Профессиональные компетенции педагога

Виноградова Наталья Владимировна

Какими должны быть и что означают профессиональные компетенции педагога?

Перечислим основные профессиональные компетенции и снабдим их краткой характеристикой:

1. Компетентность в области личностных качеств - отражение выраженности у педагога определенных характеристик, описывающих его как специалиста, способного эффективно справляться с педагогической  деятельностью.

1.1. Эмпатийность и социорефлексия.

1.2. Самоорганизованность

1.3. Общая культура,  уровень интеллигентности

2. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности - отражение качества реализации педагогом каждого из этапов процесса целеполагания. Компетентность педагога в целеполагании является одной из основных, обеспечивающих успешность всей педагогической деятельности, поскольку цель, как  идеальное представление будущего результата деятельности, определяет характер и способы действий человека.

2.1. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся (воспитанников).

2.2. Умение перевести тему занятия в педагогическую задачу.

2.3. Умение вовлечь обучающихся (воспитанников) в процесс формулирования целей и задач.

3. Компетентность в области мотивирования обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности - отражение качества реализации педагогом такой задачи как формирование мотивации детей на образовательную деятельность. Профессиональный стандарт педагогической деятельности определяет эту задачу как одну из важнейших для педагога. Любая деятельность окажется малоэффективной или вообще неэффективной, если у человека не будет заинтересованности в ее реализации.  

3.1. Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной (воспитательной) деятельности.

3.2. Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся (воспитанников).

3.3. Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся (воспитанников).

4. Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности - отражеие теоретической и методической грамотности педагога, свободное владение предметом, объем знаний о профессиональной деятельности, которым он владеет, умение получать, обрабатывать и представлять профессионально необходимую информацию, знание условий педагогической ситуации, особенностей обучающихся, особенностей взаимоотношения педагога и учеников (воспитанников).

4.1. Компетентность в методах преподавания.

4.2. Компетентность в предмете преподавания.

4.3. Компетентность в субъективных условиях педагогической деятельности,   знание учеников и учебных коллективов.

4.4. Компетентность в области разработки программы, методических, дидактических материалов и принятии педагогических решений.

К другим полезным записям в блоге >>