РЕЦЕНЗИЯ на издание «Уничтожь меня!» К.Смит

Степанова Татьяна Игоревна

РЕЦЕНЗИЯ

на издание «Уничтожь меня!» К.Смит

Скачать:


Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Департамент образования

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 87 имени Л.И.Новиковой»

РЕЦЕНЗИЯ

на издание «Уничтожь меня!» К.Смит

К.Смит «Уничтожь меня!»: Уникальный блокнот для творческих людей; перевод с английского А.А.Горбатовой. – Москва; издательство «Э», 2017.

Книга оформлена в чёрно-белых тонах за исключением обложки, которая, в свою очередь, имеет более привлекательный для подростков и младших школьников вид: элементы граффити, имитация рукописных надписей, рисунки, блестящая окраска.

Все представленные в блокноте задания условно можно разделить на 4 группы по направлениям воздействия на ребёнка.

  1. Задания, судя по аннотации к блокноту, призванные развивать у ребёнка креативность и творчество. Это задания типа: «Рисуй каракули», «Закрась всю страницу», «Изрисуй кругами всю страницу», «Сделай цепочку из бумаги». В инструкции к работе с дневником отмечено, что его задания могут быть интерпретированы как угодно, что, видимо, подразумевает выполнение вышеуказанных заданий с изрядной долей воображения. Однако, данные задания являются чересчур примитивными для возрастного ограничения, указанного в книге – «12+» и вряд ли поспособствуют развитию творческих способностей ребёнка. Кроме того, необходимо отметить, что задания такого типа являются слишком простыми и для более младшего возраста.
  2. Задания, противоречащие элементарным санитарно-гигиеническим нормам:  «Пожуй эту страницу», «Съешь цветную конфету и оближи эту страницу», «Засыпь страницу компостом», «Измажь страницу грязью», «Протри этой страницей грязную машину» и т.п. Исходя из того, что по инструкции ребёнок должен носить данный блокнот с собой постоянно, можно представить, сколько ещё предметов его пользования окажутся в том же состоянии, что и дневник.
  3. Задания психологически депрессивного, агрессивного, саморазрушительного содержания. К таким можно отнести следующие: «Сломай корешок книги», «Продырявь страницу карандашом», «Поскреби чем-нибудь острым», «Привяжи ниточку к корешку блокнота, раскрути блокнот, пусть бьётся о стены», «Нарисуй что-то отвратительное: умирающих птиц, плесень, экскременты, мёртвых животных и прочую гадость», «Собери здесь мёртвых жучков», «Сделай с этим блокнотом что-то внезапное и разрушительное», «Нарисуй что-нибудь, используя в качестве кисти локон (или несколько прядей) своих волос», «Прикрепи сюда свою самую ненавистную фотографию, разорви страницу!», «Смирись с потерей» и т.п. Основная масса таких заданий представлена на страницах чёрного цвета, что также может способствовать развитию удручающего, депрессивного настроения. Кроме того, эти задания перемежаются всеми остальными, что создаёт у ребёнка неверное впечатление о том, что если делать такие вещи понемногу, по чуть-чуть, то это нормально. Однако, может сложиться накопительный эффект, выработка привычки, ведущей к созданию опасного мнения о том, что эти действия в принципе являются нормальными, повседневными, не наносящими никакого урона. Последствия такого эффекта могут привести к нарастающей агрессивности как в отношении внешних объектов (предметов, людей, животных), так и в отношении самого себя (самоповреждения, психологическое саморазрушение, глубокая депрессия и т.п.). Ребёнок может испытывать психологическое облегчение от таких действий, снимается напряжение, становится лучше, но это временно. В последствии он вынужден идти все дальше и совершать все более деструктивные вещи. Потом им можно будет легко манипулировать — предлагать делать все, что угодно (точно так же, как в группах смерти). Это расширение границ деструктивного поведения.
  4. Задания, представляющие прямую угрозу здоровью и жизни ребёнка: «Спусти эту страницу на воду», «Скати блокнот с высокого холма». Исходя из упомянутой выше инструкции о свободной интерпретации заданий, возможно предположить, что и данные задания могут быть истолкованы ребёнком по разному: от отправки блокнота в наполненную водой ванну до попытки выбросить его в реку; от возможности сбросить блокнот с высоты детского стула до реализации этого задания с высоты крутого обрыва. Кроме того, можно выразить сомнение в том, что в данном случае ребёнку составит компанию взрослый, что значительно увеличит возможность несчастного случая.

Нельзя не отметить и ещё один момент, имеющийся в данном блокноте.

Все задания в нём напечатаны довольно крупным шрифтом, имитирующим записи, сделанные рукой. Однако на одной из страниц можно увидеть весьма объёмный текст, отпечатанный мелким типографским шрифтом. Данный факт, несомненно, привлечёт внимание, и ребёнок обязательно прочтёт содержимое текста, несмотря на то, что в первых же строках его весьма настойчиво призывают этого не делать (что уже само по себе создает обратный эффект – желание прочитать). Вместе с тем, содержание текста, мягко говоря, спорно. Так, в одном из абзацев имеется следующая фраза: «Эта могла быть первая книга в твоей жизни, которую ты, не удержавшись, замарал ручкой, когда увидел каракули предыдущего владельца. Это была и твоя книга. Книги созданы для того, чтобы в них рисовать, это одно из их предназначений. Тебя нельзя за это осуждать. Такие скучные вещи, как книги, заслужили всё то, что с ними происходит». Вряд ли этот момент поспособствует развитию отношения к книге, как к источнику знания. Не говоря уже о развитии креативности и творчества.

Подводя итог, можно отметить элементарное противоречие позиции автора о том, что эта книга должна помочь детям развить воображение посредством разрушительных действий, самому понятию творчества: творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности, создание чего-то нового, ценного не только для одного человека, но и для других, творчество – это созидание, а не разрушение.

Педагог-психолог Степанова Т.И.

11.12.2017