Переход на ФГОС. Цели. Задачи. Проблемы.

Пономарева Галина Алексеевна

В статье говорится о целях, задачах, проблемах, встающих перед обществом и перед педагогом при введении ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_fgos_2.docx25.48 КБ

Предварительный просмотр:

Внедрение ФГОС

«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически  требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя.  Поэтому введение новых образовательных стандартов  - это веяние времени.

        Процесс работы над внедрением  новых стандартов ООО в школе  начался еще в прошлом учебном году и  осуществлялся  через  изучение нормативно - правовой базы федерального, регионального и муниципального уровней по внедрению ФГОС ООО, формирование рабочей группы по введению ФГОС, составление основной образовательной программы образовательного учреждения, создание плана методической работы по внедрению ФГОС ООО, внесение дополнений в должностные инструкции в соответствии с    требованиями к кадровому обеспечению реализации ФГОС ООО, информирование родителей всех ступеней о подготовке к переходу на новые стандарты.

 В план работы по внедрению ФГОС были включены следующие вопросы:

1. изучение методических материалов ФГОС второго поколения;

2. разработка основной образовательной программы основного общего образования;

3. разработка рабочих учебных программ по предметам учебного плана;

4. разработка рабочих программ внеурочной деятельности;

5. ознакомление и обсуждение  ФГОС второго поколения с родителями;

6. изучение УМК, предлагаемых разработчиками ФГОС второго поколения для его реализации;

7. разработка системы мониторинга достижения основных планируемых результатов образования;

8. создание нормативно-правовой базы (локальных актов, регламентирующих деятельность педагогов, членов администрации) с целью сопровождения внедрения ФГОС четким инструментарием, локальными актами, регламентирующими деятельность учителей;

 

Таким образом, в результате подготовительной работы к внедрению ФГОС второго поколения на первом этапе были решены следующие задачи:

дополнена нормативно-правовая база школы локальными актами (Положение о рабочей учебной программе по предметам основного общего образования на основе требований ФГОС второго поколения; Об учебном кабинете в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения; внесены изменения в должностные инструкции классного руководителя, заместителя директора по УР в части организации деятельности по внедрению ФГОС второго поколения), на родительских собраниях будущих пятиклассников доведены до родителей цели и задачи ФГОС второго поколения; проведен опрос родителей с целью изучения запроса в дополнительном образовании детей во внеурочное время; скорректирован план методической работы, основная деятельность ее направлена на изучение методических материалов, сопровождающих внедрение ФГОС второго поколения, и разработку программ; включены в план методического совета школы мероприятия по методическому сопровождению деятельности учителей, разрабатывающих рабочие учебные программы;

 

Второй этап: изданы ряд приказов, регламентирующих деятельность педагогов в рамках внедрения ФГОС, разработана Программа внеурочной деятельности на ступени основного общего образования.

Новым для нас, учителей, стало понятие «универсальные учебные действия». Как развивать ученика нам знакомо, а вот как перестроить сформировавшиеся убеждения и поступки учителя – взрослого человека.

В условиях введения ФГОС ООО особенно актуальны вопросы методического сопровождения образовательной практики. В период перехода на новые образовательные стандарты необходима мотивационная и методическая  готовность учителей школы.  С этой целью в общей системе методической работы мы  продумали  блок мероприятий по сопровождению педагогов в условиях перехода на ФГОС нового поколения.   

 В период перехода на ФГОС основной целью методической работы является:

                   создание модели методического сопровождения перехода школы на новые федеральные государственные образовательные стандарты, создание условий для реализации ФГОС нового поколения в школе, обеспечение  профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС ООО через создание системы непрерывного профессионального развития.

Приоритетные задачи:

  • создать и актуализировать нормативную базу введения ФГОС основной школы,
  • создать методическое обеспечение введения ФГОС основной школы,
  • обеспечить преемственность методических и учебно-методических разработок федерального, регионального и муниципального уровней,
  • разработать дополнительные образовательные модульные программы, ориентированные на повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам введения ФГОС ООО,
  • обеспечить повышение профессиональной компетенции  педагогических работников по вопросам ФГОС,
  • разработать систему  мониторинга

Методическое сопровождение ФГОС ООО предполагает то, что каждый педагог может объединиться с другими педагогами или включиться в работу специально организованных групп (творческие, рабочие, по интересам).  При этом необходимо отметить, что особо обращается внимание на:

                   изучение профессиональных проблем, потребностей педагогов;

                   предоставление возможности каждому педагогу выбирать свои способы и формы повышения мастерства, добровольно участвовать в различных семинарах, на курсах и в других формах методической работы, возможность самому педагогу предложить индивидуальную форму повышения квалификации, в том числе и дистанционно.

Все формы методической работы в нашей школы можно условно разделить на  организационные и дидактические формы; коллективные и индивидуальные. Традиционными формами работы в школе являются:

        тематические методические и педагогические советы;

        тематические заседания ШМО, микрогрупп;

        диагностика, педагогический мониторинг;

        индивидуальная работа;

        аттестация;

        самообразование педагогов;

        семинары - практикумы;

        педагогические лектории;

        открытые уроки;

        взаимопосещение уроков;

        предметные недели;

        творческие отчеты;

        групповые и индивидуальные консультации;

        практикумы по конструированию уроков;

        информирование и обсуждение методических новинок;

        презентация методических наработок.

Третий этап – реализация ООП ООО.

Организация внеучебной деятельности обучающихся с учётом пожеланий родителей и самих пятиклассников силами школы и во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования: спортивные секции,  дом детского творчества, детская музыкальная школа,  библиотеки.

Учитель – ключевая фигура современной школы, от его профессионализма зависит качество образования, поэтому современный педагог должен быть креативным: владеющим современными образовательными технологиями; эффективно взаимодействующим с семьями обучающихся; быть открытым новшествам, мотивированным на работу с учащимися, способным к личностному и профессиональному развитию.

      Образовательные стандарты второго поколения предусматривают новые подходы к системе оценивания обучающихся. 

Для организации мониторинга сформированности как предметных, так и универсальных учебных действий и учителям и администраторам необходимо иметь полное представление о содержании оценки, общих подходах к определению уровня освоения учебного материала, особенностях используемых заданий.

Анкетирование учителей выявило, что в выделении и анализе заданий, направленных на УУД затрудняются 40% респондентов, а в определении уровня сформированности УУД  школьников испытывают затруднения все учителя. Это связано с тем, что единая диагностика предметных, тем более личностных и метапредметных результатов, долгое время была практически не разработана. Поэтому первоначально нам нужно было разобраться с тем, как устроена система оценки образовательных достижений, насколько она поддерживает и стимулирует учащихся, насколько точную обратную связь обеспечивает, насколько она информативна и включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность.

Новые стандарты ориентируют образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов. Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, на что были ориентированы стандарты 1 поколения, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.

Разработка инструментария для итоговой оценки включает следующие этапы: планирование итоговой работы; разработка заданий; конструирование проверочной работы; разработка рекомендаций по оценке заданий и работы в целом; подготовка инструкций по проведению работы.

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности.

При переходе на ФГОС возникают различные проблемы.
В части материально-технического обеспечения:

  • в здании  школы не хватает учебных кабинетов для организации внеурочной деятельности

 В части информационно-методического обеспечения:

  • требуется совершенствование ресурсного потенциала: кадрового, программно-методического;

Введение ФГОС основного общего образования выявило некоторые проблемы кадрового характера:

        сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока еще тормозит внедрение новых форм и технологий;

        реализация проектной деятельности требует от педагога владение в совершенстве приемами, технологиями метода проектов;

В части оценочной деятельности и диагностики:

  • отсутствие диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий осложняет деятельность учителя;
  • работа по ведению портфолио как форме оценивания учащихся должна совершенствоваться и развиваться в сотрудничестве с родителями

          Проблем много. Они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение  к педагогической деятельности.
   
«Мы живем в изменяющемся мире, и если превратить стандарт в якорь, который в свое время упал с корабля в одной точке, то он превратится в тормоз»./(Александр Асмолов – один из главных разработчиков ФГОС)


 

Комментарии

Мудрецов Игорь Вячеславович

Давайте заменим всего одно слово в известной песенке... )))

Лучший подарок, по-моему, ФГОС-мед.

Каждый осел это сразу поймет!

Даже немножечко -

Чайная ложечка! -

Это уже хорошо! -

Ну, а тем более - полный горшок!

Конец твоим мучениям,

А также огорчениям,

Конец твоим обидам

И вообще невзгодам,

Когда тебе (или ему),

Когда (ну, все равно кому!)

Подарят в День Рождения

Горшочек с ФГОСом!

2

Но ФГОС - это очень уж

странный

предмет...

Всякая вещь - или есть, или

нет, -

А ФГОС (я никак не пойму, в чем

секрет!)...

ФГОС - если есть, то его

сразу нет!

И нет конца страданиям

И разочарованиям,

А также огорчениям

И вообще невзгодам,

Когда тебе (или ему),

Когда (ну, все равно кому!)

Подарят в День Рождения

Горшочек с ФГОСом!

3

Вот горшок (пустой),

Он - предмет простой:

Он никуда не денется!

И потому горшок (пустой!)

Гораздо выше ценится!

Забыты все страдания

И разочарования,

И сразу наступает

Хорошая погода,

Когда тебе (или ему),

Когда (ну, все равно кому - только не мне!)

Подарят в День Рождения

Горшок без ФГОСа!

http://nsportal.ru/comment/178636#comment-178636

А ключевое слово к ФГОСу - двусмысленное "полный горшок"?

Мудрецов Игорь Вячеславович

Юлия Юрьевна, а Вы не находите, что, вообще, поиск смысла в данном вопросе бессмысленное занятие? Но Ваше замечание вполне так себе, верное. Ведь главное в этом вопросе, чтобы спустя время мы не заявили, что снова "обгоршочились"...

Мудрецов Игорь Вячеславович

Лично я пока наблюдаю лишь принятие учительством внешней атрибутики ФГОСа, но никак не его сути. Что будет дальше, поживем-увидим.

У меня внуки маленькие, так что проблема суперактуальна. Тут уж не до поисков смысла. За много лет в школе МИМО прошло столько "новаций" - не сосчитать. Не говоря о бабушкином борще, скажу о пещере Альтамира. Рисунки пещерных жителей - вполне пофессиональны. Академию художеств они приэтом не кончали. Конечно, хочется профессионализм поставить на поток, научить всех и каждогоучить других. Но так часто новации пытаются проводить безмозглые креслократы...

Саркисян Диана Самвеловна

Очень смешно, это вы сами придумали?

Мудрецов Игорь Вячеславович

Если я чешу в затылке -

Не беда!

В голове моей опилки,

Да-да-да!

Но хотя там и опилки,

Но Шумелки и Вопилки

(А также Кричалки, Пыхтелки и даже

Сопелки и так далее)

Сочиняю я неплохо

И-

ног-

да!

Борис Владимирович Заходер, устами Вини Пуха. Правда, в книжке этих стихов нет, их придумали уже мультику. В детстве не смотрели? )))

Саркисян Диана Самвеловна

Смотрела, конечно. Но это ж надо было додуматься- слово заменить.И часто вы так балуетесь?))

Мудрецов Игорь Вячеславович

))) я далеко не новатор в данном вопросе...

Саркисян Диана Самвеловна

Все равно спасибо! Повеселили перед аттестацией.

Пономарева Галина Алексеевна

Сегодня прошла аттестацию. Пока ожидали своей очереди, обменивались мнениями о современном образовании и пришли к выводу, что и учителей и учеников упорно приучают не к получению полноценного образованию, а к собиранию бумажек, галочек и плюсиков, как будто это квест-игра, а не работа и учеба

Мудрецов Игорь Вячеславович

Поздравляю! Правильные выводы, стране нужны послушные исполнители, а не думающие люди.