СОВОБР. 1930-1940 годы

Мудрецов Игорь Вячеславович

Итак продолжим "разбор полетов".  Образование в России и его становление в 1930 - 1940  годы.

Напомню, в стране в период  после Революции разворачивается небывалый по масштабам эксперимент в области образования.

https://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnaya-te...

Примечательно, что само понятие "образование" в 1920-е годы исчезает из педагогического лексикона и заменяется понятием "социальное воспитание". Оно было максимально приближено к сегодняшнему термину "социализация". На первый же план выступила борьба с неграмотностью, впрочем довольно успешная.  Однако, речь об образовании как таковом не шла и причин этому было несколько, первая и главная - непонимание сути происходящего, недальновидность, безграмотность, самодеятельность без жесткой и обоснованной конструкции устройства школы, мировоззренческие причины, в том числе политические, ну и, конечно, не менее важные, а порой и наиболее значимые, - экономические.

"Великий обрезатель русского языка" Луначарский в 1920 году жаловался товарищам по партии, что на один карандаш приходится 60 учащихся, а одна чернильница — на 100 учащихся.

Однако, уже к середине десятилетия школы стали получать деньги на покупку необходимых принадлежностей. Впрочем, практика писать на полях газет из-за недостатка бумаги существовала вплоть до начала 1950-х годов. Хотя столь долгий период этого экономического отставания объясняется просто - страна поднималась из руин, в которые превратилась за долгие годы войны с ненавистным врагом, вложений требовало буквально все, - от отраслей производства до коммунального хозяйства.

К середине 20-х годов финансовые трудности в образовании решили победить, обязав финансировать школы на местном уровне. То есть за счёт родителей школьников. Результаты этого нововведения были разными. Например, в Сочи школы почти на 50% содержались родителями — на редкость высокий показатель. Но гораздо чаще в воспоминаниях о тех временах можно встретить жалобы на нежелание родителей приносить деньги в школу. "Крестьяне одного села, внешне равнодушные к религии, кормили восемь служителей церкви, но не могли прокормить одного учителя. Хотя и заявляли, что понимают важность школьного образования".

Еще раз подчеркну, что эта практика, а точнее сама  система не была четко централизована: множество решений принимались местными властями, попечительскими и родительскими советами, это касалось и платы за обучение.

Конечно это финансирование не было полностью за счет родителей, финансировались школы и Наркоматом просвещения и региональными бюджетами и организациями, но также и напрямую родителями школьников. Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос) в 1921 году разъяснял: "Введение платности означает, что Государство временно не может целиком и полностью взять на себя расходы по народному образованию и вынуждено частично возложить эти расходы на население, предоставив широкие льготы трудящимся и переложив большую тяжесть на плечи имущих и хорошо обеспеченных родителей". Получалось, что платы были необязательны — в виде самообложения, но без них школы просто не смогли бы работать.
Спустя 2 года это решение было закреплено законодательно и уже не на уровне простого распоряжения.  Декрет СНК РСФСР от 22 марта 1923 г. «О порядке взимания платы за обучение в учреждениях народного комиссариата просвещения» - именно этот нормативно-правовой акт впервые утвердил возмездноть образовательных услуг. Затем принят аналогичный документ - Декрет от 24 января 1927 года «О взимании платы в учебных и воспитательных учреждениях». Принципиальная разница между первым и вторым декретами заключалась в изменении стоимости и механизма оплаты за обучение.

В месте с тем вводились определенные льготы на обучение. Например,  в 1924 году был выпущен декрет, освобождавший от платы за среднее образование рабочих и служащих, чья зарплата меньше 50 рублей. В некоторых школах существовали комитеты содействия, которые определяли, на что потратить собранные средства. При благоприятной ситуации они могли даже предоставить бедным ученикам бесплатные учебники и питание. В  учебных заведениях при фабриках и заводах взимать плату запрещалось.

Меры по сборам назывались "временными" - пока государство и учреждения просвещения не окрепнут - но продлились довольно долго. Будет период когда обучение на определенных ступенях станет платным и полностью подконтрольным государству, об этом чуть ниже.

Самым заметным революционным нововведением 1920-х годов стало совместное обучение мальчиков и девочек. Оно вводилось двумя разными моделями — "петроградской" и "московской". Первая была более либеральной: девочка могла поступить в мужское учебное заведение, и наоборот. "Московская" модель подразумевала деление мужских и женских учебных заведений пополам. Из получившихся половин образовывали две новые школы.

Если до революции раздельное обучение способствовало позднему началу половой жизни, то теперь её старт волей-неволей приходился на школьные годы. Принято говорить, что в советском союзе секса не было, но мы прекрасно понимаем, что это лишь  слова. Однако, мировоззренческие позиции того времени были довольно своеобразны в этом вопросе.

В этом контексте интересно смещение понятия "разврат" - теперь под ним понималось "мещанское" ухаживание с цветами, желание обладать одним партнёром. Кстати, фраза "конфетно-букетный" период зародилась именно в те годы и первоначально имела  резко отрицательный характер. В рассказе Пантелеймона Романова "Суд над пионером" есть такой фрагмент: "Если она тебе для физических сношений, ты мог честно, по-товарищески, заявить ей об этом, а не развращать подниманием платочков и мешки вместо неё носить. Любовью пусть занимаются и стихи пишут нэпманские сынки, а с нас довольно здоровой потребности, для удовлетворения которой мы не пойдём к проституткам, потому что у нас есть товарищи". Написан он в 1927 году и имеет под собой реальную подоплеку всей описанной в рассказе истории.

Еще один нюанс - доступность образования. Луначарский провозгласил, что школа будет доступна всем. На практике же с самого начала в советской России образовался огромный слой лишенцев - людей, которым отказывали в обучении в школе из-за происхождения. Речь шла о детях дворян, купцов, кулаков, священников, царских чиновников и офицеров. Статистика о лишенцах крайне противоречива. Число людей, которым было отказано в образовании из-за происхождения, колеблется в диапазоне от 500 тысяч до четырёх миллионов. Сегодня трудно судить об истинных масштабах этого явления, но то, что оно было сомнений не возникает.

Кроме того, надо сказать, что данная проблема стояла очень остро. Кого-то не допускали к образованию вообще, кому-то не давали его продолжить. Писатель Максим Горький получил письмо такого содержания: "Мы, дети, окончившие семилетку, мечтаем попасть в профшколы, чтобы учиться, но, увы, мы — дети бывших людей и нам двери закрыты везде и всюду, потому что нас зачал, родил чуждый элемент для советской власти… Жить так дальше нельзя, это мучение нестерпимо — это садизм. Таких детей надо уничтожать, родителей — кастрировать. Ведь мы никакого преступления не совершили — зачем так жестоко карать. Проклят час, когда нас родили".

Еще одной проблемой экономического характера явилось отсутствие самих школ в достаточном количестве, что породило такое явление, как "вторая смена". Которая, впрочем, сохранилась и до наших дней.

В 1922 году нарком просвещения Анатолий Луначарский перед стартом программы ликвидации безграмотности признавал, что школ первой ступени хватает только для половины детей. А школы второй ступени могут посещать только 5-6% нуждающихся. Но уже к концу десятилетия в советской России насчитывалось 113 400 школ первой ступени, в которых обучалось свыше 8,7 миллиона детей. В 1800 школах второй ступени учился почти миллион человек. Говоря об этих цифрах, нужно учитывать доступность школы в каждом конкретном случае. Так, например, в кубанской станице Брюховецкой в 1925 году из 170 детей, записанных в школу, в первый класс пошли только 47 человек. Здание просто не могло вместить большее количество. Обучение в школах в несколько смен было  нормой. Техническая оснащённость учебных заведений, вполне понятно, тоже  оставляла желать лучшего.

Я уже писал о том, что Столыпину пришлось столкнуться с рядом трудностей, в плане национального вопроса в образовании.  И с этой же историей столкнулись и Ленин со Сталиным. Но они решили эту проблему довольно  просто. Все эти мусульманские и еврейские школы были попросту ликвидированы. Причем, даже не столько прямыми методами, хотя и это тоже присутствовало в отдельных регионах, а экономическим путем. Решение этого вопроса началось тогда же, в годы коллективизации. Школы существовали за счет церковной десятины. А если десятины нет, то и нечем платить за школу. На какие деньги мулла будет учить детей? И с иудейскими школами история была такая же. Эти школы стали вполне себе советскими. За содержанием образования стали смотреть очень серьезные люди с наганами за поясом.

Но и это не все преобразования коснувшиеся школы того времени. Частично я уже об этом говорил в предыдущем посте. Еще надо отметить тот факт,  что борьба за "идейную чистоту" предопределила особенности развития гуманитарных наук. О том, что власть не даст возможности продолжить исследования ученым, чьи научные взгляды отличны от марксистских, было заявлено громко и жестко: в 1922 г. группа видных философов, историков, экономистов, социологов (П. А. Сорокин, Н. А. Бердяев, С. С. Франк, И. А. Ильин, Л. П. Карсавин, А. А. Кизеветтер и др.) была выслана из страны. С выходом "Краткого курса истории ВКП(б)" появился своеобразный "эталон", с которым сверялось все написанное и высказанное. Замечу, что в "серые" 30-е гг. идеологическое давление на ученых-гуманитариев не только не снизилось, но и было дополнено прямыми репрессиями (аресты, ссылки, расстрелы), хотя школа уже претерпевала значительные изменения в лучшую сторону.

Вообще, надо сказать, что школа стала могучим идеологическим оружием в руках государства. Кардинальному изменению подверглись учебные программы, из которых были исключены закон божий, философия, история. Вместо них были введены предметы, призванные сформировать марксистское (хотя  скорее даже большевистское) мировоззрение: исторический материализм, экономическая политика диктатуры пролетариата и пр.

После смерти Владимира Ильича, пришедший ему на смену,  тов. Сталин терпел все это в образовании до 1929 года.

В октябре 1929 года в "Правде" появилась редакционная статья под названием " Потерян год , Директивы партии о подготовке кадров промышленности не выполнены " .

И вот по школам едет комиссия из ЦК партии. А ну-ка напишите, детки, нам диктант. Образцы этих диктантов они привозят в Москву. Там красных чернил больше, чем фиолетовых.

И Сталин понимает, что школы под ним нет.

Существует исторический анекдот, когда Сталин попросив эти образцы и просмотрев их, говорит:

- расстреляли?

На что ему отвечают:

- как же можно, товарищ Сталин, ведь это дети..?

А Сталин:

- дурак, я спрашиваю, министра просвещения Игнатьева, расстреляли?!

- нет, он отпущен из под стражи и эмигрировал...

- это плохо, это очень плохо, товарищи, - отвечал вождь.

анекдот, анекдотом, но в этом отражена и историческая суть того, что происходило тогда.

Кроме того,  с другой стороны, открыты все шлюзы в вузы. Детей рабочих и крестьян зовут в университеты. По 400 человек записываются на курс. А через несколько месяцев остается 20-25 - потому что они просто не могут осилить вузовскую программу. И Сталин это прекрасно все это понимал.  Кто бы, что не говорил, как бы не относился к нему, но он был далеко не дурак, даже более того - он был по своему гениален, и уж точно он был гениальным руководителем, способным трезво оценивать сложившуюся ситуацию.

И вот тогда вытаскивают на свет божий конфискованные документы министерства Игнатьева и начинают возвращать в школу.

Вообще, 30-е годы можно назвать "серыми" в образовании страны. Это период частичного возврата к накопленному опыту. Именно в этот период начинается соединение дореволюционного опыта и нынешних реалий, а безумные эксперименты уходят в прошлое.

С 1930/31 учебного года вводилось обязательное начальное образование. Кроме того, была восстановлена классно-урочная система, в расписание были возвращены предметы, прежде исключенные из программы как "буржуазные" (прежде всего история, всеобщая и отечественная), возвращается форма, система обучения преподавателей..

За эти годы изданы следующие постановления, касающиеся советской системы образования:

 - 1930 год -- постановление ЦИК и СНК СССР "О всеобщем обязательном начальном обучении" (введено всеобщее обязательное начальное обучение детей в возрасте 8--10 лет, а в городах, фабрично-заводских районах и рабочих посёлках -- всеобщее обязательное 7-летнее обучение);

- 1931 год -- постановление ЦК ВКП(б) "О начальной и средней школе";

- 1932 год -- постановление ЦК ВКП(б) "Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе";

- 1933 год -- постановление ЦК ВКП(б) "Об учебниках для начальной и средней школы";

- 1934 год -- постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О структуре начальной и средней школы в СССР" (установлены три типа общеобразовательных школ: начальная (1-4 классы), неполная средняя (1-7 классы) и средняя (1-10 классы));

- 1935 год -- постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) "Об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школе";

- 1936 год -- постановление ЦК ВКП(б) "О педологических извращениях в системе Наркомпросов";

- 1936 год -- постановление СНК СССР "О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой" (узаконены лекции, семинары и производственная практика);

- 1938 год -- постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР "Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей".

Однако, этот возврат к имеющемуся опыту был естественно под собственным соусом. Новой задачей школы стало внедрение в образование идеологии, как фактора изменения сознания и мышления. И это делается через все гуманитарные предметы. В первую очередь, через историю. Первые "правильные" учебники вышли в 1934 году. Надо сказать, что в эти годы вернули историков из Академии наук, которых сгоряча в лагеря посадили. Подготовили авторские коллективы. Кстати, и по географии учебники тоже были довольно политизированные. И по литературе - решали кого читать, кого нет. "Онегина" читаем: Татьяна – такая, Ленский – такой. Все было очень четко расписано. Но вместе с этим образование претерпевает значительные изменения в области математики, химии, физии, чуть хуже с биологией. Преподавание этих предметов становится постепенно довольно академичным и фундаментальным.

В 1930 году состоялся первый выпуск Всесоюзной промышленной академии в Москве. В 1932 году в СССР были введены единые десятилетние трудовые школы. В 1934 на XVII съезде ВКП(б) была принята резолюция о втором пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР (1933-1937 гг.) в котором в частности была поставлена задача о всеобщем образовании в объеме семилетки, в первую очередь в деревне, поскольку в городе эта задача была в основном уже решена в ходе первой пятилетки.

В плане 2-й пятилетки были установлены следующие показатели: рост количества учащихся (в низших и средних школах, рабфаках, ФЗУ, техникумах, вузах и втузах) до 36 млн. против 24,2 млн. человек в 1932 г., или до 197 человек на тысячу человек населения против 147 человек, не считая дошкольного образования, охватывавшего уже в 1932 г. 5,2 млн. человек; увеличение сети массовых библиотек до 25 тыс. против 15 тыс. в 1932 г. За вторую пятилетку в СССР появилось до 20 тыс. новых школ -- в общей сложности примерно столько же, сколько было во всей Российской империи. Численность учащихся в начальной и средней школе за тот же период увеличилась с 21,3 до 29,4 млн.

Пошли настоящие пединституты вместо двухмесячных курсов, на которых молодых комсомольцев готовили в учителя.

Надо сказать, что в высшей школе, бардак продержался несколько дольше, чем в средней и начальной. Система обучения бригадным методом продержалась до 1933-1934 года, когда всем стало ясно, что это пародия на высшее образование и "кадры" взращенные системой никуда не годятся.


С 1934 года каждый стал учиться сам за себя.  Но пониженные требования к знаниям студентов в значительной степени так и остались, в силу уже указанных причин (см. предыдущий пост).

Но все же изменения в начале 30-х годов были и в сфере высшего образования. В 1930 году восстанавливается обязательное посещение студентами всех видов университетских занятий - лекций, семинаров, лабораторных занятий, одновременно начинается борьба за введение строгой трудовой дисциплины среди профессорско-преподавательского состава.


Постановление ЦИК СССР от 19 сентября 1932 г. "со всей резкостью и решительностью" осудило бригадно-лабораторный метод и другие "перегибы и извращения" в организации учебного процесса в вузах. Вновь вводятся твердые учебные планы, восстанавливаются лекции, вводятся зимние и весенние сессии, контроль за качеством учебы, дипломные работы на последнем курсе, увеличивается время на изучение общетеоретических дисциплин, соответственно сокращаются производственные практики, возвращаются обязательные вступительные экзамены и др.

В конце 1933 года проводятся защиты первых кандидатских диссертаций, а в 1936\37 - впервые проводятся выпускные государственные экзамены.

Неуклонно растет доля грамотности в стране. К 1939 году этот показатель достиг 89 %.

В конца 1940 года советская школа стала работать, по сути повторяя царскую… Хотя по содержанию образования мы до царской школы так и не доросли. Но к сороковым годам на уровне массового ученика это были хорошие знания. Они и объясняют дальнейшие успехи в освоении космоса и атома.

Вероятно, подъем качества образования был бы довольно значителен, судя по наметившейся тенденции.

Но...  тут случилась война…

Кстати, уже во время войны вернулись дореволюционная гимназическая форма и раздельное обучение. Ввести последнее повсеместно, я думаю,  помешала  только смерть Сталина.

Война внесла свои жесткие изменения в образование, отбросив на долгие годы темпы роста качества. Но советское государство даже в эти страшные и тяжелые для страны годы не отказывалось от образования. Школа функционировала. В тылу обучение практически не изменилось, даже на освобожденных территориях открывались заново школы. В 1943 году в разрушенном Сталинграде открылась, например, школа, в которую пришли 74 ученика. Полуразрушенное здание, недостаток парт, школьных принадлежностей и просто учителей, не стал препятствием для обучения. Причем, для сирот и детей, родители которых находились на фронте, обучение было бесплатным.

Напомню, что платное обучение на некоторых ступенях  было введено в 1940 году 2 октября постановлением Совета Народных Комиссаров СССР.  Приведу его полностью:

Постановление 638 от 2 октября 1940 года Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначения стипендий.


Учитывая возросший уровень материального благосостояния трудящихся и значительные расходы Советского государства на строительство, оборудование и содержание непрерывно возрастающей сети средних и высших учебных заведений, Совет Народных Комиссаров СССР признает необходимым возложить часть расходов по обучению в средних школах и высших учебных заведениях СССР на самих трудящихся и в связи с этим постановляет:


1. Ввести с 1 сентября 1940 года в 8, 9 и 10 классах средних школ и в высших учебных заведениях плату за обучение.
2. Установить для учащихся 8-10 классов средних школ следующие размеры платы за обучение:
а) в школах Москвы и Ленинграда, а также столичных городов союзных республик - 200 рублей в год;
б) во всех остальных городах, а также в селах - 150 рублей в год.
Примечание. Указанную плату за обучение в 8-10 классах средних школ распространить на учащихся техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и медицинских школ и других специальных средних учебных заведений.
3. Установить следующие размеры платы за обучение в высших учебных заведениях СССР:
а) в высших учебных заведениях, находящихся в городах Москве, Ленинграде и столицах союзных республик, - 400 рублей в год;
б) в высших учебных заведениях, находящихся в других городах,- 300 рублей в год;
в) в высших учебных заведениях художественных, театральных и музыкальных - 500 рублей в год.
4. Плата за обучение вносится в соответствующие учебные заведения равными долями два раза в год: к 1 сентября и к 1 февраля.
Примечание. За первое полугодие 1940/41 учебного года плата за обучение вносится ;не позже 1 ноября с. г.
5. Плата за заочное обучение в средних и высших учебных заведениях взимается в половинном размере.
6. Установить, что с 1 ноября 1940 г. стипендии назначаются лишь тем студентам и учащимся в техникумах, которые проявляют отличные успехи.
Председатель Совета Народных
Комиссаров Союза ССР В. Молотов.
Управляющий Делами Совета
Народных Комиссаров СССР М. Хломов.
Москва, Кремль. 2 октября 1940 г. № 1860.

Источник: "Собрание постановлений и распоряжений правительства Союза Советских Социалистических республик" №27, стр. 910

Постановление о введении платы за обучение не могло не потревожить население страны. Во-первых, оно появилось в октябре, вводя плату задним числом за уже начавшийся учебный год. На то, чтобы внести сумму за первое полугодие отводилось меньше месяца — до 1 ноября. Далеко не каждый мог срочно выделить средства, а о кредите или отложенных платежах в постановлении не говорилось ни слова.

Во-вторых, оно было опубликовано в один день с указом "о государственных трудовых резервах СССР", по которому альтернативой платного обучения для молодежи могло стать рабочее образование. Колхозы и городские советы обязывались мобилизовать в ремесленные, железнодорожные и фабричные училища определенное количество молодых людей в возрасте 14-17 лет. Выпускники таких учебных заведений должны были проработать как минимум четыре года подряд на государственных предприятиях. Не скрывалось, что это делается для "притока новой рабочей силы на шахты, рудники, транспорт, фабрики и заводы".

Все это были, конечно же, вынужденные меры  - шла вторая мировая война и государству требовались средства для укрепления в первую очередь оборонной составляющей страны. Но эта мера, конечно, не могла не вызвать протеста со стороны и родителей и студентов того времени, хотя и не столь явного, открытых бунтов или противостояний не было.

Вот какое письмо о ситуации в Минске было перехвачено сотрудниками НКВД в октябре 1940 года: "Целые бунты. Лекции не слушают, идут наперекор ассистентам, шумят, кричат. На общей лекции пишут такие записки, прямо ужасно. Например:"Как Вас теперь назвать — товарищ профессор, или господин профессор, ведь мы идем к старому?“...".

Возможно, чтобы избежать настоящих бунтов, вскоре правила были изменены для жителей некоторых южных республик.
ЦК КПСС провел консультации с правительствами союзных республик и решил отменить плату за обучение по национальному признаку для учащихся 8-10 классов средних школ, техникумов и высших учебных заведений.

В 1942–1943 годах вышли постановления, которые не афишировались на союзном уровне: отменить плату для представителей коренных народов в Киргизской, Таджикской, Казахской, Узбекской, Азербайджанской и Туркменской республиках. Им были предоставлены значительные квоты для получения высшего образования. Хотя это и противоречило Конституции, по которой запрещалась дискриминация по этническому признаку, как собственно, и само платное образование противоречило статье 121 Конституции СССР 1936 года.

Эти постановления можно прочесть в "Собрание постановлений и распоряжений правительства Союза Советских Социалистических республик" № 29, стр. 969:

«Постановление Совнаркома СССР от 15 октября 1942 г. N 1695 “Об освобождении в Киргизской ССР учащихся-киргизов от платы за обучение в 8-10 классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях и обеспечении стипендиями учащихся”.
Постановление Совнаркома СССР от 15 октября 1942 г. N 1696 “Об освобождении в Таджикской ССР учащихся-таджиков и узбеков от платы за обучение в 8-10 классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях и обеспечении стипендиями учащихся”.
Постановление Совнаркома СССР от 5 января 1943 г. N 5 “Об освобождении в Казахской ССР учащихся казахов, уйгур, узбеков и татар от платы за обучение в 8-10 классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях и обеспечении стипендиями учащихся”.
Постановление Совнаркома СССР от 27 февраля 1943 г. N 212“Об освобождении в Узбекской ССР учащихся узбеков, каракалпаков, таджиков, киргизов, казахов и местных евреев от платы за обучение в 8-10 классах средних школ, в техникумах и высших учебных заведениях и обеспечении стипендиями учащихся”.
Постановление Совнаркома СССР от 27 февраля 1943 г. N 213 “Об освобождении в Азербайджанской ССР учащихся азербайджанцев и армян от платы за обучение в 8-10 классах средних школ, в техникумах и высших учебных заведениях и обеспечении стипендиями учащихся”.
Постановление Совнаркома СССР от 19 марта 1943 г. N 302 “Об освобождении в Туркменской ССР учащихся туркмен, узбеков и казахов от платы за обучение в 8-10 классах средних школ, техникумах и высших учебных заведениях и обеспечении стипендиями учащихся”.

Платное школьное образование пережило самого Сталина. Еще раз скажу, что давать негативную оценку этому не следует, не стоит забывать в каком положении находилась страна в довоенные и особенно в послевоенные годы. Решение это было правильным и вынужденным.  Отменили его в 1956 году вместе с введением государственных пенсий по старости. Причем двумя годами ранее вопрос поднимала прокуратура, усмотревшая нарушение закона в неравном праве на компенсацию затрат на обучение в разных республиках.

 

 

На этом, пожалуй, рассмотрение этого периода можно закончить.