти образы?

Ученики отвечают:

«Звезда - недосягаемая мечта о счастье и любви. Красный цветок – образ любви, а песни цветы завяли, значит, девушке в любви не везет, река – текучая как жизнь, плыть по реке – стремиться жить...»

Как вы думаете, найдет ли свою «звезду» героиня?

«Она стремится к ней – значит, найдет».

На этом уроке основным методом являлся метод музыкально-образной драматургии. Так же проблемно-поисковый и метод представления.

Итак, мы пришли к обобщению, где ученики выявляют основную идею произведения.

На последнем этапе урока – вокально-хоровая работа с учетом всех знаний, накопленных на уроке. Исполнение должно быть образное, чувственное и осмысленное.

4 урок «Идея, мысль, символ» (продолжение)

Задачи: продолжаем работать над выявлением основных музыкальных символов (образов). Определение интонационных черт музыкально-образного языка в произведении Чюрлениса «Море» и Моцарта «Серенада».

5 урок «Красота спасёт мир».

Задачи: умение внутренне прочувствовать музыкальный образ произведения и определить основные ее качества. Раскрытие основной идеи произведения через символику образов.

«... Что есть красота и почему ее обожествляют люди,

Сосуд, в котором пустота или огонь, мерцающий в сосуде...»

Что можно сказать о красоте?

Ученики отвечают, что она всегда выделяется среди окружающего мира. Красивым может быть человек, природа, искусство, музыка.

Но без чего красота будет неполной?

«Без смысла, без гармонии, без одухотворенности. Одним словом, без души.»

Красота должна быть одухотворенной. Как это понять?

Красота имеет чувства. Внешняя и внутренняя красота должны быть взаимосвязаны. Одно дополняет другое. Но иногда бывает только внутренняя красота. Это тоже красиво, отвечает ученица 5 «б» класса.

Что можно сказать о репродукции Врубеля «Лесной пан» и музыке, написанной по этой картине? Как вы думаете, красив ли лесной пан?

«У него добрые и светлые глаза. Его выдает внутренний мир. Музыка раскрывает его добрые чувства».

Прослушав музыкальное произведение «Флейта лесного Пана» в исполнении румынского музыканта ученики говорят о том, что его музыка очень чувственная и красивая.

Меняется ли интонационный язык музыки?

Ученики определяют, что у музыки два настроения. Первое – минорное, печальное, где по интонации определяют, что Лесной пан чем-то огорчен. Он плачет, он одинок. Природа вокруг сострадает Пану, тоже плачет. Второе – мажорное, светлое. В его душе произошли изменения. Почему? В музыке, кроме песен и мелодии пана слышны звуки природы.

Мне кажется, отвечает один из учеников, что я в мире не одинок. Природа – его друг. Она вместе с ним радуется и печалится. Вздыхает и улыбается.

Основной метод – метод погружения и представления помогают детям глубже прочувствовать и ощутить переживания героя музыки.

6 урок «Прекрасное - есть гармония»

На этом уроке продолжаем разговор о красоте. Какая должна быть настоящая красота? Какая должна быть музыка, чтобы ее считали очень красивой:

Ученики отвечают:

«Она должна быть гармоничной и чувственной»

Задачи: выявление основных частей музыки, создающих гармонию. Определение соответствия внутреннего и внешнего содержания музыкального произведения.

Назовите те произведения, в которых внутреннее и внешнее содержание равноценно. Среди репродукции выбирают «Сикстинскую мадонну» Рафаэля и икону «Святой Марии». Среди музыкальных произведений выделяют «Аве, Мария» Бах - Гуно.

7 Урок творчества «Самая красивая музыка». Через погружение в музыку учащиеся выражают свои мысли и чувства в музыкальных рассказах, стихах и песнях.

Домашнее задание - придумать мелодию к своим стихам и рассказам и пропеть её.

2 ЧЕТВЕРТЬ

«Музыка и природа»

Затрагивает философско-экологические проблемы.

Задачи: раскрытие общности между природой и музыкой, искусством и окружающим миром.

1 урок «Гармония и природа»

На уроке продолжаем тему красоты и гармонии.

Давайте прислушаемся к дыханию природы, к ветру, дождю, земле, растениям. Есть ли у них музыка?

Ученики отвечают:

«У каждого своя мелодия, которая может рассказать целую историю. Самая красивая совершенная музыка – это музыка природы. Природа связана с музыкой».

Что появилось раньше? Природа или музыка?

«Музыка складывается из звуков, а звуки пришли из природы. Люди научились слушать звуки природы, стали выражать их в своих песнях и мелодиях» – отвечают ученики.

Что еще общего между природой, человеком и музыкой?

«Природа и музыка должны быть гармоничны. (В музыке гармоничны соединения интонационных элементов) В человеке – гармония тела и духа. В природе – гармония между всеми природными сообществами. Нарушение ее, гармонии, может привести к катастрофе».

Прослушав произведения Пола Унтера «Колыбельная китихи маленькому дельфиненку» выявляет основные звуки природы, и находят общность между интонациями живой природы и интонациями музыкального произведения.

Что общего между звуками природы и музыкой? Выявить основные образы природы и музыки

Ученики отвечают:

«Музыка подражает голосу природы. Пение китихи – звучание саксофона очень похожи и дополняют друг друга. Волны – звучание гитары, кажутся одним целым».

Неторопливое звучание, интонационное покачивание говорят о том, что это не просто песня, а гимн величию природы и человека.

Что напоминает интонационное «покачивание» мелодии?

«Напоминает качающуюся колыбель (колыбельная)».

«Звуки каких животных слышны в произведении? Какими тембрами голосов, интонациями изображены?

«Дельфиненок – высокий, подвизгивающий тембр. Он еще маленький. Мама-кит – тембр средний, убаюкивающий».

О чем говорила китиха? Написать музыкальный рассказ.

Ведущий метод, используемый на уроке – метод погружения, представления и метод музыкально-образной драматургии.

2 урок. Продолжает тему «Музыка и природа».

На уроке говорим о необходимости сохранения лесов, прослушав песню «Певчий дрозд» Генри Переела, раскрываем музыкальный диалог между птицами.

Придумать рассказ на музыку Генри Переела «Певчий дрозд».

Ученики слушают и определяют голоса двух птиц – кукушки и дрозда.

Придумать рассказ на музыку Пола Уинтера «Концерт Земле».

Ученики определяют, какие образы встречаются в произведении, раскрывают символику музыкального языка, например, звучание кларнета – пение птицы кондор. Птица – символ свободы.

3 урок «Образы природы в музыке». На этом уроке слушаем много музыки. Через погружение в музыкальное произведение ученики раскрывают символику музыкального языка (язык природы). Таким образом, постигая мел о дико-образную сферу музыки.

Прослушав произведение Сен-Санса «Лебедь» изображаем Лебедя графически под музыку. Движение вверх мелодии – линия вверх. Мелодическое движение в музыке совпадает с образом Лебедя.

Используем на уроке новый метод – мелодико-графического моделирования, что позволяет учащимся ярче и образнее прочувствовать основной образ.

4 урок «Образы природы в музыке» (продолжение)

Большую часть урока посвящаем прослушиванию произведений о природе, где используя метод мелодико-графического моделирования мы добиваемся более полного и качественного раскрытия и понимания музыки.

Звучат произведения Мусоргского «Картинки с выставки», Сен-Санса «Карнавал животных» и т.д.

Вокальные упражнения-игры помогают учащимся проникнуть в художественные образы, передаваемые музыкой.

5 и 6 уроки «Урок творчества» На этих уроках учащиеся пишут музыкальные рассказы,  стихи, в которых выражают свое   восприятие   и   понимание   музыки.   В   конце   урока   проводится   обсуждение выполненных работ.

3 ЧЕТВЕРТЬ

«Музыкальный мир Будды»

1 урок

Продолжаем развивать тему гармонии во Вселенной и тему единения человека с природой.

Задача: раскрытие общности между человеком, природой и музыкой, познание своего внутреннего мира через музыку природы.

Человек рожден в природном мире и неразрывными узами связан с ее внешними сторонами. На примере картин древнего Востока, в частности Китая, попытаться прочувствовать гармонию природы и человека и понять роль музыки в культуре Востока.

Что можно услышать в музыке? Шум ветра, шелест листвы, плеск весел в воде. Музыку необходимо не только ощущать, но и понимать. Задается вопрос: кто такой Будда? Ученики отвечают, что этот человек стал просветленным, то есть умеющий слушать звуки природы и выражать ее мысли. Также это человек с добрыми мыслями и поступками.

Можете ли вы сами попытаться стать «маленькими Буддами»?

Да, отвечают ученики, если научимся видеть в образах природы отражение самих себя, представив себя частицами мироздания.

Кем бы вы себя представили?

Звучит восточная мелодия современного композитора-саксофониста Kenny G. Раскрываем характер музыки через свое внутреннее познание. Ученики пробуют представить себя в образах цветка, какого-либо животного, растения.

Затем записывают свои впечатления в форме стихов и рассказов, где раскрывают 1) художественный образ в символах, 2) характер мелодии и движения 3) подбирают голос к своему инструменту, подбирают мелодию к своему инструменту, 4) раскрывают основную идею произведения.

2 урок «Музыка и природа Востока. Пентатоника»

Задачи: раскрытие ладовых особенностей музыки Востока.

Важным значением для китайцев является представление о пятизвездных дворцах. Самое священное число – пять. Пять священных горных вершин. Пять элементов природы. Пять богов, соответствующих разным сторонам света и объединяющему их центру.

А как в музыке проявляется число «пять»? Ведь нот в звукоряде семь.

Ученики отвечают: нужно убрать две ноты. Тогда получится лад из пяти нот (пентатоника).

После прослушивания определяем характер музыки, использующий пентатонику.

Музыка не грустная, но и не веселая. Не мажорная, и не минорная, отвечают ученики. Она умиротворенная.

Почему?

Потому что для познания окружающего мира и своего места в нем необходимо спокойствие, которое и рождает тихая плавная музыка.

Звучит музыкальная композиция «Шао-Линь».

3 урок. «Музыка Востока и природа» Задачи: осознать ладовую особенность музыки Востока. Уметь в краткой словесной форме    передать    характер    музыкальной    мысли.    Раскрыть    образную    символику музыкальной природы Востока.

Придумать и написать хокку (трехстишие) к звучащей музыке, используя картины японских художников.

4 урок «Музыка Инь и Янь»

Задачи: научиться видеть в музыке интонации и особенности символов Инь и Янь.

Сам пытливый вопрос о происхождении Вселенной показывает, что окружающий мир исконно воспринимается человеком в контрастах природных состояний и явлений. День-ночь, утро-вечер, белое, черное, солнце-месяц, женщина-мужчина. Все развитые мифологии мира представляют процесс с перехода от неорганического хаоса к упорядоченному Космосу. Разделение первичного целого на противоположности.

Инь – черное (земля),

янь – белое(небо).

Становление мира – это выявление противоположностей. Все эти противоположности раскрывает музыка. Урок путешествия в Тибет позволит познакомиться с традициями, музыкой и культурой одной из древних религий планеты.

В музыке Тибета, как впрочем, и всего Востока, прослеживается четкое разграничение двух составляющих мира – Инь и Янь. Это деление прослеживается во всех музыкальных стилях.

Какая эта музыка?

Ученики быстро находят отличия между интонациями Янь (символ женского начала, музыка мягкая, светлая, напевная, умиротворенная) и интонациями Инь (символ мужского начала – музыка резкая, мрачная, ритмичная, энергичная, подвижная).

В какую эпоху музыки живем мы?

Ученики отвечают, что в эпоху музыки Инь. В качестве примеров называют современные направления – рок, джаз, танцевальные ритмы последних лет.

Какой будет, по вашему мнению, музыка третьего тысячелетия?

Ученики высказывают различные мнения, пытаясь их аргументировать.

5 урок «Музыка и элементы природы» Задача: научиться видеть в музыке основные четыре природные стихии. Проявление личного Я в элементах мира через музыку. Каждый элемент мира музыка отражает во взаимосвязи с природой, обществом, человеком и космосом.

Природная энергия, живое дыхание естественного мира. Назовите четыре основные природные стихии?

Ученики отвечают: земля, огонь, вода и воздух.

На этом уроке выясняем, какие элементы неживой природы являются частью земной биосферы, и как проявляют себя элементы природы в искусстве. Выясняем, что каждой стихии соответствую свои музыкальные образы, своя музыка, интонации, цвет.

На примере картин китайских и японских художников можно обнаружить четыре основных цвета. Ученики распределяют и обозначают цвета: красный (или желтый), – огонь, синий – вода, черный (зеленый) – земля, белый – воздух.

Ученики замечают, что каждому цвету соответствует свой образ и своя музыка.

Прослушав музыку в восточном стиле, учащиеся объясняют, что слышат звуки ветра (элемент природы воздух), плавные переливы в интонациях (вода), слышатся яркие интонации и ощущается присутствие солнца (огонь, в котором много тепла и света). Музыка постепенно прорастает, как растут из земли, и устремляется вверх, к солнцу (образ земли).

6 урок «Музыка и элементы природы» (продолжение)

Задачи:   уметь   определить   по   интонационно-образному   языку   четыре   основные природные стихии, отображенные в музыке.   Выявить и разграничить художественный основной образ и символы природы. Уметь построить интонационно-графическую схему произведения.

«Мелодия становится цветком,

Он распускается и осыпается,

Он делается ветром и песком,

Летящим на огонь, весенний мотылек...»

Изобразить   движение   мелодии,   выяснить,   что   движение   мелодии   совпадает   с художественными образами произведения.

Учащиеся рисуют мелодико-графическую схему произведения, где проявляют свои фантазию и образное мышление.

Разграничивают художественные образы. Мотылек - цветок – художественный образ. Элемент природы – «земля». Ветер – «воздух». Песок – «земля». Огонь – элемент природы «огонь».

Основной метод работы с детьми на этом уроке – метод мелодико-графического интонирования, позволяющий детям развить творческое воображение и глубже понять смысл, символику и идею музыкального произведения.

7 и 8 урок «Урок творчества. Музыка моей души». Учащиеся раскрывают символику музыкального языка в своих творческих заданиях. Ученики представляют себя в образе какого-либо элемента природы.

4 четверть.

«Элементы природы в творчестве композиторов»

1 урок «Музыка Земли»

Задачи: уметь услышать интонационно-образную структуру произведения и уметь разграничить выраженные в музыке элементы природы.

После прослушивания ряда произведений разных композиторов, учащиеся приходят к выводу, что каждый из них в своем творчестве раскрывает символику определенного элемента природы. Поэтому одних композиторов можно назвать «земными», других «огненными», «воздушными» или «водными».

Как это понять – «земные» композиторы? Это композиторы изображающие в своих произведениях образы земной природы, а также, человека с его чувствами и переживаниями. Это В. А. Моцарт, Шуман, Гайдн, Шопен, Чайковский и т. д.

2 урок «Урок-путешествие во дворец земной музыки» Задача: раскрытие образа Земли в музыкальных произведениях.

Начинается с песни «Странники» на стихи бразильского поэта-путешественника Рамиреса:

«...По степям и дубравам,

В воде ледяной,

Мы идем не за славой,

Идем за мечтой,

Там под звездною крышей,

Поют ковыли,

Нет поэзии выше,

Дыханья Земли...»

Исполняя песню, ученики выражают свое отношение к услышанному. Слушая произведения Моцарта и Шопена определяют земные   образы, выраженные музыкальным языком. Составляют из музыкальных символов картину мира.

3 урок «Урок творчества. Музыка моей Земли».

Ученики выражают свое отношение к прослушанной музыке и проявляют свое Я в элементах земной природы. Через погружение в музыкальное произведение, раскрываю у учащихся поэтические  и другие  творческие  способности  и  таланты.  Дети  учатся философски анализировать произведение. Находят свою духовную идею произведения.

4 урок «Дворец воздуха»

Задача: уметь определить интонационно-образные черты в музыке «воздуха».

Вселенная и наш мир дышат, так же как и человек. Каждое живое существо, растение и даже минералы.

Какой бывает воздух?

Теплый, холодный, мягкий, свежий.

Когда мы ярче ощущаем воздух?

Когда нас переполняют чувства.

«Любовь – это воздух. Без него нет дыхания». «Когда душа расправляет свои крылья, грудь расширяется, и сердце начинает дышать».

«Когда слышишь, как это воплощается в музыке, хочется вздохнуть, но не от огорчения, а от полноты чувств».

Чем мы ощущаем воздух?

Душой.

Воздух  душа  любовь  музыка.

Назвать «воздушные» инструменты (духовая группа).

Флейта, кларнет, гобой, орган.

Именно эти инструменты наиболее полно выражают тему воздуха, ветра, пространства в музыкальных произведениях.

Какие композиторы обращаются к «воздушным» образам?

Ученики без ошибок называют самого «духовного» композитора - И. С. Баха.

Слушая   произведение        И.С.Баха   «Воздух»,   определяем   название,   основные пространственные черты в музыке, основные образы. Дети определяют характер музыки – 1) неторопливые «полетные» движения, 2) мягкие, воздушные тембры инструментов. Определяют основные художественные образы. (Образ птицы, ветра, неба).

5 урок «Дворец воздуха» (продолжение)

Задача: раскрыть символику музыкального языка в образе «воздуха». Составление общей картины мира.

Продолжаем тему «воздуха» в творчестве композиторов (художников, поэтов).

Галерея музыкальных картин, художников импрессионистов, открывает урок.

Учащиеся отмечают легкость, прозрачность красок. Звучит музыка, Клода Дебюсси «Облака», наполненная «воздушными» красками

Дети определяют основной характер и выявляют основные образы. Образ облака, неба, ветра.

6 урок «Урок-путешествие». Подводная сказка.

Задача: определить черты музыки, в которой раскрывается образ воды.

Древнегреческие мифы о жителях подводного мира погружают учащихся в атмосферу сказочности.

Какой видели воду древние греки?

(Бурлящей, спокойной, тревожной.)

Выясняем, что многие композиторы обращаются к образу воды и моря. Например?

Ученики приводят в пример произведения Пола Уинтера «Колыбельная китихи» и М. Чюрлениса «Море», которые уже слышали ранее на уроках. Слушая произведение «Летучий голландец» Р. Вагнера, ученики определяют: 1) волнообразный характер музыки, 2) по характеру интонационного движения – судьбу основного образа (идею), его стремления, 3) судьбу самого композитора.

Какое море в музыке Вагнера:

Спокойное, но иногда изменчивое.

Достигнет ли цели главный герой?

– Нет, так как мелодия не завершена. Нет яркого окончания. Море продолжает бурлить.
После прослушивания произведения Э. Грига «Возвращение Пер Гюнта» задаётся вопрос:

Какое море изображено в музыке?

– Мы слышим шторм.

Учащиеся сочиняют устный рассказ о судьбе героя. Они без ошибок рассказывают о том, что главный герой (основной образ) на своем корабле попадает в шторм, определяют интонационные черты бьющихся о борт набегающих волн. В конце пьесы корабль идет ко дну. Так как музыка замедляется и постепенно затухает, появляются волнующие интонации, передающие состояние безысходности и потери.

Метод художественно-образной драматургии помогает раскрыть идею произведения.

Какими красками изображено море у Э. Грига? Почему главный герой попадает в шторм и почему именно с ним происходит несчастье? Погибает ли он? Как заканчивается его жизненный путь?

Ученики отвечают на эти вопросы, совместно приходя к правильным ответам.

7 урок «В храме огня»

Задача: раскрыть интонационно-образный язык огня в творчестве композиторов-классиков и авторов современности.

Древние люди всегда обожествляли огонь. Они считали, что огонь несет мудрость. Люди зажигали свечи и лампады. Посвящали огню гимны и песни.

Какой бывает огонь? Расскажите об огне?

Добрый, теплый, яркий, пылающий, разрушающий, беспощадный, яростный,

Ученики обращают внимание, что горящая свечка – это огонек души. Следовательно, у каждой свечки (души) – своя судьба, своя музыка.

Придумать музыкальный рассказ на тему: «О чем нам говорит огонек свечи?»

Ученики замечают особый характер музыки. Слегка подрагивающий огонек словно бы чего-то боится, волнуется, страдает. Музыка вторит состоянию свечи, она наполнена плачущими интонациями.

Почему волнуется огонек?

Потому что сгорает.

Что он чувствует в последнюю минуту?

Его огонь (мелодия) разгорается ярче.

В конце пьесы свечка тает, и музыка постепенно затухает.

Слушая произведения Л. В. Бетховена (5-я симфония) задаем вопрос: какой огонь выражает его музыка. (Пылающий, страстный). Сколько здесь огней?

Два. Огонь добра и зла. Они борются.

Учащимся необходимо определить характер огня. Его цель, направление, движение. Раскрыть идею огня через постижение интонационно-образного языка. По яркой и борющейся музыке можно проследить судьбу самого композитора. Слушая музыку, дети пытаются ее определить.

Затем ученики определяют природу и характер огня в музыке А. Вивальди.

Это камерная музыка, маленькие огоньки, зажигающиеся по очереди, пронизывают все произведение.

Потухает ли огонь в конце произведения?

Учащиеся определяют, что огонь становится больше и радостнее.        

В конце урока проводим сравнение образов огня в прослушанных произведениях. В первом случае – это огонь одиночества, угасания. Во втором – пламя борьбы и ярости. В третьем – жизнеутверждающий огонь единения.