Самостоятельная работа, как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках химии.

Денисова Нина Васильевна

    Мотивы – главные движущие силы дидактического процесса. Изучение и правильное использование действующих мотивов, формирование должных, направляющих развитие личности и ее движение в нужном направлении, - сердцевина педагогического труда.

    Мотивация (от латинского – двигаю) – общее название для процессов, методов средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

      Мотивация как процесс изменения состояний, под которыми понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершенствовать поступки. Мотивы можно определить как отношение школьника к предмету его деятельности, направленность  на эту деятельность. В роли мотивов выступают во взаимосвязи потребности и интересы, стремления и эмоции, установка и идеалы.

         Отношение школьников к учению характеризуется активностью.

      Активность (учения,  освоения содержания и т.д.) определяет степень «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

  В структуре активности выделяются следующие компоненты:

                   •готовность выполнять учебные задания;

                   •стремление к самостоятельной деятельности;

                   •сознательность выполнения заданий;

                   •систематичность обучения;

                   •стремление повысить свой личный уровень и другие.

 

                  С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения школьников – самостоятельность, связанная с определением объекта, средств деятельности, ее осуществления самими учащимися без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность школьников неотделимы: более активные школьники, как правило, самостоятельные; недостаточная собственная активность школьника ставит его в зависимость от других и лишает  самостоятельности.

             Управление активностью школьников традиционно называют активизацией. Ее можно определить как постоянно текущий процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса. Педагогическая практика использует различные пути активизации, основной среди них- разнообразие форм, методов и средств обучения, выбор таких сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность школьников.

                    Если хорошая теория, есть хорошие рекомендации, но в практике, к сожалению, остаются нерешенными все те же «проклятые вопросы», что волновали учителей и сотни лет тому назад.  Главный среди них, конечно, - как вызвать устойчивый познавательный интерес,  как возбуждать жажду к нелегкому процессу познания.

             В органической связи с мотивами существуют потребности. Потребности являются источником активности и ее движущей силы.

               Постоянно актуальными остаются советы:

               • Приучать учащихся  к напряженному познавательному труду, развивать и настойчивость, силу воли, целеустремленность; 

               •Поощрять выполнение заданий повышенной трудности;

               •Учить четко, определять цели, задачи, формы отчетности, критерии оценки;

               •Формировать чувство долга, ответственности;

               •Учить предъявлять требования, прежде всего к самому себе.

              

                В поисках активизации ученической деятельности провожу самостоятельную работу на всех этапах урока с различными источниками знаний. На уроках применяю новые виды самостоятельных работ: подготовка сообщений при изучении дополнительной литературы, составление конспекта, подготовка рецензий на ответы одноклассников или их доклады, проведение «химических диктантов» с разнообразной формой записи, в виде условных знаков, графический диктант, цифровой и т.д.

              При проведении самостоятельных работ  использую методические пособия Н.П. Гаврусейко.  Задания позволяют учащимся глубоко осмыслить изучаемый материал, привести в систему.  При выполнении упражнений, задач развиваются умственные способности учащихся, так как задания требуют сравнения, анализа, обобщения.  

               Большую роль в развитии знаний и умений учащихся, как показывает практика, имеют тренировочные упражнения, которые самостоятельно выполняют учащиеся во время уроков и дома.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otrabotka_prakticheskih_i_raschetnyh_umeniy.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

                          Химические свойства неметаллов.

 Отработка практических и расчетных умений.

Типы заданий

              а  

            б

Карточки

1.Качественное распознавание соединений.

Напишите уравнения реакций в молекулярном и кратком ионном виде между хлоридом бария и сульфатом аммония

Напишите уравнения реакций при помощи, которых можно распознать карбонат натрия, сульфат калия, хлорид аммония.

Карточка №1

Задания 1а и 3б

2.Расчет массы вещества по W% вещества, по массе вещества в растворе.

В 200 г раствора серной кислоты с массовой долей кислоты 25% поместили железные опилки. Найти массу сульфата железа.

Рассчитайте массовую долю хлорида натрия в 450 г раствора соли, которая образовалась при взаимодействии    50г щелочи с соляной кислотой.

Карточка №2

Задания 2а  и 4а

3.Расчет объема газа исходного реагента или продукта по объему другого газа.

Какой объем кислорода затратится на окисление 5л оксида серы(+4) в оксид серы (+6)

Какой объем аммиака образуется при взаимодействии 10л водорода.

Карточка №3

Задания 1б и 3б

4.Расчет объема газа по веществу с примесью или расчет объемной доли газа по массе вещества.

Какой объем оксида углерода(+4) выделится при обжиге известняка массой 250г содержащего 20% примесей.

При пропускании 2м3 воздуха (н.у.) через раствор гидроксида кальция образовалось 3г карбоната кальция. Рассчитайте объемную долю углекислого газа в воздухе.

Карточка №4

Задания 2б  и 4б

   Лист учителя  Расчетные задачи по химическим реакциям, лежащим в основе химических производств. Отработка практических и расчетных умений  

                             


  Вид задач

                          Задачи

                       а

              б

1.Расчет выхода продукта реакции по массе (прямая)

ή =  m пр./ m теорет. •100%


При реакции алюмотермии израсходовано 13,5 т алюминия и получено 21т железа. Рассчитайте массовую долю     выхода продукта реакции (в %) от теоретически возможного.

При термическом разложении 25 кг известняка, содержащего 95% карбоната кальция, было получено 11,2 кг негашеной извести. Рассчитайте массовую долю выхода (в %) от теоретически возможного

2.Расчет выхода продукта реакции по массе( обратная)

m теорет.= m пр/ ή •100%

При взаимодействии водорода и азота было получено 3,4 м3 аммиака, что составляет 25% от теоретически возможного. Определите объем воздуха, содержащего необходимый для реакции объем.

При окислении серы (+4) было получено 72 г оксида серы (+6), что составляет 76%    от теоретически возможного выхода. Рассчитайте объем воздуха, необходимого для данной реакции.

3.Расчет выхода продукта реакции по объему(прямая)

φ=Vпр/Vтеорет•100%

Из 320 т серного колчедана, содержащего 45% серы, было получено 89,6м3 оксида серы(+4). Вычислите объемную долю выхода.

Какой объем аммиака можно получить  из хлорида аммония массой 214г. если выход аммиака составляет 95% от теоретически возможного.

4.Расчет выхода продукта реакции по объему (обратная)


Vтеорет= Vпр/ φ•100%

Вычислите объем оксида азота(+2), который можно получить при каталитическом окислении в лаборатории 5,6л аммиака, если объемная доля выхода оксида азота(+2) составляет 90%.

Вычислите объем оксида углерода(+2), который можно получить при взаимодействии 11,2л оксида углерода (+4) с раскаленным углем, если объемная доля выхода угарного газа составляет 85%.