Притча

Любимова Виктория Викторовна

"Кто сказал А, тот должен сказать Б"

Во время урока, который на Востоке называют "мактаб", один ученик доставлял немало хлопот учителю. "Скажи А!" (по-персидски "алеф"). Мальчик только отрицательно качал головой и плотно сжимал губы. Учитель терпеливо допрашивал его: "Ты такой славный мальчик, скажи же А! Ну что тебе стоит". Однако взгляд ребенка выражал явное нежелание отвечать. Наконец после нескольких попыток у учителя лопнуло терпение. "Скажи А! - закричал он. - Скажи А!". В ответ он услышал только "Мм-мм". Тогда учитель послал за отцом мальчика. Вдвоем они умоляли ребенка, чтобы он сказал А. Наконец мальчик уступил и на удивление всем ясно и четко сказал А. Учитель, обрадованный своим педагогическим успехом, воскликнул: "Слава аллаху! Как прекрасно! А теперь скажи Б". Тогда мальчик бурно запротестовал и энергично ударил своими кулачонками по столу. "Теперь всё! Я же знал, что меня ожидает, если я только скажу А. Тогда вы все захотите, чтобы я сказал и Б, потом мне придется говорить на память весь алфавит, а потом - учиться читать, писать, считать. Я ведь знал, почему мне нельзя говорить А!"

(Н. Пезешкян. Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия: пер. с нем. М.: Прогресс, 1992, с.101)

Иногда кажется, что некоторые ребята руководствуются такими же соображениями, когда наотрез отказываются выполнять элементарные требования учителя. В таких случаях расказанная в непринужденной обстановке притча может помочь установить контакт с такими ребятами, обратить ситуацию в шутливую форму, погасить конфликт.