Тьюторское сопровождение в школе

Логинов Дмитрий Александрович

Социализация обучающихся является ориентиром деятельности образовательной организации. В основном она нацелена на овладение выпускником компетенциями, которые способны в дальнейшем определить его будущее, как в общественной, так и в личной сферах.

Для ориентации на активизацию субъектной активности обучающихся в образовательном пространстве, выход в пространство практического применения полученного багажа знаний считаем необходимым создавать событийное образовательное пространство. Данный, по сути своей, «средовой подход» позволит осуществлять мотивацию самостоятельной деятельности обучающихся, через виденье в среде путей достижения своих интересов.

Построение самой по себе образовательной среды не позволит сформировать необходимые в аспекте социализации обучающихся компетенции. Во многом это связано с тем, что необходима конкретная педагогическая практика, позволяющая увидеть ресурсы окружающей среды и использовать их для достижения индивидуальных целей и интересов, обеспечивающая сопровождение этого достижения. Одной из таких практик, на наш взгляд, является становящаяся на современном этапе развития образования тьюторская деятельность, предполагающая сопровождение индивидуальной образовательной программы обучающихся. Специфическая особенность тьюторской деятельности – помощь в осознании личных ресурсов и построение индивидуальных образовательных программ.

В Саратовской области накоплен достаточный практический опыт по тьюторскому сопровождению обучающихся (в рамках деятельности региональной экспериментальной площадки «Развитие тьюторских практик как необходимое условие становления системы непрерывного образования», апрель 2011 – апрель 2014 гг.). Одним из продуктов экспериментальной деятельности стало создание модели тьюторского сопровождения образовательного процесса, включающей в себя пять уровней. Каждый из этих уровней соответствует пограничному периоду в жизни участников образовательного процесса: поступление в образовательную организацию, переход из начальной школы в основную, переход из основной школы старшую. Кроме того, модель включает в себя деятельность по сопровождению одаренных обучающихся в образовательном процессе, а также распространение накопленного практического опыта самими педагогами.

На основе данной модели были также сформированы отдельные сценарии тьюторского сопровождения обучающихся: сценарии природосообразной мотивации и целеполагания (возраст-ориентированные), сценарии устойчивого продвижения (преемственно-ориентированные) и проектирование образа будущего[1]. Стоит отметить, что указанные сценарии задают лишь направление деятельности, дополняют друг друга, могут ложиться в основу системы работы образовательной организации отдельно друг от друга.

Тьюторская деятельность в рамках описываемой инновационной площадки будет реализовываться по направлению сопровождения ребенка в движении по индивидуальной образовательной траектории, составляющими которой являются индивидуальные траектории обучения, воспитания и развития обучающегося. Данные траектории, в свою очередь, подразделяются на знаниево-, практико- и творчески- ориентированные; индивидуально- и личностно- ориентированные (по Е.А. Александровой)[2].

При этом, само тьюторское действие разворачивается через разные контексты: информационный контекст, социальный контекст, антропологический контекст. Каждый из контекстов предполагает реализацию образовательных технологий:

-     информационный контекст – технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП),

-     социальный контекст – технология «Дебаты» и проектирование,

антропологический контекст – «Портфолио», исследование и проектирование, технология ситуативного анализа



[1]Логинов Д.А. Как построить систему тьюторского сопровождения обучающихся в школе. – М.: Сентябрь. – 2014. – 160 с.

[2]Александрова Е.А. Чем отличается работа освобожденного классного воспитателя от работы классного руководителя с позиции тьюторской деятельности? // Завуч. - № 4. – 2007. – С. 57-59.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon loginov_d.a.pdf141.48 КБ

Предварительный просмотр: