Предлагаю познакомиться.РУССКИЕ СТАРОЖИЛЫ СИБИРИ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ ПОЛЕВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

1. Цели и задачи полевых исследований

Основная цель – комплексное исследование традиционной культуры и культурной истории населения края. в аспекте проблематизации факторов межэтнического взаимодействия, этнокультурного влияния и этносоциальной коммуникации.

Главный объект исследования   – локальная полиэтническая социокультурная среда (в различных вариантах конкретных населенных пунктов). Полевые исследования проводятся с акцентом на русской (старожильческой) составляющей полиэтнической среды, что обусловлено как историко-культурными факторами, так и квалификацией исследовательской группы.

Реализация цели исследования подразумевает выполнение ряда определенных задач:

1)  создание банка данных полевых исследований по культуре края, аккумулирующего репрезентативный в количественном и качественном отношении эмпирический материал;

2)  введение в научный оборот, источниковедческая верификация и аналитическая характеристика значительного объема полевых материалов;

3)  выявление и описание механизмов и этносоциальной динамики складывания субэтнических групп населения края; анализ современного состояния региональной идентичности;

4)  создание типологии моделей адаптации русских к условиям природной среды Сибири;

5)  описание становления локальных полиэтнических сообществ с  устойчивыми механизмами этносоциальной коммуникации;

6)  аналитическое описание народного «этнологического» знания, характерного для этнических групп края (русские, шорцы, телеуты); выявление механизмов функционирования этнических стереотипов в локальной повседневности.

7)  определение этнолокальной специфики мифологических, ритуально-магических, фольклорных традиций русских старожилов; описание форм бытования представлений, ритуальных сценариев, текстов в условиях полиэтнических локальных сообществ;

8)  реконструкция старожильческой «картины мира», выявление факторов  и основных исторических вех ее трансформации;

9)  описание механизмов трансляции старожильческой традиции в историко-культурной перспективе (от ХIХ в. до современности).

2. Специальные вопросы исследования.

                Попытка решения общих задач исследования закономерно ведет за собой ряд  специальных проблем, число которых не только значительно, но и будет увеличиваться по ходу работы. Мы обозначим лишь некоторые из них, актуальных для исследователей на данном этапе видения темы.

1.   Вопросы, связанные с использованием  источников:

– комплексная систематизация информации, имеющей разное происхождение и различные формальные характеристики;

– аналитическая корреляция документальных и «культурно-антропологических» (прежде всего устные источники) сведений;

– типология памятников бытовой письменности, имеющих распространение на территории края, их этнокультурная и социокультурная дифференциация;

2. Вопросы, связанные с синхронным изучением локальной социокультурной среды:

– этнокультурная многослойность культурного ландшафта в восприятии и осмыслении местных жителей; священные места коренных народов в представлениях русских; русская культурная топография, отношение к ней в иноэтничных традициях; специфика функционирования полиэтнической микротопонимики;

– структура и динамика полиязыковой среды; билингвизм и полилингвизм в социокультурном контексте; локальные речевые стратегии в полиэтнической перспективе;

– коммуникативное пространство локальных сообществ (репутации, социокультурные роли и амплуа); формы и механизмы социального функционирования народных знаний (знахари, шаманы, знатоки погоды, «деревенские летописцы», «шуты» и т.д.);  локальные системы прозвищ (бытование прозвищ, «прозвищные нарративы» и т.д.); роль слухов в межэтнической коммуникации;

– принципы этнической идентификации и самоидентификации в локальных традициях; практики этнической «маркировки» явлений культуры (хозяйственная атрибутика, одежда,. пища, фольклор, стереотипы поведения и т.д.); «этнологическое» пространство локальных сообществ (русские о NN, NN о русских)/

Вопросы, связанные с диахроническим описанием культуры населения края:

– принципы реконструкции традиционной культуры русских старожилов (на основании современных данных полевых исследований);

– выявление и описание механизмов трансформации старожильческой культуры, а также ее взаимодействия с традициями коренных народов на протяжении ХIХ – ХХ вв.;

– специфика современного состояния традиции в сложном этносоциальном и социально-историческом контексте (русские старожилы, коренные народы, потомки спецпереселенцев (раскулаченных); потомки  репрессированных в 1930-1950-е гг.; мигранты поздней волны (с 1960-х гг.).

3. Приблизительный состав программ полевых исследований:

1.   Локальные культурные ландшафты в свете взаимодействия традиций.

2.   Охотники и рыболовы края: взаимодействие этнических традиций в промысловой культуре.

3.   Дом, хозяйство, пища, одежда: этнокультурное взаимодействие в материальной культуре.

4.   Картина мира жителя края в полиэтнической перспективе: мифология, магия, народные знания.

5.   Ритуальные практики в зоне этнических контактов.

6.   Фольклорные традиции в зоне этнических контактов.

7.   Христианские представления в этнокультурных традициях края (русские, шорцы, телеуты).

8.   Локальное полиэтническое сообщество: репутации, социокультурные роли, коммуникативные модели, поведенческие сценарии.

9.   «Народная этнология»: взаимодействие этносов по народным представлениям.

10. История деревенской повседневности (по устным источникам)..

11. История семьи и рода (по устным источникам)..

12. Памятники бытовой письменности.

Каждая из программ предполагает разработку комплекса вопросников. В случаях некоторых программ возможно и целесообразно применение метода анкетирования (например, «Народная этнология»); в отношении программы «Памятники бытовой письменности» и некоторых вопросников возможна рассылка по сети корреспондентов (местные музеи, школьные учителя, краеведы). Обязательным условием проведения полевых исследований является работа с информантами разной этнической принадлежности, не только русскими, но и ханты, манси и др.. По глубокому убеждению авторов, только «полиэтнический» характер обследования может дать адекватные и репрезентативные результаты при изучении полиэтнических сообществ и межэтнического взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metody_polevykh_issledovaniy.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЕ СТАРОЖИЛЫ СИБИРИ.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ

ПОЛЕВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

1. Цели и задачи полевых исследований

Основная цель – комплексное исследование традиционной культуры и культурной истории населения края. в аспекте проблематизации факторов межэтнического взаимодействия, этнокультурного влияния и этносоциальной коммуникации.

Главный объект исследования   – локальная полиэтническая социокультурная среда (в различных вариантах конкретных населенных пунктов). Полевые исследования проводятся с акцентом на русской (старожильческой) составляющей полиэтнической среды, что обусловлено как историко-культурными факторами, так и квалификацией исследовательской группы.

Реализация цели исследования подразумевает выполнение ряда определенных задач:

  1. создание банка данных полевых исследований по культуре края, аккумулирующего репрезентативный в количественном и качественном отношении эмпирический материал;
  2. введение в научный оборот, источниковедческая верификация и аналитическая характеристика значительного объема полевых материалов;
  3. выявление и описание механизмов и этносоциальной динамики складывания субэтнических групп населения края; анализ современного состояния региональной идентичности;
  4. создание типологии моделей адаптации русских к условиям природной среды Сибири;
  5. описание становления локальных полиэтнических сообществ с  устойчивыми механизмами этносоциальной коммуникации;
  6. аналитическое описание народного «этнологического» знания, характерного для этнических групп края (русские, шорцы, телеуты); выявление механизмов функционирования этнических стереотипов в локальной повседневности.
  7. определение этнолокальной специфики мифологических, ритуально-магических, фольклорных традиций русских старожилов; описание форм бытования представлений, ритуальных сценариев, текстов в условиях полиэтнических локальных сообществ;
  8. реконструкция старожильческой «картины мира», выявление факторов  и основных исторических вех ее трансформации;
  9. описание механизмов трансляции старожильческой традиции в историко-культурной перспективе (от ХIХ в. до современности).

2. Специальные вопросы исследования.

        Попытка решения общих задач исследования закономерно ведет за собой ряд  специальных проблем, число которых не только значительно, но и будет увеличиваться по ходу работы. Мы обозначим лишь некоторые из них, актуальных для исследователей на данном этапе видения темы.

  1. Вопросы, связанные с использованием  источников:

– комплексная систематизация информации, имеющей разное происхождение и различные формальные характеристики;

– аналитическая корреляция документальных и «культурно-антропологических» (прежде всего устные источники) сведений;

– типология памятников бытовой письменности, имеющих распространение на территории края, их этнокультурная и социокультурная дифференциация;

2. Вопросы, связанные с синхронным изучением локальной социокультурной среды: 

– этнокультурная многослойность культурного ландшафта в восприятии и осмыслении местных жителей; священные места коренных народов в представлениях русских; русская культурная топография, отношение к ней в иноэтничных традициях; специфика функционирования полиэтнической микротопонимики;

– структура и динамика полиязыковой среды; билингвизм и полилингвизм в социокультурном контексте; локальные речевые стратегии в полиэтнической перспективе;

– коммуникативное пространство локальных сообществ (репутации, социокультурные роли и амплуа); формы и механизмы социального функционирования народных знаний (знахари, шаманы, знатоки погоды, «деревенские летописцы», «шуты» и т.д.);  локальные системы прозвищ (бытование прозвищ, «прозвищные нарративы» и т.д.); роль слухов в межэтнической коммуникации;

– принципы этнической идентификации и самоидентификации в локальных традициях; практики этнической «маркировки» явлений культуры (хозяйственная атрибутика, одежда,. пища, фольклор, стереотипы поведения и т.д.); «этнологическое» пространство локальных сообществ (русские о NN, NN о русских)/

Вопросы, связанные с диахроническим описанием культуры населения края:

– принципы реконструкции традиционной культуры русских старожилов (на основании современных данных полевых исследований);

– выявление и описание механизмов трансформации старожильческой культуры, а также ее взаимодействия с традициями коренных народов на протяжении ХIХ – ХХ вв.;

– специфика современного состояния традиции в сложном этносоциальном и социально-историческом контексте (русские старожилы, коренные народы, потомки спецпереселенцев (раскулаченных); потомки  репрессированных в 1930-1950-е гг.; мигранты поздней волны (с 1960-х гг.).

3. Приблизительный состав программ полевых исследований:

  1. Локальные культурные ландшафты в свете взаимодействия традиций.
  2. Охотники и рыболовы края: взаимодействие этнических традиций в промысловой культуре.
  3. Дом, хозяйство, пища, одежда: этнокультурное взаимодействие в материальной культуре.
  4. Картина мира жителя края в полиэтнической перспективе: мифология, магия, народные знания.
  5. Ритуальные практики в зоне этнических контактов.
  6. Фольклорные традиции в зоне этнических контактов.
  7. Христианские представления в этнокультурных традициях края (русские, шорцы, телеуты).
  8. Локальное полиэтническое сообщество: репутации, социокультурные роли, коммуникативные модели, поведенческие сценарии.
  9. «Народная этнология»: взаимодействие этносов по народным представлениям.
  10. История деревенской повседневности (по устным источникам)..
  11. История семьи и рода (по устным источникам)..
  12. Памятники бытовой письменности.

Каждая из программ предполагает разработку комплекса вопросников. В случаях некоторых программ возможно и целесообразно применение метода анкетирования (например, «Народная этнология»); в отношении программы «Памятники бытовой письменности» и некоторых вопросников возможна рассылка по сети корреспондентов (местные музеи, школьные учителя, краеведы). Обязательным условием проведения полевых исследований является работа с информантами разной этнической принадлежности, не только русскими, но и ханты, манси и др.. По глубокому убеждению авторов, только «полиэтнический» характер обследования может дать адекватные и репрезентативные результаты при изучении полиэтнических сообществ и межэтнического взаимодействия.