Наркомания - результат неправильного воспитания.

Маслова Светлана Борисовна

Наркомания - следствие неправильной духовной жизни ребенка, молодого человека. Как показывает практинка, наркоманами в основном становятся эгоисты и своевольники. Это дети, которые с боем выбили себе право поступать, как они хотят, которые победили своих родителей, заставили их жить по своим законам. Любой человек, живущий своевольно, обязательно попадает под плохое вылияние (или компании, или взрослых растлителей). Всё начинается с воспитания. Чтобы ребёнок не вырос наркоманом, нельзя допускать, чтобы он был эгоистом. Для этого надо, чтобы он рос по законам семьи, по законам родителей.

Надо, чтобы у ребенка были обязанности по дому. Распорядок жизни должен быть у него, как у взрослого: время - работе, время - отдыху. 

Разумные родители стараются до предела загрузить ребенка: спорт, музыка, рисование и т.п. Это правильно. Надо  дать меньше возможностей для бесцельного времяпрепровождения. Нужно, чтобы ребенок уставал. Беспокойство, желание куда-то бежать бывает от праздности.

Отпускать детей просто на улицу сейчас очень рискованно. Ребенку лучше всего быть всегда в семье. Чем дольше он будет в семье, тем лучше. Родителям нужно гулять с ним, ходить всегда на школьные мероприятия, провожать, встречать из школы. Нельзя в семье отделять жизнь детей от жизни родителей. Должна быть у всех общая жизнь, общие заботы, общие дела, общий отдых.

Проблема сейчас больше не в детях, а в том, что многие родители перестали быть домашними. Перестали любить дом, совместный семейный досуг. Родители должны помнить, что детьми надо заниматься всё время. 
 

 

Комментарии

Маслова Светлана Борисовна

Уважаемые коллеги! Очень хочется узнать ваше мнение. Вы согласны, что наркомания - результат неправильного воспитания?

Шутьева Анна Анатольевна

Да, я согласна с тем, что наркомания - результат неправильного воспитания. Ребенок или боится родителей (слишком строгое воспитание), или ребенку позволили всё (слишком "мягкое" воспитание). Самое главное, а это сложнее всего, найти ту "серединку", когда ребенок будет вас слушать, когда вы станете его другом и советником.

Маслова Светлана Борисовна

Анна Анатольевна, большое спасибо за комментарий.

Лоншакова Оксана Николаевна

Уважаемые коллеги! То что наркомания - это результат неправильного воспитания, это отчасти, давайте посмотрим на социальную ситуацию в целом по стране. Это результат той среды на макро и микроуровных в нашей стране, где родители подчас не всегда могут это отследить, так как все мы прекрасно знаем и понимаем, наркомания - это целый бизнес, это паутина, в которую впутывают таких доверчивых наших детей и за этим стоят и солидные и дяди и тети, поэтому обвинять только родителей это не совмем верно!!!

Маслова Светлана Борисовна

Да, я согласна с Вами, Оксана Николаевна. Но я считаю, что ответственность за воспитание детей несут всё-таки родители. Их основная задача научить ребёнка ориентироваться в социуме: отличать хорошее от плохого; кому можно верить и доверять, а кому нельзя; с кем можно общаться, а кого лучше обойти стороной. В том-то и беда, что современные родители из-за чрезмерной занятости, нехватки времени, а может быть, даже и желания, пытаются переложить ответственность за воспитание детей на детский сад, школу, общество, забывая, что они сами должны быть домашними.

Лоншакова Оксана Николаевна

Уважаемые коллеги! Содержание социальной работы с лицами, злоупотребляющими наркотиками
Решение проблемы распространения наркозависимости требует комплексного и интегративного подхода, объединения усилий специалистов различных профессий, профилей, направленности.
Как показывает накопленный в мировой практике опыт противодействия развитию химических зависимостей, такая работа включает в себя три основных и взаимозависимых блока:
превентивная работа или первичная профилактика зависимостей. Эта деятельность охватывает наиболее широкие группы населения. И, поскольку, признанным является факт, что дети и молодежь наиболее подвержены вовлечению в алкогольную и наркотическую зависимость, то основным субъектом первичной профилактики аддиктивного поведения являются образовательные учреждения (среднего общего; начального, среднего, высшего профессионального образования) и учреждения по работе с молодежью.
На сегодняшний день функции профилактики аддиктивного поведения в образовательных учреждениях разделены между учителями-предметниками (информирование детей о проблеме зависимого поведения в контексте учебного предмета), классными руководителями, педагогами-психологами и социальными педагогами.
Социальная работа причастна к такой деятельности в незначительной степени. В общеобразовательных школах не предусмотрена штатная единица специалиста по социальной работе. В учреждениях профессионального образования могут создаваться отделы социальной работы, однако приходится отмечать, что их задачи часто сосредоточены в области социального обеспечения учащихся и студентов и не выходят за эти рамки. В большей степени специалисты по социальной работе участвуют в профилактике аддиктивного поведения в контексте деятельности учреждений по работе с молодежью;
работа с лицами, имеющими опыт употребления психоактивных веществ, но с еще несформированной зависимостью (вторичная профилактика). Эти задачи решаются образовательными учреждениями, учреждениями молодежной сферы и некоторыми типами учреждений социальной защиты населения (например, центрами психолого-педагогической помощи).
Содержание работы в рамках этого блока заключается в раннем выявлении фактов употребления психоактивных веществ; установлении специального педагогического контроля за ребенком, подростком или молодым человеком (в случаях, когда это возможно и входит в компетенцию учреждения) с целью недопущения дальнейшего употребления наркотиков или алкоголя, а также распространения нелегальных веществ среди других детей; организации индивидуальной помощи такому ребенку и его семье. Уже на это этапе может понадобиться обращение в наркологический диспансер по месту жительства или в наркологическую службу (к наркологу), работающей на коммерческой основе.
Часто факт употребления наркотиков становится шокирующим известием для окружения ребенка, подростка или молодого человека. От его реакции во многом зависит дальнейшее развитие ситуации. Иногда родители или супруги, в целом близкие люди своими действиями закрепляют наркотизацию человека, имеющего опыт употребления психоактивных веществ. Родители, узнав о проблемах ребенка, испытывают потребность поделиться переживаниями, услышать совет от кого-то, имеющего схожий опыт. В этом случае значимую социальную помощь могут оказать общественные организации, объединяющие людей, столкнувшихся с проблемами наркозависимости близких, чаще всего детей. В штат таких организаций может входить специалист по социальной работе;
реабилитация и адаптация зависимых лиц, отказавшихся от приема психоактивных веществ. Часто этот блок задач называют третичной профилактикой. Его основная цель – помочь человеку с химической зависимостью, прошедшему медицинский этап реабилитации, вернуться к здоровой социальной жизни. Основным субъектом реабилитации наркозависимых являются учреждения здравоохранения. К ним относятся наркологические диспансеры, психоневрологические больницы или психосоматические отделения многопрофильных больниц, реабилитационные наркологические центры. Реабилитационные центры могут быть как государственными, так и коммерческими.
Содержание помощи и продолжительность пребывания наркозависимых в таких учреждениях может значительно варьироваться. Например, госпитализация наркозависимых в психосоматическом отделении многопрофильной больницы предполагает предоставление только медицинских услуг (купирование абстинентного синдрома, лекарственное лечение психической сферы, снятие острых состояний сопутствующих заболеваний) и пребывание пациента до 3 недель.
В то же время работа реабилитационного центра включает в себя реализацию психотерапевтических программ, социальную реабилитацию, ресоциализацию и реадаптацию пациента. Пребывание в таком центре может продолжаться долгое время - до 1 года и даже дольше. Пациенты могут находиться в центрах на различных режимах: индивидуальном – для работающих и учащихся (подразумевается посещение в вечернее или дневное время в индивидуальном порядке) и групповом - в этом случае пациент находится в центре целый день. В течение дня пациенты центров участвуют в групповой и индивидуальной психотерапии, проходят консультации специалистов, занимаются лечебной физкультурой.
Специалисты по социальной работе, как правило, входят в штат наркологических диспансеров и реабилитационных наркологических центров. Их зона ответственности связана с социальной реабилитацией пациентов, подготовкой их к выходу в открытую социальную среду: содействие в поиске жилья, рабочего места, возможностей продолжения или получения образования, поддержка в получении пациентом статуса инвалида, если это связано с сопутствующими наркомании заболеваниями. Кроме того, специалисты по социальной работе осуществляют постреабилитационный патронаж и консультирование, тесно сотрудничают с группами взаимопомощи бывших алкогольно- и наркозависимых.
Определив роль социальной работы в общей системе противодействия распространению зависимого поведения и помощи лицам с аддиктивным поведением, остановимся на основных технологиях и содержании деятельности специалиста по социальной работе в этой сфере.
Профилактика химических зависимостей – это комплексная деятельность по предупреждению вовлечения человека или групп людей в алкогольную или наркотическую зависимость. Начало широкомасштабной профилактики наркозависимости за рубежом относится к 50 гг. XX века. В течение довольно долгого времени доминировал так называемый образовательный подход к профилактической работе. В научной и учебной литературе, посвященной этой проблеме, его иногда называют информационным или, в последнее время, проблемно-ориентированным. Его суть заключается в информировании о вреде наркотиков и последствиях их употребления. Основные формы, используемые в рамках этого подхода, - лекция, беседа, дискуссии, диспуты, прения, демонстрация фильмов и других наглядных материалов.
Анализ многолетнего опыта позволяет сделать вывод о том, что такая профилактическая работа оказывается неэффективной. С 70-х гг. начинают развиваться программы, обучающие адаптивному стилю жизни, навыкам общения, критическому мышлению, умению принимать решения и противостоять давлению окружающих в ситуациях наркогенного давления. Обобщенно их называют программами формирования жизненных навыков (life skills). Они разрабатываются в рамках позитивно-ориентированного подхода, который предполагает устранение тех неблагоприятных личностных характеристик, которые повышают вероятность наркотизации. Здесь доминирующими формами работы становятся тренинги, игры, организация альтернативной употреблению наркотиков деятельности.
Участвуя в реализации первичной профилактики наркозависимости специалист по социальной работе поэтапно решает ряд задач:
сбор и систематизации сведений о ситуации в области распространения наркозависимости в конкретном регионе;
определение целевой группы, выявление возможностей привлечения участников такой группы к профилактической деятельности (через социальные институты или индивидуально);
характеристика особенностей группы и подбор профилактической методики. Почти всегда разработчики профилактических программ указывают возраст целевой группы, на которую они ориентированы;
формирование групп и реализация программы, «входящая» и итоговая диагностика участников группы по тем признакам, на которые оказывает влияние программы. Так, для информационной программы показателен будет уровень знаний участников, а для тренинговой – овладение ими поведенческими навыкам;
анализ результатов и внесение корректив в содержание профилактической работы. Специалист по социальной работе взаимодействует при реализации профилактических программ с социальным педагогом, психологом, и приглашенными специалистами – юристом, врачом, сотрудником Федеральной службы по контролю за незаконным оборотом наркотиков и другими.
Работая в социальных учреждениях, куда попадают дети группы риска (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты, центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей), специалист по социальной работе должен обладать умениями ранней диагностики употребления наркотиков. Конечно, для диагностики проблемы наркозависимости, причин ее возникновения необходимо участие врача-психиатра (врача психиатра-нарколога) и патопсихолога, хорошо знакомых с адаптированными для работы с детьми и подростками психодиагностическими методиками. Однако увидеть наличие проблемы – одна из задач специалиста по социальной работе. В целом, существует три способа выявления факта употребления человеком наркотиков: наркологическая экспертиза; экспресс-тест; использование внешних косвенных признаков. Внешние признаки являются самыми первыми сигналами опасности, которые позже могут подтвердиться или быть опровергнуты с помощью других диагностических процедур.
Безусловно, внешние признаки не абсолютны, но все же часто помогают. С другой стороны, во многих случаях внешность людей, употребляющих наркотики, не вызывает подозрений и опасений.
Косвенные, но весьма надежные признаки употребления наркотиков - обнаружение у подростка шприцев, инъекционных игл, закопченных металлических ложек, мелкоразмолотых частей высушенных растений и грибов, неизвестных порошков, разноцветных таблеток с выдавленными на поверхности картинками или похожих на марки с разноцветными рисунками кусочков бумаги.
Для человека в наркотическом опьянении характерны отрешенный взгляд; чрезмерно расширенные или суженные зрачки; невнятная, «растянутая» речь; неуклюжие и замедленные движения при отсутствии запаха алкоголя. Среди поведенческих признаков употребления наркотиков выделяют: беспричинное возбуждение, вялость; повышенная или пониженная работоспособность; нарастающее безразличие ко всему, ухудшение памяти и внимания; трудности в сосредоточении на чем-то конкретном; постоянный поиск денег; пропажа ценностей; использование жаргона, секретные разговоры; частое вранье, изворотливость, лживость; уход от ответов на прямые вопросы, склонность сочинять небылицы и другие.
В процессе вторичной профилактики наркозависимости специалист по социальной работе может решать ряд задач по консультированию клиентов, употребляющих наркотики и членов их семей. В процессе консультирования лиц, имеющих опыт употребления наркотиков, явно выделяется два блока: психотерапевтическое и поддерживающее социальное консультирование. Специалист по социальной работе может проводить консультации, ориентированные на:
поддержание мотивации отказа от употребления наркотиков;
восстановление взаимоотношений клиента со здоровым социальным окружением;
содействие в продолжении обучения, получении профессионального образования или переподготовки;
содействие в трудоустройстве;
поиск социально-приемлемых и конструктивных способов организации досуга;
включение в клиента в здоровые социальные группы и сообщества, объединенные на основе общности интересов, занятий.
Работа с родителями несовершеннолетних, имеющих опыт употребления наркотиков, предполагает следующие направления: индивидуальное консультирование взрослых членов семьи, помощь при организации взаимодействия с наркологическими службами, обучение основам взаимодействия с ребенком, употреблявшим наркотики, приемам антинаркогенного контроля; привлечение родителей к участию в психолого-педагогических коррекционных программах.
Содержание работы с родителями может быть разделено на несколько этапов:
первый этап – становление доверительных отношений между специалистом и родителями, обратившимися за помощью; оценка семейной ситуации и проблемы; обсуждение с родителями тех сфер, где они в первую очередь хотели бы увидеть изменения; привлечение к работе других специалистов (психолога, социального педагога) и близких семье людей, если это требуется;
второй этап – обсуждение с родителями факторов наркориска, анализ жизненной ситуации семьи и отдельно ребенка с целью поиска тех обстоятельств, которые могли повлечь проблему употребления наркотиков, определение возможностей снизить интенсивность действия этих факторов или устранить их в целом;
третий этап – обсуждение личностных особенностей ребенка, в первую очередь его самооценки, обучение членов семьи способам поддержания позитивной самооценки ребенка;
четвертый этап – поддержание оптимистичного настроя семьи, чувства уверенности в себе, профилактика созависимого поведения.
В отношениях с членом семьи, имеющим опыт употребления наркотиков, близкие должны придерживаться некоторых правил:
нельзя допускать, чтобы кто-либо из близкого окружения человека, злоупотребляющего психоактвными веществами, был заинтересован в его излечении больше, чем он сам – это прямой путь к формированию созависимой модели поведения, которая будет поддерживать развитие наркотической зависимости;
родители не должны поддерживать бесцельных разговоров о наркотиках. Такие беседы могут спровоцировать рецидив, возвращая ребенка к наркотическим переживаниям;
родители в общении с ребенком должны отмечать только фактические, а не обещанные перемены. Энтузиазм ребенка к избавлению от проблемы, поддержанный взрослыми, создает у него впечатление, что дело сделано, он почти отказался от наркотиков, а пока, сейчас один-то раз можно;
смена обстановки поможет ребенку решить проблему, поэтому семья должна обеспечить ему возможность уйти из асоциальной среды.
В процессе третичной профилактики для оказания действенной и комплексной помощи наркозависимому взаимодействуют профессионалы различного профиля, но и здесь определенный круг вопросов входит в функционал социалиста по социальной работе.
Цель реабилитации наркозависимого – возвращение наркозависимого к здоровой социальной жизни на основе восстановления физического, психического и социального здоровья. Приходится констатировать, что даже комплексные, долговременные и высоко профессиональные программы реабилитации, не гарантируют индивидуальный успех. Риск рецидива остается высоким даже после двух-трехлетнего периода воздержания. Поэтому особое значение приобретает послереабилитационное сопровождение клиента, длительная поддерживающая работа с ним и его окружением.
Задачи специалиста по социальной работе в процессе реабилитации включают в себя:
диагностика социального статуса клиента, особенностей, причин, характера его трудной жизненной ситуации;
диагностика социального статуса семьи, консультирование близких наркозависмого по социально-правовым вопросам;
оказание социально-экономической, психолого-педагогической помощи семье клиента;
реализация посреднических функций между клиентом и средой, в которую он должен вернуться после реабилитации;
взаимодействие с образовательными учреждениями, обеспечение условий для продолжения клиентом образования как только он будет к этому готов;
содействие в трудоустройстве клиента;
постреабилитационный патронаж клиента и его семьи, поддерживающее консультирование, оказание экстренной помощи при угрозе рецидива;
организация трудовой терапии в реабилитационном центре;
участие в организации жизнедеятельности и быта клиентов в реабилитационном центре;
содействие в организации досуга клиента в постреабилитационный период;
помощь в налаживание контактов со здоровым социальным окружением, связи с которым были утеряны наркозависимым;
включение клиентов в работу терапевтических сообществ и групп взаимопомощи;
обеспечение возможностей участия наркозависимого, прошедшего реабилитацию и имеющего значительный стаж воздержания в профилактических программах с целью поделиться своим опытом и удержать других от повторения уже совершенных им ошибок.
Период работы с одним клиентом может быть очень долги – до 3-х и более лет.
Суммируя вышесказанное, можно констатировать, что деятельность специалиста по социальной работе в процессе помощи лицам, страдающим пристрастием к наркотическим веществам заключается в следующем:
• участие в профилактических программы, рассчитанных на широкие круги населения;
• ранняя диагностика фактов употребления психоактивных веществ детьми группы риска, попадающими в учреждения социальной защиты населения;
• консультирование клиентов, имеющих опыт употребления наркотиков, но с несформированной зависимостью от них, и членов их семей в социальных учреждениях, работающих с семьями группы риска, а также оказывающих психолого-педагогическую помощь населению в прямых и дистантных формах;
• участие в программах реабилитации и реадаптации наркозависимых, в том числе осуществление долговременного постреабилитационного патронажа;
• взаимодействие и поддержка терапевтических сообществ и групп взаимопомощи, общественных организаций, ориентированных на борьбу с распространением наркозависмости.

Лоншакова Оксана Николаевна

Большинство специалистов, рассматривая проблему наркозависимости поднимают вопрос факторной обусловленности этого явления. Если выявить обстоятельства, которые способствуют развитию зависимого поведения, то путем их устранения можно эффективно профилактировать возникновение аддикции.
Наиболее часто встречается деление факторов наркориска на четыре группы:
биологические факторы и факторы патологической почвы: наследственная отягощенность психическими и наркологическими расстройствами родителей и ближайших родственников; хронические соматические заболевания; ранняя сексуальная активность, подростковая беременность у девушек; исходно низкая толерантность по отношению к употребляемому психоактивному веществу; особенности употребляемого вещества с индивидуально различным по отношению к конкретному человеку потенциалом формирования зависимости; поражения головного мозга; различные проявления задержанного развития; различные проявления дисгармоничного развития, в том числе формирующиеся аномально-личностные свойства, из которых наиболее значимыми являются эмоционально-неустойчивые, истерические черты;
макросоциальные факторы, в том числе неблагоприятное состояние социально-экономической ситуации в стране; кризис базовой системы ценностей и культурных норм; формирование устойчивой наркотической субкультуры с закреплением установок на употребление психоактивных веществ как «престижное» поведение; доступность психоактивных веществ;
микросоциальные факторы, связанные с влиянием ближайшего окружения: злоупотребление психоактивными веществами членами семьи, воспитание в семье больных алкоголизмом, наркоманией; дисфункциональные, аномальные стили воспитания с высоким уровнем семейного стресса, низким уровнем семейного дохода, семейной нестабильностью; отсутствие чувства принадлежности к семье; несоблюдение членами семьи социальных норм и правил; проблемы во взаимоотношениях в школьном коллективе и с учителями; наличие в ближайшем окружении сверстников с девиантным поведением или лиц, употребляющих психоактивные вещества; одобрение наркотизации в ближайшем окружении ребенка;
личностные факторы: акцентуации характера; личностные особенности (неуверенность в себе, заниженная самооценка, колебания настроения, невысокий интеллект, неприятие социальных норм, ценностей); низкая эффективность личностных ресурсов; отсутствие необходимых социальных навыков, социальная пассивность; отсутствие жизненной перспективы.
Наличие факторов наркориска в жизни конкретного человека и определение степени их влияния на развитие наркотизации имеют большое значение, как для организации профилактической работы, так и для помощи людям уже употребляющим психоактивные вещества.
Развитие наркомании связано с постепенным появлением признаков зависимости от психоактивных веществ, возникновением все более выраженных физиологических, психологических, социальных проблем.

Шестакова Анна Анатольевна

Всё в детях - и дурное, и хорошее - результат воспитания.
Личностные, социальные и прочие факторы осложняют задачу, но не могут служить оправданием неутешительного результата.

Маслова Светлана Борисовна

Анна Анатольевна, полностью с Вами согласна. Спасибо за комментарий.

Лоншакова Оксана Николаевна

Уважаемые коллеги размещаю этот материал для всех нас , для информации по этой глобальной проблеме!!!
СТРАТЕГИЯ
государственной антинаркотической политики
Российской Федерации до 2020 года
(выдержки)
УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Российской Федерации
от 9 июня 2010 г. № 690

IV. Совершенствование системы мер по сокращению спроса на наркотики

Государственная система профилактики
немедицинского потребления наркотиков

24. Государственная система профилактики немедицинского потребления наркотиков - совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения немедицинского потребления наркотиков и наркомании.
Стратегической целью профилактики немедицинского потребления наркотиков является сокращение масштабов немедицинского потребления наркотиков, формирование негативного отношения к незаконному обороту и потреблению наркотиков и существенное снижение спроса на них.
25. Достижение названной цели осуществляется путем решения следующих основных задач:
а) формирование негативного отношения в обществе к немедицинскому потреблению наркотиков, в том числе путем проведения активной антинаркотической пропаганды и противодействия деятельности по пропаганде и незаконной рекламе наркотиков и других психоактивных веществ, повышения уровня осведомленности населения о негативных последствиях немедицинского потребления наркотиков и об ответственности за участие в их незаконном обороте, проведения грамотной информационной политики в средствах массовой информации;
б) организация и проведение профилактических мероприятий с группами риска немедицинского потребления наркотиков;
в) организация профилактической работы в организованных (трудовых и образовательных) коллективах;
г) развитие системы раннего выявления незаконных потребителей наркотиков, в частности посредством ежегодной диспансеризации;
д) создание условий для вовлечения граждан в антинаркотическую деятельность, формирование, стимулирование развития и государственная поддержка деятельности волонтерского молодежного антинаркотического движения, общественных антинаркотических объединений и организаций, занимающихся профилактикой наркомании;
е) формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающее снижение спроса на наркотики;
ж) формирование психологического иммунитета к потреблению наркотиков у детей школьного возраста, их родителей и учителей.
26. В формировании системы профилактики немедицинского потребления наркотиков участвуют органы государственной власти всех уровней, органы местного самоуправления, общественные объединения и религиозные организации, граждане, в том числе специалисты образовательных, медицинских и культурно-просветительских учреждений, волонтеры молодежных организаций.
Мероприятия профилактики немедицинского потребления наркотиков предназначены для всех категорий населения, в первую очередь для детей и молодежи, находящихся в неблагоприятных семейных, социальных условиях, в трудной жизненной ситуации, а также для лиц групп риска немедицинского потребления наркотиков.
27. Одним из предпочтительных направлений антинаркотической деятельности является включение в основные и дополнительные образовательные программы общеобразовательных учреждений и учреждений профессионального образования разделов по профилактике злоупотребления психоактивными веществами, а также программ, направленных на соответствующие целевые аудитории (далее - целевые программы). При этом реализация целевых программ должна охватывать следующие возрастные и социальные группы:
а) дети и подростки в возрасте до 17 лет включительно (обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений и осужденные в воспитательных колониях уголовно-исполнительной системы России);
б) молодежь в возрасте до 30 лет включительно;
в) работающее население;
г) призывники и военнослужащие.
28. При проведении профилактических мероприятий следует отдавать предпочтение сочетанию индивидуальных и групповых методов работы, а также методам прямого и косвенного (опосредованного) воздействия на лиц из групп риска немедицинского потребления наркотиков, освоения и раскрытия ресурсов психики и личности, поддержки молодого человека и помощи ему в самореализации собственного жизненного предназначения.
Также необходимо разработать механизмы социального партнерства между государственными структурами и российскими компаниями и корпорациями, общественными объединениями и организациями при проведении профилактических мероприятий антинаркотической направленности.

Наркологическая медицинская помощь

29. Оказание наркологической медицинской помощи лицам, допускающим немедицинское потребление наркотиков, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.
30. Современное состояние системы наркологической медицинской помощи определяется:
а) недостаточной результативностью наркологической медицинской помощи;
б) сокращением числа специализированных государственных наркологических медицинских учреждений и ухудшением их кадрового обеспечения;
в) недостаточностью финансового и технического обеспечения наркологической медицинской помощи.
31. Стратегической целью государственной политики в области развития наркологической медицинской помощи является своевременное выявление и лечение лиц, незаконно потребляющих наркотики, совершенствование наркологической медицинской помощи больным наркоманией, повышение ее доступности и качества, снижение уровня смертности.
32. Основные мероприятия по повышению эффективности и развитию наркологической медицинской помощи:
а) подготовка и утверждение порядка оказания наркологической медицинской помощи и стандартов оказания наркологической медицинской помощи;
б) совершенствование основ законодательного, экономического и иного обеспечения организации обязательных форм оказания медицинской помощи больным наркоманией, в том числе вопросов межведомственного взаимодействия и его информационного обеспечения;
в) формирование государственной программы научных исследований в области наркологии;
г) недопущение применения в Российской Федерации заместительных методов лечения наркомании с применением наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I и II перечня наркотических средств, а равно легализации употребления отдельных наркотиков в немедицинских целях;
д) совершенствование методов диагностики наркомании, обследования, лечения больных наркоманией;
е) регулярная подготовка специалистов в области оказания наркологической медицинской помощи, повышение уровня информированности специалистов первичного звена здравоохранения по вопросам организации оказания наркологической медицинской помощи;
ж) улучшение финансового обеспечения деятельности специализированных государственных наркологических учреждений субъектов Российской Федерации, наркологических подразделений лечебных учреждений муниципальных образований за счет средств бюджетов всех уровней;
з) принятие мер по укреплению социальных гарантий для сотрудников наркологической службы.

Реабилитация больных наркоманией

33. Реабилитация больных наркоманией определяется как совокупность медицинских, психологических, педагогических, правовых и социальных мер, направленных на восстановление физического, психического, духовного и социального здоровья, способности функционирования в обществе (реинтеграцию) без употребления наркотиков.
34. Современное состояние системы реабилитации лиц, больных наркоманией, определяется:
а) несовершенством нормативно-правовой базы по реабилитации больных наркоманией;
б) недостаточным финансированием реабилитационного звена наркологической медицинской помощи за счет бюджетов субъектов Российской Федерации;
в) незначительным числом наркологических реабилитационных центров, а также реабилитационных отделений в структуре действующих наркологических учреждений в субъектах Российской Федерации и низким уровнем их кадрового обеспечения;
г) слабым развитием системы мотивации лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков, к участию в реабилитационных программах, а также механизма отбора участников для включения в программы реабилитации;
д) недостаточной эффективностью медико-социальных мероприятий, обеспечивающих восстановление социально значимых ресурсов личности больного наркоманией и его дальнейшую социализацию в обществе;
е) отсутствием условий для социальной и трудовой реинтеграции участников реабилитационных программ.
35. Стратегической целью государственной политики в сфере реабилитации больных наркоманией является формирование многоуровневой системы, обеспечивающей доступность к эффективным программам реабилитации лиц, больных наркоманией, восстановление их социального и общественного статуса, улучшение качества и увеличение продолжительности жизни больных наркоманией.
36. Основными направлениями развития медико-социальной реабилитации больных наркоманией в Российской Федерации являются:
а) организация реабилитационных наркологических центров (отделений) в субъектах Российской Федерации;
б) финансирование наркологических диспансеров и других специализированных наркологических учреждений субъектов Российской Федерации на организацию деятельности наркологических реабилитационных подразделений;
в) укрепление кадрового состава наркологических реабилитационных центров (отделений) и подразделений с целью обеспечения бригадной формы работы с больными наркоманией;
г) систематическая подготовка и переподготовка специалистов (психиатров-наркологов, психотерапевтов, медицинских психологов, социальных работников, специалистов по социальной работе) по вопросам медико-социальной реабилитации больных наркоманией;
д) повышение доступности медико-социальной реабилитации для больных наркоманией, а также для обратившихся за медицинской помощью лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями;
е) организация системы обучения и трудоустройства больных наркоманией, прошедших медико-социальную реабилитацию;
ж) разработка критериев оценки эффективности работы наркологических реабилитационных центров (отделений), а также немедицинских реабилитационных организаций;
з) совершенствование методов медико-социальной реабилитации больных наркоманией;
и) формирование правовых основ, обеспечивающих использование потенциала традиционных религиозных конфессий, неправительственных и общественных организаций в государственной системе реабилитационной помощи;
к) введение системы государственного контроля деятельности немедицинских реабилитационных учреждений вне зависимости от их организационно-правовой формы;
л) формирование действенного механизма государственной поддержки научных исследований в области реабилитации больных наркоманией, разработки и внедрения инновационных программ реабилитации и реинтеграции больных наркоманией;
м) формирование системы информирования населения о спектре реабилитационных услуг, предоставляемых на государственном, региональном и муниципальном уровнях;
н) создание механизмов мотивации лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков, на участие в реабилитационных программах;
о) создание механизмов целенаправленной работы с родственниками лиц, участвующих в реабилитационных программах, обеспечивающей формирование социально-позитивного окружения реабилитируемых;
п) разработка механизмов государственной поддержки учреждений, обеспечивающих социальную и трудовую реинтеграцию участников реабилитационных программ.
37. Основным мероприятием по развитию медико-социальной реабилитации больных наркоманией является подготовка программы развития медико-социальной реабилитации, в рамках которой планируется внедрить в деятельность региональных наркологических реабилитационных учреждений малозатратные технологии и стационарозамещающие формы оказания реабилитационной помощи, включая организацию лечебно-трудовых мастерских, а также оснастить их оборудованием для оказания консультативной, диагностической и восстановительной медицинской помощи.
www.kremlin.ru