Проектная работа " Интеграция ИЗО и музыки как форма развития художественного мировоззрения обучающихся"

Тимошкина Марина Владимировна

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Институт педагогики и психологии

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации

и профессиональной переподготовки работников образования

Отделение общего образования

 

Проектная работа

 Интеграция ИЗО и музыки как форма развития художественного мировоззрения  обучающихся

 

Выполнили:

Слушатели курсов повышения квалификации учителей

Тимошкина Марина Владимировна, учитель музыки высшей квалификационной категории МБОУ СОШ №5»

Быченко Анастасия Николаевна, учитель музыки и изо первой квалификационной категории, МБОУ «Гимназия №152»

Нигматзянов Булат Магсумович, учитель музыки МБОУ Большеметескинской СОШ Тюлячинского района

Проектная работа допущена к защите

Руководитель проектной работы:

 Габдрахманова Елена Владимировна, ст.преподаватель.каф.ИЗО и дизайна ВШК ИФ и МК КФУ

_________________ (подпись)

 

 

 

 

Казань, cентябрь 2016 года

 

Оглавление

 

 

    Введение…………………………………………………………………………

Глава I. Развитие художественного мировоззрения учащихся  как педагогическая проблема                                                   

1.1.         Интеграция предметов художественного - эстетического цикла в современной школе как педагогическая проблема…………………….

1.2. Основные формы интегративного блока преподавания дисциплин художественно-эстетического  блока………………………………………….

 

   Глава II. Разработка цикла уроков по  предметам  эстетического цикла и мероприятий

2.1. Разработка уроков и мероприятий, представляющих реализацию   интегрированного обучения …………………………………...........................

2.2. Планируемые результаты предметов художественного-эстетического цикла ……………………………………………………………………………

Заключение………………………………………………………………………

Список литературы………………………………………………………………

Приложение………………………………………………………………………

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Введение

 

Проблема интеграции обучения и воспитания в школе важна и современна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе, и обусловлена изменениями в сфере науки и производства. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в ходе формирования у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.

    Введение интеграции предметов в систему образования позволяет решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. На интегрированном уроке лучше достигаются дидактические цели: познавательная, развивающая и воспитательная.

 Интегрированные формы урока (внеклассного мероприятия) можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Это – попытка повышения эффективности обучения, возможности свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения. Интегрированный урок позволяет решать  целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов. Вот некоторые из этих задач:

-повышение мотивации учебной деятельности за счёт нестандартной формы урока.

-организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез.

-показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.

Следует отметить, что проблема межпредметных связей не новая проблема для педагогики, и ее решение всегда обосновывалось философскими взглядами на процессы дифференциации и интеграции научного знания на той или иной ступени общественного развития. Задачу использования межпредметных связей в учебном процессе в разные периоды выдвигали и Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский.

Особенностью интегрированного занятия является то, что в этом процессе могут участвовать два или три, а может и больше педагогов. Проще или сложнее проводить такой интегрированный урок (внеклассное, внешкольное мероприятие)? Это зависит от его методической выстроенности. Урок учителя могут проводить вместе или отдельно, но результат достигается только их совместными объединениями усилиями. В рамках интегрированного урока можно заранее определить, что считать важным, а что второстепенным, чтобы научить своих учеников рационально оформлять свою работу, правильно построить устные ответы, привить им навыки самоконтроля и самооценки и т.п. С учетом того или иного распределения обязанностей между учителями и учениками интегрированные занятия имеют самые различные формы, в том числе и нестандартные.

        Интеграция предметов эстетического цикла позволяет достичь взаимосвязи: человек – общество – природа, затрагивая нравственно-этическую сторону этой связи. Есть пути, которые возникают естественным образом. Это касается объединения таких курсов, как изобразительное искусство и художественный труд, изобразительное искусство и литература, изобразительное искусство и музыка, которые просто дополняют друг друга. Лирические картины Шишкина и Левитана лучше воспринимаются под музыку Чайковского, открывая раздолье, мощь, величавость Руси. Художественные произведения Айвазовского дополняет музыка Шостаковича и Бетховена, которая позволяет ощутить всю глубину трагизма людей, терпящих крушение, и всю силу стихии, разметавшей в щепки корабль. А интеграция музыки и изобразительного искусства позволяет учащимся на уроке не только слушать, развивать воображение и чувства, но и самим заниматься творчеством.

Интеграция музыки, изобразительного искусства и литературы дает большие возможности для раскрытия духовных горизонтов искусства, приобщает к нему как языку общения между народами, памяти человечества, в которой сохранены мысли, чувства, деяния людей прошлых эпох и настоящего времени.

В целом интегрированный урок углубляет представление о предмете, расширяет кругозор, способствует формированию разносторонней личности. Переключение учащихся с занятий научными дисциплинами на занятия художественной деятельности, оказывают на школьников значительное психотерапевтическое действие, снимая нервно- психическое напряжение, вызванное другим видом деятельности. Творческая работа у детей не сопровождается чувством утомления, а доставляет радость и удовольствие, ведь эстетическая сторона предметов и выполняемой работы, вызывает у школьников большой интерес.

Цель исследования: состоит в теоретическом обосновании  и экспериментальной проверке интеграции ИЗО и музыки, как формы развития художественного мировозрения  обучающихся.

Исходя из цели,  мы поставили перед собой такие задачи нашего исследования:

1.Раскрыть сущность и содержание процесса развития интеграции ИЗО и музыки.

        2.Выявить и обосновать педагогические условия наиболее эффективного влияния интеграции ИЗО и музыки, как формы развития художественного мировоззрения  обучающихся.

      3.Разработать и апробировать проект .

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения и списка литературы.

Во введении обоснована актуальность выбранной темы, определена цель, сформулированы цель, задачи, объект и предмет исследования, представлены теоретические и методические основы данного исследования.

В первой главе дан анализ сущности проектной деятельности учащихся как средства  формирования ключевых компетентностей.  Вторая глава посвящена раскрытию основных особенностей организации ученических проектов. Список литературы содержит труды по педагогике, психологии, философии, художественной педагогике, психологии и методике. Приложение имеет практическое значение. Здесь представлены примеры проектов Тимошкиной М.В. и Быченко А.Н. и Нигматзянова Б.М. имеют практическое значение.

      Новизна опыта:

      Новшество проявляется в необходимости решения одной из важнейших проблем в современной системе образования - модернизации. Через интеграцию предметного преподавания интенсивно совершенствуются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация; формируется абстрактное мышление и другие качества интеллекта. Интеграция предметного преподавания увеличивает роль самих учащихся в организации учебной деятельности, основанной на осознанности и произвольности, что способствует углубленному осмыслению учебного процесса.

Такие проекты могут проводиться  в рамках классно-урочной системы.

Межпредметный (интегрированный) – это проект, интегрирующий смежную тематику нескольких предметов, выполняется в основном во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях.

Интегрированный проект стирает грани между школьными дисциплинами, сближает применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями. Интеграция дает возможность показать мир во всем многообразии с привлечением научных знаний, литературы, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности. Обучающиеся с большим интересом подходят к изучению программного материала, понимая, что он необходим для дальнейшей работы над проектом.

Сущность интегративного преподавания.

 

 Различают три уровня интеграции содержания учебного материала:

ü Внутрипредметная – интеграция понятий, знаний, умений и т.п. внутри отдельных учебных предметов;

ü Межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин;

ü Транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания

Процесс интеграции требует выполнения определенных условий:

ü объекты исследования совпадают либо достаточно близки;

ü в интегрируемых предметах используются одинаковые или близкие методы исследований;

ü они строятся на общих закономерностях и теоретических концепциях;

ü необходима ведущая идея, реализация которой обеспечивает неразрывную связь, целостность данного урока.

    Практика подтверждает хорошую интеграцию изобразительного искусства и музыки.

     Основным предметом в предполагаемой системе уроков является музыка, ИЗО, а также литература.   

Интеграция содержания позволяет учащимся увидеть целостно изучаемый объект и творчески самореализоваться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Развитие художественного мировоззрения учащихся  как педагогическая проблема                                                   

1.1.         Интеграция предметов художественного - эстетического цикла в современной школе как педагогическая проблема

 

Современная школа ориентирована на становление креативной и критически мыслящей личности, активно и целенаправленно познающей окружающую действительность, мотивированной на образование и самообразование в течение всей своей жизни. Это связано, прежде всего, с модернизацией системы российского образования, которая требует от школы смены приоритетов - от цели дать ученику сумму знаний, умений и навыков школа переходит к необходимости воспитать целостную личность, владеющую основами научных методов изучения окружающего мира, направленную на творчество и современную инновационную деятельность

В проекте Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования прописано, что результаты освоения основной образовательной программы должны быть ориентированы на «...освоение обучающимися ключевых теорий, идей, понятий, фактов и способов действий совокупности предметов, относящихся к единой предметной области и обеспечивающих реализацию мировоззренческих, воспитательных и развивающих задач общего образования, формирование общей культуры обучающихся на основе освоения ими относящихся к отдельным областям знаний» [18]. Учитывая данный факт, сегодня одной из основных задач общеобразовательной школы становится одномоментный охват искусства, культуры, природы, человека в качестве единого предмета изучения. А именно - создание такого педагогического комплекса, который объединяет предметы не произвольно, а исходя из собственной природы, сохраняя при этом самостоятельность каждого предмета со своими целями и задачами. Отсюда следует, что логика современной образовательной ситуации есть логика интегративного познания мира. Принимая это во внимание, возникает потребность в рассмотрении интеграции предметов художественно-эстетического цикла в современной школе как педагогической проблемы, так как процесс взаимосвязи и взаимопроникновения знаний области «Искусство» осуществляется естественно и активно. Проблема интеграции в педагогике художественного образования не нова. На необходимость развития интеграционных художественно-образовательных процессов при обучении в школе указывали и указывают многие исследователи и практики: Н. Э. Басина, Г. Г. Ефремова, И. В. Кошмина, А. А. Мелик-Пашаев, Б. М. Неменский, Л. Г. Савенкова, Н. А. Терентьева, Н. И. Чинякова, Б. П. Юсов и др.

Интегрированное преподавание предметов художественно-эстетического цикла в структуре общего образования имеет своей целью развитие полихудожественных творческих возможностей ребенка и способности сопоставлять, осмысливать взаимосвязи всех явлений окружающего мира, природы, предметного окружения, явлений культуры, науки, традиций, истории и т.д.

Изучение предметной области «Искусство» должно обеспечить: [21].

·         осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

·         развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами;

·         развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;

·         формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.

Предметные результаты изучения предметной области «Искусство» должны отражать:

Изобразительное искусство:

1.     формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

2.     развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

3.     освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

4.     воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

5.     приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

6.     приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

7.     развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.

Музыка:

1.     формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

2.     развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;

3.     формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);

4.     воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

5.     расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

6.     овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.

 

Практики и исследователи на сегодняшний день выделяют следующие виды интеграции: интегрированный урок, интегрированные предметы, интеграция различных видов искусств, интеграция всей системы базового и дополнительного образования на основе некой общей идеи [23с.1; 2; 4; 8]. Все перечисленные тенденции интеграции не исключают, а дополняют и конкретизируют друг друга, а самое главное, что в синтезе они способны создать единое эстетическое интеграционное пространство в школе. Учащиеся овладевают умением видеть общее в частном и наоборот, умением комплексного использования полученных знаний, выработкой рациональных путей решения сложных задач. Ведь становление и развитие личности, как правильно отмечает П. В. Замкин, «происходит под влиянием совокупности факторов» [23с.3].

Интеграция дисциплин художественно-эстетического цикла в современной общеобразовательной школе - альтернативная система обучения; альтернативная система формирования основ эстетического образования и целостного мировоззрения обучающихся, а следовательно - необходимое направление в современной педагогике. Как уже было сказано выше, в настоящее время имеется большое разнообразие подходов к возможности реализовать процесс интеграции на практике, чему подтверждением являются имеющиеся на сегодняшний день программы. Однако следует отметить, что в практической деятельности идеи интеграции не находят большого отклика у учителей, преподающих предметы художественно-эстетического цикла. А если и происходит сближение знаний области «Искусство», то лишь «на уровне межпредметных связей, что, конечно же, есть проявление предпосылок к будущей интеграции, но никак не сама интеграция» [23с.7].

Все вышеизложенное позволяет обнаружить противоречия:

  • между потребностью осуществления интеграции дисциплин художественно-эстетического цикла в современной общеобразовательной школе и неподготовленностью учителей к руководству данным процессом;
  • между необходимостью разработки теоретической базы интеграции предметов области «Искусство» и отсутствием механизмов ее реализации в подготовке современного учителя.

Хотя проблема интеграции учебных предметов не нова, в педагогике художественного образования она во многом остается нерешенной и продолжает быть весьма актуальной на сегодняшний день. В частности, в системе высшего педагогического и художественного образования недостаточно разработаны научно-методические основания и педагогические технологии подготовки учителей, способных осуществлять интеграцию предметов художественно-эстетического цикла в условиях современной общеобразовательной школы. Наряду с указанным выводом следует также констатировать, что результаты научных исследований данной проблемы, степень ее разработанности, в том числе в художественно-педагогической науке, зачастую не соответствуют сегодняшним реалиям, тем набирающим силу тенденциям, которые происходят в развивающейся системе российского образования.

 

1.2. Эстетическое воспитание учащихся  посредством интеграции искусств

 

Содержание, новизна интеграции, взаимосвязи предметов эстетического цикла, исходя их требований государственных стандартов, модернизации системы образования, должны, прежде всего, определяться правильным методологическим подходом, рассмотрением необходимости искусства (музыки, ИЗО, литературы, театра, хореографии) в учебном процессе.

Анализ литературных источников свидетельствует о том, что многие философы, педагоги, психологи, писатели, музыканты и художники постоянно высказывались о пользе комплексного воздействия различных видов искусства на личность учащихся, на формирование ее духовного мира, эстетических потребностей и интересов, исторических представлений. Среди них известные педагоги и писатели К.Д.Ушинский, Н.Г. Чернышевский, В.Г.Белинский, Л.Н.Толстой, И.Н.Крамской, И.Е.Репин, В.П.Вахтеров, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский.

Чернышевский Н.Г. отмечал, что художественное слово действует тем, что ставит перед нашим воображением предмет как эстетический образ. [38, с.59]

Очень выразительно сказал о языке, как средстве не только общения, но и действенного выражения внешнего мира через образно- художественные  средства А.Н.Толстой в «Книге для детей». [25,с.42]

Он отмечал, что язык это те магические волны, посредством которых художник, писатель как бы играет на клавиатуре мозга своего читателя или слушателя.

Крупнейший педагогический мыслитель, автор фундаментальных работ по теории образования, педагогической психологии, истории образования П.Ф.Каптерев рассматривал эстетическое развитие подрастающего поколения как непрерывный процесс, где все его ступени преемственно связаны между собой.

Важнейшую роль в эстетическом воспитании детей П.Ф.Каптерев отводил искусству, различным его видам в единстве литературы, музыки, живописи, хореографии. Он называл искусство «царством красоты», считал, что продолжительное и серьезное соприкосновение с прекрасными художественными творениями оказывает благотворное воздействие на весь духовный мир человека.

Отмечая важность данного направления работы с детьми, ученый считал, что в практике эстетического воспитания следует отдавать предпочтение деятельным средствам воспитания, поскольку они лучше вводят в область прекрасного, с их  помощью сам воспитываемый становится творцом красоты. [17, с.12]

Известно, что эстетическое воспитание, будучи сложной философской и педагогической категорией, включает в себя воспитание способности восприятия  и правильного понимания прекрасного в действительности и искусстве, развитие эстетических взглядов, вкусов, чувств, потребности и способности участвовать в создании прекрасного в искусстве и жизни.

Задачи эстетического воспитания как одного из средств всестороннего развития личности, наиболее успешно решаются при параллельном воздействии различных искусств, при обучении основам искусства слова, звуков, линий, красок.

Художественное же воспитание, как его определяет педагогическая наука последних десятилетий, есть развитие у подрастающих поколений любви и интереса к искусству, а так же навыков и умений художественной деятельности (хорового пения, игры на музыкальных инструментах, рисования, художественного чтения, танца).

Эстетическое воспитание предполагает комплексное использование таких искусств, как живопись, и литература, народный фольклор и народное творчество, пение, музыку.

Проблемы теории и практики эстетического воспитания, взаимосвязи литературы и других видов искусств находили свое отражение на страницах журнала «Искусство в школе» (1927-1932гг.) и «Детская литература» (1932-1941 гг.)

Важное значение придавала этим связям и Н.К.Крупская. В статье «Диалектический подход к изучению отдельных дисциплин» она указывает, на то, что литература связана не только с историей, трудом, повседневными задачами, но и с искусством, музыкой, изобразительным искусством. [11, с. 34]

Изобразительное искусство стало активно привлекаться как средство эстетического воспитания и более успешного формирования зрительных образов на уроках музыки с 1940 – х годов. При этом подобные рекомендации  стали входить в официально утвержденные программы для школ.

Отечественные педагоги, психологи, касаясь в той или иной мере проблем интеграции искусств, в воспитании младших школьников, указывают на значение межпредметных связей в развивающем, проблемном и воспитывающем обучении в личностно- ориентированном подходе в обучении и воспитании.

Это, прежде всего, относится к высказываниям, исследованиям Ю.К.Бабанского, М.Н.Скаткина, Л.В.Занкова, И.Я.Лернера, В.В.Краевского, С.А.Архангельского, В.В.Давыдова, Н.Ф.Талызиной, Н.В.Кузьминой, О.А. Апраксиной.

Однако в педагогической науке проблема взаимодействия искусства и предметов эстетического цикла в общекультурном развитии школьников в целом разработана слабо.

В немногочисленных опубликованных работах и выполненных диссертациях лишь в той или иной мере рассматриваются отдельные вопросы, аспекты этой проблемы.

Это докторские диссертации Г.П.Ивченко, Л.А.Ходяковой, кандидатские диссертации Л.П.Ильенко, Л.Г.Бейрюмовой, пособие для учителя коллектива авторов (Т.Ф.Курдюмовой, В.Я.Коровиной и др.)

В работах данных авторов, подчеркивается важность и необходимость комплексного воздействия искусств на эстетическое воспитание, и развитие личности школьников, на формирование у них эстетических интересов как необходимого условия для общекультурного и нравственного развития. 

Они утверждают, что воздействие различных видов искусств в их органической взаимосвязи на учащихся, обеспечивает целостность и гармоничность развития их личности, успех овладения знаниями, умениями, навыками.

Это объясняется тем, что взаимодействие искусств обусловлено многообразием форм человеческой практики, духовных потребностей и способствует включению школьников в процесс эстетического освоения искусства. В ходе этого освоения они раскрывают свои творческие способности и индивидуальные возможности: эстетическое восприятие, эстетические переживания, воображение, фантазию, эстетические интересы и потребности, посредством которых формируется эстетическое отношение к действительности, к окружающему миру.

Искусство в многообразии его видов и жанров как наиболее концентрированное выражение эстетического через эстетического отношения способствует общекультурному развитию школьников, их художественному и эстетическому образованию, составляющему ядро их художественно- эстетического развития.

При этом важно отметить, что процесс формирования эстетических интересов школьников в условиях обучения предметам искусства на основе тесного их взаимодействия, с одной стороны, носят выраженный характер психологического процесса, с другой стороны характеризуется всеми особенностями педагогического процесса.

Процесс художественно-эстетического развития личности школьника обуславливается закономерностями процессов восприятия, мышления, эстетических вкусов, потребностей, интересов.

Мы считаем, что интегрированный подход к предметам искусства является важным фактором эстетического воспитания и формирования эстетических интересов и потребностей школьников, их творческого самовыражения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Разработка цикла уроков по  предметам  эстетического цикла и мероприятий

 2.1. Разработка урока и мероприятий, представляющих реализацию   интегрированного обучения.

 

«Застывшая музыка». Урок музыки в 5-м классе

Тема полугодия: “Музыка и изобразительное искусство”.

Тип урока: виртуальная экскурсия.

Форма урока: интегрированный урок.

Ведущий метод: проблемно-поисковый.

Цель: раскрытие взаимообогащающих связей между различными сферами искусства на примере синтеза музыки и архитектуры.

Задачи.

Образовательные:

  • определить элементы выразительности музыки и архитектуры, найти черты их сходства и различия;
  • рассмотреть способы воплощения “музыкальности” в архитектуре и “архитектурности” в музыке;
  • подвести к пониманию синтеза искусств, как к одному из важнейших процессов, призванному развивать и обогащать сложившиеся традиции.

Развивающие:

  • развивать способность наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, применять полученные ЗУН в ситуации интеграции изучаемого предмета с иными областями искусства и жизнедеятельности человека;

Воспитывающие:

  • формировать эмоционально-нравственное отношение к произведениям искусства, пробуждать интерес к историческому и культурному наследию человечества;
  • способствовать патриотическому воспитанию учащихся;

Оборудование урока и методическое обеспечение:

  • компьютер и мультимедийный проектор, экран, колонки;
  • презентация с использованием видео - и аудиоряда;
  • портреты И.С.Баха и С.В.Рахманинова;
  • монета.

Ход урока

I. Введение. Марк Витрувий Поллион.

Сложно ли понимать искусство? На этот вопрос каждый ответит по-своему. Но, думаю, количество людей, разочаровавшихся в достопримечательностях той или иной страны, достаточно велико. Увы, отсутствие опыта общения с искусством и ограниченность кругозора способны оставить этим людям единственное удовольствие - фотографирование себя на фоне тех самых достопримечательностей. Нам сегодня тоже предстоит путешествие: экскурсия в историю искусства. Надеюсь, что она будет познавательна и полезна. А начнём мы издалека.

Слайд 2.1

Марк Витрувий Поллион, живший в Древнем Риме ещё в I веке до нашей эры, написал об этой области искусства 10 книг. Уже в первой он обозначил жёсткие требования, предъявляемые к образованию людей, решивших связать себя с этим видом деятельности. Как вы думаете, о какой профессии идёт речь?

“... он должен быть человеком грамотным, умелым рисовальщиком, изучить геометрию, всесторонне знать историю, внимательно слушать философов, быть знакомым с музыкой, иметь понятие о медицине, знать решения юристов, обладать сведениями в астрономии и в небесных законах...”

Есть ли какие-то предположения? О людях какой профессии идёт речь? (Мнения ребят)

Открою вам секрет: Витрувий говорил об архитекторах (триггер на изображении Витрувия). В своих книгах древнеримский строитель и инженер поясняет своим читателям: архитектор должен знать, как выбрать место для постройки дома и целого города, располагать сведениями о том, как выбрать лучшие материалы и понимать, где их добыть, знать, как обнаружить воду и провести водопровод, уметь смастерить солнечные и водяные часы. Но согласитесь, самая загадочная роль в этом списке отведена музыке, хотя она внесена в этот перечень профессиональных требований к архитекторам абсолютно справедливо. Почему? Ответ на этот вопрос впереди. Тема сегодняшнего урока - “Застывшая музыка”.

Слайд 2.2

II. Эксперимент. Поиск точек соприкосновения.

Фраза “Архитектура – это застывшая музыка” принадлежит немецкому философу Фридриху Шеллингу. Так что же общего у музыки и архитектуры? Проведём простой эксперимент. Музыкальный фрагмент, который вы сейчас услышите, посвящён известному архитектурному сооружению. Во время его звучания постарайтесь запомнить свои ощущения.

Слайд 2.3

Слушание: “Пирамиды” (египетская этническая музыка)

Опишите услышанное (древность, что-то большое, тяжёлое, тёмное; характер грозный, мрачный; похоже на восточные мелодии).

Слайд 3

Перед вами несколько архитектурных сооружений. Есть ли в каком-то из них “отзвуки” только что услышанной музыки? (Египетские пирамиды) Есть другие мнения? (Ответы ребят)

Коротко обоснуйте свой выбор. Что стало главными факторами для определения? (Время, страна, соответствие воображаемому событию, внутреннее ощущение и т.д.).

Верно. Вместе с музыкой мы получили не только настроение, но и информацию, которую смогли “прочитать” в архитектуре. Поскольку это произошло, давайте попробуем поискать между двумя этими не похожими друг на друга видами искусства родственные связи.

III. Сопоставление элементов выразительности.

Слайд 4

За время своего существования человечество научилось многому, удивительным образом сблизив мастерство архитектора и композитора. Перед вами небольшой “архитектурный” фотоальбом. Слева на слайде 12 элементов музыкальной речи, полоса внизу страницы будет отвечать за “перевод” музыкальных понятий на язык архитектуры, а в центре вы увидите фотографии, которые я подобрала для каждого элемента выразительности. Попробуйте посмотреть на них глазами музыканта и ответить на вопрос: почему я остановила свой выбор именно на этих изображениях?

 

Поиск соответствий и предполагаемый вариант обсуждения:

мелодия (музыкальная мысль) – на фото плавные, “певучие” линии, соответствующие русской песенности;

гармония (консонанс, диссонанс) – здесь “благозвучие”, красивое сочетание, всего “в меру”;

фактура (мелодия и аккомпанемент, аккордовая, полифоническая) – слева есть главное и второстепенное (мелодия и аккомпанемент), а справа ощущение созвучия, аккорда;

ритм (порядок) – все элементы (башни, купола, своды) расположены симметрично, есть чередование объёмного и малого;

лад (мажор, минор, пентатоника) – настроение зависит от индивидуального восприятия здания или событий, связанных с ним;

тембр (окраска звука) – здание на фото имеет свои национальные черты, можно представить народный музыкальный инструмент;

темп (движение) – отражение происходящего;

регистр (высокий, средний, низкий) – большие купола похожи на басы, башни – на средний регистр, маленькие купола – на высокий;

динамика (громкость) – высокие здания здесь “громче”, напряжённее, чем обычные городские постройки;

звуковедение (легато, стаккато, нон легато) – здесь очень много плавных линий и нон легато в отделке и ступенях, лестница похожа на восходящую мелодию;

орнаментика (украшения) – “кружевное” здание, очень обильно, с выдумкой украшено;

форма (построение) – здания похожи на геометрические фигуры, которые разделены на части “этажами”, материалом, рельефно.

Итак, композитор и архитектор всегда найдут общую тему для беседы.

IV. Музыкальные театры.

Так же, как в музыке, у каждого архитектурного сооружения свой проект и своё предназначение: в одних удобно жить, в других принято совершать молитву, в третьих – предаваться зрелищам. Как вы думаете, что изначально отличает жилой дом от театра? (Величина здания, наличие в театре сцены, разница в оформлении, дом – это личная территория, на которую можно запретить вход посторонним) Не прозвучал ещё один важный момент. Чтобы дать вам подсказку, я прибегну к древнему способу – подброшу монету (монета должна упасть на пол). В чём ещё отличие? Есть ответ? (Нет...) В таком случае, давайте вновь прибегнем к книге Витрувия, который в I веке до н.э. пишет об архитекторах прошлого:

Слайд 5.1

Устраивая театры, древние устанавливали в нишах под скамьями медные сосуды, звучащие с определённой высотой звука, составляя из них музыкальные созвучия. Попадая в унисон со звучанием сосуда, голос актёра становился более ясным и приятным”.

Думаю, это изобретение смело можно назвать первым в истории человечества рукотворным микрофоном. Оно говорит не только о музыкальной грамотности архитекторов, но и о владении древними людьми наукой о звуке, именуемой “акустика”. Так что ещё отличает театр от любых других зданий? (Громкость извлекаемых в нём звуков, акустика) Верно. Причём, звучание театров не бесконтрольно, как, например, в пещере, где мы услышали бы многократно повторяющееся эхо от каждого слова. По сути, здание любого театра – большой музыкальный инструмент. Но причём же здесь монета?

Слайд 5.2

Перед вами один их крупнейших античных театров в греческом городе Эпидавр, построенный в 4 веке до нашей эры. История этого сооружения неожиданна и удивительна: в те далёкие времена здесь... лечили людей. Театр, как считали древние греки, был просто необходим для выздоровления. Представления, в которых участвовали актёры, хор и танцовщики, прописывали пациентам Эпидавра, как лекарства, дополняя ими обычные методы врачевания. Древнегреческие архитекторы позаботились о том, чтобы каждый зритель получал лечение в равной степени: шёпот актёров, звон падающей монеты, каждый шорох на сцене – даже они не ускользали от слуха посетителей.

А как вы с точки зрения современного человека оцениваете подобные методы лечения искусством? Были ли древние греки в чём-то правы или они заблуждались? (Древнегреческие врачи при помощи театра отвлекали человека от мрачных мыслей и болезни, поднимали искусством настроение и показывали героев, которым нужно подражать) Верно! И грядущие века лишь утвердят человечество в эффективности этих методов.

Слайд 6.1

Перед вами современные известнейшие музыкальные театры разных стран. Лучшие академические музыканты и оперные певцы мира мечтают выступать на их сценах. У каждого зала своё неповторимое звучание, а это целиком и полностью заслуга великих архитекторов. Для того, чтобы оценить их мастерство не обязательно ехать за границу.

Слайд 6.2

Совсем недавно после шестилетней реконструкции в Москве открылась главная академическая сцена страны - Большой театр. Эта новость моментально облетела весь мир, ведь целью реконструкции было возвращение первозданного уникального звучания зала, созданного в IXX в. архитектором А. К. Кавосом, который превратил его в огромную скрипку. Посмотрите, как причудливо выстроено внутреннее пространство! Это ради музыки!

V. Храмы: молитва в камне.

Слайд 7.1

Но среди всех архитектурных сооружений есть особенные: люди приходят в их стены не ради зрелищ или возвеличивания, а для того, чтобы остаться наедине со своей душой. И совсем не важно, что остаётся по ту сторону: повозки, запряжённые лошадьми, или метро; не имеет никакого значения, что высится по соседству – средневековые замки или небоскрёбы, потому что время здесь исчисляется не минутами и часами, а веками и вечными ценностями.

Слайд 7.2

Слушание: Григорианский хорал “Отче наш” (лат. “Pater Noster”)

Куда перенесло вас сейчас ваше воображение? (В храм, церковь)

Верно. Звучал старинный Григорианский хорал на латинском языке. Продолжая наш разговор о музыке и архитектуре, мы просто не могли не заглянуть туда, где все виды искусства тесно связаны между собой.

Слайд 8

Существуют разные религии, но не смотря на различные религиозные традиции, они утверждают людей в главном: не убей, не укради, возлюби ближнего своего, как самого себя, и поступай с людьми так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. Эти законы складывались тысячелетия. Приносящего зло не оправдывает ни одна религия. Храмы призваны научить людей жить в мире друг с другом и с самим собой. Всё здесь – особый язык символов.

Слева на слайде западноевропейский готический собор, устремлённый своими острыми шпилями в небо как символ стремления души ввысь. Люди, которые приходят в них с молитвой, - христиане-католики. Справа христианский православный храм. Присмотритесь: его купола имеют особую форму, напоминающую спокойное пламя церковных свечей. Они символ молитвенного горения христиан, их веры в единение с Богом, способное через человеческую душу принести в окружающий мир мудрость и благополучие. Если мы войдём в эти храмы, то сразу почувствуем, что здесь в едином целом объединились и прошлое, и настоящее, и будущее.

Слайд 9.1

Католические соборы существуют с времён Средневековья: очень высокие, строгие, с вытянутыми стрельчатыми окнами и порталами. Григорианский хорал, который мы послушали, сопровождал католическую службу на протяжении нескольких веков. A capella – так называется пение без инструментального сопровождения. В начале IX века в служение католической церкви вводится самый большой в мире музыкальный инструмент – орган. Теперь здесь стало возможным услышать не только хор в его сопровождении, но и самостоятельное звучание “короля инструментов”.

Слайд 9.2

Орган так велик, что давно уже стал частью архитектуры католического храма, в пространство которого его встраивают. Многоголосная органная музыка и сама во многом похожа на архитектуру: тяжеловесные “фундаменты” басов, целые башни из повторяющихся в разных регистрах мелодий-тем, возводящих звуковые города, а может и целые Вселенные. Этот духовой музыкальный инструмент состоит из нескольких тысяч труб, потому всегда звучит величественно и властно.

Слайд 10.1

Перед вами алтарная часть одного из красивейших готических соборов в Канаде. Многоцветные витражи, возвышающиеся кружевные орнаменты алтаря, скульптуры святых, будто готовые в любой момент ожить – всё это, в сочетании с органной музыкой, производит на слушателей огромное впечатление.

Одним из величайших “архитекторов” музыки признан немецкий композитор И.С.Бах – удивительный композитор, чьи творения пережили произведения, созданные и до его рождения, и веками позже. Музыка Баха, построенная по правилам полифонического развития из сплетения равноправных мелодий, - настоящий экзамен для слушателя.

Слайд 10.2

Слушание: И.С.Бах. Органная прелюдия Соль-минор

О чём эта музыка? (...)

Но ведь вы чувствовали что-то. Опишите свои чувства (сосредоточенность, покой, равновесие). Согласна, но это не ответ на мой первый вопрос. Как вы думаете, главная мысль этой прелюдии высказана как повествование, вопрос или утверждение? (сначала как повествование, а потом как утверждение) А как вы это поняли? (По настроению – в конце оно было торжественное, звучало несколько голосов, а вначале только один). Так о чём эта музыка? (...) Замечаете? Как будто не достаёт чего-то очень важного. Мы забыли о символах! Давайте обратим внимание на то, где, в каком регистре возникла идея, тема разговора, и что с ней происходило дальше?

Слайд 10.3

Сокращённое повторное слушание фрагмента (1:15)

Далее учитель комментирует смену регистров, в которые перемещается тема:

- Это тема. Она звучит достаточно высоко... Вступил второй голос где?.. (ниже) Он почти точно повторяет начало... И ещё голос в среднем регистре... А вот и басы вступили...

Тема сегодняшнего урока – “Застывшая музыка”, но здесь мне так и хочется её изменить на “Ожившую архитектуру”. Помните ли вы, что такое мелодия? (Музыкальная мысль) Так где, в каком регистре возникла эта музыкальная мысль? (В высоком) А дальше? (Она спускалась по регистрам вниз) А предыдущие голоса в этот момент замолкали? (Нет, они продолжали звучать) А как менялась динамика? (Чем больше голосов, тем громче, напряжённее) Соберите всё воедино: одноголосный высокий “шпиль” темы, затем более плотное звучание двух голосов, трёх, затем басы, как основание, как фундамент. Вам это ничего не напоминает? (Готический собор)

Посмотрите на это музыкальное построение и с другой точки зрения. Слово “прелюдия” переводится как “вступление”. Вот-вот начнётся главное – католическая служба. Вступление в неё с музыкальной темы в высоком регистре тоже символично: небо, Бог, обращённый к мольбам прихожан, объединение сил земного и небесного в финале, когда зазвучали все регистры вместе.

А о чём рассказывают православные храмы?

Слайд 11

Если бы Витрувий Поллион жил не в Древнем Риме, а в одном из княжеств Киевской Руси, то его трактат назывался бы не “Десять книг об архитектуре”, а “Десять книг о зодчестве”, потому что именно зодчими именовали на Руси строителей. Каждый русский город, каждое селение начинались с возведения церкви.

“Здесь городу начало. Стоять ему в веках”

Знакомы ли вам эти слова? (Да, они высечены на камне у главного храма нашего города – у храма святых Бориса и Глеба)

Верно, памятник этот сооружен на месте, где более трёхсот лет назад с Павловской крепости начиналась история Борисоглебска. Именно здесь стояла первая деревянная часовня в честь этих святых князей.

До X века все храмы на Руси были деревянными, позднее их станут строить из камня, но в них, как и в их деревянных предшественниках, сохранится особый архитектурный “почерк” - многоглавие. Перед вами удивительный, сохранившийся чудом памятник деревянного зодчества, расположенный на острове Кижи в Карелии – 22-х главая церковь Преображения Господня. Как вы думаете, если “архитектура – это застывшая музыка”, то кто бы мог быть исполнителем этой музыки? (Хор) Согласна, но лишь отчасти. Обратите внимание на два отличающихся купола: это не просто хор, а хор... (с солистами) И куда бы мы ни бросили взгляд, - везде единение меньших куполов вокруг главных. С конца X века над русскими православными храмами звонят колокола, созывая на церковную службу и возвещая о великих религиозных праздниках. Один из них - Благовещение. В день этого библейского события архангел Гавриил принёс Деве Марии весть о том, что вскоре у неё родится Сын Божий. Вот как написано об этом в Евангелие:

“Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами”. (Евангелие от Луки)

Слайд 12 - автоматический режим (4:30)

Слушание: Красный звон звонницы Спаса-Евфимиевского монастыря (г.Суздаль),

С.Рахманинов “Богородица Дева, радуйся”

(исп. певческая капелла Санкт-Петербурга, дирижёр А.Чернушенко)

... Хочется немного помолчать, правда?.. (да) Как вы думаете, почему? (Очень красивая музыка, в ней много переживаний, она возвышенная) Похожа ли музыка С.В.Рахманинова на музыку И.С.Баха? (Нет, музыка Рахманинова более напевная, эмоциональная; живой голос, по сравнению с органом, более тёплый, в нём чувствуется “человеческое”)

В православных храмах мы не услышим никаких музыкальных инструментов. Таинство, проходящее здесь уже более тысячи лет с момента возникновения христианства на Руси, ведётся в сопровождении хора a capella на церковно-славянском языке. Характерная черта русского православного пения – многоголосие, в которое включены сольные части, исполняемые священнослужителями.

Звучание музыки сопровождал видеоряд. Он противоречил содержанию или находился с ним в едином целом? (В едином целом) Какие виды искусства легли в основу видеоряда? (Живопись – иконы, росписи; архитектура – купола, внутреннее пространство храма) А что их объединяло с музыкой? (Праздник Благовещение)

Слайд 13.1

Храм – особенное место. Он словно огромная открытая книга, но вместо букв в ней росписи и иконы, мозаика и предметы церковной утвари, повествующие о библейских событиях и житиях святых. Вместе с читаемым нараспев священным писанием, хоровым церковным пением и проповедями священников, такое обустройство во все времена делало его понимаемым и открытым даже для абсолютно неграмотных людей. Уже в наши дни этому сложному сплетению нескольких видов искусств в единое целое дадут название – “синтез искусств”. Храмовое искусство - одна из вершин такого союза.

Слайд 13.2

VI. Итог.

Подводя итог нашему сегодняшнему исследованию, мне бы хотелось, чтобы вы рассмотрели музыку и архитектуру с позиции новых знаний и обратили внимание на процесс рождения музыкального произведения и архитектурного сооружения. Как проявляется “архитектурность” в музыке и “музыкальность” в архитектуре?

Слайд 14

VI. Домашнее задание.

Подготовьте устное сообщение о музыкальности архитектуры нашего города, описать одно из зданий при помощи элементов музыкальной речи.

Слайд 15

VI. Оценки за урок.

Использованная литература

1.     Витрувий “Десять книг об архитектуре” репринтное издание, Москва, Архитектура. –С.: 2006.

2.     Семичева Е.А. “Сравнение религиозного искусства в католической и православной традиции”.

3.     С.С.Ванеян “Архитектура и иконография” (проблемы классических методов истории искусства) вест. Моск. ун-та. Сер.8. История. 2007. №2.

4.     Статья “Церковная и духовная музыка” Википедия.

5.     Игорь Торик “Пелопонесс. Эпидавр. Театр и другие раскопки”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Планируемые результаты предметов художественного-эстетического цикла

      Тема второго полугодия в 5 классах «Музыка и изобразительное искусство» строится на выявлении многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством, усвоение темы направлено на формирование умений: представлять зрительный (живописный) образ музыки, интонационно представлять (слышать) художественные образы.

        Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.

В ходе работы над проектом дети познакомятся с различными сферами искусства на примере синтеза музыки и архитектуры.

Планируемые  результаты:

В познавательной сфере:

- давать определение изученных понятий:

Предметные результаты

-Воспитать эстетическое отношение к миру, критическое восприятие музыкальной информации, развить творческие способности в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

Сотрудничеству в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

 

 

 

Умению организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками Метапредметные результаты

Умению самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе

Личностные результаты

Ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Эстетических потребностей, ценностей и чувств, эстетического сознания как результата освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

                         

 

 

                            

 

 

                           Заключение

Интегрированное обучение:

 - способствует развитию научного стиля мышления учащихся;

         - даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания;

- формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;

 -повышает качество знаний учащихся;

- повышает и развивает интерес учащихся к предметам;

- формирует убеждение учащихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике;

 -позволяет использовать авторские компьютерные программы учащихся (созданные на базе интеграции) в дальнейшем учебном процессе;

- расширяет кругозор учащихся, способствует развитию творческих возможностей учащихся, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала

- приобщает школьников к научно-исследовательской деятельности.

Перспективы развития интегрированного обучения

Практика работы показала плодотворность интеграции и выявила перспективы дальнейшего развития и совершенствования такого подхода к обучению. На данном этапе в школе  разрабатывается система интегрированного обучения: создание и внедрение программ интегрированных курсов, вариативное использование  форм и методов педагогического воздействия.

Интеграция — необходимое условие современного учебного процесса, её возможная реализация в рамках школы является переходом этой школы на новый качественный уровень образования.

Мы уверены в том, что наши занятия – это только импульс к глубоким рассуждениям, которые будут сопутствовать ребенку на протяжении всей его жизни.

 

                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          

                            Список литературы

1.Ашиков В.О.  Воспитание культурой и красотой / Владимир Ашиков // Искусство в школе. – 2002

2.Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике [Электронный ресурс] Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-pedagogicheskie-tehnologii-postroeniya-integratsionnogo-obrazovatelnogo-prostranstva-shkoly-sredstvami-iskusstva#ixzz2CsqTVgKE

  3.Бонфельд М.Ш. Вопросы методики, теории, истории музыкального воспитания / М.Ш.Бонфельд.- Архангельск: Правда Севера,1995

  4. Веремьев А.А. Эстетическое воспитание в системе педагогического образования /А.А. Веремьев.- Брянск, 2001

   5.Джибладзе Г.Н. Принцип эстетического воспитания /  Г.Н.Джибладзе.- Тбилиси, 1992.-58с.

    6.Доронова Т.Н. Детям об искусстве / Т.Н. Доронова.– М.: Просвещение, 1999.-40с

   7.Затямина Т. А. Современный урок музыки. 2007, 2008 М «Глобус»

   8.Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2001

    9.Д.Б. Кабалевский [Электронный ресурс] Режим доступа: koncpekt.ru/.../1447-programmy-obscheobrazovatelnyh-uchrezhdeniy-muzyka-1-8-klassy-kabalevskiy-db.htm  программа по музыке Д.Б. Кабалевского

    10.Кондратенко Н.П. От чувств - к знанию / Наталья Кондратенко // Искусство в школе. - 2000. - №4.-С.11-14.

    11.Крупская Н.К. Диалектический подход к изучению отдельных дисциплин / Н.К.Крупская.- М.: Просвещение, 1973.-94с.

    12.Меньшикова Н.А. Музыкальное произведение как средство формирования интереса учащихся к классическому искусству. / Наталья Меньшикова // Музыка в школе.- 2007

  13.Монтессори М. Помоги мне сделать это самому / М.Монтессори.- М.:   Просвещение, 2000.-125с.

  14.Музыка: программа для общеобразовательной школы / сост. Е.О.Яременко.- М.: Дрофа, 2001.-228с.

   15.Мильграм Л.И., Кондаков А.М. и др. Международный Бакалавриат и российская школа. Нормативно-методическая документация для российских образовательных учреждений. — М., 1997

  16.Незайкинский Е.П. Логика музыкальной композиции / Е.П.Незайкинский. – М.: Музыка, 2002.–248с.

  17.Неменский  Б.М. [Электронный ресурс] Режим доступа: nsportal.ruШколаИзобразительное искусство…-po-izo-bm-nemenskii

 18..Приказ Минобразования России от 30 августа 2010 г.   N 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»» [Электронный ресурс]. - Режим доступа к ст.: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/m889.htm

19.Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г.   № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год». Федеральный перечень учебников на 2011-2012 учебный год [Электронный ресурс]. - Режим доступа к ст.: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/m2080.html

20.Прилуцкая Н.В. Формирование у школьников интереса к музыке. / Наталья Прилуцкая // Музыка в школе. – 2007.- № 4.-С.28-34

21.Примерные программы по учебным предметам: Искусство 5-9 классы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа к ст.: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2755

22.Селиванов Н.Л., Селиванова Т.В. Мастерские Будущего. Опыты построения образовательных моделей на основе современных художественных практик в Москве. // Педагогика искусства: сетевой журн. 2011, №3. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.art-education.ru/AE-magazine, дата обращения 29.10.2011)

23.Соколова Ю.Н. Интеграция предметов художественно- эстетического цикла в современной школе как педагогическая проблема // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id...

24.Ступницкая М.А. Проектная деятельность как средство повышения учебного мотива и развития информационных и коммуникативных навыков учащихся / Материалы городской научно-практической конференции «Комплексный подход к сохранению и укреплению здоровья школьников». М., 2004

25.Толстой А.Н. Книга для детей / А.Н.Толстой. – М.: Просвещение, 1982.-187с.

26.Торшилова Е.Г. Воспитание художественного вкуса при восприятии произведений искусства / Елена Торшилова // Искусство и образование. – 2002г

27.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010 – 32 с. – (Стандарты второго поколения)

28.Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. - Режим доступа к ст.: http://www.standart.edu.ru/

29.Чернявская М.С. История и современность. / Марина Чернявская // Искусство и образование.- 2005

30.Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические произведения: в 2 т./ Н.Г.Чернышевский. – М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1953.- Т.2.- С.267.

31.Шацкая В.Н. Музыкальное и эстетическое воспитание детей и подростков М.: Просвещение, 1975