Главные вкладки

    Моббинг в педагогическом коллективе

    Татьянченко Наталья Петровна

    У многих из нас моббинг ассоциируется с травлей среди подростков. Но я хочу коснуться темы травли в рабочем коллективе, а именно – в педагогическом, и разобраться в причинах его возникновения.

    «Моббинг – (от анг. Mob – толпа) – психологическое притеснение, преимущественно групповые, работника со стороны работодателя или других работников, включающие в себя постоянные негативные высказывания,  критику в адрес работника, его социальную изоляцию внутри организации, исключение его из служебных действий социальных контактов, распространение о работнике заведомо ложной информации, отказ в выплатах стимулирующих и т.п.».

    Как видим, моббинг может быть разным, но его последствия всегда разрушительны. Но почему подобные ситуации возникают в педагогическом коллективе? Ведь в сознании обывателя педагог – эталон поведения, носитель высоких моральных принципов. А значит должен быть бесконфликтным, тактичным, эмоционально сдержанным. И когда всех педагогов объединяет одно общее дело, времени на перипетии, а тем более - притеснение коллег просто не должно быть! Но как показывает практика, иногда руководители образовательных учреждений, собравшие вокруг себя «толпу» единомышленников, находят способы изводить неугодных.

    Теоретический анализ ряда работ (В.Г. Коновалова, Н.В. Кораблева, А. Скавитин, А.В. Соловьев, Н.Нарицын, М.Нарицина,Х. Лейман, Д. Ольвеус, К. Колодей и др.) позволил выделить две основные причины травли.

    Итак, первая – это страх, возникновение которого у педагогов провоцируют сотрудники «не такие как они». Например, отличающиеся высокими профессиональными достижениями или их поведение не отвечает принятым в коллективе нормам (не занимаются репетиторством в стенах школы, отрабатывая в рабочее время свою заработную плату). В этой ситуации педагоги воспринимают коллегу как «чужака», способного нанести неожиданный удар.

    Вторая причина – излишек свободного времени. Н.Нарицын и М.Нарицына отмечают, что «когда сотрудники заняты выполнением поставленных перед ними задач (и в идеале озабочены перспективой финансовых выплат за это выполнение), им нет нужды тратить время и силы на «психологический террор». Трудно не согласиться с авторами. Но почему-то педагоги продолжают тратить свое время на «психологический террор»! На мой взгляд, это происходит в том случае, если они не озадачены выплатами стимулирующих по причине того, что регулярно их получают, не затрачивая силы на качественное выполнение своих обязанностей.

    О причинах возникновения моббинга можно продолжить рассуждать. Но я хочу на этом закончить, дав возможность коллегам дополнить мои размышления.

     

    Комментарии

    Евгения Павловна Роденко

    Очень актуальная тема, люди сейчас не умеют радоваться мелочам, своим достижениям, способны возвышаться только за чужой счет, принижая окружающих. И от этого очень страдают не только жертвы, но и сами активисты моббинга и свидетели всего происходящего. Коллектив разлагается и о престиже организации тут не будет речи, до тех пор пока не поменяется отношение вышестоящих руководителей к таким ситуациям. Коллектив образовательного учреждения - это в первую очередь образец и пример для подрастающего поколения. Ни один из участников моббинга не чувствует себя удовлетворенным. Очень хотелось бы услышать мнение коллег о том как быть в таких ситуациях? Как вести себя если стал ее участником, как это остановить из роли свидетеля? Жертвы?