Почему возраст 2-7 лет так важен для развития мозга

"Богатый опыт - от игр до искусства и взаимоотношений - фундаментально влияет на развитие ребенка", - утверждает профессор педагогики из США. 

Когда Альберт Эйнштейн был ребенком, мало кто (если вообще был кто-то) ожидал того замечательного вклада, который он внесет в науку. Его речевое развитие задерживалось, из-за чего родители беспокоились и консультировались с врачом. Его сестра однажды призналась, что Эйнштейн «испытывал такие трудности с языком, что окружающие боялись, что он никогда не выучит его». Как этот ребенок прошел путь от потенциальной задержки в развитии до того, чтобы стать, ну... ну, Эйнштейном?

Частично ответ на этот вопрос представлен в двух подарках, которые Эйнштейн получил от каждого из своих родителей, когда ему было 5 лет. Когда маленький Эйнштейн весь день больной пролежал в постели, отец подарил ему компас. Для ребёнка это было загадочное устройство, пробудившее его любопытство к науке. Вскоре после этого мать Эйнштейна, талантливая пианистка, подарила Эйнштейну скрипку. Эти два дара бросили вызов мозгу Эйнштейна в самый подходящий момент!

Детский мозг развивается рывками, называемыми критическими периодами. Первый возникает примерно в возрасте 2-х лет, а второй - в подростковом возрасте. В начале этих периодов количество связей (синапсов) между клетками мозга (нейронами) удваивается. У двухлетних детей синапсов в два раза больше, чем у взрослых. Поскольку эти связи между клетками мозга отвечают за обучение, удвоенное количество синапсов позволяет мозгу учиться быстрее, чем в любой другой период жизни. Таким образом, опыт детей на этом этапе имеет длительное влияние на их развитие.

Этот первый критический период развития мозга начинается примерно в 2 года и заканчивается примерно в 7 лет. Он дает прекрасную возможность заложить основу для целостного образования детей. Мы рассмотрим 4 способа максимизировать развитие этого важнейшего периода.

1. РАЗВИВАЙТЕ ЛЮБОВЬ К УЧЕБЕ 

Маленьким детям нужно получать удовольствие от процесса обучения, а не сосредотачиваться на успеваемости. Педагоги и родители могут подчеркнуть радость пробовать новые занятия и узнавать что-то новое. Нам нужно помочь детям понять, что ошибки - это долгожданная, нормальная часть обучения.

Этот период также является временем для формирования установки на рост - веры в то, что таланты и способности развиваются благодаря усилиям, а не закрепляются врожденно. Педагогам следует избегать навешивания ярлыков на детей или универсальных заявлений об их способностях. Даже такие комплименты, как «Ты такой умный», контрпродуктивны. Вместо этого сделайте упор на настойчивости и старании. Дети научатся любить обучение, если мы будем проявлять энтузиазм по поводу процесса, а не зацикливаться на результатах.

2. СОСРЕДОТОЧЬТЕСЬ НА ШИРИНЕ, А НЕ НА ГЛУБИНЕ

Один из способов избежать сосредоточения внимания на результатах на этом этапе развития - сделать упор на широту развития навыков, а не на глубину. Предоставление детям разнообразных занятий закладывает основу для развития навыков в различных областях. Это время, чтобы привлечь детей к музыке, чтению, спорту, математике, искусству, естественным наукам и языкам.

В своей книге «Диапазон» Дэвид Эпштейн утверждает, что широта опыта часто упускается из виду и недооценивается. Разносторонность особенно важна для детей в возрасте от 2 до 7 лет. Их развивающийся мозг готов погрузиться в широкий спектр навыков. Это период, в течение которого можно развивать детский диапазон. Позже у них будет достаточно времени, чтобы специализироваться. Другими словами, нашему обществу нужны разносторонне развитые люди.

3. НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ИНТЕЛЛЕКТЕ

Да, мы хотим, чтобы дети хорошо читали и изучали основы математики. Но нельзя сбрасывать со счетов эмоциональный интеллект. Преимущества обучения в этот первый критический период развития мозга должны распространяться на такие навыки межличностного общения, как доброта, сочувствие и командная работа.

Дэниел Сигел и Тина Пейн Брайсон объясняют важность развития детской эмпатии в своей книге «Целый мозг ребенка». Сочувствие начинается с признания своих чувств. Поэтому они предлагают помочь детям этой возрастной группы сначала обозначить свои эмоции («Мне грустно»), а затем рассказать историю о том, что заставило их так себя чувствовать («Мне грустно, потому что я хотел мороженого, а вы сказали нет»). Когда дети научатся определять шаблоны своих эмоций, педагоги могут начать задавать вопросы, побуждающие их учитывать чувства других.

Один из способов поощрить заботу о других - включить детей в то, что взрослые сами делают для других. Позволяя маленьким детям помогать по хозяйству, взрослые помогают им стать более отзывчивыми и внимательными людьми.

4. НЕ ОТНОСИТЕСЬ К ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА КАК К ПРЕДШЕСТВУЮЩЕМУ «НАСТОЯЩЕМУ» ОБУЧЕНИЮ

Детский мозг может уникальным образом усваивать информацию во время этой критической фазы. Если под интеллектом понимается способность учиться, дети в возрасте от 2 до 7 лет могут быть самыми умными людьми на планете.

Исследования показывают, что некоторые навыки невозможно освоить так же хорошо после этого первого критического периода развития мозга. Например, исследования показывают, что дети этого возраста лучше всего подходят для изучения моделей языкового развития, что позволяет им овладеть вторым языком на том же уровне, что и родной. Однако, как только дети достигают 8-летнего возраста, их уровень владения языком снижается, и на втором языке говорят не так хорошо, как на родном. Такой же эффект наблюдается при развитии музыкальных способностей.

Примечательно, что родители Эйнштейна не записали его на уроки физики - области, которая привела его к Нобелевской премии. Вместо этого отец Эйнштейна включил его в свою работу инженером. А его мать записала его на уроки игры на скрипке, потому что хотела, чтобы он любил и ценил музыку. Оба занятия работали на целостное развитие его молодого ума. Заманчиво думать о дошкольном образовании как о предшественнике «настоящего» образования. Но, возможно, именно разностороннее развитие в эти годы имеет наибольшее значение, нежели "узкая специализация".


Автор: Риши Шрирам, педагог, профессор Бейлорского университета, США


 

 

Комментарии

Мелешко Олеся Геннадьевна

Интересная статья, думаю, что материал будет полезен.

Котова Елена Анатольевна

Дети от 2 до 7 лет — одна из самых неправильно понимаемых категорий людей. Они не умеют думать дважды, делать несколько дел одновременно, контролировать свои эмоции. Они могут быть наглыми, несговорчивыми и непослушными, а уже через минуту будут смеяться своим заразительным смехом и заполнят всё пространство своей радостью.

Гусенкова Светлана Алексеевна

Очень полезная статья, особенно для молодых родителей.

Орещишина Вера Владимировна

Спасибо за статью. Интересно.

Зырянцева Юлия Сергеевна

Очень интересно, спасибо

Мусина Гульнас Аглямовна

интересно, спасибо!

Волкова Наталия Александровна

Самый активный в плане развития возраст, стремительный и определяющий дальнейшее совершенствования умений, навыков. Кажется, как раз с 2 до 7 закладывает я важнейший фундамент... Работаю с малышами, самый интересный период в жизни ребёнка - дошкольный. Наша задача развивать и обучать, сохраняя самоценность детства..

Мелешко Олеся Геннадьевна

Спасибо, очень прекрасная статья! Все грамотно и толково изложено.

Чудеснова Наталья Анатольевна

Содержательная статья, обращаешься при ее прочтении к детскому опыту своему и своих знакомых, пытаясь найти , психологические проблемы взрослых в этом периоде детства...

Полуэктова Ирина Юрьевна

Интересный содержательный материал! Спасибо!

Тимофеева Ульяна Анатольевна

Спасибо. Интересные факты. Полностью согласна с родителями Эйнштейна. Они развивали одновременно 2 полушария мозга. Очень жаль, что многие родители не осознают важность дошкольного воспитания, считая что "дети приходят только поиграть в садик". И наша задача как педагогов - это пропагандировать и популяризировать важность дошкольного образования через все возможные средства информации, тем самым поднимая престиж нашей, как я считаю, самой важной первой ступени в воспитании и образовании детей,в их социализации.

спасибо за материал!

МОРЕВА НАТАЛЬЯ АНДРЕЕВНА

Здорово! Очень интересно полезно было почитать историю "Эйнштейна. Обязательно поделюсь с коллегами и внуками. Спасибо!

Шабунина Алена Николаевна

Дети в любом возрасте, будь то 0+ или 15+, это наше окно в другой мир. Каким мы хотим увидеть вид в нем Все зависит от нас ВЗРОСЛЫХ....

Спасибо за интересную статью. Действительно, очень важно в раннем возрасте всесторонне развивать ребенка, но так, чтобы ему было интересно. Тогда и в более позднем периоде ребенок сохранит интерес к познанию.

Новикова Татьяна Валерьевна

Неплохой совет для родителей. Вместо выбора одной сфера деятельности, компромисс

Кудымова Ольга Владимировна

Очень интересная статья, спасибо.

Серебренникова Александра Ивановна

Статья очень интересная, и заставляет задуматься как воспитателя, так и родителя: а правильно ли мы воспитываем своих малышей или детей в группе? Ведь не всё так просто, как казалось. . Везде есть точка преткновения, и точка рывка вперёд... Главное не нарушить баланс и во время понять