Главные вкладки

    «Все дети ищут радости и возможностей для экспериментов»

    Стоковые изображения от Depositphotos

    Английские педагоги-психологи рассказывают о значении игры. 

    Игра не только развлекает, но и преподает детям жизненно важные психологические уроки. Так что же происходит в мозгу ребенка, когда он играет? И почему это так важно для развития детей и роста?

    Мы все видели фотографии и видеозаписи детей, играющих в самых неожиданных ситуациях. Использование старой верёвки для прыжков по пыльной земле, гонки на шинах около свалки или бумажные кораблики под дождём. Дети играют в разных культурах и классах. Они играют несмотря на войны, бедствия и пандемии. Они играют, потому что это императив развития.

    «В мозгу маленького ребёночка полно нейронов. Дети рождены, чтобы учиться и развиваться, но для этого им нужен опыт. Им нужно всё потрогать, почувствовать, попробовать. И каждый раз, когда они получают положительный и стимулирующий опыт, между нейронами образуются связи, которые поддерживют их развитие и обучение» - объясняет Стьерне Томсен, председатель отдела обучения через игру в LEGO Foundation.

    Игра - это то, что даёт детям такой опыт. Независимо от типа игры, в которую вовлечён ребенок, в мозгу устанавливаются важные связи, которые помогают социальному, эмоциональному, творческому, познавательному и физическому росту ребёнка.

    «Во всех культурах и во всех социально-экономических группах вы увидите одни и те же характеристики. Дети ищут радость, положительный опыт, возможности экспериментировать, проверять и пробовать разные вещи, быть активными, а не пассивными, и действительно иметь свободу выбора и выбор» - продолжает Томсен.

    Именно в игре дети учатся инициировать, планировать и выполнять задачи, поддерживать внимание, контролировать производительность, подавлять импульсы и иметь целенаправленное упорство. Эти навыки необходимы для обучения и повседневной жизни.

    Линдси Конен, мать двоих детей младшего возраста из восточного Лондона рассказывает о своих наблюдениях: «Как и все родители я беспокоилась о том, что мои дети месяцами будут играть во время изоляции вместо того, чтобы учиться. Однако я обнаружила, что с тех пор, как они вернулись в школу, они стали намного более заинтересованными и желающими учиться, чем раньше. Видимо во всей этой игре для них что-то происходило».

    Томсен считает, что наблюдене Линдси о том, что школьное обучение улучшается за счет продолжительного периода управляемой игры, вполне может быть подтверждено будущими исследованиями воздействия кризиса на образование.

    Педагог-психолог Мелерни Мехе соглашается: «Игра важна для многих аспектов развития мозга. Но обучение саморегулированию, подавлению ненадлежащего поведения и контролю над эмоциями является одним из самых важных для успеха в формальной учебной среде».

    Например, каждый раз, когда башня опрокидывается и ребенок собирает части, чтобы начать заново, он становится более терпеливым и обучается навыкам, которые сделают его лучшим командным игроком, лучшим сотрудником.

    «Я определенно видела, как мои двое детей стали лучше справляться со своими эмоциями, пока не ходили в школу, - говорит Линдси Конен. - Чем больше они играли вместе, тем лучше они умели разрешать свои конфликты».

    Мехе объясняет, что, когда дети играют, они неоднократно репетируют и испытывают ряд эмоций: разочарование, решимость, уверенность, радость достижения. «Благодаря свободным играм, дети на протяжении всей жизни развивают навыки общения и учатся регулировать свои чувства», - говорит она.

    По мере того, как дети растут и развиваются, то, что они требуют от игры, меняется. Младенцам требуется чуткое взаимодействие со взрослыми и множество возможностей узнать об окружающей их среде через тактильные контакты.

    В возрасте от шести до девяти лет дети больше склонны перевоплощаться, играя со множеством переодеваний. Ролевые игры побуждают их узнавать как другие смотрят на мир, учиться понимать другую точку зрения.

    По мере приближения к подростковому возрасту на первый план выходят символические игры (рисование, настольные игры) и более сложные игры с правилами.

    У подростков игра начинает выглядеть немного иначе и сводится к более мелким проектам, проблемному и практическому обучению. «Они охотно соглашаются изменить два ингредиента в рецепте или спланировать целый день отпуска, выясняя, куда пойти и чем заняться. Все свои навыки общения подростки стремятся испытать в общении со взрослыми, чтобы развиваться дальше» - объясняют педагоги-психологи.

    И игра не только для детей. Важно, чтобы в ней участвовали и родители (опекуны). «Играя со своим ребенком, вы укрепляете свою связь с ним: проводите время, обеспечиваете необходимый словарный запас и знакомите с моделями поведения», - говорит Мехе.

    Вспоминайте свои игры в детстве. Позвольте положительным химическим веществам улучшить ваше настроение, а также настроение вашего ребенка!


    Автор: Антония Виндзор, Великобритания