Проблемы и перспективы преподавания информатики на родном языке (на примере Аланской гимназии)

Кокаева Илита Батразовна

Проблемы и перспективы преподавания информатики на родном языке (на примере Аланской гимназии)

 

Изменения, происходящие сегодня в российском обществе, привели к пересмотру форм и содержания современного школьного образования. Это обусловлено увеличением потока информации, с которой связана деятельность любого человека. Готовность ребёнка к жизни в информационном обществе должна формироваться в школе, а это предполагает овладение компьютерной грамотностью. Особенно важным является формирование у учащегося навыков алгоритмического мышления и умения логически мыслить.

Обучение информатике стоит начинать в начальной школе. Младшие школьники быстрее и легче усваивают основные понятия информатики, получают первые практические навыки работы на компьютере. Новые информационные технологии в образовании в сочетании с традиционными средствами способствуют развитию ребенка как творческой личности.

Цели изучения основ информатики в начальной школе являются:

1) Развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, наиболее типичных и распространенных в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:

  • применение формальной логики при решении задач – построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций: «если – то», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то...»;
  • алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
  • системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
  • объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)».

2) Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент ставится на умении приложения даже самых простых знаний.

3) Развитие у учащихся навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения).

Задачи обучения информатике в начальной школе:

  • познакомить школьников с основными свойствами информации, научить их приемам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении поставленных задач;
  • дать школьникам первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;
  • дать школьникам представление о современном информационном обществе, информационной безопасности личности.

Содержательные линии обучения информатике в начальной школе соответствуют содержательным линиям изучения предмета в основной школе, но реализуются на пропедевтическом уровне.

В Аланской гимназии г. Владикавказа изучение информатики в начальной школе началось с 2017 года по программе А.Б. Горячева «Информатика в играх и задачах» (бескомпьютерный вариант). В рамках данной программы обучающиеся учатся создавать понятные компьютеру формальные модели; важным считается умение построения информационно-логических моделей.

Программа Горячева предусматривает формирование у младших школьников следующих представлений:

  • об объектах, их моделях, приёмах построения и описания моделей;
  • о множествах, отношениях между ними и операциях;
  • об алгоритмах, их видах и свойствах;
  • о высказываниях и операциях над ними;
  • о закономерностях и стратегиях.

Главная особенность преподавания информатики в Аланской гимназии – это изучение предмета на родном языке. Основные проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели информатики, – отсутствие учебников и методических рекомендаций на родном языке; трудность усвоения математических терминов со стороны детей, выросших в среде, где бытует родной язык. При изучении курса дети работают в тетрадях на печатной основе, у учителя имеются детально разработанные поурочные планы, которые переводятся на родной язык. Перевод осуществляется кафедрой ЮНЕСКО и кафедрой математики и информатики «Северо-Осетинского государственного педагогического института».

Основной формой организации работе на уроке информатики является игра. Играть на занятии должен и учитель, если хочет выполнить все задачи, которые декларируются как «Цели и задачи курса». Для этого необходимо уметь выражать радость и удивление, выглядеть неумеющим и непонимающим, просить у своих воспитанников помощи.

Обучение логическим основам информатики проводится по разделам. Каждый раздел – учебная четверть. Занятия проводятся один раз в неделю. Каждая учебная четверть заканчивается контрольной работой: I четверть – алгоритмы, II четверть – объекты, III четверть – логические рассуждения, IV четверть – модели в информатике. На уроках дети учатся описывать, составлять и анализировать алгоритмы, устанавливать отношения между множествами объектов и графически изображать их; объединять и классифицировать предметы; описывать простейшие графы; строить и находить пути в графах; решать логические задачи и задачи на поиск закономерностей; находить решение по аналогии; строить цепочки логических выводов на родном языке.

Обучение предполагает активную деятельность как учителя, так и учеников. Если раньше основной задачей учителя была передача знаний, то сегодня – вовлечение ученика в процесс обучения, формирование у него навыка трудиться самостоятельно.

В начальной школе одно из первых мест занимают техника проведения урока и удачный выбор формы организации учебной деятельности в рамках урока.

На уроках информатики используются развивающие упражнения: геометрические головоломки, считалки, загадки, задачи-шутки, кроссворды, стихи, ребусы, логические задачи, игры, физпаузы. Всё это направлено на формирование и совершенствование памяти, внимания, мышления. Развивающие упражнения способствуют развитию речи, обогащению словарного запаса, при этом младшие школьники легко и с удовольствием овладевают новой терминологией.

Ребятам нравится играть на уроках информатики. Так, например, при изучении «алгоритма» используется игра «Робот». Один из учеников становится «роботом». Робот – это машина, которая во всем слушается человека и выполняет только то, что ему говорят. Команды должны быть понятны и расположены в правильном порядке. Роботу необходимо нарисовать солнышко на доске. В результате обсуждения и групповой работы определяется последовательность команд:

а) встань;                                                 а) встань;

б) подойди к доске                                 б) подойди к доске

в) возьми мел;                                        в) возьми мел;

г) нарисуй солнышко;                                     г) нарисуй флажок;     

д) положи мел на место;                        д) положи мел на место;      

е) стоп.                                                    е) стоп.

Зæгъæм:                                                 Зæгъæм:

а) сыст;                                                    а) сыст;      

б) рацу фæйнæгмæ;                                б) рацу фæйнæгмæ;

в) райс мел;                                             в) райс мел;        

г) сныв кæн хур;                                     г) сныв кæн тырыса;

д) мел йæ бынаты бавæр ;                      д) мел йæ бынаты бавæр ;

е) æрлæуу.                                              е) æрлæуу.

Дети делают вывод: алгоритм – это последовательный план действий.

Также на уроках используется задание «Расшифруй слово»:

а) прочитай слова: лопата, панама, лото;

б) раздели их на слоги;

в) возьми из каждого слова один слог;

г) составь новое слово;

д) назови новое слово.

Дæнцæг : (Пример)

а) бакæс ныхæс: зæрдæдарæн

б) байуар æй уæнгтыл;

в) райс дæ ныхасæй иу уæнг;

г) сараз дзы ног ныхас ;

д) зæгъ ног ныхас. (зæрдæ, дарæн)

1.Игра «Бывает – не бывает»

Зимой идёт снег.

Дети собирают грибы.

Новый год начинается с 1 мая.

Ученики пошли  играть в снежки.

На окнах утром появились узоры.

Хъазт «Вæййы – нœ вæййы»

Зымæджы уары мит.

Сывæллæттæ æмбырд кæнынц зокъотæ.

Ног аз райдайы 1 майæ.

Скъоладзаутæ рацыдысты миткъуыбæрттæй хъазынмæ.

Райсомæй рудзгуытыл фæзындысты нывæфтыддæ.

2.Игра «Угадай предмет»

В данном случае, описание предмет, учитель перечисляет не только его признаки, но и составные части (характерные, т.е. отличающие его от другого подобного предмета).

Примеры:

  • цветок, у которого серединка желтая, лепестки – белые (ромашка);
  • птица, у которой на голове гребешок, сзади – красивый разноцветный хвост, на ногах шпоры (петух);
  • гриб, ядовитый, шляпка красная, на ней белые точки (мухомор);

Хъазт «Базон предмет».

Ацы хъазты ахуыргæнæг, æрмæст предметы хуыз нæ дзуры, фæлæ ма йæ хæйттæ дæр.

         Дæнцæгтæ:

  • дидинæг, кæцыйæн йæ астæу у бур, йæ сыфтæ -  урс (гуырыл);
  • цъиу, кæцыйæн йæ сæрыл ис къоппа, фæстейæта – рæсугъд алыхуызон къæдзил, йæ къæхтыл ныхтæ (уасæг);
  • зокъо, маргджын, йæ худ сырх урс тæппытимæ (бындзмар).

Ученикам очень нравятся подобные задания. Дети видят, что человек в своей деятельности весьма часто руководствуется различными алгоритмами, а понимание сути своей собственной алгоритмической деятельности важно для каждого человека.

На уроках информатики, выполняя интересные задания вместе со сказочными героями, учащиеся думают, что они просто играют, соревнуются и поэтому не боятся ошибаться, не стесняются говорить, видят доступную образовательную перспективу.

Главным источником образования является духовная и материальная культура населения. Велико влияние духовной культуры, народных традиций на развитие личности в учебно-воспитательном процессе. Комплексное применение традиционных, современных и информационно-коммуникативных технологий на уроках информатики позволяет наиболее полно реализовать возможности урока, обеспечивает прочность усвоения учебного материала, содействует его пониманию и запоминанию и тем самым способствует повышению качества знаний учащихся. Вместе с задачами из учебника А.Б. Горячева можно использовать задания, составленные на культурно-краеведческом материале республики. С помощью таких заданий целесообразно знакомить школьников не только с математическими представлениями древних, но и с природой, культурой, историей, традициями родного края, с устным народным творчеством. Задачи практического характера вызывают особый интерес, побуждают к деятельности. Вот примеры нескольких таких задач и заданий.

1. Фла́г Респу́блики Се́верная Осе́тия— Ала́ния представляет собой полотнище прямоугольной формы, состоящее из расположенных горизонтально в последовательности сверху вниз трёх полос белогокрасного и жёлтого цветов шириной в одну треть ширины флага каждая. Белый цвет флага олицетворяет моральную и духовную чистоту; красный цвет — отвагу, силу и честь; жёлтый — изобилие, благосостояние и процветание. Эти цвета и понятия, которые они символизируют, связаны с социальной структурой древнеосетинского общества и являются отражением этой структуры.

Республикæ Цæгат Ирыстон-Аланийы тырыса

Республикæ Цæгат Ирыстон-Аланийы тырысайæн ис цыппаркъуымон дæргъæлвæст формæ. Арæзт у фæд-фæдыл цæхгæрмæ æвæрд æртæ хуызы-урс, сырх, бур уаддзæгтæй. Алкæмæн дæр йæ фæтæн у тырысайæн йæхи  фæтæны сæвны æртыккаг хай. Урс хуыз амоны уды монон сыгъдæгдзинад; сырх æхсар, хъару æмæ намыс, бур бæркад, царды æнцойад æмæ рæзт. Ацы хуызтæ æмæ æмбарынæдтæ сæ символикон мидисмæ гæсгæ баст сты рагзамантæй равзæргæ ирон æхсæнады социолон структурæимæ æмæ сты уыцы структурæ æвдисæг.

2. Три пирога́ (осет. æртæ чъирийы) — часть традиционного осетинского религиозного обряда, совершаемого в большие национальные религиозные (бæрæгбон) или фамильные праздники (куывд). Число три символически означает три категории: Вода, солнце и земля. Если это поминальный стол, то подают два пирога. Изготавливают их либо круглыми, либо треугольными, и это не случайно. Народная осетинская философия рассматривает круг как символ бесконечности по сути, но завершенной по форме. Треугольник символизирует плодоносную и созидательную мощность всего мира.

Ӕртæ чъири

Ӕртæ чъирийы сты ирон трацидион уырнынады æгъдæутты иу хай. Вæййынц национ стыр бæрæгбоны кæнæ мыггаджы куывдты рæстæг Символикон нымæц «æртæ» амоны æртæ æмбарынады: Дон, Хур æмæ Зæхх. Зианы фынг куы вæййы, уæд æрæвæрынц дыууæ чъирийы. Саразынц сæ тымбыл, кæнæ та æртæтигъонтæй, æмæ уый хуымæтæджы нæу. Ирон адæмы зонад тымбылæг амоны куыд æгæрон, ома мидисæй æнæкæрон, фæлæ формæйæ- æххæст. Ӕртæтигъон нысан кæны æппæт дунейы бæркæдтæ æмæ æнтыстысты хъомыс.

Для достижения планируемого результата оказалось, что целесообразно использовать методы организации занятий, при которых возможно последовательное изложение материала небольшими частями, чередование изложения нового с возвратом к уже пройденному материалу.

Использование наглядных пособий обеспечивает лучшее представление ситуации в поставленной задаче и более легкое понимание полученного решения. Кроме того, решение большого количества усложняющихся задач по каждой теме позволяет выработать у каждого ученика уверенность в своих силах, усвоить основные приемы решения задач, а самое главное – избавить от страха перед новыми задачами и закрепить интерес к информатике.