Имеющий уши да НЕ слышит?

Любимова Виктория Викторовна

Многие учителя сетуют на то, что не все ученики могут даже просто правильно заполнить бланк ЕГЭ. Но не так давно с удивлением обнаружила, что соблюдение простейших правил представляет сложность даже для многих взрослых. Вот, к примеру, два наблюдения.

16 апреля 2016 г проходила масштабная акция Тотальный диктант, ставшая уже ежегодной. В верхней части бланка, выдаваемого участникам, красным шрифтом выделено правило: «Внимание! Необходимо заполнять РУССКИМИ ПЕЧАТНЫМИ БУКВАМИ по следующим образцам:...», ниже ещё пояснение: «Не допускается использование цифр, спецсимволов и букв латинского алфавита». 

По своему имени и кодовому слову участник потом может посмотреть свои результаты на сайте Тотального диктанта, не доступные никому, кроме него.

Перед диктантом организаторы ещё раз подробно проговаривают правила, в том числе и это, сопровождая пояснение демонстрацией видео на экране: там показано на примере, как заполняется бланк. Вроде предполагается, что в написании диктанта принимают участие люди, интересующиеся русским языком, а значит, умеющие читать и понимающие русский язык...

Но после того как были опубликованы результаты диктанта, в группе «Тотальный диктант в Санкт-Петербурге» популярной соцсети (не исключено, что такое могло быть и в других городах, не проверяла) появились сообщения от людей, возмущённых тем, что они не могут найти свои результаты в Интернете. 

Организаторы объяснили это тем, что многие (!) из писавших диктант использовали в качестве кодового слова недопустимые символы – латинские буквы, цифры. 

Поражаюсь терпению отвечающих организаторов! Некоторые из пользователей высказывались в довольно резком тоне:

Вот что интересно: в акции участвовали преимущественно взрослые люди (ради интереса посмотрела на страничке одной из возмущавшихся возраст – 1989 год рождения, 27 лет), которые в обычной жизни (в учёбе, на работе) вынуждены выполнять разные правила. А ведь правило заполнения бланка Тотального диктанта такое простое! В чём же тогда причина того, что многие и не подумали его выполнить?

  • В банальной невнимательности? Но когда и в бланке написано, и устно несколько раз проговаривают, и показывают на экране – трудно не заметить!
  • В общем пренебрежении к правилам, своего рода халатность, когда человек считает, что «и так сойдёт»? Видимо, эти люди и в других сферах могут так относиться к указаниям. Есть же шутка: «Лишь одна треть пользователей читает инструкцию к бытовому прибору до того, как его сломает».
  • В намеренном сопротивлении указаниям, чувстве бунтарства, духе противоречия? Но это скорее характерно для подростков... Для взрослых, которые добровольно, по своему желанию, приходят на эту акцию, это как-то странно...
  • В силе привычки, когда человек всюду в паролях пользуется латинскими буквами и цифрами? Это, конечно, понятно: свои любимые привычки для многих – святое, подумаешь, правила!  Но опять же, диктант пишут люди более-менее интеллектуально развитые, не могут не понимать, что правила есть правила...

Поразмышляла я об этом какое-то время, да и забыла. Но позже подобную ситуацию увидела ещё и на сайте телеигры «Что? Где? Когда?», где проводится конкурс анкет за право попасть в заветный Домик в Нескучном саду, чтобы увидеть игру своими глазами. Победитель конкурса определяется по результатам интернет-голосования посетителей сайта. Здесь тоже пункт правил вполне чётко сообщает, что паролем (кодовым словом) может быть слово, соответствующее нормам русского языка. 

Но точно так же, как и в случае с участниками Тотального диктанта, голосующие часто наплевательски относятся к выполнению этого правила, поступая по принципу «а я хочу не так!». 

Проводящие голосование ещё слишком терпеливо относятся к таким нарушениям, предлагая прислать голосование заново, раз за разом растолковывая каждому правило, хотя имели полное право просто ответить: «Ваш голос не принят из-за невыполнения пункта 5 наших правил», и всё, не принимать заново, пусть человек в следующий раз подумает получше, стоит ли выпендриваться.

 

Есть и другие наблюдения, показывающие, что и взрослые, и школьники не утруждают себя соблюдением каких-либо правил. В общем, странная тенденция... Как всегда, в обществе в любой ситуации принято ругать школу – мол, в своё время учителя не научили их соблюдению инструкций. Хотя и за излишний педантизм учителей тоже ругают...

Поэтому мне интересно порассуждать над этими наблюдениями: почему так получается? А может, в этом нет ничего необычного, странного? 

P.S. В соцсети получила такое мнение:  

Поспорю с тем, что чтение правил - потеря времени. Участникам Тотального диктанта на то правило требовалась минутка внимания, но из-за того, что его не выполнили, потеря времени оказалась гораздо больше: несколько раз пытались вводить свое "неправильное" кодовое слово на сайте, выражали возмущение организаторам (писать в соцсети - тоже время надо), в итоге вынуждены были приехать и искать свою работу у координаторов. Потеря времени не только самим участником, но и координаторами - отвечать в соцсети, искать работы... Участники конкурса на "Что? Где? Когда?", получив от проводящих голосование отказ, тоже тратили время на никому не нужные разборки.  Да и если не прочитать внимательно инструкцию к бытовому прибору, в случае его поломки времени на его ремонт уйдет больше.