Из опыта работы Психологические акции как условие гармонизации детско-родительских отношений

Лаптева Жанна Владимировна

Что такое технология? Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и комплекс форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств.

Автором данной технологии является психолог, кандидат педагогических и психологических наук, Марина Ростиславовна Битянова.

Психологические акции – это вид психолого-педагогического сопровождения в игровой форме. Она представляет собой игровую среду, которая на определенное время создается в пространстве детского сада, параллели, группы объединяя всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.

 Анализируя взаимоотношения между взрослыми и детьми, была определена проблема. Проблема заключалась в том, что в настоящее время члены семьи все меньше времени проводят друг с другом. Недостаточное и неполноценное общение ребенка с родителями, отсутствие совместных игр и занятий не только ограничивают возможности развития ребенка, но и ставят его здоровье на грань психоэмоционального напряжения.

Федеральный государственный образовательный стандарт диктует преобразование и предъявляет новые требования к семье, взрослым. Ведь какие условия создаст, взрослый для развития ребёнка, такие и качества личности сформируются в нём.

Возникает уникальная возможность презентовать работу психологической службы детского сада для всех участников образовательного процесса (детей, педагогов, сотрудников, родителей) как целостную, логически выстроенную систему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedchteniya_detsko-roditelskie_otnosheniya.pptx2.83 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 «Росинка» г. Краснокаменск Забайкальский край Лаптева Жанна Владимировна педагог – психолог I квалификационная категория дети педагоги родители

Слайд 2

Психолого – педагогическая технология «Связанные одной целью» : психологические акции как условие гармонизации детско-родительских отношений

Слайд 3

«Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям». В. Ф. Одоевский Технология -совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Педагогическая технология… Автором данной технологии является психолог, кандидат педагогических наук, Марина Ростиславовна Битянова . Психологические акции – это вид психологической работы в игровой форме. Она представляет собой игровую среду, которая на определенное время создается в пространстве детского сада, параллели, группы.

Слайд 4

Контингент участников (целевые группы): Сотрудники и воспитанники МАДОУ детский сад № 9 «Росинка», родители воспитанников (лица их заменяющие). Целевые группы Их интересы Дети от 3 до 7 лет Наличие интереса в разных видах детской деятельности, к изучению взаимоотношений между людьми, проявление желания действовать самостоятельно. Родители Укрепление детско-родительских отношений, активные участники образовательного процесса, желание взаимодействовать, повышение родительской компетентности в вопросах развития детей Педагоги Желание самообразовываться, повышение психолого-педагогической компетентности Возможные сложности при использовании образовательного продукта: Риски (трудности) Пути их преодоления недостаточная компетентность и отсутствие мотивации некоторых педагогов обучение (совместное составление игровых комплексов, практических модулей для детей, игровых заданий - упражнений, загадок, картинок и др.), разработка игровых картотек, мастер-классы, консультирование, отзывы, отчёты недостаточно времени, родительское безразличие посещение родительских университетов, подбор приемлемых форм работы, вовлечение родителей в игровой процесс, информация на сайте ДОУ, отзывы

Слайд 5

Проблема Загруженность взрослых бытовыми проблемами; Взрослые и дети мало общаются друг с другом; О тсутствие совместных игр; Взрослые и дети находятся в психоэмоциональном напряжении. Актуальность Ответственность за воспитание детей несут родители, а другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Новизна Комплексный подход к процессу проведения.

Слайд 6

Темы акций: «Доброе сердечко»; «Разноцветный мир детства»; «Арт-минутки для настроения»; «Тропинками добра»; «Просто так»; «Копилка добрых дел»; «Мой любимый детский сад, я люблю тебя»; «Корабль детства»; «Письмо другу»; «Обратите внимание. Детство!»; «Мои питомцы»; «Голубь мира»; «День победы»; «Подарю улыбку» и другие.

Слайд 7

Практическая значимость Уникальная возможность презентовать работу психологической службы детского сада для всех участников образовательного процесса (детей, педагогов, сотрудников, родителей) как целостную, логически выстроенную систему. Психолого-педагогическая технология строится на основе системно-деятельностного подхода, прослеживается структура согласно требованиям ФГОС ДО.

Слайд 8

Концептуальная часть (Концептуальные идеи) е динство в работе ДОУ и семьи по воспитанию детей; взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями; использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их взаимосвязи; индивидуальные и групповые формы работы с родителями. К. Д. Ушинский, Н.К. Крупская, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский Т.Н. Доронова , Т. А. Маркова, Е. П. Арнаутова А.В. Козлова, Е.П. Арнаутова Е.П . Арнаутова , Т. Н. Доронова , О.В. Солодянкина Т.А. Маркова, Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, Л.В. Загик ( К лючевые подходы ) Открытости Психологическая акция основана на соблюдении принципов Диалогичности Рефлексивности

Слайд 9

Содержательная часть (назначение) Н азначение психологической акции состоит: в создании общности детей и взрослых; в умении распознавать, определять и корректировать эмоциональное состояние своё и других людей, выбирать адекватные стратегии для поддержки друг друга; в совершенствовании навыков и культуры общения; в создании эмоционального настроя (позитивного, делового); в развитии речи и коммуникативных умений: высказывать суждения, аргументировать свои идеи, отстаивать свою точку зрения; в развитии способностей выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, распределять роли и обязанности, то есть, в целом, в развитии у детей ключевых компетентностей, а у родителей и педагогов умения взаимодействовать ради достижения единой цели в воспитании детей. П сихологическая акция предназначена для того, чтобы обеспечить возможность позитивного развития детей, для формирования навыков понимания себя и других, согласования целенаправленной деятельности всех и каждого в отдельности. Широкое понимание Узкое назначение

Слайд 10

Процессуальная часть Психолого-педагогическая технология насыщена оригинальными приёмами, которые поднимают позитивный настрой и настроение, появляется стимул участника (педагоги, дети, родители), сплачивает коллектив, объединяет семью и детский сад Пошаговое применение (алгоритм) Накопления ребёнка (опыт) Получает информацию опираясь на свой накопленный опыт; Задаёт уточняющие вопросы; Делает выводы из полученной информации; Выбирает способы реализации для достижения результата; Использует полученную информацию в решении жизненных ситуаций.

Слайд 11

Ожидаемые результаты применения психолого – педагогических акций в воспитательно – образовательном процессе ДОУ: Повышение интереса всех участников проекта к совместной деятельности, формирование коллектива единомышленников. Налаживание эмоциональных контактов в семьях воспитанников ДОУ. Обновление содержания психолого-педагогического сопровождения воспитательно -образовательной работы с детьми, педагогами, родителями.

Слайд 12

Продуктивная составляющая психолого – педагогических акций Дети - Выставка творческих работ: «Радуга настроения», «Часики эмоций», «Комплимент для мамы», «Мир взрослых, глазами детей» и др. - Фотовыставка «Я и моя семья», театрализованные представления « Заюшкина избушка», «Приключения Колобка» и др. - Совместное творчество с родителями: «Веселая страна», «Моё солнышко» и др. - Копилки стихотворений « Книжкин дом». - Сборники мультфильмов «В стране мультипультии ». Педагоги - Разработка буклетов , памяток, шпаргалок для педагогов и родителей «Профилактика эмоционального выгорания», «Играем вместе с детьми» и др. - Методическая копилка, пакет рекомендаций: «Мир детства проживаем вместе». - Публикации по темам проектной деятельности «Все обо всём». - Сайт детского сада, наличие персональных сайтов педагогов «Интересные события». - Оформление электронных книжек, информационных сборников и журналов, медиотеки . Сундучок – копилка «Игровые пособия ». Родители - Интерактивная гостиная для родителей «В мире детства». - Участие взрослых и детей в конкурсном движении, совместные публикации. - Серия мини-сборников «Связанные одной целью». - Регистрация на сайте ДОУ, обратная связь. - Родительский журнал «Я и мой ребёнок». - Презентация детско-родительских достижений «Наша семья едина ».

Слайд 13

Участники Система оценки Способы оценки Планируемые результаты педагоги Творческий потенциал педагогов, рост профессиональной компетентности, снижение риска проф. выгорания; количество и качество проведенных педагогами мероприятий, психолого-педагогические копилки методических разработок мероприятий. (приложение 1) Анкета: Уровень оценки инновационной деятельности педагогов Активное участие субъектов воспитательно -образовательного процесса в запланированных психологических мероприятиях (участие в конкурсах, выставках; представление своих работ, продуктов творческой деятельности; количество и качество проведенных педагогами мероприятий; качество методических разработок). дети Психо -эмоциональное состояние дошкольников (исследования внутрисемейных отношений детей старших групп (приложение 2). Исследования внутрисемейных отношений детей старших групп (тест «Рисунок семьи»; Р. Бернс, С. Кауфман) дети 5-7 лет Положительная динамика развития социальной адаптированности э моционально-личностной сферы воспитанников родители Включенность родителей в проектную деятельность (приложение 3) Наблюдение (сравнительный анализ): Включенность родителей в проектную деятельность Смена стиля взаимодействия «педагог-ребенок- родитель». Повышение уровня заинтересованности у педагогов и родителей. Мониторинг

Слайд 14

1. Мониторинг профессионального мастерства педагогов педагоги, участвуя в инновационной деятельности повышают свой профессионализм и мастерство. 2. Сравнительный анализ: Включенность родителей в проектную деятельность (наблюдение по степени участия) у родителей возник стойкий интерес к организации инновационной деятельности в ДОУ, следовательно, между родителями и дошкольным учреждением укрепились прочные партнерские отношения. 3. Результаты исследования внутрисемейных отношений детей старших групп (тест «Рисунок семьи»; Р. Бернс, С. Кауфман) дети 5-7 лет отмечается положительная динамика в отношениях взрослых и детей, укрепляются детско-родительские отношения.

Слайд 15

Вывод: Таким образом, использование в работе психологических акций способствует повышению уровня психологической и коммуникативной культуры, сохранению и укреплению психологического здоровья, самореализации всех участников образовательного процесса. Совместная работа заряжает всех эмоциональностью, создает атмосферу дружбы, взаимопонимания, поддержки, вселяет веру в успех, помогает раскрыть индивидуальность и неповторимость каждого. В ходе цикла мероприятий: у педагогов повысилась психолого-педагогическая компетентность, родители стали более заинтересованными, дети стали более инициативными.

Слайд 16

Литература: 1.Выготский , Л.С. Вопросы детской психологии. – М . :Просвещение, 1984 – 319 с. Ежеквартальный научно-практический журнал. Психолог в детском саду, № 4-Обнинск, 2005. 2.Евдокимова Е. С. Технология проектирования –М.: ТЦ Сфера 2006.-с..64 3.Журнал «Справочник педагога- психолога» №2, 2012 стр. 4 4.Журнал «Ребенок в детском саду» № 5, 2010. «Неделя психологии в детском саду». Пазылова Е. С. 5.Кряжева , Н.Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст]/. - Ярославль: Академия развития, 1996. – 201 с. 6.Куликов Л.В. Мозаика радости. Советы психолога на каждый день. СПб.: Питер пресс, 1997, 416 с. 7.Майер А. А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие. –М.: ТЦ Сфера, 2008 8.Минаева , В.М. Развитие эмоций дошкольников [Текст]/ Занятия. Игры. -М.: Владос , 2001.- 204с. 9.Сизанов А. Тесты и психологические игры. Ваш психологический портрет. М.: АСТ, 2008. – 576 с. 10.Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. «Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников. -7-е изд. – М.Генезис , 2014 г. -176 с. 11.Шмидт , В.Р. Психологическая помощь родителям и детям [Текст]/ Тренинговые программы .- М.: Детство-Пресс, 2007. – 268 с. Интернет-ресурсы: http://psyhelp.rodim.ru/ Интернет-ресурсы: http://festival.1september.ru/articles/581059/ Ключевые понятия: И нновации, психологическая акция, педагогическое мастерство, показатели, продукт деятельности, результативность (ожидаемые результаты) , мотивация, критерии, качество, инициативность, самостоятельность, взаимодействие, педагогическая и родительская компетентность.

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ