Развитие личности ребенка в воспитательном пространстве ОУ и в семье

Шемуранова Дарья Сергеевна

В  соответствии  с  федеральным  государственным  образовательным  стандартом  начального  общего  образования  (ФГОС  НОО)  основная образовательная  программа  начального  общего  образования  реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

         Каждый ребёнок от природы одарён по - своему. Помочь раскрыться способностям, максимально развить их и, в конечном итоге, найти свой путь в жизни - в этом заключается учительское предназначение.

        Творчество - это единственный вид деятельности, который соответствует природе человека и новому уровню развития науки, культуры и социума. Большинство обучающихся, не получающих возможность самореализации через творческую деятельность, занимают в учебном процессе пассивную роль и начинают терять интерес к учебе.

         Система семейного воспитания так же претерпевает значительные изменения и сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин:   

- однодетность или малодетность семьи уже во многих поколениях. Воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по воспитанию и уходу за младшими сёстрами и братьями;

- молодые семьи имеют возможность отделиться  от своих родителей. Влияние старшего поколения снижается, остаются невостребованными их жизненный опыт, мудрость.

- гипертрофированная политизация общества, когда родители увлекаются просмотром телепередач политического или художественного характера (в виде различных сериалов), а на общении с детьми, то есть  на их воспитание не остаётся времени;

           С раннего  детства у ребенка воспитывается способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве, стремление самому участвовать в создании прекрасного. У ребенка вырабатываются определенные отношения  к природе, труду, общественной жизни, быту, ребенок учиться видеть в них прекрасное и самостоятельно создавать его. А кто в это время является безусловным авторитетом в жизни?  Конечно же родители, конечно семья.                                                                                                     

           В нашей школе для учащихся создано  много разнообразных кружков, секций в которых дети могли бы реализовать свои способности и укрепить здоровье. Но к сожалению, завлечь детей (особенно среднее звено)в наше время достаточно трудно, ведь  они хотят достичь конечного результата за одно занятие, что не всегда возможно.   

         На мой взгляд, для решения  проблемы необходимо создание условий, в которых учащийся может в полной мере выразить себя, свою индивидуальность, а также заложить интерес к всестороннему  развитию с младшего школьного возраста. Так возникла идея о приобщении учащихся к творческой деятельности с первого класса.

          Вследствие чего в 2011-2012 учебном году в нашей школе был запушен проект «Моя малая Родина» .  

        Проект рассчитан на 1 год.

Цель проекта – создание условий для раскрытия внутреннего мира ребенка -создание красочного панно, отражающего животный мир родного края.

Задачи:

- выработать усидчивость  на занятиях;

-укрепить нервную систему ребенка;

-воспитать любовь к природе;

-развить коммуникабельные способности;

- освоить основы древнего искусства оригами;

-создать необходимые условия для самореализации личности учащегося через творческую деятельность.

          Началом работы по проекту стало проведение диагностики 1класса по эмоционально-нравственному состоянию детей.   Результаты диагностики показали, что в классе из 8 человек – 2 ребенка эмоционально неустойчивые, одному ребенку не хватает усидчивости, у 5 человек наблюдается неуверенность в себе.

         Конечным результатом данного проекта стала  совместная работа детей и их родителей в  оформлении панно.  Ребята получили массу положительных эмоций.

           По просьбе  детей проект «Моя малая Родина» был продолжен и в текущем году. По окончании года ребята решили подарить свои поделки в детский сад для организации мини – театра, а также приобщить дошкольников к искусству оригами и лично провести для них  мастер-класс.

           Я  придаю пробуждению желания заниматься творчеством  огромное значение.  В ходе своей работы наблюдаю, как детский коллектив загорается единой целью и общим увлечением в ходе изготовления модели. У детей проявляется многогранная фантазия. Они с удовольствием могут часами складывать модели, что является решением одной из поставленных задач. Работа в кружке планируется так, чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с различной бумагой, а также по работе с другими материалами, совершенствовали навыки и умения, получаемые на уроках.     Ребята, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что учащиеся познают значимость своего труда, его полезность для окружающих.  Так же  занятия в кружке помогают развивать мускулатуру руки, координацию движений, способствуют зрительно-моторной координации, точных движений руки и мелкой моторики пальцев.

         Кроме этого, в текущем  учебном году я добавила программы по развитию детей и в других направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Это кружки  «Волшебный квиллинг» для начальной школы и «Плетение из бумажной лозы» с учащимися 5-6 классов. В дальнейшем планирую привлечь в работу кружков учащихся среднего  и старшего звена, расширить увлечения детей и  тем самым привлечь большее количество их родителей.

       На мой взгляд, семья и совместное творчество в семье играет огромную роль в воспитании нравственной и творческой личности, оказывает  значительную помощь школе в воспитании у ребёнка увлечения творчеством  и подготавливает благодатную почву для  формирования нравственной, увлеченной и творческой натуры.                                                                                                

        Не менее важно создание дома благоприятного климата: родители должны показать детям, что их творческие произведения доставляют им радость, удовольствие – это вызывает у ребенка гордость, чувство собственной значимости,  вызывают желание делать большие, хорошие дела, улучшают настроение.       

        На этом этапе важно создать у детей определённый настрой, радостное ожидание, сделать эту радость «перспективной».   Каким образом?  Да обыкновенным родительским участием.

        Для этого мы приглашаем родителей,  принять участие в мастер-классах по изготовлению сувениров к праздникам, которые проводят сами дети, а также планируем провести  творческие встречи с родителями, посвящённые их увлечениям. Планирую по окончании учебного года продолжить тесную работу с родителями и детьми в летние каникулы и  принять участие в ежегодных ярмарках-выставках народного творчества.

         Совместное с ребенком творчество способствует  единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, формированию навыков их общения и развивать у него интерес к подлинной красоте окружающего мира, окружающей действительности.                                                                                

         Совместная деятельность педагогов, родителей и детей будет успешной лишь в том случае, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.                                                                                                 

          Это подтверждают ответы родителей в вопросе о необходимости дополнительного образования в анкете «Степень удовлетворенности работой школы»:

 

•                67 % родителей отметили, что в школе созданы все необходимые условия для дополнительного образования детей и организации их свободного времени. 

 

•               59 % родителей признают важность дополнительного образования детей и  поддерживают занятия в творческих объединениях школы, мотивируя это тем, что ребенок организован в свободное от учебы время,  реализует и развивает творческие способности.

     

          Если ребенок  не найдёт возможности заявить о себе, самореализовать все свои растущие силы, способности, то он не проявит себя на пределе своих творческих способностей. Не реализуя себя полностью в играх, учёбе, спорте, в различных видах  художественного, технического и других видов творчества, не сможет развить себя.                                           

       Так  надо ли говорить, какая большая роль в данном вопросе  отводится семье, о чём часто забывают родители, полагающие, что только школа должна сделать их детей людьми разносторонне развитыми. 

 

 

Комментарии

Тихонова Элина Борисовна

Замечательно, что Вы с таким энтузиазмом предлагаете детям различные формы для развития творческих способностей.

Шемуранова Дарья Сергеевна

Спасибо за комментарий! В наше время очень сложно чем-то увлечь детей, поэтому я стараюсь предложить как можно больше возможностей для выбора. Дети с большим энтузиазмом стремятся постигать новые вершины знаний, а я получаю от этого море положительных эмоций.