Дети и творчество
Творчество напрямую связано с воображением, казалось бы, все дети по своей природе фантазеры и выдумщики и для них не должно составлять труда удивлять нас, взрослых своими творческими идеями. Но … откуда у детей эти сомнения и нерешительность при рисовании? Почему для себя дети рисуют, а для нас, часто, не решаются. Может мы предъявляем им завышенные требования?
Отчасти, да. Дети и взрослые по разному воспринимают объекты, изображенные на плоскости, чем более реалистично изображение, тем меньше доверия тому, что это рисунок, а не фотография. Дети легко соглашаются с условностью в изображении. Вот почему нам так легко приучить малышей к рисованию елок – треугольников, деревьев – морковок, бабочек, цветочков. Меня всегда удивляло, когда в детский мозг врезается эта картина - внизу полоска земли, вверху полоска неба, между ними домик или пара деревьев. Ужасно сложно отучить от этого восприятия. Уважаемые взрослые, как надо смотреть, чтобы увидеть всего полоску земли?! Проблема в том, что дети, особенно девочки, хотят, чтобы было красиво, а не правильно. Я не люблю раскрасок, рисования по номерам именно по этой причине – в итоге красиво, но решение не правильное. Сразу оговорюсь, раскраски предназначены не столько для творчества, сколько для формирования навыков владения карандашом (фломастером, кистью) и в этом качестве они даже необходимы. Ребенок учится правильному нажиму, аккуратности, но он не научится рисовать самостоятельно. Рисование по номерам может оправдать себя только в том случае, если взрослый будет объяснять ребенку: ПОЧЕМУ изображение разбито на разноцветные пятна, откуда в синем море присутствует желтый, красный, зеленый и т.д., как в итоге получается целостная картина и т.п.
Возвращаемся к воображению. Дети, действительно фантазеры и надо дать им возможность выражать свои фантазии доступным им способом. Не критиковать и НЕ СОМНЕВАТЬСЯ В ИХ СПОСОБНОСТЯХ. Классический пример: лист бумаги зачерчен, ничего не разобрать, а зайчик, оказывается, в траве. Самое главное, чтобы дети не боялись рисовать и имели возможность творить – сломали игрушку, пусть соберут из деталей композицию и приклеят на картонную основу. Разбирая ранец по окончании первого учебного года, мой сын соорудил из счетных палочек колодец и залил эту конструкцию клеем. Главное, ему это интересно, а счетные палочки нам больше не понадобятся.
Пусть сминают бумагу, затем разворачивают, анализируют, что с ней происходит - как плоское превращается в объемное. Пусть режут старые носки и перчатки, мастерят из них кукольные костюмы. Не надо ограничивать, не надо навязывать свое видение, надо помочь им выразить свое, не спугнуть. В итоге, не будут бояться, полюбят и научатся творчески выражаться. Запомните, шаблоны навязать легко, от них очень сложно отойти. Поэтому я очень приветствую, когда ребенок рисует по своему, не так как показано на образце. Дети все талантливы. Да у них нет умений, но это всего лишь инструмент, который дает возможность воображению выйти наружу, а мы в свою очередь обязаны снабдить ребенка этим инструментом – научить владеть своими руками. Думаете, если ребенок сам научился ходить и говорить, то и рисовать сам начнет? Для этого надо погрузить ребенка в среду, рисующих и творящих детей и взрослых!