Процесс обучения и воспитания – это организованное взаимодействие педагога и ребёнка для достижения образовательных целей.

Учебная деятельность – один из видов деятельности, которая заключается в усвоении определённого круга знаний, в приобретении умений и навыков самостоятельно учиться и применять полученные знания на практике. В отличие от учебной деятельности, смысл которой состоит в присвоении уже готовых, добытых другими знаний о мире, познавательная деятельность направлена на достижение научного понимания окружающей действительности и представляет собой «процесс постижения индивидом окружающей природной и социальной реальности».

Нарушения мышления и восприятия у детей с нарушением интеллекта отрицательно сказываются на формировании высших психических функций, которые составляют основу интеллектуальной деятельности.

Таким образом, процесс обучения на уроках географии  должен быть направлен на компенсацию последствий мозговых заболеваний, коррекцию аномалий умственного развития ребенка, а одной из главных задач – активизация познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта.

В педагогической и коррекционной деятельности необходимы стимулы, формирующие познавательную активность воспитанников, вызывающие у них эмоции удивления, радости, удовольствия, воспитывающие интерес к новым знаниям. В специальной (коррекционной) педагогике одним из таких эффективных приёмов, активно воздействующих на познавательную деятельность воспитанников, на их волевую и эмоциональную сферу, является дидактическая игра.

Дидактическая игра на уроках географии – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели.

Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях, служат воспитанию, развитию и коррекции воспитанников  со сниженным интеллектом. Благодаря использованию дидактических игр на уроках географии можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков.

Дидактическая игра в учебном процессе,  является средством обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая свой собственный действенный и чувственный опыт.

Также дидактическая игра является одновременно формой и методом. Дидактические игры на уроках географии имеют огромное значение в обучении, воспитании и развитии школьника с нарушением интеллекта. Если систематизировать все аспекты влияния игры на ребёнка, то можно отметить, что дидактические игры развивают познавательный интерес, делают процесс обучения более значимым, усиливают эмоциональную сторону процесса обучения и воспитания, имеют определенное воспитательное воздействие, что, в конечном итоге, способствует повышению качества обучения.

На уроках географии игра всегда эмоционально захватывает ребёнка с нарушением интеллекта, а обучение и воспитание через эмоции – это то, что делает процесс познания личностным, значимым для каждого ребёнка, воспитывает мировоззрение. Дидактическая игра же связана с различными переживаниями: интересом, волнением, чувством ответственности, торжеством победы, радостью успеха, отчаянием, огорчением и т.д. Внесение элементов занимательности, непосредственно связанных с изучением материала, создает положительные эмоции, которые обеспечивают успешное протекание целенаправленной деятельности школьников. Привлекает детей в игре и другая, тоже очень важная её сторона: простота и доступность способов деятельности. Правила игры просты, посильны и понятны для выполнения.

Дидактическая игра – могущественный рычаг коррекции умственного развития ребёнка.  Играя, дети решают дидактическую задачу в занимательной форме. Благодаря активной форме участия в играх достигается более высокий уровень запоминания событий, имевших место в игре. Дидактическая игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? В дидактической игре все равны – она посильна даже слабым. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – всё это даёт возможность воспитанникам с нарушением интеллекта преодолеть стеснительность, неуверенность в себе, что благотворно сказывается на результатах обучения.

Дидактическая игра – средство для установления атмосферы взаимопонимания и доброжелательности между детьми и педагогом. Отношения между взрослым и ребенком в игре носят личностный подход, когда педагог ориентируется на личность ребёнка в целом.

Дидактические игры на уроках географии  разнообразны. Например, в виде загадки, ребуса, шарады, кроссворда может быть дана тема урока.

Использование игры в процессе объяснения нового материала. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребёнок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Использование дидактических игр в учебно-воспитательной работе способствует созданию у воспитанников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, даёт возможность один и тот же материал повторить разнообразными способами.