Коммуникативные навыки в профессиональной деятельности современного педагога

Виноградова Наталья Владимировна

Стили педагогического общения.

Стиль общения непосредственно влияет на атмосферу эмоционального благополучия в коллективе, которая, в свою очередь, во многом определяет результативность учебно-воспитательной деятельности. Наиболее плодотворный процесс воспитания и обучения обеспечивается именно надежно выстроенной системой взаимоотношений. 

 
Чтобы выработанный индивидуальный стиль общения был продуктивным нужно не забывать о том, как реализуется логика общения, подсказанная в свое время Антоном Семеновичем Макаренко: я не столько педагог, сколько старший, который руководит жизнью своих воспитанников при их же участии. Такой подход, естественно, предполагает дружественное общение педагога с воспитанниками на основе увлеченности совместной деятельностью. 
 

Культура общения педагога.

Восприятие и понимание речи педагога учащимися связаны с процессом учебного слушания, на которое, по подсчетам ученых, приходится приблизительно 25-50% учебного времени. Поэтому качество освоения учебного материала зависит от совершенства речи педагога. Обучаемые очень чутки к речевым особенностям учителя.
 
Исходным моментом любого действия является речевая ситуация, т.е. такое стечение обстоятельств, которое побуждает педагога к высказыванию, например, необходимость ответить на вопрос, объяснить материал и т.п. Во всех этих ситуациях воспитанники ожидают от педагога грамотной и выразительной речи, обладающей необходимой силой звучания.
 
Помимо главных характеристик вербального общения педагогу необходимо обратить внимания на такие детали как: правильность речи, ясность речи, чистота речи, выразительность речи, богатство речи, эмоциональность речи.
 
Подробнее в вебинаре >> рассмотрены вербальная и невербальная культура общения педагога, мимика и пластика педагога как инструмент воздействия, общение и стратегии общения как средство педагогического воздействия.