Формирование смыслового чтения.

Белоусова Елена Ильинична

Формирование смыслового чтения.

 

        В наш век скоростей, обилия информации, перегрузки школьной программы чтение отодвигают на второй, а точнее сказать, на  второстепенный  план. Зачем  сидеть за книгой, если в том же Интернете  можно найти коротенький пересказ произведения и там же прочитать аннотацию к  прочитанному тексту, где критики или аналитику вкратце дадут максимум информации о его содержании?  А ещё в продаже появились сборники под названием «Краткое изложение произведений». И придут на урок ученики подготовленными в том плане, что «суть»  данной книги, пьесы рассказа им уже известна.  А мы и этому рады.

     Но так хочется вернуть любовь к книге. Вспомните, как выстраивались в очередь за книгой мы, как ждали выхода очередного номера «Роман-газеты», как читали, укрывшись одеялом и освещая страницы фонариком, когда родители выключали свет и велели спать.  Как интересно было нам читать! Да, очень хочется вернуть любовь к  книге, к печатному слову.  Ведь красоту слова можно познать только там, на  обыкновенных книжных страницах.  Только читая и осмысляя прочитанное, можно научиться выражать свои мысли правильно, весомо, образно.

     А сейчас для многих бичом в жизни становится  именно неумение выразить свои мысли. Как часто слышишь от школьников: «Я знаю, только не знаю, как это сказать!». Как часто  нехватку подходящих слов заменяет излишняя жестикуляция или, что ещё хуже,  мат.

      Согласна, говорильня сегодня развита  намного сильнее. На современного человека обрушивается поток информации, который можно смело назвать грязевым потоком. Как разобраться в этом пустословии,  злословии? И если нам, взрослым, непонятно, то как  в хаотичном наборе слов, словосочетаний разберутся дети?

      На помощь должна прийти литература. В самом широком смысле этого слова. Когда ты читаешь, то невольно и анализируешь  прочитанное.  Как так происходит? Просто при чтении у человека развивается контроль действий. То есть много читающий человек овладевает  анализирующими навыками.

      Один из путей привития   любви к чтению – это чтение   книг родителями.  Взрослые должны читать и не только себе, но и детям, пока те не могут читать сами. В каждом доме должна быть книжная полка. А ведь сейчас модно заменить стенку с книжным шкафом на горку и сдать все книги, всю классику в школьную или сельскую библиотеку, освободившись таким образом от книг, как от ненужного хлама. Поступая так, взрослые навсегда ставят крест на чтении как действие, которое может иметь место в их доме.  Если ребёнок не видит маму или папу с книгой, журналом, газетой в руках, как он будет слышать и выполнять их наставления: «Читай!»?

      Ещё одна рекомендация для родителей: сошлитесь на плохое самочувствие (глаза болят и т.п.), но уговорите вашего ребёнка прочитать что-то для вас. Только пусть это что-то соответствует возрастным  особенностям, пусть это будет программное произведение из курса литература («хочу вспомнить то,  что читал в школе»).

      Основная нагрузка на возрождение интереса к чтению, конечно же, падает на педагога.

     Технологический приём «Чтение с остановками, или направленное чтение» доставляет школьникам, и старшеклассникам в том числе, радость  от общения с книгой.  Такое чтение становится активным, диалогическим (диалог между читателем и текстом), критическим процессом.  Но, к сожалению, в наших учебниках-хрестоматиях произведений, которые можно было бы изучать с использованием данной технологии,  практически нет.

       Как смотивировать  обучающихся к прочтению дома текста из учебника, который на следующем уроке будет анализироваться? Давая домашнее задание,  беру на вооружение приём прогнозирования, характерный для стадии Вызова. Предлагаю   вниманию ребят название и имя автора и задаю вопрос: о чём может пойти речь в данном произведении?  Дети делают предположения. Затем читаю небольшой отрывок и останавливаюсь на самом интересном месте.  Учащиеся заинтригованы, провокация удаётся, теперь дома произведение будет прочитано почти всеми.

     И ещё. Чтобы чтение доставляло радость, вызывало интерес, всегда: 1) сообщаю цель чтения (например, читая дома главу у «Кавказского пленника» Л.Н.Толстого, нужно отметить материал о поведении героев в плену); 2)  говорю, что я как учитель хочу получить в качестве обратной связи (устный рассказ - сравнение о поведении Жилина и Костылина в плену или синквейн – сравнительную характеристику); 3)  участвую в чтении и обсуждении наравне с учениками (разрешите и мне высказать своё мнение; а мне кажется, что…, предлагаю свой синквейн). Последнее не только является образцом, предложенным ненавязчиво, но и помогает  установить равноправие и создать неформальную обстановку.

    Что значит смысловое чтение? Это чтение, в котором читающий (в данном случае ученик) видит смысл. Наша задача – этот смысл раскрыть, используя всевозможные приёмы, стратегии и  технологии.

 

 

 

(Выступление на заседании  школьного МО учителей русского языка, литературы и начальных классов. Из опыта работы. Некоторые рекомендации родителям и учителям - предметникам по возрождению у учеников интереса к чтению)

 

Комментарии

Маслова Светлана Борисовна

Думаю, рекомендации для учителей-литераторов по вызову интереса учеников к чтению следует использовать. Продуктивны рекомендации для родителей. Но жаль, что родителей, готовых учиться вместе с детьми, становится всё меньше.