Частнопрактикующий учитель. Как сегодня «сводят дебет с кредитом» пермяки

Чернышев Александр Юрьевич

Официальная статистика говорит о том, что россияне с каждым месяцем живут всё беднее. По данным Росстата, доходы падают ежемесячно примерно на 4 %. При этом зарплаты, по тем же отчётам, растут. Средняя заработная плата по Пермскому краю за 2018 год составила около 37 тысяч рублей. Насколько реальны эти цифры и на что в действительности живут сегодня пермяки? Мы продолжаем цикл материалов, в которых горожане самых разных профессий анонимно рассказывают о том, сколько они зарабатывают и сколько тратят.

Александр, 46 лет, репетитор по истории, живёт с женой и двумя детьми

У меня никогда не было проблем с выбором профессии. То, что я буду преподавать историю, знал ещё с того момента, как в школе появился этот предмет. Учителя создавали все условия, чтобы я мог проявить себя. Уже в пятом классе сам проводил уроки, проверял тетради, работал вожатым на каникулах, вёл активную общественную школьную жизнь.

Закончил истфак ПГУ. Сейчас я учитель истории 1 категории, но в школе не работаю. Уже шестой год зарабатываю на жизнь исключительно частными уроками. В образовании уже без малого четверть века, и если бы я остался работать в школе, то, возможно, вышел бы на учительскую выслугу. Сейчас теряюсь в догадках: в связи с повышением пенсионного возраста получил бы я её или не получил?

Но я никогда ничего хорошего от государства не ждал. Сейчас они (чиновники — прим.ред.) говорят, что «государство вам ничего не должно», ну так я это ещё в молодости прекрасно понимал. В середине 90-х, когда я начал свою профессиональную деятельность, людям помногу месяцев не платили зарплату, мои коллеги-учителя выходили на голодные митинги. Но я не стал ждать, не стал выходить, просто уволился и стал искать способы, как заработать. Я считал, что молодой, здоровый мужик должен зарабатывать деньги.

Исполнил указ президента о доведении зарплат учителям до средней без всякого участия государства

Преподавать не бросил. Учительство — это моя профессия. Но, помимо уроков, стал брать подработку. Где я только не работал! Журналистом, в городской администрации, охранником в каникулы, грузчиком. И так годами — с уроков на работу, с работы на уроки. В 2001 году встал на учёт в центре занятости. Меня, естественно, отправили по школам. Но когда мне в одной школе предложили зарплату в размере пособия по безработице, я попросил больше меня в школы не отправлять. Целый год я прожил на пособие по безработице, тогда ещё не был женат и как-то выкрутился. Но потом и пособие стали задерживать, мне пришлось устраиваться на работу в магазин, а потом снова в школу.

Даже тогда, когда я работал только в образовании и больше нигде (был у меня такой период замечательный в жизни), я никогда не работал на одну ставку, всегда было больше. Тут часы, там часы... Можете себе представить, что такое 5-7 пар в день! Без выходных месяцами. В отпуск на 56 дней тебя отправляют с 15 тысячами — отдыхай с семьёй, как хочешь! В общем, к 40 годам я проклял такую работу, такую жизнь, понял, что надо что-то круто менять в своей жизни.

В конце концов из школы уволился совсем, ушёл в свободное плавание, благо, у меня к этому времени появился ещё один источник дохода — репетиторство. ЕГЭ — это такая чудесная вещь, целая индустрия, которая не даёт пропасть тысячам и тысячам преподавателей, создает параллельную систему занятости. Когда я еще преподавал, то готовил нескольких учеников к экзаменам. В один прекрасный момент грань между основной работой, где я проводил большую часть времени, и репетиторством просто стерлась. Поэтому, когда я уволился, то одну сторону просто безболезненно отбросил и сосредоточился на другой — начал давать частные уроки. Шёл 2013 год. Учеников у меня было немного, но в принципе, я ещё раз повторю, мне нигде не предложили бы большую зарплату. Я не знал, как дело пойдёт дальше, но обществознание — самый востребованный предмет из всех на экзамене по выбору. Начал зарабатывать ту самую среднюю зарплату, о которой сейчас все чиновники трезвонят — 37 тысяч рублей. И, в общем-то, рад, что исполнил указ президента о доведении зарплат учителям до средней для себя сам, без всякого участия государства. Мы с семьёй даже смогли два лета отдохнуть за границей, покупались на море. Я был полон энтузиазма насчёт продолжения своей работы в качестве частнопрактикующего учителя.

Фото: Вероника Быстрых

Но это, так сказать, одна сторона дела. Есть и другая сторона. Моя работа очень нестабильная, она подвержена колебаниям спроса. Проще говоря, сегодня есть ученики — значит, будут уроки, будут деньги. Не будет учеников — не будет уроков, не будет денег. Нередко я езжу к ученикам с последними двадцатью рублями в кармане. У меня были месяцы хороших заработков и провальные месяцы, когда я вообще ничего не зарабатывал. Это, прежде всего, лето. У меня не было отпускных, поэтому весь свой репетиторский доход я делил на три части: первая часть — на текущее потребление, вторая часть шла на то, чтобы прожить лето, пока я не набрал новых учеников на новый учебный год, и третья часть — на уплату страховых взносов.

Работать в тени — это для выживания

Я оформил ИП и нисколько об этом не жалею. Это мне позволило существенно расширить свою деятельность, привлечь новых учеников. Начал сотрудничать с учебными заведениями, с которыми надо работать только по договору. Взял в аренду аудитории для групповых занятий. Более того, у меня появилась возможность участвовать в профессиональных конкурсах педагогов, повышать вместе с ними квалификацию, с улицы туда не попасть. Легальный статус помог моей семье улучшить жилищные условия — мы взяли ипотеку. Я начал активно публиковаться. Одним словом, ощутил себя полноценной частью педагогического сообщества. И я не собираюсь уходить в тень. Считаю, что работать в тени — это для выживания. Для профессионального развития необходимо работать легально. Когда я приходил к ученикам и предлагал родителям заключить договор об образовательных услугах, это всегда всех удивляло. Но после того, как одна ученица у меня получила налоговый вычет, то я понял, что это то направление, в котором следует развиваться. Я поддерживаю государство в том, что оно пытается легализовать наш рынок, буду думать, либо оставаться ИП, либо избрать формат самозанятости, который сейчас государство активно продвигает среди репетиторов.

Фото: Вероника Быстрых

Пришла осень, а набрать учеников в нужном количестве не получилось

В этом году прозвенел первый тревожный звоночек, когда я не смог создать достаточных резервов на лето. Осенью я столкнулся со сложностями в наборе учеников, несмотря на то, что я в два раза снизил стоимость своих уроков и скатился на уровень 2013 года. Тогда у меня урок стоил 250 рублей, потом стал стоить 500 рублей, а теперь снова 250. Я не знаю, с чем связано падение спроса, может быть, с неблагоприятной экономической ситуацией в стране. Репетиторский рынок просел, и сложности с набором учеников испытывают все. Рынок конкурентный, предложения очень разнообразны. У учеников сегодня масса возможностей получать образование. Я снова встал перед вопросом «что делать дальше». Здесь я видел для себя две возможности. Первая — перекантоваться, найти временный заработок, как я это делал всегда. Но я решил, что те гроши, которые я заработал бы на шабашках, не стоили бы того времени, которое они занимают. Я выбрал потратить время на подготовку, стал искать способы привлечь учеников. Взял кредит в банке, чтобы пережить время простоя, думал, что осенью спокойно наберу учеников и быстро рассчитаюсь с банками. Свободное время посвятил записи видеоуроков. Иными словами, ушёл в онлайн-образование. Чтобы быть конкурентным, я должен постоянно меняться, предлагать новые форматы занятий. Стараюсь быть в тренде, смотрю за тем, что сегодня происходит в образовании, и активно учусь. Вполне возможно, что в этот момент, когда я сижу и разговариваю с вами, где-то на Дальнем Востоке ученик смотрит мой видеоурок и готовится к ЕГЭ по обществознанию, чему я буду несказанно рад. Но пришла осень, а набрать учеников в нужном количестве не получилось.

Фото: Вероника Быстрых

Не моя вина в том, что в моей стране учительство сегодня загнано под плинтус

Летом я пошёл по школам, но везде предлагали работу на полторы-две ставки, нигде даже не рассматривается одна ставка. И зарплату — от 15 до 25 тысяч, в зависимости от нагрузки. Возвращаться снова к этой безумной гонке за часами не хотелось, и я отказался. Надеюсь, что плохое время можно пережить, хочу использовать его для работы, для поиска новых возможностей для работы с учениками. Но вполне возможно, что я вернусь работать в школу. Даже знаю, в какую школу я хочу вернуться, есть такая школа в Москве. В этой школе директор мотивирует учителей работать на ставку. Как там говорят, учитель, работающий более чем на ставку, не может работать творчески, продуктивно. Многие мои коллеги уезжают из регионов в столицу. И может быть, в иных жизненных обстоятельствах, если бы мне было лет 30, я и рванул бы в Москву.

Как я нахожу учеников? У меня есть свой сайт, использую репетиторские ассоциации, сотрудничаю с учебными заведениями. Ну и, конечно, по рекомендациям приходят. Для репетиторов сарафанное радио — самый ценный канал. Самое великое благо, которого я достиг в репетиторстве — это возможность распоряжаться временем. Я сократил свою нагрузку в два раза за те же деньги. Когда я вышел на набор групп, ситуация ещё больше улучшилась. Это дало мне прибавку в доходе, при том, что для учеников занятия стали ещё дешевле. Но самое главное — это, конечно, время. Я очень благодарен своим ученикам, которые в 2013 году удержали меня от смены профессии. Для меня образование стало частью жизнью и её смыслом, я не хочу ничего менять в своей профессиональной деятельности. Сейчас побеседую с вами и побегу на урок к ученице, которая меня ждёт, и от этого я, в принципе, счастлив.

Не моя вина в том, что в моей стране учительство сегодня загнано под плинтус. Вы только послушайте, что говорят чиновники в адрес учителей! У меня уши в трубочку сворачиваются, я не понимаю, почему им это сходит с рук. Но я ничего в этом плане не могу изменить. Единственное, что могу — это попытаться стать востребованным частнопрактикующим учителем, предложить такие образовательные продукты, которые были бы востребованы и позволили моим ученикам, не взирая на экономические кризисы, сократить затраты и получать эффективное образование. Над этим я работаю сейчас и буду работать дальше.

Доходы

У меня нет стабильной суммы. Однажды я уходил на лето с 120 000 (нигде мне таких отпускных не платили), а нынче — с 20 000. Я могу говорить только о среднемесячном доходе, о том доходе, который декларировал в налоговой. Это 37 000 тысяч рублей в месяц, учитывая лето, когда я не зарабатываю совсем. Основные надежды возлагаю на второе учебное полугодие, когда у меня доходит до 70 000 в месяц. В декабре получилось 24 000. В январе, если все планируемые уроки состоятся, заработаю уже под 30 000.

Расходы

Моя жена тоже бюджетник, она врач. Её зарплата — 30 000 рублей. В театры не ходим, никуда не ездим. Осенью мы жили на зарплату жены и «проедали» кредитные деньги. У меня были единичные уроки. Сколько я набирал к октябрю раньше — нынче на это вышёл только в декабре. Жить уже можно, если бы не накопленные долги. Ту часть, что я должен зарабатывать на накопления к следующему лету, я трачу на погашение долгов и продукты. 4200 — за кредит, остальные деньги — на еду. Коммуналка и ипотека пока на жене. Ещё 3000 в месяц жена платит старшему ребёнку за английский, я оплачиваю младшему допы в школе. 13 000 — двумя взносами по полугодиям. Ещё на мне, как ИП, долг в пенсионный фонд и в ФОМС, на который уже полгода капают пени. Рассчитываю, что спрос будет расти, и долги я закрою к весне. Но, может, и к лету. Не знаю. Вопрос о трудоустройстве не снят. В школу или нет, на постоянной основе или временно... Оттягиваю как могу, не хочу возвращаться на зарплату школьного учителя. Ничего страшного не случилось, просто начинаю все заново, как шесть лет назад.

https://zvzda.ru/articles/e8a03197b5d4 

 

Комментарии

Татьяна Михайловна Захарченко

Как всё грустно...особенно в статье "расходы".....

Костяева Елена Вениаминовна

Спрос на индивидуальные занятия действительно уменьшился, говорю об английском языке. Мотивация поехать за границу на учебу и отдых упала из-за пандемии, подготовка к экзаменам ОГЭ угасла из-за их отмены, выполнение Д.З. перешло в формат онлайн, где проще списать, чем чему-то научиться, и репетитор, даже очень хороший, сидит без денег...