"Я - учитель" - эссе на муниципальный тур конкурса "Учитель года 2019"

В.Н. Данилов          Эссе – «Я – учитель»

«Учитель – это состояние души…»

Ключевые моменты жизни – определившие моё призвание:

- воспитание в семье учителей. Папа – Данилов Николай Пудович - филолог, художник, участник Великой Отечественной войны, мама – Савенкова Мария Константиновна – математик (в свои 93 года – до сих пор «тестирует» правнуков на знание математики). Все острые переживания родителей были связаны со школой и учениками, поэтому актуальность   школьных проблем прочно вошла и в моё сознание;

 

- любовь к родному краю, которая сформировалась в результате общения с природой (сенокос, сбор ягод и грибов, рыбалка) под руководством моего отца;

-  активная жизненная позиция в школе - туристические походы и слёты с 6 класса, школьная «Зарница», капитаном которой я был с 8 по 10 класс,     определили мою специализацию – география и краеведение. В 16 лет я сказал: «Буду учителем!». «С материальной точки зрения – неблагодарная профессия, по себе знаю, иди в экономисты…» - изрёк отец. Убедил. Поэтому поступил я в экономический институт. Но и тут мои географические знания не отпускали меня.  Вступительный экзамен по географии сдавал профессору Воскресенскому (автор «Географии Саратовской области») и кандидату географических наук доценту Селиверстову. Успешно показал, что требовалось, на географических картах, ответил на 28 вопросов (девчонки посчитали), а на последний вопрос «Откуда ГДР получает нефть?» чеканным голосом ответил: «Германская Демократическая республика получает нефть из Советского Союза по нефтепроводу «Дружба», 12 тонн в минуту…» Воскресенский был изумлён: «Про 12 тонн я не знал – это точно?» -  и с улыбкой на лице написал в экзаменационном листе «отлично».

После окончания экономического института год проработал главным экономистом колхоза. Понял – это «не моё».  Душа звала в школу… Так я стал учителем географии. Через несколько лет поступил на заочное отделение географического факультета СГУ и на защите моей дипломной работы по теме: «Экология Ртищевского района» профессор Воскресенский вспомнил забавный эпизод про «12 тонн в минуту»…

       За годы работы учителем, а это 35 лет, успел побывать и участником, и капитаном на районных и областных туристических слётах, и даже руководителем районной команды педагогов на Областном учительском туристическом слёте.   

        Моя любовь к профессии выражается через любовь к детям. Именно ДЕТИ являются главным источником моего вдохновения, моих сил, а слова благодарности от детей –эквивалент  моей зарплаты.

      А ещё, я всю жизнь чту и помню своих дорогих учителей и преподавателей!

Роль туризма, краеведения и моей поисковой группы «Каскад».

В туристических походах и краеведческих экспедициях учитель и ученики – единомышленники, коллективно решающие поставленные задачи. Единомышленники, идущие по земле или плывущие по реке, организующие биваки, сидящие у костра с ухой, печёной картошкой и ароматным чаем, исследующие родную природу, памятники далёкого прошлого и любующиеся восходами и закатами. В этой особой «атмосфере» руководитель поражает своих подопечных умением разжечь костёр одной спичкой, выбором места для бивака и профессиональной постановки палатки и ещё множеством отточенных навыков обитания в естественной природной среде. Они сами очень хотят всему этому научиться – таким образом руководитель становится для детей уважаемым и непререкаемым авторитетом, старшим товарищем по путешествию в «страну» знаний и наставником в приобретении желаемых навыков. Такое отношение детей к учителю сохраняется и на его уроках, и к нему после окончания школы. Это признание автоматически передаётся ко всем обучающимся и даже начальные классы (уроки у которых я не веду) смотрят на меня по-особому, здороваются по-особому – мечтают пойти со мной в поход или поехать в краеведческую экспедицию. Проблем с учебной дисциплиной на уроках у меня практически не бывает…

Главное - коллективизм и единомыслие, выработанные в походах и экспедициях, очень благотворно влияют на процесс познания в урочной деятельности обучающихся.

Об ЕГЭ

К ЕГЭ моё отношение однозначно – это единственный шанс в настоящее время «талантам» из малообеспеченных семей поступить в ВУЗы на бюджетные отделения – это огромный «плюс» для одарённых ребят! А о «минусах» можно философствовать бесконечно…

О ФГОС

 В советской школе прообразом ФГОС являлась «Самостоятельная работа с ИГИ (источниками географической информации)». Познавательный результат и в условиях ФГОС зависит от следующих факторов:

Первый - желание обучающихся познать, приобрести навыки (стимуляция);

Второй - правильная (целенаправленная) организация познавательного процесса (роль учителя) или выбор алгоритма действий для обучающихся;

Третий - наличие и полнота ИГИ (источников географической информации).

Первый и особенно второй факторы в большей степени зависят от учителя – от применяемых им методик, форм урока, умения создать необходимый психологический настрой обучающихся и прочего.

По третьему фактору ФГОС подразумевает в качестве ИГИ учебник, атлас, диск с географической информацией, электронный учебник и интернет ресурсы. Замысел ПРЕКРАСЕН, а вот ИСПОЛНЕНИЕ ЗАМЫСЛА?! В идеале перед каждым учеником должен стоять компьютер с нормальным по скорости интернетом и диском к учебнику. Учебники есть, диски к учебникам во многих школах отсутствуют, компьютерами на 100% необходимости обеспечены только элитные школы, а с интернетом (особенно в сельских школах) – беда!

Кто-нибудь считал количество ссылок в учебниках по географии? До 70% географической информации обучающиеся в условиях ФГОС должны извлекать из дисков и интернет ресурсов – как наши дети могут извлечь информацию без интернета?! Считаю, что это сейчас самая больная проблема реализации ФГОС и всего нашего образования!

О современном поколении обучающихся

Принято говорить о нынешних детях: «Они не такие, как мы».

Они и не должны быть такими как мы – они дети XXI века. Они мало читают – надо понять – у них есть интернет. Они воспитаны немного по-другому – надо понять – их родители переживают катаклизмы современного мира и выживают в неимоверных условиях. Однако современное поколение детей безусловно (и закономерно в условиях НТР) более КРЕАТИВНО: в младенчестве раньше начинают говорить; читать и писать большинство из них умеет уже к 4-5 годам; быстро осваивают компьютерные игры; в первых классах «засыпают» учителя познавательными вопросами. Затем тяга к познанию заметно снижается. Так получается потому, что большую часть своих духовных сил и времени учитель предметник отдаёт более «слабой» части класса – «вытягивает» их на стандарт образования. Более креативная часть класса успешно осваивает стандарт и избыток своей потребности в информации реализует в социальных сетях. Мои ученики этот избыток реализуют в исследовательской деятельности, создании творческих работ, участии в различных конкурсах. Дети у нас замечательные!

В заключение

В последние два десятилетия школьное образование в России претерпело множество изменений и реформ. Современная школа в наше время более или менее компьютеризирована, в большей или меньшей степени оснащена всем необходимым для выполнения своих основных функций - обучения и воспитания подрастающего поколения. Однако всесторонний анализ образованности и воспитанности выпускников современной школы выявляет тенденцию к снижению уровня данных критериев!

 О данной проблеме пишут в средствах массовой информации, "бьют тревогу" преподаватели университетов, институтов и техникумов, об этом говорят политики и президент. Считаю, что основными причинами данной проблемы являются:

-  "нечитабельность" молодого поколения. Только книга и рассказ в необходимой степени формируют воображение ребёнка. Без воображения ребёнок испытывает затруднения в усвоении информации;

-  "реформаторская" загруженность педагогов огромной массой бумаг, не имеющих к качеству профессиональной деятельности никакого отношения;

-   отсутствие чёткой системы последовательности в школьном образовании. Так во многих школах ведутся уроки экономики и дети, поступившие в ВУЗы "изучают" её повторно по тем же учебникам. Из школьных программ убрали черчение и дети, поступившие в технические ВУЗы, испытывают колоссальные затруднения при выполнении технических проектов;

- слабая обеспеченность материально-технической базой большинства школ Российской Федерации;

- проблем очень много – все не перечесть. Кто-нибудь считал, сколько школам надо средств, чтобы обеспечить хотя бы дешёвыми антивирусными программами все школьные компьютеры? Кто-нибудь проводил сравнительный анализ объёма и качества информации, которую обучаемые «черпают» из интернета со своих телефонов и получают на уроках со стареньких школьных компьютеров, если в школе есть интернет. Уверен, что сравнение будет не в нашу пользу… Последствия, зачастую трагические, всем известны.

    Средний возраст российского учителя с каждым годом стремительно повышается - не желает молодёжь работать за такую зарплату. Со временем, в рамках Указа президента РФ В.В. Путина о начале десятилетия детства в России, ситуация, наверное, должна измениться. От нас, коллеги, очень многое зависит.

Именно в грядущее десятилетие мы обязаны создать "прочный фундамент" для этих изменений - вырастить целое поколение, объективно и трезво оценивающее реальную российскую действительность...