Подготовка к сочинению в 9 классе. Клише. Шаблоны.

Семёнова Светлана Вениаминовна

Данный материал представляет собой набор готовых текстов, фраз для начала или завершения сочинений-рассуждений по русскому языку на экзамене в 9 классе. Также данный материал можно  использовать и для сочинений ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klishe.docx14.31 КБ
Файл shablony.docx14.67 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые клише в помощь учащимся для написания сочинений-рассуждений

ОГЭ по русскому языку

Анализ содержания исходного текста
актуальность проблемы, поднимаемой автором
В своей статье автор поднимает важную для нашего времени проблему…
Автор статьи затрагивает актуальную проблему…
Одна из проблем, которую поднимает автор, касается…
Текст посвящен одной из животрепещущих проблем нашего времени…
Проблема, поднятая автором, всегда актуальна: это проблема…
Среди проблем предложенного текста наиболее актуальна, на мой взгляд,…
Для человека всегда актуальна проблема…
Автор неравнодушен к проблеме…
Публицист подчеркивает важность…
Автор не просто обозначает проблему…, но и подчеркивает ее актуальность…
Злободневность темы выражается в…
Почему же проблема эта так актуальна в наши дни?..
Уже в начале статьи автор заявляет актуальную проблему…
Проблема эта давно известна, но автор представляет ее в неожиданном ракурсе…
Автор сам формулирует проблему текста…
Мне близка проблема, которую поднимает автор…

Тема и идея (основная мысль) текста
Автор статьи рассуждает на тему…
В статье говорится о…
На первый взгляд, автор берется рассуждать на тему простую, даже банальную, всем известную…
Любому становится близка тема…, которую развивает автор.
Тема… никого не оставляет равнодушным…
Тема текста мне близка и понятна…
Пожалуй, никогда я так глубоко не думал на тему…
Автор подводит читателя к своей главной мысли, что…
Идея текста действительно выстрадана автором:…
Автор мастерски убеждает нас в том, что…
В этом и заключается главная авторская мысль: …
Весомо и убедительно звучит главная мысль статьи: …
Вывод словно напрашивается сам собой: …
Что же можно считать потаенной мыслью автора, основной мыслью статьи?..
Прав публицист: …
Сложно не согласиться с автором в том, что…
Думается, что главная мысль автора бесспорна…
С главной мыслью автора можно согласиться лишь частично…
С одной стороны, автор высказывает бесспорную мысль о том, что…

Обоснование точки зрения автора

Точку зрения автора, по моему мнению, можно выразить так…

Позиция автора заключается в том, что

Автор убедительно обосновал свою точку зрения…

На мой взгляд, автор приходит к выводу…
Главное в авторской точке зрения – …
Автор занимает человеколюбивую, гуманистическую позицию…
Призыв автора к...
Эта мысль выражает точку зрения автора: …
Позиция автора сформулирована в предложении…
Точка зрения автора во многом продиктована опытом его жизни…
Думаю, что точку зрения автора разделяют многие, ведь …
Трудно спорить с точкой зрения автора: …
Автор емко, лаконично выражает свою точку зрения…
Публицист дал ясно понять читателю свою точку зрения на проблему…
Автор не скрывает и собственного мнения…
Позиция автора обоснована…
Автор подводит читателя к однозначному выводу: …
Вывод автора очевиден…
Авторская позиция вызывает уважение…
Автор текста не остался равнодушным к… и провозглашает…
Как бы ты ни относился к …, трудно не согласиться с автором, что …
Мудрость автора выражена в его позиции: …

Характеристика композиции исходного текста, стиля и типа речи
Само построение публицистической статьи помогает автору быть убедительным…
На мой взгляд, даже композиция предложенного текста играет большую роль…
Построение текста соответствует основному типу речи – рассуждение …
В первой части текста автор утверждает, что…
Автор ненавязчиво подводит нас к мысли, что…
Яркие примеры… не только подтверждают авторскую мысль, но и помогают читателю…
Публицист рассуждает о…
Рассуждения публициста убеждают нас…
Перед нами яркий, напористый публицистический текст…
Неспешное авторское повествование перемежается описанием…
Известный писатель… предстает пред нами как яркий публицист…
Художнику слова удалось создать неповторимую картину…
Элементы описания не только украшают текст, но и позволяют…
Писатель не мог обойтись без живого диалога…
Стилистическая палитра текста оживляется…

Выражение собственной точки зрения
Я полностью согласен с автором…
По моему мнению, автор прав, когда рассуждает о…
Хочется присоединиться к утверждению публициста…
Действительно, трудно не согласиться с автором статьи…
Мое мнение по вопросу… совпадает с авторским…
Трудно спорить с автором, так убежденно и ярко представившим проблему…
Я считаю, что с автором можно согласиться в том, что…
Как не признать правоту автора…
Хотя, на первый взгляд, мысль публициста кажется спорной, подумав над проблемой, стоит с автором согласиться…
Автор ставит многие сложные вопросы, на которые, пожалуй, нет однозначного ответа…
Мое отношение к главной мысли текста сложное, неоднозначное…
С одной стороны, следует признать правоту автора…
С другой стороны, не дает полностью согласиться с публицистом тот факт…
Не могу полностью согласиться с автором предложенного текста…



Предварительный просмотр:

                                             

ШАБЛОНЫ

Сочинения-рассуждения о русском языке

(подготовка к письменному экзамену в 9 классе).

Роль пунктуации.

Каждый ученик знаком со знаками препинания : точкой, запятой ,тире, двоеточием и даже многоточием. Роль пунктуации в предложении и тексте очень значительная, так как все эти знаки служат для интонации и выделения смысловых оттенков.

     Давайте представим себе, что знаки препинания отменили, что же тогда получится? Вспомним сказку С.Я.Маршака “Двенадцать месяцев”. Там принцесса в приказе сомневалась, где поставить запятую в предложении: Казнить нельзя, помиловать. Роль запятой была роковая.

    Если бы в данном тексте не было бы  тире, то мы бы не поняли, что перед нами диалог. Еще перед нами множество восклицательных знаков (четыре). Автор передает чувство восхищения поступками героев рассказа.

    Таким образом, пунктуация очень важна и нужна, потому что человек для выражения своих мыслей и чувств обязательно использует знаки препинания.

                            Роль ударения в словах.

Как известно, в любом языке в словах есть ударные и безударные слоги, значит, ударение требуется везде, потому что оно служит для передачи лексического значения слова, показывает культуру речи говорящего.

    Представим себе, что мы читаем текст без знаков ударения, и тогда многие слова нам становятся понятными из содержания предложения. Например, слова полки, белки, муку, замок - они все могут иметь двойное ударение, которое зависит от смысла этих слов.

    Не менее важно правильно ставить ударения, чтобы показать свой уровень культуры речи. Например: красивее, щавель, звонит…

   Как мы убедились, роль ударения очень важна для того, чтобы общество было культурным, придерживалось литературных форм, чтобы люди правильно понимали друг друга.

   

                          Рассуждение о формах слова.

В русском литературном языке есть нормы для форм слова. Они отличаются от нелитературных форм этих же слов, которые употребляются в разговорной речи и в диалектах.

   Я знаю, что говорить надо, придерживаясь норм, чтобы всем была понятна наша речь. Представьте, что вместо слов “ляг”, :положите”,”нет кур”от нас услышат: “У нас много гусей, курей, утей, покладите на место…” Конечно же, культурные люди нас не поймут, и мы будем выглядеть смешно. Чтобы красиво и правильно излагать свои мысли в сочинениях, изложениях нужно придерживаться норм русского языка. Недопустимо употреблять нелитературные просторечные формы слов: ложи, поклади, красивше. Учитель, несомненно, подчеркнет грамматические ошибки и отметит на полях, а я получу низкую оценку моей работы.

   Как мы убедились, употребление форм слова должно быть согласованно с культурой речи.

                         Для чего нужны фразеологизмы.

В русском языке фразеологизмы служат для выразительности речи, её образности, яркости и точности. Употребляя такие сочетания, мы придаем своему рассказу эмоциональность, афористичность и даже метафоричность.

   Допустим, я скажу, что девочка плакала. Это будет звучать обычно. А если представим, что она ревела как белуга, то сразу увидим печальную картину.

   Предположим мне нужно написать яркое, эмоциональное сочинение. Я обязательно употреблю фразеологизмы: золотые руки, мастер на все руки. Понятно, что моё сочинение получит высокую оценку.

   Таким образом, мы убедились, что фразеологизмы делают наш русский язык.

                        Значение словарей в жизни человека.

Вы любите читать словари? Часто ли вы обращаетесь к ним? Да, я это делаю часто. Ведь словари бывают разные: толковые, этимологические, иностранных слов, сочетаемости слов, орфоэпические, терминов и другие. Получается, что словари - это источники знаний.

   Бывает часто, что ты не знаешь, как правильно поставить ударение в слове, какие формы могут быть образованы, какова история происхождения этого слов.… Во всех этих случаях я непременно обращаюсь к словарям. Вот, например, слово неделя, оказывается,  образовано от словосочетания не делать, то есть отдыхать. Все эти  сведения мы узнаем из “Этимологического словаря русского языка”. Я часто пользуюсь толковым словарем под редакцией Ожегова, в котором нахожу значения встречающихся мне слов. Это нужно для правильного выражения своих мыслей, чувств в устной, письменной речи.

   Следовательно, жизнь человека, школьника, студента немыслима без чтения словарей.

                   Зачем правильно произносить слова.

Орфоэпия-это правильное произношение слов (звуков). Соблюдение единообразия произношения имеет важное значение. Орфоэпические ошибки всегда мешают воспринимать содержание речи, так как внимание слушающего отвлекается, и высказывания во всей полноте не воспринимаются.

   Представим себе такую ситуацию: человек произносит слова так, как они пишутся: большого, другого, что, конечно… Мы знаем, что согласно произношению должны звучать звуки [в], [ш]- это показатель культуры речи.

   Согласно правилу слова в русском языке очень часто пишутся по- разному: процессы оглушения, уподобления согласных, а также произношение безударных гласных- это дает возможность допустить ошибки.

   Размышляя о роли правильного произношения, что оно облегчает и ускоряет процесс общения, поэтому социальная роль нормативной устной речи очень велика.


 

Комментарии

Гизитдинова Рашида Галиулловна

Светлана Вениаминовна, спасибо за материал! Незаменимо для слабых учащихся!

Журавишкина Любовь Ипполитовна

Хороший материал. Рекомендую своим учащимся,которые испытывают трудности при написании сочинения. Большое спасибо.