Главные вкладки

    Аттестация педагогов – 2019. Доработанная модель на основе ЕФОМ. Краткий обзор

    В 2019 году продолжится работа над совершенствованием новой модели аттестации педагогов. По всей вероятности, аттестация на основе ЕФОМ сначала будет проведена для учителей, а затем коснётся и воспитателей ДОУ. Принцип останется тот же, отличие будет лишь в тематике вопросов. Аналогично тому, как сначала ввели ЕГЭ только для 11 класса, затем ОГЭ для 9 класса, теперь ввели ВПР (всероссийские проверочные работы) для всех классов основной школы.

    Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти устанавливается обязательный на всей территории РФ единый федеральный минимум баллов, подтверждающий успешное прохождение учителем оценки квалификации.

    ЕФОМ (единые федеральные оценочные материалы) включают в себя:

    1. Предметные компетенции (выполнение диагностической работы по предмету).

    2. Методические компетенции.

    3. Психолого-педагогические компетенции (оценка индивидуализации обучения, оценка формирования универсальных учебных действий обучающихся).

    4. Коммуникативные компетенции (оценка воспитательных аспектов педагогической деятельности, оценка создания мотивирующей образовательной среды).

    Периодичность аттестации

    1. Первичная аттестация «Вход в профессию» (профессиональный экзамен) – обязательная аттестация. Для лиц, претендующих на занятие должности учителя из числа выпускников педагогических специальностей, лиц, имеющих среднее профессиональное образование или высшее образование, не имеющих стажа работы в должности учителя, а также не имеющих стажа работы в должности учителя в предшествующие пять лет.

    2. Соответствие занимаемой должности УЧИТЕЛЬ – обязательная аттестация, проходит один раз в пять лет. Результаты этой аттестации действительны в случае перехода учителя на работу в другую образовательную организацию, в том числе на территории другого субъекта РФ.

    3. Аттестация учителей на первую и высшую категорию проводится по их желанию. Эти квалификационные категории устанавливаются сроком на пять лет.

    Порядок проведения аттестации

    1. Первичная аттестация «Вход в профессию» (профессиональный экзамен) - обязательно

    Проводится с использованием единого национального портала (единой информационной системы) в целях проверки соответствия квалификации претендента по четырем направлениям:

    • предметные компетенции;
    • методические компетенции;
    • психолого-педагогические компетенции;
    • коммуникативные компетенции.

    Если вы успешно прошли первичную аттестацию, то вам выдадут сертификат с результатами прохождения, выраженными в баллах.

    При неудовлетворительном прохождении – свидетельство.

    В дополнение к сертификату (свидетельству) также выдается заключение с рекомендациями по совершенствованию профессиональной квалификации.

    2. Соответствие занимаемой должности УЧИТЕЛЬ - обязательно

    Учителя, подлежащие аттестации на соответствие занимаемой должности, должны быть ознакомлены с распорядительным актом работодателя о назначении аттестации и графиком ее проведения не позднее, чем за 30 календарных дней до ее проведения.

    Аттестация на соответствие учителя занимаемой должности включает два этапа:

    1 этап: оценка уровня квалификации с использованием единого национального портала (ЕФОМ):

    - предметные компетенции;

    - методические компетенции;

    - психолого-педагогические компетенции;

    - коммуникативные компетенции.

    Результат оценки будет выражен в баллах.

    При успешном прохождении будет выдан сертификат, при неудовлетворительном – свидетельство. В дополнение к сертификату (свидетельству) также выдается заключение с рекомендациями по совершенствованию профессиональной квалификации.

    2 этап: оценка результатов профессиональной деятельности (с учетом её условий), профессиональных и деловых качеств учителя.

    Осуществляется аттестационной комиссией на основе представления непосредственного руководителя учителя, которое должно содержать:

    1) сведения, контекстуализирующие сложность условий профессиональной деятельности учителя;

    2) сведения о динамике образовательных результатов соответствующих обучающихся за последние пять лет;

    3) сведения об индивидуальных достижениях учителя, включающие учет мнения обучающихся и выпускников, окончивших общеобразовательную организацию не ранее, чем за четыре года до проведения аттестации (при наличии таковых).

    Непосредственный руководитель учителя несет ответственность за достоверность сведений, указанных им в представлении (при необходимости к представлению прикладываются подтверждающие документы). Аттестуемый учитель должен быть ознакомлен работодателем с представлением не позднее, чем за 30 календарных дней до проведения аттестации. Аттестуемый учитель вправе представить отзыв на представление, а также предоставить аттестационной комиссии дополнительные сведения о своей квалификации и (или) результатах своей профессиональной деятельности.

    Аттестуемый учитель вправе присутствовать на заседании аттестационной комиссии при обсуждении соответствующего вопроса (голосование по аттестуемому учителю проводится в его отсутствие). Аттестационная комиссия принимает одно из решений:

    - о соответствии квалификации учителя установленным требованиям (соответствии занимаемой должности);

    - о несоответствии квалификации учителя установленным требованиям (несоответствии занимаемой должности).

    Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом. Выписка из протокола в течение трех рабочих дней передается работодателю и аттестуемому учителю. Учителю, признанному соответствующим занимаемой должности, выдается аттестационный лист, в котором указывается фамилия, имя, отчество учителя, занимаемая им должность, дата проведения аттестации и другие сведения (количество баллов в аттестационном листе не указывается).

    Аттестационный лист является документом, подтверждающим соответствие учителя занимаемой должности и срок действия соответствующей аттестации (органы (организации) не вправе требовать от учителя иных документов, подтверждающих его соответствие занимаемой должности). Данные об аттестации подлежат внесению в единый национальный портал (единую информационную систему).

    3. Аттестация на первую и высшую категорию – по желанию

    Проводится по заявлению учителя. Аттестуемый учитель должен быть ознакомлен с распорядительным актом о проведении аттестации не позднее, чем за 30 календарных дней до ее проведения. Проводится такая аттестация аналогично аттестации на соответствие занимаемой должности. Отличие – в уровне сложности заданий ЕФОМ и более высокий балл прохождения.

    Аттестационная комиссия принимает одно из решений:

    - установить первую (высшую) квалификационную категорию;

    - отказать в установлении первой (высшей) квалификационной категории.

    Единая информационная система (в разработке)

    Все данные об аттестации подлежат внесению в единый национальный портал (единую информационную систему). Они являются доступными для участников аттестационных процедур в соответствии с уровнем их допуска к информации.

    На едином национальном портале в открытом доступе будут размещаться типовые ЕФОМ, критерии их оценивания, образцы (демонстрационные версии) решений.

    Доступ к единому национальному порталу (единой информационной системе) осуществляется дифференцированно по следующим группам:

    - учитель, подлежащий аттестации;

    - работодатель;

    - аттестационная комиссия;

    - разработчик ЕФОМ;

    - эксперт;

    - оператор портала.

    Оператором портала, осуществляющим техническое обеспечение его работы, является уполномоченный федеральный орган государственной власти, либо уполномоченное им федеральное государственное учреждение.

    Источник: Доработанная модель аттестации учителей на основе использования ЕФОМ


    Напомним, что апробация не является аттестацией, то есть не имеет социально-трудовых последствий, в том числе не предполагает установления её участникам квалификационных категорий. Объектом исследования в данном случае являются не компетентности учителей, а сами аттестационные процедуры и материалы.

    Согласно приказу Минобрнауки РФ № 703 от 26.07.2017 проведение итоговой апробации («генеральная репетиция») новой модели аттестации на основе ЕФОМ будет проходить с января по июнь 2020 года.

    С июня по ноябрь 2020 года будет проводиться комплексное исследование результатов аттестации на основе ЕФОМ, продолжится работа над созданием базы данных с результатами.

    Декабрь 2020 год – итоговый доклад правительству и президенту РФ.


    Все актуальные новости и изменения по этой теме мы будем публиковать в комментариях к этой статье.


     

     

    Комментарии

    Ативанова Алена Станиславовна

    Сколько будут издеваться над учителями? Бумагами,отчётами загрузили по полной и еще этим ЕФОМом! Такое впечатление,что хотят избавить школу от учителей,чтобы они "Уходили в бизнес" и на смену учителю пришли роботы?! Мне эта идея совсем не нравится! Меня устраивает та система аттестации,которая имеется на сегодняшний день! Аттестовать надо тех,кто вносит такие новшества,пусть сами попробуют,апробируют и отчитаются перед Президентом!

    Мелешко Олеся Геннадьевна

    Абсолютна с вами согласна. Если заполняешь все бумаги - некогда работать, а если не заполняешь что то - то либо не работаешь, либо плохо справляешься со своими обязанностями.
    Новая система аттестации на многих наводит панику. Мне кажется, что и старая система была очень даже хорошая.

    Насырова Галия Гелемхатовна

    Скоро учителей не останется в школе. Молодых учителей очень редко. Опытные уйдут на пенсию. Кого будут аттестовать.

    Насырова Галия Гелемхатовна

    Раньше работали с детьми, сейчас работаем бумагами.

    Тимофеева Анастасия Валерьевна

    Полностью поддерживаю ваше мнение, поэтому и молодежь не стремится в учителя. Остались как говорится, "последние из Могикан..."

    Тангиева  Хулимат Хусеновна

    Только вникнешь к одной форме аттестации, тут же другая форма! Да когда же это закончится?

    Бакиева Ильсияр Минлегалиевна

    Да уж! Ничего не скажешь... Все какие - то новшества вводят в Министерстве... Не думают, на самом деле, об учителях и воспитателях...(
    Все мы зарылись в бумагах....

    Куадже Ася Шумафовна

    В 2018 году я участвовала в апробации ЕФОМ (единые федеральные оценочные материалы). Мне понравилась новая форма аттестации в электронном варианте. Нет никаких сборов ненужной макулатуры. Для прохождения аттестации в новой форме необходимо знать свой предмет.

    Бакиева Ильсияр Минлегалиевна

    Ася Шумафовна, будем надеяться, что прохождение аттестации в новой форме будет проходить легче предыдущих.)

    Лисакова Анна Николаевна

    Спасибо за полезную информацию!
    Сколько же сил, времени и нервов забирает эта аттестация(

    Нуруллаева Гузель Аскаровна

    Девочки пожелайте мне удачи, у меня аттестация 7 мая.

    Бондарь Ольга Евгеньевна

    Удачи вам при аттестации!

    Гончар Лидия Фёдоровна

    Желаю удачи. Всё будет хорошо. Поверьте. Я прошла 24 апреля.

    Бондарь Ольга Евгеньевна

    С каждым годом аттестацию все больше усложняют, много бумажной волокиты.

    Заведеева Светлана Владимировна

    То есть ЕФОМ фактически является документом, который подвергает сомнению полученных дипломов педагогами. Диплом-это документ, который подтверждает факт соответствия занимаемой должности.
    Сама формулировка "Аттестационный лист является документом, подтверждающим соответствие учителя занимаемой должности", противоречит логике. Аттестация подтверждает уровень квалификации по должности согласно ТК РФ. Хотелось бы видеть профессионалов во всех областях.

    Переход на единую модель аттестации педагогов планируется осуществить с 2023 года. Об этом 22 мая 2019 года сообщила Министр просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильева, выступая на Всероссийском форуме молодых учителей «Педагог: профессия, призвание, искусство» в Выборге Ленинградской области.

    О.Ю. Васильева сообщила, что в первом полугодии 2020 года Минпросвещения России проведёт итоговую апробацию новой модели аттестации, а также комплексное исследование квалификации педагогов по предметным, методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным навыкам с учётом проблемы дефицита специалистов по всей стране.


    Источник: Минпросвещения

    Бальзамова Наталья Григорьевна

    На сайте про аттестацию воспитателей ни слова! ИЛИ ПРИРАВНИВАЕТСЯ К УЧИТЕЛЯМ АТТЕСТАЦИЯ?

    Воспитатель - это тоже педагог. Согласно принятому Профстандарту:

    "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".

    "Вид профессиональной деятельности: Дошкольное образование, Начальное общее образование, Основное общее образование, Среднее общее образование".

    "Возможные наименования должностей: Учитель, Воспитатель".

    У вопитателей предусматриваются точно такие же процедуры прохождения аттестации, но с учётом специфики.

    Напомним, что проведение итоговой апробации («генеральная репетиция») новой модели аттестации на основе ЕФОМ будет проходить с января по июнь 2020 года. Переход на единую модель аттестации педагогов планируется осуществить с 2023 года. До этого будет возможность выбора - проходить аттестацию по новой или старой модели.

    Прохожу в этом году аттестацию на высшую категорию пока по старым критериям. Очень сложно, отменили только открытые занятия с детьми, где я набирала максимальные баллы. Надеюсь, что ЕФОМ сделает аттестацию более прозрачной, доступной и логически понятной, чтобы педагоги могли не бояться и смело идти на высшую категорию. У меня в саду из 32 педагогов только 3 педагога имеют высшую категорию.

    Согласно распоряжению правительства РФ от 31 декабря 2019 г. № 3273-р "ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста" можно выделить направления работы Минпросвещения в 2020 году:

    1. Сбор, анализ и систематизация статистических данных о кадровом обеспечении сферы общего образования в субъектах РФ (до 1 марта 2020 г., далее - ежегодно).

    2. Формирование перечня наиболее востребованных должностей педагогических работников общеобразовательных организаций (до 31 марта 2020 г., далее - ежегодно).

    3. Проведение анализа региональных систем оплаты труда педагогических работников и разработка предложений по совершенствованию системы оплаты труда педагогических работников (до 1 мая 2020 г.).

    4. Модернизация системы подготовки педагогических кадров.

    5. Формирование сети центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (1 апреля 2021 г., далее - ежегодно).

    6. Разработка модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций (до 1 декабря 2020 г.).

    7. Создание на базе образовательных организаций высшего образования научно-методических центров сопровождения педагогов (до 31 декабря 2020 г.).

    8. Проведение пилотной апробации внедрения обновленной системы квалификационных категорий (1 сентября 2021 г. - 1 июня 2022 г.).

    Сташ Зарема Юрьевна

    Стаж работы 13 лет.Три раза проходила аттестацию и все три раза в разной форме.Пусть уже на чём-то остановятся.