Главные вкладки

    Soft skills — надо ли знать о них педагогам?

    СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА ФАЙЗУЛЛИНА

     С 25 марта я прошла недельный марафон для воспитателей "Воспитатель сегодня и завтра"

    Марафон-практикум для воспитателей — это шесть писем по заявленным темам: тенденции, деньги, законы, цифровизация, работа с родителями и новое в работе воспитателя

    Мне понравилось! Много интересного и познавательного! Поделюсь с Вами одним письмом. А вы знакомы с понятием Soft skills? 


    Письмо № 6 марафона я предлагаю вам без редакции. Почитайте, а потом сами решите интересна ли вам эта тема?

    Что о навыках будущего говорит наша власть?

    Навыки будущего, цифровизация, тренды, soft skills — эти понятия и смыслы все больше и глубже проявляются в жизни современных людей, независимо от того где они живут, чем занимаются, сколько им лет, знают они про эти понятия или нет.

    Конкурентные преимущества получат те люди, которые не просто обладают набором интересных и важных знаний, а обладают тем, что сегодня называют soft skills, обладают и креативным, и плановым, и другими мышлениями.  — Владимир Путин.

    И если для сферы дошкольного образования сегодня стали уже вполне понятными такие с инструменты как робототехника, Lego-конструирование и даже 3D-моделирование, то следующий уровень базовых навыков, требуемый обществом, — soft skills — пока еще знаком далеко не всем.

    Что такое soft skills и почему надо их развивать?

    Soft skills (“мягкие”, “гибкие” навыки) — комплекс неспециализированных, надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность труда и являются сквозными, то есть не связанными с конкретной предметной областью. Это, куда в российском образовании сами педагоги еще мало смотрят, но в нормативных документах уже начинает фиксироваться.

    “Мягкие навыки” — это собирательный термин, ссылающийся на множество вариантов поведения, которые помогают людям работать, а также успешно социализироваться. Социализация — это когда человек взаимодействует с другими людьми, даже если это взаимодействие происходит не лично лицом к лицу, а через интернет, телефон или даже через бумажные письма. То есть это хорошие манеры и черты личности, необходимые для взаимодействия с другими людьми и построения с этими людьми хороших отношений.

    Общие тренды, которые все более и более явно проявляются в деятельности компаний (и государственных, и частных) также говорят не просто об актуальности, а можно сказать о супер актуальности темы развития soft skills.

    Общие тренды, к которым хорошо бы готовить детей и быть готовыми самому:

    • мы живем в новой парадигме перехода от жесткого контроля рабочих процессов к личной инициативе изменений
    • мы должны осознанно включаться в изменения и эти изменения инициировать
    • мы уходим от конкуренции к сотрудничеству, и социальной ответственности
    • мы уходим от единообразия подходов, которые работали ранее, мы переходим к системности мышления

    мы уходим от эгоцентризма компаний (это часто свойственно российским компаниям) к сотрудничеству и взаимодействию.

    Как связаны “мягкие навыки” и педагогика?

    Личностный ресурс педагога — один из главных факторов, влияющих на развитие детей. Чем младше дети, тем влияние личности педагога, как правило, выше. Мария Монтессори, создатель авторской системы природосообразного образования, которая активно развивается во всем мире и в XXI веке, одна из первых обозначила подготовленного педагога как самую существенную часть качественной образовательной, развивающей детей среды. В своих работах Монтессори не раз отмечала, что педагог — это модель мира для ребенка. То есть важно понимать какой образ взрослого вы транслируете своим воспитанникам и в какой среде они будут в итоге расти.

    При переходе от ресурсной экономики к экономике знаний на первый план выходит личность педагога и насколько она соответствует требованиям современного общества. Только с теми педагогами, кто готов развиваться и осваивать так называемые soft skills, возможно построить прогрессивное и конкурентоспособное общество. — Ольга Васильева

    Чтобы создать необходимые и достаточные условия для развития soft skills у детей дошкольного возраста, важно понимать: а каким ждет этого ребенка (сегодняшнего дошколенка) современный мир относительно его перспективы растущего и ведущего себя в состояние взрослого? Еще один вопрос, на который стоит ответить: с какими качествами и компетенциями он войдет в мир ближайшего будущего, который, и уже сейчас это очевидно, будет сильно отличаться от того к чему мы привыкли.

    Пять навыков, на которые стоит обратить внимание педагогам

    • Навык эффективного общения (как личного, так и в переписке). Умение слушать, убеждение и аргументация, построение и поддержание отношений с родителями, ведение “переговоров”, проведение презентаций, базовые навыки самопрезентации, публичные выступления. Это то, что прежде всего собираются ввести в профессиональный экзамен, который придет на смену аттестации. И это то, что сейчас оценивается в профессиональных премиях.
    • Умение работать в команде. Эмпатия, нацеленность на результат, умение слышать коллег. Опять же, это прежде всего влияет на общие показатели образовательного учреждения, а значит, на рейтинг, финансирование и пр.
    • Понимание влияния технологий на работу. Способность гибко реагировать на новые требования, например, цифровизацию образовательного процесса. Это уже норма, которая в том числе сказывается на финансовых показателях педагога.
    • Способность мыслить критически и не бояться высказывать свое мнение. Способность к системному мышлению, креативному мышлению, структурному мышлению, способность искать и анализировать информацию, принимать решения.
    • Умение управлять собой (self-managment). Управление эмоциями, управление стрессом, управление собственным развитием, тайм-менеджмент, рефлексия, использование обратной связи. Всё то, что сейчас принято называть эмоциональным интеллектом.

    Как развивать soft skills?

    Навыки — это действия, которые путем периодического повторения закрепляются в поведении человека до такой степени, что производятся автоматически. То есть важно не просто знать их, но и закреплять на практике, например, в процессе рабочей деятельности.

    Общие правила развития soft skills:

    1. Берите пример с тех, у кого эти навыки вы видите; находите для себя таких людей целенаправленно.
    2. Будьте примером для детей сами, тренируйтесь вместе с ними: так, если взрослые умеют находить правильный выход в конфликтных и стрессовых ситуациях, ребенок усваивает линию их поведения — учится гибкости, спокойствию, умению находить компромиссы.
    3. Хобби и творческие занятия развивают все виды компетенций soft skills.
    4. Спорт развивает волевые компетенции, а командный спорт учит, в том числе, работать в коллективе.
    5. Музыка и рисование развивает оба полушария мозга и дает толчок всем интеллектуальным компетенциям.
    6. Логическое мышление развивается во время игры в шахматы.
    7. Проектная работа в команде (взрослых, детско-взрослой) позволяет развивать социальные, лидерские и интеллектуальные компетенции. Проект дает возможность прожить реальную работу в профессиональном коллективе, где есть руководитель, специалисты, коммуникатор, инноватор и другие рол. На каждой стадии разработки проекта тренируются различные виды компетенции: распределение ролей (лидерство), обсуждение (социальные компетенции), исследовательская работа (интеллектуальные компетенции), презентация проекта (социальные компетенции).
    8. Тренинги развития — наиболее эффективный вариант тренировки soft skills, доступный как детям, так и взрослым, во время тренинга развитие компетенций является главной задачей, которую ставит ведущий и за выполнением которой следит. Тренинги можно проводить самим.

    Все, что обозначено мы можем адаптировать к детям, развивая у себя такую компетенцию soft skills, как креативность.

    С уважением,
    Вера Пупырева,
    лидер проекта “Акселератор талантов — школа вне школы”,
    практический психолог, тьютор

     

    Комментарии

    СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА ФАЙЗУЛЛИНА

    Soft skills - навыки, проявление которых сложно отследить, проверить и наглядно продемонстрировать. К софт скиллз относятся навыки по коммуникациям, работе в команде, управлению временем, менеджменту, проведению презентаций, продажам, лидерству, личному развитию, самомотивации и т. д. Это навыки, которые помогают людям находить оптимальные решения в широком спектре задач, не описанных ни в пошаговых, ни в должностных инструкциях .

    Многие не раз сталкивались с ситуацией: нанимают отличного кандидата, профессионала в своей области, который был успешен на предыдущем месте работы, выполнял KPI и имеет хорошие рекомендации бывших руководителей. Выходит на работу в вашу компанию и не даёт ожидаемого результата. В чем проблема?

    Дипломы, сертификаты и опыт, конечно являются важными при принятии решения о кандидате, но уровень развития умственных навыков, которые являются более социальными, чем технические, сейчас переходят в более востребованные характеристики рабочей силы. В сегодняшних тенденциях, уровень развития Soft skills имеет преимущественное значение, чем узкие технические (технологические) навыки Hard skills. Т.к. обучить Hard skills менее затратно и быстрее, чем привить и отработать Soft skills.

    Профессиональные навыки, безусловно важны, но они сами по себе не помогают в одиночку. Те личностные качества, которые позволяют нам быть дисциплинированным, ответственным, лидером, иметь стратегическое и многозадачное мышление, инициативность, организационные навыки и многое другое, именно эти качества помогут нам добиться наиболее эффективных результатов в нашей работе.
    Если мы, как педагоги, будем развивать в детях Soft skills, то им будет легче общаться, учиться, существовать в обществе. А это то, к чему мы все стремимся - счастливая жизнь. Если мы будем развивать их в себе, то станем счастливы сами.