Преподавание учебного предмета «Технология» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях

Анохина Юлия Викторовна

 

Преподавание учебного предмета «Технология»
в условиях введения федерального компонента
государственного стандарта общего образования 
в общеобразовательных учреждениях 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya.doc149 КБ

Предварительный просмотр:

Преподавание учебного предмета «Технология»

в условиях введения федерального компонента

государственного стандарта общего образования

в общеобразовательных учреждениях

Введение

В соответствии с современной концепцией модернизации образования образовательные учреждения  в своей деятельности ориентируются на инновационные подходы в процессе обучения.  Инновационность при организации учебного процесса в логике компетентностного подхода предполагает реализацию деятельностно - ценностной парадигмы, которая позволяет выстроить следующие педагогические приоритеты:
- деятельностный, практико-ориентированный подход к процессу обучения, направленный на обеспечение возможности самореализации и самоопределения обучающихся;

- формирование и развитие ценностных ориентаций в процессе оценочной деятельности, способствующих социализации учащихся и их вхождению в мир труда.

Важная роль в реализации этих приоритетов компетентностного, знаниевого, деятельностного и культурологического подходов в образовании принадлежит образовательной области «Технология». Образовательная область «Технология» – необходимый компонент обучения, воспитания и развития всех школьников. В рамках «Технологии» происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности. Именно этот учебный предмет обеспечивает использование разнообразных межпредметных связей для практической реализации их в новые идеи, продукты, услуги, удовлетворяющие потребности человека, общества и государства.

Преподавание предмета «Технология» осуществляется в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России  от 05.03.2004 г. № 1089)
  2.  Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России  от 09.03.2004 г. № 1312).
  3.  Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.12.2010г. № 2080  «Об утверждении перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию на 2011 – 2012 учебный год».
  4.  Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ МО РФ от 18.07.2002 №2783).
  5.  Примерная программа основного общего образования по технологии.  Примерная программа среднего (полного) общего образования по технологии  (базовый уровень). Примерная программа среднего (полного) общего образования по технологии  (профильный уровень) (Москва, «Просвещение», 2010 )

Федеральный перечень учебников на 2011 – 2012 учебный год размещен на сайте: http://www.regobraz.ru/doki/d00028.pdf, http://www.regobraz.ru/doki/d00029.pdf, http://www.rg.ru/2011/02/24/uchebniki-dok.html

II. Место технологии в базисном учебном плане

Технология, с позиций социализации учащихся, занимает ключевое место в системе общего образования. По базисному учебному плану (далее БУП) ее изучение начинается в начальной школе, продолжается на ступени основного общего образования и завершается на базовом или профильном уровне старшей ступени общего образования. В соответствии с БУП в начальной школе на изучение технологии выделено по 1 часу в неделю в 1 и 2 классах и по 2 часа в неделю в 3 и 4 классах.

Учебное время, отведенное по БУП в 1–2 классах для предметов «Искусство (ИЗО)» (33 и 34 часа в год соответственно) и «Технология (Труд)» (33 и 34 часа в год соответственно), по решению образовательного учреждения может быть объединено и использовано для преподавания интегрированного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» (66 и 68 часов в год для 1 и 2 классов соответственно).

В 3–4 классах в рамках учебного предмета «Технология (Труд)» начинается освоение приемов работы на компьютере, что необходимо для изучения на ступени основного общего образования нового учебного предмета «Информатика и ИКТ».

На ступени основного общего образования на изучение технологии в 5–7 классах выделено 2 часа в неделю, в 8 классе – 1 час в неделю. Указанный час рекомендуется использовать на изучение технологий, распространенных в регионе, с целью профессионального самоопределения учащихся. При этом национально-региональные особенности местного социально-производственного окружения могут быть представлены в авторской программе для конкретного общеобразовательного учреждения соответствующими технологиями, видами и объектами труда.

Два часа учебного предмета «Технология» в 9 классе переданы в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся. В тех случаях, когда в старших классах школы предполагается реализация универсального обучения (непрофильного обучения), указанные часы рекомендуется вернуть предмету «Технология» в целях обеспечения непрерывности технологического образования. Рекомендуется также сохранить обучение технологии при подготовке учащихся к технологическому, физико-техническому и оборонно-спортивному профилям.

III. Концептуальное направление

 технологической подготовки школьников

             Мировой опыт свидетельствует, что при быстрой смене технологий за время трудовой деятельности человек вынужден 4-5 раз менять профессию, направления своей деятельности.

             Это означает, что перед началом трудовой деятельности каждый человек должен овладеть элементами технологической культуры.    

Составляющие технологической культуры должны формироваться при изучении предметной образовательной области «Технология», начиная с начальной школы. Важно подчеркнуть, что независимо от вида конкретной технологии, которую человек сейчас использует, он имеет дело с инвариантными составляющими человеческой деятельности:

  1. культурой труда,
  2. графической культурой (созданием и использованием графических изображений в процессе выполнения работы),
  3. информационной культурой (использованием различных источников информации в процессе выполнения работы),
  4. экологической культурой (бережным отношением к природе и здоровью человека, экономией материалов и энергии, переработкой отходов),
  5. культурой дизайна,
  6. культурой дома и потребительской культурой,
  7. культурой человеческих отношений и проектной культурой.

     Изучение образовательной области «Технология» позволяет молодежи приобрести общетрудовые и, частично, специальные умения и навыки.  В ответе Департамента Государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ говориться: «Департамент не подвергает сомнению значимости содержания образовательной области «Технология» для формирования трудовой и технологической культуры, воспитания гражданских и патриотических качеств личности, интеллектуального и общественного развития обучающихся общеобразовательных учреждений, их профессионального самоопределения в условиях рынка труда... На данном этапе возможно введение дополнительных часов на изучение ОО «Технология» за счет регионального (национально-регионального) компонента или компонента образовательного учреждения».

    Главная цель образовательной области «Технология» – подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики и адаптация в современных условиях.

             В настоящее время технологическая подготовка учащихся осуществляется при изучении основ наук в условиях их взаимодействия в содержании, формах и методах обучения в образовательных учреждениях  региона, то есть политехнических знаний, лежащих в основе технических и технологических процессов. Это создает необходимые условия для формирования у учащихся способностей переноса знаний из области теоретического познания в их практическое применение.  

              Таким образом, изучение образовательной области «Технология», начиная с начальной школы, должна с одной стороны, расширять политехнический кругозор школьников и развивать их творческие способности, а с другой стороны, формировать их технологическую культуру. Реализация этих целей технологии должна проходить в процессе трудового воспитания, формирования трудолюбия и уважения к труду, профориентации школьников и подготовки их к будущей трудовой жизни.

     В соответствии с требованиями к технологическому образованию определены задачи обучения учащихся в общеобразовательной школе:

в начальной школе

  1. знакомство с различными материалами и инструментами
  2. приобщение к трудовой и эстетической культуре
  3. освоение обработки материала (развитие мелкой моторики рук)
  4. знакомство с художественно-прикладным творчеством
  5. выполнение технологических приемов изготовления объектов труда (изделий)

в основной школе

  1. освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда
  2. овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда
  3. развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей
  4. воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда
  5. получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности

в старшей школе

  1. освоение знаний о составляющих технологической культуры, научной организации производства и труда, методах творческой деятельности, снижение негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, путях получения профессии и построение профессиональной карьеры
  2. овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными способностями
  3. развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности
  4. воспитание ответственного отношения к труду и результатам труда; формирование представления о технологии как части общечеловеческой культуры, ее роли в общественном развитии
  5. подготовка к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг и готовности к продолжению обучения в системе непрерывного образования.    

IV. Основные содержательные линии предмета «Технология»

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С учетом сложившейся в стране системы подготовки учащихся к последующему профессиональному образованию и труду и с целью удовлетворения образовательных склонностей и познавательных интересов учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из трех направлений: «Технология. Технический труд», «Технология. Обслуживающий труд», «Технология. Сельскохозяйственный труд (агротехнологии)».

Каждое направление включает в себя базовые технологические и инвариантные разделы. Базовым разделом для программы по направлению «Технология. Технический труд» является раздел «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов». Программа обязательно включает в себя также разделы «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», «Черчение и графика», «Современное производство и профессиональное образование».

Для программы по направлению «Технология. Обслуживающий труд» базовыми являются разделы «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов». Программа направления «Технология. Обслуживающий труд» обязательно включает в себя также разделы «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», «Черчение и графика», «Современное производство и профессиональное образование».

Базовыми разделами для программы по направлению «Технология. Сельскохозяйственный труд» являются разделы «Растениеводство» и «Животноводство». Поскольку в сельской школе традиционно дополнительно к технологиям сельскохозяйственного труда изучаются либо технологии промышленного производства, либо технологии сферы сервиса, для учащихся таких школ, с учетом сезонности работ в сельском хозяйстве, создаются комбинированные программы, включающие разделы по технологиям растениеводства и/или животноводства, а также базовые и инвариантные разделы по технологиям технического труда или обслуживающего труда. Комплексный учебный план в конкретной сельской школе при этом составляется с учетом сезонности сельскохозяйственных работ в данном регионе.  Для таких комбинированных программ рекомендуется освоение раздела «Современное производство и профессиональное образование» и проектная деятельность учащихся. Желательно, чтобы темы творческих работ и проектов учащихся сельских школ носили комбинированный характер, сочетая технологии технического и сельскохозяйственного труда. Необходимые сведения о профессиях промышленного и сельскохозяйственного производства, сферы услуг, путях получения профессионального образования даются сельским школьникам в содержательно общем для обоих направлений разделе по профессиональному самоопределению.  

В виду объективных трудностей обеспечения сельских школ деталями или конструкторами для технологий, относящихся к электронной технике, соответствующие работы могут быть заменены электротехническими работами с электроприводом и электромеханической автоматикой оборудования сельскохозяйственного производства.    

Учитывая значение технологического образования для профессиональной ориентации учащихся, их успешной социализации в обществе, для обеспечения непрерывности технологической подготовки в системе общего и профессионального образования, рекомендуется выделять из резерва учебного времени регионального компонента и компонента образовательного учреждения дополнительно еще 1 час в неделю в 10 и в 11 классах. При этом национально-региональные особенности содержания могут быть представлены в программе соответствующими территориальными или местными технологиями, видами и объектами труда.

 Для профилей нетехнологической направленности изучение технологии дает учащимся возможность приобретать и совершенствовать умения применять знания основ наук в практической деятельности по выбранному направлению профильной подготовки.

Для технологического профиля общеобразовательной подготовки учащихся 10 и 11 классов на изучение курса технологии в Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации отводится 280 часов. Технологический профиль общеобразовательной подготовки старшеклассников дает учащимся возможность приобретать и совершенствовать умения применять знания основ наук в практической деятельности по выбранному направлению профильной подготовки.

V. Приоритетные направления в преподавании технологии

Основной формой обучения в технологии является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы, творческие или проектные работы. Все виды практической деятельности в программах основной школы направлены на освоение различных технологий обработки материалов, конкретных процессов преобразования и использования энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Лабораторно-практические работы выполняются по темам, связанным с изучением материалов, машин и механизмов, проведением опытов и исследований в темах по сельскохозяйственному труду.

Учитель в соответствии с имеющимися возможностями выбирает такой объект или тему работы для учащихся, чтобы обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. При этом он должен учитывать посильность объекта труда для учащихся соответствующего возраста, его общественную или личную ценность, возможность выполнения работ при имеющейся материально-технической базе обучения технологии.

В курсе «Технология» предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующие темы по учебным планам программ даются в конце каждого года обучения. Вместе с тем методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При организации творческой или проектной деятельности учащихся необходимо акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Новым в стандарте и программах является раздел «Технологии ведения дома». Его материал включает в себя обучение элементам семейной экономики, освоение некоторых видов ремонтно-отделочных и санитарно-технических работ. Соответствующие практические работы проводятся в учебной форме. Для выполнения этих работ необходимо подготовить специальные учебные стенды, изготовленные из деревянных щитов, фанеры или древесностружечных или древесноволокнистых плит.

Для более глубокого освоения этого раздела за счет времени, отводимого из регионального компонента БУП или компонента образовательного учреждения,  следует         (рекомендовано) организовывать летнюю технологическую практику школьников. Тематически она может быть связана с ремонтом оборудования, школьных помещений и их санитарно-технических коммуникаций: ремонт и окраска стен, восстановление или замена кафельных или пластиковых покрытий, ремонт мебели, профилактика и ремонт санитарно-технических устройств, ремонт учебников и книжных изданий школьной библиотеки, работа на пришкольной территории (участке)  и др.

Содержание обучения черчению и графике, которое включено в обязательный минимум содержания, в программах представлено двумя вариантами. Сведения и практические работы по черчению и графике как фрагмент содержания введены почти во все технологические разделы и темы программ. Кроме того, черчение и графика дополнительно изучаются как обобщающий курс в 9 классе в том случае, если на технологию для этого периода обучения выделено дополнительное время из компонента образовательного учреждения.

Занятия по направлению «Технология. Технический труд» проводятся на базе мастерских по обработке древесины, металла или комбинированных мастерских. Они должны иметь рекомендованный Министерством образования РФ набор материалов, инструментов, приборов, станков и оборудования.

Большое внимание должно быть обращено на обеспечение безопасности труда учащихся при выполнении технологических операций. Особое внимание следует обратить на соблюдение правил электробезопасности. Недопустимы работы школьников с производственным оборудованием, которое не включено в перечень разрешенного к использованию оборудования в общеобразовательных учреждениях (работа с тканями в технологии обслуживающего труда проводится только на бытовых швейных машинах). Не допускается применение на занятиях самодельных электромеханических инструментов и технологических машин. Также не разрешается применять на практических занятиях самодельные электрифицированные приборы и аппараты, рассчитанные на напряжение более 42 В.

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов.

Отличительной особенностью программы направления «Технология. Обслуживающий труд» при обучении работы с тканями является то, что процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Выполнение макетирования предваряется подбором материалов по их технологическим свойствам, цвету и фактуре поверхности, выбором художественной отделки изделия. При изготовлении изделий наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, экологическим и эргономическим требованиям. Учащиеся знакомятся с национальными традициями и особенностями культуры и быта народов России, экономическими требованиями: рациональным расходованием материалов, утилизацией отходов.

Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить политехнический кругозор учащихся, но и дает возможность каждому ученику раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.

По окончании курса технологии в основной школе, в зависимости от направления обучения, учащиеся овладевают:

– безопасными приемами пользования инструментами, машинами, электробытовыми приборами;

– специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки конструкционных материалов, пищевых продуктов, текстильных материалов, технологий сельскохозяйственного производства;

– способами изготовления и художественного оформления изделий;

– технологиями ведения домашнего хозяйства;

– сведениями об основных производственных и сельскохозяйственных профессиях, профессиях сферы сервиса.

Содержание программ по технологии обеспечивает развитие технического и художественного мышления, творческих способностей личности, формирование экологического мировоззрения, навыков бесконфликтного делового общения.

Основным предназначением курса технологии в старшей школе на базовом уровне является: продолжение формирования культуры труда школьника; развитие системы технологических знаний и трудовых умений; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности; уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.

Программа базового курса включает в себя разделы «Производство, труд и технологии», «Технологии проектирования и создания материальных объектов и услуг», «Профессиональное самоопределение и карьера», «Проектная деятельность».

Занятия по технологии могут проводиться в школьных кабинетах и мастерских, а также в межшкольных учебных комбинатах. Они должны иметь рекомендованный Министерством образования РФ набор инструментов, приборов, станков и оборудования.

При изучении раздела «Производство, труд и технологии» целесообразно организовать экскурсии школьников на предприятия с передовыми технологиями и высоким уровнем организации труда. При изучении раздела «Профессиональное самоопределение и карьера» желательно посетить Центры занятости и трудоустройства, профконсультационной помощи. При отсутствии возможностей для проведения экскурсий необходимо активно использовать технические средства обучения, видеозаписи, мультимедиа продукты, ресурсы Интернета для показа современных достижений техники и технологий.

         На профильном уровне основным предназначением технологии в старшей школе является:

– продолжение формирования культуры труда школьника;

– развитие системы технологических знаний и трудовых умений;

– воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности;

– уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.

Технологическая подготовка на профильном уровне позволяет учащимся приобрести профессиональные знания и умения в выбранной сфере трудовой деятельности. Для школ с технологическим профилем обучения программа технологической подготовки включает в себя две составляющие: общетехнологическую и специальную.

Общетехнологическая подготовка осуществляется интегрированно со специальной технологической подготовкой в выбранной школьником сфере профессиональной деятельности. Содержание общетехнологической подготовки включает основные компоненты содержания программы, разработанной для базового уровня, и носит инвариантный характер по изучаемым сферам, технологиям и профилям трудовой деятельности. Практическая деятельность учащихся при освоении общетехнологической составляющей должна быть связана с соответствующей сферой или профилем осваиваемой трудовой деятельности.

Каждый раздел программы общетехнологической подготовки включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений. Основной принцип реализации программы общетехнологической подготовки – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников и их будущую профессию. Основными методами обучения являются упражнения, решение прикладных задач, практические и лабораторно-практические работы, моделирование и конструирование, экскурсии.

Специальная технологическая подготовка осуществляется по выбору учащихся в следующих направлениях (сферах и профилях) трудовой деятельности:

 - в сфере промышленного производства: токарное дело; фрезерное дело; слесарное дело; монтаж радиоэлектронной аппаратуры и приборов; управление станками с ЧПУ; электромонтажные и наладочные работы; сборка электроизмерительных приборов; изготовление хлебобулочных или кондитерских изделий; швейное дело; вязание и плетение; вышивка; ковроделие; роспись тканей; наладка швейного оборудования; моделирование одежды и головных уборов;

- в сфере сельскохозяйственного производства: овощеводство; плодоводство; животноводство; птицеводство; пчеловодство; механизация технологических процессов сельскохозяйственного производства; слесарные работы по ремонту сельскохозяйственных машин, механизмов, оборудования;

- в сфере строительных и ремонтных работ: архитектурное проектирование; малярные (строительные) работы; облицовочные работы; штукатурные работы; печное дело; столярные и плотницкие работы; паркетные работы; монтаж внутренних санитарно-технических систем;

- в сфере телекоммуникаций и информационных технологий: операторские работы на ЭВМ (компьютерные сети, компьютерная графика); телеграфия; телефонная связь; операторские работы в сфере телекоммуникаций;

- в сфере управления: бухгалтерское дело; делопроизводство; машинопись; основы менеджмента;

- в сфере проектирования: художественно-оформительские работы; реставрационные работы; черчение;

- в сфере материально–технического обеспечения: снабжение; заготовка продуктов и сырья;

- в сфере коммерции: продажа продовольственных или непродовольственных товаров; обслуживание на предприятиях общественного питания; страховое дело; рекламное дело; контрольно-кассовые операции;

- в сфере сервиса: переплетные работы; ювелирные работы; ремонт обуви; ремонт часов; обслуживание и ремонт радиотелевизионной аппаратуры (видеотехники); слесарно-ремонтные работы; ремонт и обслуживание автомобилей; вождение автомобиля; парикмахерское дело; фотография; индивидуальный пошив одежды; декоративное оформление витрин; социальное обслуживание; озеленение; цветоводство;

- в сфере декоративно-прикладного искусства: выжигание по дереву; резьба по дереву и бересте; кружевные работы; вышивка; плетение; гончарные работы; изготовление художественных изделий из дерева, бересты и лозы; чеканка художественных изделий.

Специальная технологическая подготовка в общеобразовательных учреждениях может осуществляться и по другим направлениям и видам трудовой деятельности, востребованным в регионах на рынке труда. При увеличении количества учебных часов, наличии необходимой учебно-материальной базы, педагогических кадров, по желанию учащихся и их родителей, с учетом потребностей регионального рынка труда такая подготовка может быть заменена начальной профессиональной подготовкой по профессиям (специальностям), соответствующим перечисленным направлениям.

При организации профессиональной подготовки в качестве основы для рабочих программ используются нормативные документы, действующие в системе подготовки рабочих кадров на производстве. Наименование профессий (специальностей), время (сроки) обучения должны соответствовать «Общероссийскому классификатору профессий рабочих должностей, служащих и тарифных разрядов».

Тематическое содержание специальной технологической или профессиональной подготовки задается квалификационными характеристиками, представленными в «Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих и служащих (ЕТКС)».

Специальная технологическая или профессиональная подготовка учащихся проводится на базе школьных (межшкольных) учебно-производственных мастерских, межшкольных учебных комбинатов, учебных цехов (участков), учреждений начального профессионального образования, организаций и учреждений, имеющих соответствующую материально-техническую базу, а также в порядке индивидуальной подготовки у аттестованных специалистов, имеющих соответствующие лицензии.

Структура разрабатываемых примерных программ специальной технологической подготовки может соответствовать структуре программ, принятых в системе начального профессионального образования.

Примерные программы являются ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников (могут использоваться при тематическом планировании курсов учителем). При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, распределения часов по разделам и темам, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерные программы содействуют сохранению единого образовательного пространства и при этом не сковывают творческой инициативы учителей, предоставляют широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебных курсов с учетом индивидуальных способностей и потребностей учащихся, материальной базы образовательных учреждений, местных социально-экономических условий и национальных традиций.

VI. Изучение технологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: 

· освоение знаний о составляющих технологической культуры, научной организации производства и труда, методах творческой деятельности, снижении негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;

· овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставления профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;

· развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;

· воспитание ответственного отношения к труду и результатам труда; формирование представления о технологии как части общечеловеческой культуры, ее роли в общественном развитии;

· подготовка к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг и готовности к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

VII. Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения технологии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  1. влияние технологий на общественное развитие;
  2. составляющие современного производства товаров или услуг;
  3. способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду:
  4. способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы;
  5. основные этапы проектной деятельности;
  6. источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства;

уметь

  1. оценивать потребительские качества товаров и услуг;
  2. изучать потребности потенциальных покупателей на рынке товаров и услуг;
  3. составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда;
  4. использовать методы решения творческих задач в технологической деятельности;
  5. проектировать материальный объект или услугу;
  6. оформлять процесс и результаты проектной деятельности;
  7. организовывать рабочие места; выбирать средства и методы реализации проекта;
  8. выполнять изученные технологические операции;
  9. планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг;
  10. уточнять и корректировать профессиональные намерения;
  11. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  12. проектирования материальных объектов или услуг;
  13. повышения эффективности своей практической деятельности;
  14. организации трудовой деятельности при коллективной форме труда;
  15. решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки;
  16. самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности;
  17. рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг;
  18. составления резюме и проведения самопрезентации.

VIII. Изучение технологии на профильном уровне среднего (полного) общего образования

 направлено на достижение следующих целей: 

· освоение политехнических и специальных технологических знаний в выбранном направлении технологической подготовки; знаний об основных отраслях современного производства и ведущих отраслях производства в регионе; о составляющих маркетинга и менеджмента в деятельности организаций; об использовании методов творческой деятельности для решения технологических задач; о профессиях и специальностях в основных отраслях производства и сферы услуг; о востребованности специалистов различных профессий на региональном рынке труда; планировании профессиональной карьеры и путях получения профессий;

· овладение профессиональными умениями в выбранной сфере технологической деятельности; умениями применять методы индивидуальной и коллективной творческой деятельности при разработке и создании продуктов труда; соотносить свои намерения и возможности с требованиями к специалистам соответствующих профессий; находить и анализировать информацию о региональном рынке труда и образовательных услуг; определять пути получения профессионального образования, трудоустройства;

· развитие качеств личности, значимых для выбранного направления профессиональной деятельности; способности к самостоятельному поиску и решению практических задач, рационализаторской деятельности;

· воспитание инициативности и творческого подхода к трудовой деятельности; трудовой и технологической дисциплины, ответственного отношения к процессу и результатам труда; умения работать в коллективе, культуры поведения на рынке труда и образовательных услуг.

· формирование готовности способности к успешной самостоятельной деятельности на рынке труда и образовательных услуг, трудоустройству и продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

IX.  Требования к уровню подготовки выпускников

на профильном уровне

В результате изучения технологии на профильном уровне ученик должен

знать/понимать

· отрасли современного производства и сферы услуг; ведущие предприятия региона; сущность предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности; структуру бизнес-плана; творческие методы решения технологических задач; назначение и структуру маркетинговой деятельности на предприятиях; средства и формы рекламы; основные функции менеджера на предприятии; способы нормирования труда; основные формы оплаты труда; порядок найма и увольнения с работы; содержание труда и уровень образования управленческого персонала и специалистов распространенных профессий; устойчивость конъюнктуры по отдельным видам работ и профессий на региональном рынке труда; источники информации о вакансиях для профессионального образования и трудоустройства; пути получения профессионального образования и трудоустройства;

уметь

· находить необходимые сведения о товарах и услугах, используя различные источники информации; распределять обязанности при коллективном выполнении трудового задания; решать технологические задачи с применением методов творческой деятельности; планировать проектную деятельность; находить необходимую информацию о региональном рынке труда и образовательных услуг; уточнять и корректировать профессиональные намерения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· повышения эффективности процесса и результатов своего труда на основе применения методов творческой деятельности; использования различных источников информации при выборе товаров и услуг, трудоустройстве; соотнесения планов трудоустройства, получения профессионального образования, построения профессиональной карьеры с учетом состояния здоровья, образовательного уровня, личностных особенностей; составления резюме при трудоустройстве;

специальная технологическая подготовка

· основными параметрами, проверяемыми при оценке качества профессиональной подготовки школьников, являются содержательные элементы деятельности, указанные в квалификационной характеристике по профессии (специальности).

X.  Рекомендации по использованию действующих учебников
и учебно-методических комплектов

В настоящий период введения федерального компонента государственного стандарта общего образования в практику работы образовательных учреждений педагогам необходимо будет использовать в своей работе имеющиеся в наличии учебники и дидактические материалы, изданные ранее в соответствии с нормативными документами Министерства образования РФ. В новых изданиях содержание существующих учебников и учебных пособий будет постепенно приводиться в соответствие с утвержденным стандартом.

Недопустимо, ссылаясь на отсутствие новых учебников и дидактических материалов, тормозить введение в практику работы школ новых стандартов, исключать из перечня изучаемых предметов технологию или ее отдельные разделы. Необходимо творчески подойти к использованию имеющихся учебников, не перегружать школьников избыточным информационным материалом, имеющимся в ныне действующих учебниках по технологии, и в то же время использовать дополнительные справочные и учебные материалы при изучении разделов программы, не нашедших отражения в старых книгах.

XI.  Профориентация и профессиональное самоопределение учащихся

 5–8-х классов

В концепции модернизации Российского образования, окружной Программе профессионального самоопределения учащихся говорится, что одной из важнейших задач воспитания является «формирование у школьников способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».

Составной частью социализации учащихся является профориентация и профессиональное самоопределение.    Так как трудовая деятельность представляет собой важнейшую сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей индивида, профориентационная работа была включена в образовательной области «Технология».

Профориентация в предлагаемой программе рассматривается как система воспитательных, социально-психологических и обучающих мероприятий, способствующих свободному профессиональному самоопределению выпускников школы в условиях современного динамичного рынка труда. Профессиональное самоопределение рассматривается здесь как важная часть социализации труда.

Если преподавание технологии в 2011/2012 учебном году осуществляется не в соответствии с действующим базисным учебным планом (где на технологию отведено 2 часа в 5-8 классах), то темы профориентационной направленности необходимо включать в преподавание других предметов, включая уроки информационных технологий.

Данный модуль позволяет:

  1. содействовать становлению профессионального самоопределения учащихся и обогащению их знаний, умений и навыков в выборе жизненного и профессионального пути педагогической деятельности;
  2. способствовать повышению уровня психологической компенсации учащихся, посредством вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности и самосовершенствования;
  3. формировать у школьников положительное отношение к себе, чувства изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии;
  4. ознакомить учащихся со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях безработицы и конкуренции;
  5. активно привлечь к деятельности в рамках программы всех участников педагогического процесса, в том числе и родителей учащихся.

При обучении школьников по предмету «Технология» в 5-7-х классах педагогическая деятельность направлена на:

  1. формирование добросовестного отношения к труду, понимание роли труда в жизни человека и общества, развитие интереса к трудовой деятельности;
  2. актуализацию и развитие интересов, склонностей и способностей школьников;
  3. создание поля самоактуализации детей и младших подростков в различных сферах деятельности;
  4. формирование потребности школьников в профессиональном самоопределении.

Направления профориентационной работы с учащимися 5-7 классов.

1. Учебная, информационная и организационная работа.

Выполнение соответствующих требований программы предмета федеральной части базисного учебного плана.

Использование для профориентации:

  1. профинформацию, профпросвещение, игровую деятельность, экскурсии и профессиональные пробы в рамках предмета;
  2. проведение тематических классных часов, бесед, игр, викторин и т.д.;
  3. вовлечение школьников в деятельность кружков, клубов, студий, факультативов, детских организаций в школе и в учреждении дополнительного образования;
  4. вовлечение школьников в разнообразную коллективную творческую деятельность;
  5. проведение встреч с родителями, как с профессионалами в тех или иных сферах труда;
  6. изучение технологических основ производственной деятельности на уроках технологии;
  7. организация различных видов познавательной, трудовой деятельности.

2. Психолого-педагогическая диагностика, консультирование.

При обучении школьников в 8-х классах педагогическая деятельность направлена на:

  1. информирование о профессиях, перспективах профессионального роста и мастерства;
  2. ознакомление с правилами выбора профессии;
  3. помощь подросткам в формулировке конкретных личностных задач самоопределения и в сфере профессиональной жизнедеятельности в соответствии с личностными потребностями;
  4. психолого-педагогическое сопровождение выбора выпускников основной общей школы (9-го класса) для получения ими полного среднего образования;
  5. определение предрасположенности учеников к направлениям деятельности в условиях предпрофильной подготовки;
  6. формирование у школьников навыков эффективного взаимодействия и способности к рефлексии.

Направления профориентационной работы с учащимися 8-х классов.

1. Учебная, информационная и организационная работа:

  1. выполнение соответствующих требований программы предмета федеральной части базисного учебного плана;
  2. использование для профориентации: профинформацию, профпросвещение, игровую деятельность, экскурсии, профессиональные пробы и профдиагностику в рамках предмета;
  3. изучение технологических основ производственной деятельности на уроках технологии;
  4. предпрофильная подготовка, активное использование элективных курсов;
  5. проведение классных часов, бесед, встреч с различными специалистами;
  6. вовлечение школьников в деятельность кружков, клубов, студий, факультативов;
  7. привлечение к участию в органах самоуправления в школе и в учреждениях дополнительного образования;
  8. вовлечение школьников в разнообразную коллективную творческую деятельность. Трудовая деятельность в каникулярное время ( возможно совместно с Центром занятости населения);
  9. ознакомление с картой муниципальной и областной образовательной сети, возможностями при выборе продолжения образования в профессиональных ОУ.

2. Психолого-педагогическая диагностика, консультирование.

5 класс – не менее 12ч.:

  1. Труд человека – 2 часа.
  2. Мир труда – 4 часа.
  3. Информация вокруг нас – 1 час.
  4. Потребности – 3 часа.
  5. Человек и здоровье (сохранение жизни и здоровья) – 2 часа.

Знакомит учеников с занятиями, бытом, культурой труда людей в прошлом и настоящем. При освещении темы современной жизни учитель имеет возможность познакомить их с экономикой города, района, рассказать о местных предприятиях, людях различных профессий. Дать некоторые навыки ручного труда и технологических приемов.

6 класс – не менее 12ч.:

  1. Человек и движение – 2 часа.
  2. Мир труда – 2 часа.
  3. Информация вокруг нас – 1час.
  4. Потребности – 3 часа.
  5. Я и семья – 4 часов.

Учитель акцентирует внимание на направлении «Человек – природа - экология» применительно к профессиям и занятиям людей, сформировать у школьников потребность в защите окружающей среды, навыки изучения природы, работы на земле. Дать некоторые навыки ручного труда и технологических приемов. Посмотреть на семью глазами экономиста.

7 класс – не менее 16ч.:

  1. Классификация профессий – 3 часа.
  2. Мир профессий – 3 часа.
  3. Свобода и ответственность – 10 часов.

Учитель показывает разнообразие профессий, классифицирует их, объясняет обоснованность выбора профессии.

8 класс – не менее 16ч.:

  1. Социальные проблемы труда (производственные отношения) – 6 часов.
  2. Рынок труда – 3 часа.
  3. Мир профессий – 7 часов.

Учитель показывает эволюционное развитие хозяйственно-экономической жизни, изменения в характере труда его жителей, отражает появление новых профессий на протяжении длительного периода времени. При изучении заключительных разделов курса учитель знакомит учащихся с современным социально-экономическим потенциалом страны и города, его перспективами, рынком труда. Полученные знания помогают им ориентироваться при выборе дальнейшего жизненного пути, характера трудовой деятельности на территории России.

  1. Перечень ресурсов Интернета
  1. Федеральныйпортал «Российское образование» - htpp://www.edu.ru  
  2. Российский общеобразовательный портал: основная и средняя школа – htpp://www/school.edu.ru  
  3. Интернет-поддержка профессионального развития педагогов – htpp:/edu/of.ru
  4. ФГОС форум - http://standart.edu.ru/Board.aspx?Tmpl=Thread&BoardId=572&ThreadId=199
  5. Готовы работать по ФГОС      Рабочие программы - http://www.zankov.ru/exp/article=2196
  6. Сайт учителя технологии - http://tehnologia247.ucoz.ru
  7.  Образовательный сайт: Непрерывная подготовка учителя технологии -http://tehnologiya.ucoz.ru/index/0-4
  8. Сеть творческих учителей - http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4262&lib_no=30015&tmpl=lib
  9. Технология в школе - http://shk-tehnologia.ru
  10. Уроки технологии - http://900igr.net/prezentatsii/tekhnologija/Uroki-tekhnologii/Tekhnologija-v-shkole.html
  11. Учителю технологии - http://www.domovodstvo.fatal.ru
  12. Уроки технологии в начальной школе - http://textbook.keldysh.ru/space/wpr_teh4.htm,  http://00149.ucoz.com     
  13.  Обучающие игры на уроках технологии  - http://www.rantis.spb.ru/uroki-tehnologii.html
  14. Технология в школе: Стандарты - http://www.shk-tehnologia.ru/Page22.html
  15. Учителю технологии: разработки уроков - http://www.uroki.net/doctrud.htm