Практико-ориентированный ТКП для педагогов как форма сетевого обучения

Удилова Татьяна Александровна

Идея проведения практико-ориентированного педагогического проекта  на  муниципальном  уровне возникла у нас ещё в прошлом учебном году. Но выступив с этой инициативой в 2013/2014 учебном году, мы не увидели заинтересованности педагогов района,  кроме 10 педагогов нашего образовательного учреждения было зарегистрировано  всего 4 человека, поэтому мы приняли решение предложить этот проект на региональном уровне, о чём нисколько не пожалели.

 Актуальность проекта определена, прежде  всего, требованиями  нового образовательного стандарта начального и основного образования, так как согласно ФГОС  в российских школах необходимо практиковать универсальные способы познания и освоения мира. Сегодня необходима практическая основа, методологическая база для системной работы, направленной на развитие критического мышления учащихся и их творческую самореализацию.

Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Целью технологии РКМ является обеспечение развития критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс. А для этого каждому педагогу необходимо знать особенности организации данной технологии ее структуру, приемы.

Учитель, владеющий технологией развития критического мышления (ТРКМ), способен: создать условия для развития личности, способной критически мыслить, проектировать пути и способы достижения поставленных задач, анализировать собственную деятельность; использовать разнообразный комплекс методов и приёмов данной технологии, так как она является общепедагогической, надпредметной, личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач: обучающих, воспитательных и развивающих.

Системное использование учителем в педагогической практике методов и приёмов данной технологии развивает мыслительную деятельность учащихся и даёт возможность учащимся овладеть УУД, так как направлена на достижение следующих целей:

-  повышение интереса к процессу учения и активного восприятия учебного материала;

-  формирование навыка культуры письма в процессе  написания текстов разных жанров;

-  развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;

- формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание, т.е. в целом изученная в проекте технология способствует развитию образовательной мотивации, информационной грамотности и социальной компетентности.

Участие в проекте  предусматривало последовательное выполнение методических задач проекта. Для изучения теоретических основ  технологии РКМ педагогам необходимо было получить доступ к материалам на сайте проекта созданного на платформе Google, для этого нужно было зарегистрироваться аккаунт на сервисе Google и внести информацию о себе в регистрационную форму. Для многих педагогов это было впервые, поэтому можно смело утверждать, что наш проект внёс  свою лепту в развитие ИКТ-компетентности педагогов региона. Для проверки усвоения теоретических знаний участники должны были разгадать кроссворд составленный по изученному материалу. Казалось бы, известный всем методический приём, но по отзывам участников предложенный вами кроссворд  вызвал немало трудностей. Вот некоторые выдержки из отзывов участников:

- Иванова Наталья Ивановна, учитель математики Гимназия № 150, г. Омск - «предложенный кроссворд мне ооочень понравился! Мое почтение авторам кроссворда. Я не ожидала, что так сложно будет найти ответы на него! Я перечитала на несколько раз всю теорию на странице Ресурсы проекта, все свои казахстанские и российские конспекты, кучу интернет сайтов… Вот это составили так составили! Просто супер!!!!»

- Щербина Вероника Александровна, учитель биологии Школа-гимназия № 4 им. Л.Н.Толстого г. Степногорск (Казахстан) – ответ на вопрос «Самым интересным для меня в проекте было...

«О, все мы сохраняем в себе черты детскости и любим всё то, что интересно, увлекательно, ненавязчиво, но, в то же время, содержательно и направлено на актуализацию знаний и повторение изученного. Именно так любят учиться наши дети. Я о кроссворде. Удивительно, как эти 20 слов заставили знать намного больше по изучаемой теме? Пожалуй, с десяток слов можно было разгадать легко. После этого началось повторное (сначала беглое, потом глубокое) изучение темы через анализ  ресурсов проекта. Благо, организаторы проекта снабдили нас ими в значительном количестве. И только одно слово я не смогу никогда забыть. №7. Тот самый кубик Блума. Если бы Вы знали, как много я смогла узнать в поисках ответа об американских психологах и их трудах! Кто же мог предположить, что в сетке слов скрывается не сама фамилия ученого, а то, что с ней сопряжено! Кубик…»

Подобные отзывы можно прочитать на странице сайта «Рефлексия» https://sites.google.com/site/trkmsosh4/refleksia

Завершался теоретический этап тестированием на сайте «Мастер-тест» http://master-test.net/ru, где опять требовалась регистрация, для некоторых участников это стало непреодолимой преградой для дальнейшего участия.

Проверка знаний в процессе разгадывания кроссворда и прохождения онлайн-тестирования позволила участникам освоить новые интернет ресурсы, позволяющие научиться составлять кроссворды http://puzzlecup.com/crossword-ru/, ознакомиться с возможностями онлайн-сервисов для создания и организации тестирования. Описание этих сервисов представлено на странице «Ресурсы проекта» в разделе «Ресурсы для ИКТ-компетентности» https://sites.google.com/site/trkmsosh4/resursy-proekta

С лучшими кроссвордами вы можете познакомиться, пройдя по ссылке на страницу «Лучшее в проекте» https://sites.google.com/site/trkmsosh4/lucsee-v-proekte

Позволю себе привести синквейн о кроссворде из работы Карапваевой Юлии Геннадьевны, учителя математики, информатики МКОУ «Золотухинская ООШ» Черлакского района

КРОССВОРД

СЛОЖНЫЙ, ИНТЕРЕСНЫЙ

ИСКАТЬ,  ДУМАТЬ,  АНАЛИЗИРОВАТЬ

РАЗВИВАЕТ КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

ГОЛОВОЛОМКА

Для решения второй методической задачи проекта по приобретению практического опыты использования некоторых приемов ТРКМ была организованна групповая работа в среде wikiwall.ru по созданию электронной газеты «Методические приёмы ТРКМ на уроках».  Все участницы были разделены на группы по разным профилям, таких групп получилось 12.Как отмечают в рефлексии сами педагоги, это была интересная, но сложная работа. Сложность заключалась не в том, что нужно освоить новый интнернет-ресурс для создания продукта коллективной деятельности, для этого участникам была предложена инструкция https://docs.google.com/viewer?a=v&pid=sites&srcid=ZGVmYXVsdGRvbWFpbnx0cmttc29zaDR8Z3g6N2Q1ZWViZWY1ZWEyYmI2MQ, а в том, что в группе нужно договориться, прийти к единому мнению по содержанию и оформлению газеты, при этом работа осуществлялась дистанционно, сталкивались мнения новичков с уже маститыми участницами, неоднократно работавшими в подобных условиях. Выполнение этого задание подспудно с обучением работе в новом интернет-ресурсе, закреплением знаний о применении на уроках методических приёмов ТРКМ было ещё и неким психологическим тренингом, когда учителя были поставлены в позицию учеников и на своём опыте испытали, как это бывает сложно,  установить положительных психологический климат в микрогруппе для достижения поставленной учителем (в данном случае авторами проекта) цели. Было интересно наблюдать за перепиской на форуме проекта отдельных групп: где-то сразу определялся лидер, который вёл группу к решению поставленной задачи, где-то все члены группы работали на равных, а некоторых группах отдельные участники так и не смогли договориться с большинством и выполнили это задание в индивидуальном зачёте, но оценивание было организованно двойное: за организацию взаимодействия в группе и за содержание и оформление газеты, поэтому в случае представления индивидуально выполненной газеты оценки снижались за взаимодействия в группе, как самому участнику, так и группе в целом. По результатам оценивания лучшими работами были признаны две газеты: продукт коллективной деятельности группы начальных классов 1.3 в составе шести человек:

Горбунова Светлана Александровна (МБОУ «Называевская СОШ № 4»),

Спасс Елена Викторовна (МБОУ «Называевская СОШ № 4»),

Пашкевич Наталья Владимировна (МКОУ Усть-Ишимский лицей «Альфа»),

Романенко Елена Васильевна (МКОУ «Розентальская ООШ» Москаленского района),

Нейдлер Вера Николаевна (МБОУ «Новокарасукская СОШ» Крутинского района),

Чернакова Елена Викторовна (БОУ г. Омска «СОШ № 86»)

и работа Прудниковой Светланы Николаевны (МОУ «Ленинская СОШ с УИОП» Таврического района), которая также была распределена в эту группу, но в силу уважительных обстоятельств не смогла вовремя выйти на связь с группой, а создала газету по содержанию и оформлению ничуть не уступающую  газете созданной группой. Посмотреть эти работы можно пройдя по ссылкам http://wikiwall.ru/wall/3d9c55a46bd990bb8a99ab8f713b98e5 и http://wikiwall.ru/wall/7061929b45237d18e573bbafc3f19fa1/ остальные работы можно посмотреть через таблицу ссылок по адресу

https://docs.google.com/spreadsheet/ccc?key=0AmhGRRNj0AEpdHBWaV92NjRDWS1Eaml4b2Qxc2ZOQmc&usp=drive_web#gid=0

 Последним заданием в проекте была разработка технологической карты урока в рамках технологии развития критического мышления. Необходимо было наполнить содержанием предложенный шаблон карты урока и подробно описать деятельность учителя и учащихся, используемые приёмы, методы и формы организации на одной из стадий урока: стадии вызова, осмысления или рефлексии. Но в большинстве опубликованных на странице сайта уроков мы увидели технологические карты полного урока, а не его отдельного фрагмента. Максимально 24 балла за выполнение этого задание получили всего  пять педагогов, ещё трое по 23 балла и еще пять участниц по 22 балла. Работы со вторым и третьим результатом можно считать практически без особых замечаний, чего не скажешь об остальных. Многие участницы пишут письма с просьбой дать подробный комментарий по ошибкам или рецензию урока, но простите, уважаемые участницы, нас всего двое, а участников 62 человека, мы просто физически не осилим  такого количества рецензий и подробного комментирования ошибок. А вот общие замечания по урокам, я назову.

Во-первых, это некорректная постановка целей урока и вытекающих из них задач. У многих цели и задачи абсолютно перепутаны, у многих вместо задач расписаны планируемые результаты, у некоторых задачи вообще не могут считаться задачами в предложенной формулировке, например, «На этапе рефлексии обучающиеся знают, что социальные проблемы молодежи актуальны во все времена» или «создание условий для формирования у учащихся  УУД…», а далее перечисление всех УУД на целую страницу, разве такая цель может быть достигнута за один урок. Ведь мы должны помнить, что цель – это в кратком выражении планируемый результат, которого мы хотим достичь к концу урока, и этот результат можно как-либо измерить. 

Во-вторых, это не всегда оправданное использование методических приёмов и форм организации учебной деятельности. Например, учитель предлагает на стадии вызова составить кластер по ещё не изученному материалу, а на стадии рефлексии использует приём «корзина идей», хотя логичнее было бы сделать наоборот. Или  для первичного прочтения текста используют приём ИНСЕРТ, но организует работу при этом в группе.  Или наблюдается несоответствие предлагаемых методических приёмов возрастным особенностям учащихся, например, самостоятельное заполнение концептуальной таблицы (в письменном варианте) первоклассникам. Учитывая скорость письма и чтения в первом классе дети, наверное, только одну таблицу и смогут заполнить за весь урок, если конечно, у них уже сформирован навык сравнения объектов.

Позволю себе закончить анализ выполнения данного задания словами из рефлексии Прудниковой Светланы Николаевны, победителя проекта: «Не надо воспринимать технологию РКМ как панацею, но очевидно, что учить детей мыслить критически надо», для этого нужно разумно применять методические приёмы данной технологии, чтобы они помогали достигать триединой цели урока, решать задачи каждого учебно-воспитательного момента урока, соответствовали содержанию учебного материала, формам организации познавательной деятельности и работали на развитие ребенка, как главный результат образовательного процесса.

И совсем уже в завершении нашего разговора позволю себе ещё раз процитировать продолжение предложения  из  рефлексии Щербиной Вероники Александровны 

Считаю, что ТРКМ для учителя общеобразовательной школы...

«Это флаг, который никогда, ни при каких обстоятельствах нельзя опускать.

Это неограниченное поле для качественной профессиональной деятельности.

Это глобальное пространство для самообразования.

Это средство, которое позволит быть ближе к ученикам, мыслить как они, учить так, чтобы им было комфортно учиться.

Это – Ваша «фишка», которая всегда выгодно будет отличать Ваши «супер-уроки» от просто «хороших уроков».

Это то, что приведет к Вам Ваших коллег, ищущих секрет профессионализма.

Это гарантия интереса, который будут испытывать через Вас Ваши ученики к Вашему предмету.

Это то, что позволит Вам чувствовать себя комфортно в любом педагогическом сообществе, а значит, будет способствовать повышению Вашей профессиональной самооценки.

Это – «боевое искусство», которым Вы мечтаете овладеть.

Это – педагогическая технология ХХI века.

Это – то, что будет вдохновлять Вас вновь и вновь.

Это то, что даст Вам возможность сказать: «Я – Лидер новой школы».

Это – то, что заставит Вас перестать избегать открытых уроков, потому что у Вас всегда будет то удивительное, что будет интересно Вам показать, а коллегам – посмотреть.

Это – Ваш завуалированный Успех. Овладейте его секретами…»

Эту цитату я привела для тех, кто не смог по каким-либо причинам поучаствовать в нашем проекте. Все желающие могут воспользоваться ресурсами проекта для самообразования по применению методических приёмов ТРКМ на своих уроках. Сайт проекта https://sites.google.com/site/trkmsosh4/home остаётся доступным для ознакомления с его материалами, методической копилкой представленных на нём уроков, электронных газет всем желающим.

Итак, уважаемые участницы, проект закончился. Но закончилось ли обучение? Я думаю, нет!!! Обучение только началось, поскольку требуется время, чтобы переосмыслить, ту информацию, которую вы получили на проекте, определить для своего предмета наиболее подходящие методические приёмы и стратегии, которые будут безотказно работать в той или иной ситуации, апробировать всё это в своей педагогической деятельности.  Успехов всем нам в нашей такой интересной работе. Ведь мы обладаем уникальной возможностью учиться на протяжении всей жизни. Технология развития критического мышления в нашем деле нам в помощь.

ТРКМ
Важная, актуальная, необходимая
Меняет, перестраивает, обогащает
          Заставляет переосмыслить процесс обучения

Самообразование!

Итоги проекта подведены. Определены победители, призёры, лауреаты и просто участники. С чем всех я от души ПОЗДРАВЛЯЮ!!!  Конечно, это важно какой статус Вы приобрели по итогам проекта, но более важным, считаю, для каждого является тот опыт, который он приобрёл в процессе выполнения заданий проекта, те знания, которыми он обогатился, та методическая копилка  идей, которую он получил в процессе общения с коллегами и те друзья-единомышленники, с которыми он сумел подружиться на проекте.

Нам было интересно и приятно работать со всеми участницами. Спасибо всем за проявленное творчество, за положительные отзывы о проекте, за конструктивную и обоснованную критику, мы полностью согласны со всеми замечаниями и учтём их в будущих проектах, поэтому не прощаемся, а говорим Вам до свиданья! До новых встреч в следующем учебном году на проекте «Целеполагание и педагогический анализ»!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Т. А. Удилова  - куратор ТМП «ТРКМ в образовательном процессе

Эссе  «Как я организую сотрудничество участников проекта»

В мире, где новые технологии развиваются и внедряются головокружительными темпами, мы все чаще и чаще сталкиваемся с новыми подходами к проектам и управлению ими. Проекты используются для разработок новых продуктов и услуг, усовершенствования процессов и реорганизации структур, помогают раздвигать границы бизнеса и обеспечивают немало других выгод. Организации становятся все более проектно-ориентированными или проектно-зависимыми, а проекты – критически важным слагаемым успеха как для первых, так и для вторых организаций.

Реализованный в 2013-2014 учебном году телекоммуникационный практико-ориентированный педагогический  проект «ТРКМ в образовательном процессе»  стал для меня неким испытанием, поскольку, во-первых, был первым проектом организованным мною с коллегой, а, во-вторых, участниками – были педагоги, с которыми подчас работать сложнее, чем с детьми.

Куратор  проекта является ключевой фигурой, отвечающей за все, что происходит в проекте, и, главное – за соответствие результатов ожиданиям участников проекта. В силу высокой ответственности  требования к куратору проекта предъявляются достаточно высокие. Такой человек должен уметь эффективно планировать проект, обеспечивать и правильно использовать ресурсы проекта, разрешать постоянно возникающие в проектах конфликты и проблемы, управлять рисками проекта, согласовывать требования с заказчиком, делать многое другое и, кроме того, быть харизматичной личностью. 

Куратор и команда проекта должны поддерживать контакты с ключевыми участниками каждого проекта и уделять необходимое внимание их соображениям. Очень важно, чтобы организаторы проекта проводили работу по управлению и формированию ожиданий участников проекта.  Такая работа в нашем проекте была организована на первом этапе через первичный опрос на странице «Форум проекта». Наиболее интересные мысли участников проекта были выделены на странице «Лучшее в проекте».

Взаимодействие  с организаторами проекта для решения текущих проблем было организованно через электронную почту. С первых моментов изъявления желания участвовать в этом проекте каждый педагог получал доступ к коллективному редактированию отдельных страниц проекта, в частности, в первую очередь к странице «Список участников проекта», где требовалось внести о себе информацию. Этот этап многие преодолевали с трудом, хотя, на первый взгляд, сложности никакой. Мне приходилось не единожды восстанавливать заголовки в столбцах таблицы участников и вести письменные многочасовые диалоги через электронную почту, а порой и телефонные разговоры в период регистрации участников. НО  все эти трудности позади... Впереди теоретический этап – изучение теоретических основ технологии развития критического мышления, через представленные источники на странице «Ресурсы проекта». Мне это виделось изначально, как тихий спокойный период, когда каждый будет самостоятельно изучать представленные материалы, но педагоги народ не предсказуемый, у многих желание скачать что-либо из ресурсов заканчивалось их удалением со страницы. В некоторых случаях, это были отдельные материалы, а иногда и абсолютно всё сносилось со страницы. И приходилось её вновь наполнять, чтобы с утра люди имели доступ к обозначенным ресурсам. Как говорится, на ошибках учатся, училась и я, и участники проекта. Каждый приобретал свой опыт, свои умения и навыки осваивая не только теоретические основы ТРКМ, но и повышая свои ИКТ-компетенции.

Убедиться в качественном изучении теоретических материалов позволили два практических задания на данном этапе: это интерактивное тестирование  по теме «ТРКМ: стратегии и  методические приёмы» и решение кроссворда «Технология РКМ». Для того чтобы пройти тестирование необходимо было предварительно зарегистрироваться на сайте  Мастер-тест  , используя предложенные пошаговые инструкции в разделе «Ресурсы для ИКТ-компетенции». Здесь от организаторов проекта, так же как и при регистрации, требовалось огромное терпение и выдержка, поскольку следовать пошаговой инструкции не представлялось возможным всем желающим участвовать в проекте. Возможно, это наша вина, что был выбран не совсем корректный сайт для проведения интерактивного тестирования, который не выдерживал   наплыва вновь регистрируемых участников и возникал технический сбой, но предположить такую проблему заранее мы не могли. На первый взгляд этот ресурс удобен в использовании, как для создания собственных тестов, так и для проведения тестирования в режиме онлайн.

Решение кроссвордов, пожалуй, было самым спокойным моментом в проекте. Но от участников также требовало определённых умений работы с таблицами Excel  или  Word, так как кроссворд-задание был предложен как рисунок и для того чтобы представить свои ответы нужно было создать таблицу и внести свои ответы. Согласно критериям оценки творческий подход к выполнению задания оценивался дополнительно.  Лучшие работы были также выложены на странице «Лучшее в проекте».

Первого марта начался самый сложный этап – практический, который предполагал и индивидуальную разработку урока и групповое взаимодействие для создания в среде wikiwall.ru стенгазеты «Методические приёмы ТРКМ на уроках ... профиля».  Для выполнения этого задания было сформировано 12 групп по четырём профилям: начальное обучение (4 группы), естественнонаучный (2 группы), физико-математический (2 группы) и социально-филологический (4 группы). Для организации группового взаимодействия  было предложено использовать аккаунты Google (писать письма друг другу) или использовать страницу сайта «Форум проекта», где для каждой группы была открыта ветка для комментариев.  Большинство групп  успешно справились  с этим заданием. Было интересно почитать переписку в группах: в некоторых сразу определялся лидер, который руководил работой, где-то происходило столкновение мнений, которое заканчивалось порой обидами и «хлопаньем двери», а кто-то так и не смог найти контакта в группе и выполнил это задание всё-таки индивидуально, хотя по условиям проекта  групповая работа по созданию газеты была обязательной, причем, чем более она слаженно протекала, тем больше баллов можно было получить за работу. Тем не менее, по окончанию временного периода  на суд организаторов и участников проекта были представлены стенгазеты  и определены лучшие согласно критериям оценки данной работы.

Последнее испытание – разработка урока, позволила каждому участнику индивидуально показать свои умения использовать методические приемы ТРКМ на практике. Выполненные работы участники прикрепляли на странице проекта «Проект в деталях» и таким образом по завершению мы получили хорошую копилку практического опыта использования ТРКМ в образовательном процессе.

Последним, завершающим этапом было рефлексирование. Участникам необходимо было продолжить  несколько предложений о ТРКМ и высказать замечания организаторам проекта на отдельной странице «Рефлексия» в комментариях.

Участники, дошедшие до финала, выполнили все задания, иначе было нельзя. По  условиям проекта, получить сертификат участника, мог только тот, кто принял участие во всех этапах и выполнил все задания. Это  условие стало для многих зарегистрированных в проекте непреодолимым препятствием: после каждого этапа шёл отсев участников, которые не справились с заданием. Изначально было зарегистрировано 97 педагогов, а до финишной прямой добралось только 62 человека. Это те, кто нашли в себе силы и время на плодотворное изучение основ ТРКМ и, надеюсь,  практическое внедрение методических приемов этой технологии в  образовательный процесс на своих уроках. Ведь данная технология универсальна как для использования по возрасту, так и для любого предмета, она позволяет действительно учить детей мыслить, творить, развиваться.

После завершения проекта, подведения итогов у меня остались только приятные впечатления, я рада, что смогла воплотить в жизнь идею обучающего методического проекта для педагогов, и в дальнейшем, учтя все свои ошибки, надеюсь   продолжить такую работу.


 

Комментарии

Удилова Татьяна Александровна

В мире, где новые технологии развиваются и внедряются головокружительными темпами, мы все чаще и чаще сталкиваемся с новыми подходами к проектам и управлению ими. Проекты используются для разработок новых продуктов и услуг, усовершенствования процессов и реорганизации структур, помогают раздвигать границы бизнеса и обеспечивают немало других выгод. Организации становятся все более проектно-ориентированными или проектно-зависимыми, а проекты – критически важным слагаемым успеха как для первых, так и для вторых организаций.
Реализованный в 2013-2014 учебном году телекоммуникационный практико-ориентированный педагогический проект «ТРКМ в образовательном процессе» стал для меня неким испытанием, поскольку, во-первых, был первым проектом организованным мною с коллегой, а, во-вторых, участниками – были педагоги, с которыми подчас работать сложнее, чем с детьми.
Куратор проекта является ключевой фигурой, отвечающей за все, что происходит в проекте, и, главное – за соответствие результатов ожиданиям участников проекта. В силу высокой ответственности требования к куратору проекта предъявляются достаточно высокие. Такой человек должен уметь эффективно планировать проект, обеспечивать и правильно использовать ресурсы проекта, разрешать постоянно возникающие в проектах конфликты и проблемы, управлять рисками проекта, согласовывать требования с заказчиком, делать многое другое и, кроме того, быть харизматичной личностью.
Куратор и команда проекта должны поддерживать контакты с ключевыми участниками каждого проекта и уделять необходимое внимание их соображениям. Очень важно, чтобы организаторы проекта проводили работу по управлению и формированию ожиданий участников проекта. Такая работа в нашем проекте была организована на первом этапе через первичный опрос на странице «Форум проекта». Наиболее интересные мысли участников проекта были выделены на странице «Лучшее в проекте».
Взаимодействие с организаторами проекта для решения текущих проблем было организованно через электронную почту. С первых моментов изъявления желания участвовать в этом проекте каждый педагог получал доступ к коллективному редактированию отдельных страниц проекта, в частности, в первую очередь к странице «Список участников проекта», где требовалось внести о себе информацию. Этот этап многие преодолевали с трудом, хотя, на первый взгляд, сложности никакой. Мне приходилось не единожды восстанавливать заголовки в столбцах таблицы участников и вести письменные многочасовые диалоги через электронную почту, а порой и телефонные разговоры в период регистрации участников. НО все эти трудности позади... Впереди теоретический этап – изучение теоретических основ технологии развития критического мышления, через представленные источники на странице «Ресурсы проекта». Мне это виделось изначально, как тихий спокойный период, когда каждый будет самостоятельно изучать представленные материалы, но педагоги народ не предсказуемый, у многих желание скачать что-либо из ресурсов заканчивалось их удалением со страницы. В некоторых случаях, это были отдельные материалы, а иногда и абсолютно всё сносилось со страницы. И приходилось её вновь наполнять, чтобы с утра люди имели доступ к обозначенным ресурсам. Как говорится, на ошибках учатся, училась и я, и участники проекта. Каждый приобретал свой опыт, свои умения и навыки осваивая не только теоретические основы ТРКМ, но и повышая свои ИКТ-компетенции.
Убедиться в качественном изучении теоретических материалов позволили два практических задания на данном этапе: это интерактивное тестирование по теме «ТРКМ: стратегии и методические приёмы» и решение кроссворда «Технология РКМ». Для того чтобы пройти тестирование необходимо было предварительно зарегистрироваться на сайте Мастер-тест , используя предложенные пошаговые инструкции в разделе «Ресурсы для ИКТ-компетенции». Здесь от организаторов проекта, так же как и при регистрации, требовалось огромное терпение и выдержка, поскольку следовать пошаговой инструкции не представлялось возможным всем желающим участвовать в проекте. Возможно, это наша вина, что был выбран не совсем корректный сайт для проведения интерактивного тестирования, который не выдерживал наплыва вновь регистрируемых участников и возникал технический сбой, но предположить такую проблему заранее мы не могли. На первый взгляд этот ресурс удобен в использовании, как для создания собственных тестов, так и для проведения тестирования в режиме онлайн.
Решение кроссвордов, пожалуй, было самым спокойным моментом в проекте. Но от участников также требовало определённых умений работы с таблицами Excel или Word, так как кроссворд-задание был предложен как рисунок и для того чтобы представить свои ответы нужно было создать таблицу и внести свои ответы. Согласно критериям оценки творческий подход к выполнению задания оценивался дополнительно. Лучшие работы были также выложены на странице «Лучшее в проекте».
Первого марта начался самый сложный этап – практический, который предполагал и индивидуальную разработку урока и групповое взаимодействие для создания в среде wikiwall.ru стенгазеты «Методические приёмы ТРКМ на уроках ... профиля». Для выполнения этого задания было сформировано 12 групп по четырём профилям: начальное обучение (4 группы), естественнонаучный (2 группы), физико-математический (2 группы) и социально-филологический (4 группы). Для организации группового взаимодействия было предложено использовать аккаунты Google (писать письма друг другу) или использовать страницу сайта «Форум проекта», где для каждой группы была открыта ветка для комментариев. Большинство групп успешно справились с этим заданием. Было интересно почитать переписку в группах: в некоторых сразу определялся лидер, который руководил работой, где-то происходило столкновение мнений, которое заканчивалось порой обидами и «хлопаньем двери», а кто-то так и не смог найти контакта в группе и выполнил это задание всё-таки индивидуально, хотя по условиям проекта групповая работа по созданию газеты была обязательной, причем, чем более она слаженно протекала, тем больше баллов можно было получить за работу. Тем не менее, по окончанию временного периода на суд организаторов и участников проекта были представлены стенгазеты и определены лучшие согласно критериям оценки данной работы.
Последнее испытание – разработка урока, позволила каждому участнику индивидуально показать свои умения использовать методические приемы ТРКМ на практике. Выполненные работы участники прикрепляли на странице проекта «Проект в деталях» и таким образом по завершению мы получили хорошую копилку практического опыта использования ТРКМ в образовательном процессе.
Последним, завершающим этапом было рефлексирование. Участникам необходимо было продолжить несколько предложений о ТРКМ и высказать замечания организаторам проекта на отдельной странице «Рефлексия» в комментариях.
Участники, дошедшие до финала, выполнили все задания, иначе было нельзя. По условиям проекта, получить сертификат участника, мог только тот, кто принял участие во всех этапах и выполнил все задания. Это условие стало для многих зарегистрированных в проекте непреодолимым препятствием: после каждого этапа шёл отсев участников, которые не справились с заданием. Изначально было зарегистрировано 97 педагогов, а до финишной прямой добралось только 62 человека. Это те, кто нашли в себе силы и время на плодотворное изучение основ ТРКМ и, надеюсь, практическое внедрение методических приемов этой технологии в образовательный процесс на своих уроках. Ведь данная технология универсальна как для использования по возрасту, так и для любого предмета, она позволяет действительно учить детей мыслить, творить, развиваться.
После завершения проекта, подведения итогов у меня остались только приятные впечатления, я рада, что смогла воплотить в жизнь идею обучающего методического проекта для педагогов, и в дальнейшем, учтя все свои ошибки, надеюсь продолжить такую работу.