"Исследования головного мозга детей с ТМНР, помогают подобрать им средства АДК"

Боровикова Наталия Владимировна

Статья: «Исследования головного мозга детей с ТМНР помогают подобрать им средства альтернативной и дополнительной коммуникации»

Головной мозг по праву считается самой сложной системой человеческого организма, он управляет всей нашей деятельностью. Проследить связь между его работой и психическим поведением человека помогает нейропсихология.

Предметом исследования нейропсихологии становится внимание человека, возможности его концентрации и переключения. Также под область изучения попадают речь, эмоции, виды мышления, способность к принятию решений и волеизъявлений, возможности контролировать деятельность. Все эти механизмы нейропсихология связывает с созреванием мозговых структур, которые отвечают за то или иное физическое или мыслительное действие, совершаемое человеком.

Человеческий мозг живет и развивается по своим биологическим законам. Механизмы головного мозга изучают нейропсихологи (клинические психологи). Понимание того, как функционирует мозг, помогает не только скорректировать «слабые стороны», но и спланировать дальнейшую работу, направленную на развитие «сильных сторон» - компенсационно. Задача нейропсихолога, «взять» сильные стороны головного мозга (ресурсные) и слабые (дефицитарные) и привести их к балансу.
 

О нейропсихологии как науке, основанной на изучении медицины (физиологических процессов в организме человека) и психологии (высших психических функций) одним из первых заговорил психолог, врач-невропатолог Александр Романович Лурия. Он доказал существование связи между «нейро» — структурным и функциональным строением человеческого мозга, и психологией. В процессе своей работы он стремился выявить пораженные участки головного мозга, определить вследствие чего произошел сбой и опираясь на здоровые участки мозга, восстановить утраченную функцию.

А.Р. Лурия условно разделял головной мозг на три функциональных блока, связанные между собой:

1. Энергетический блок отвечает за всю информацию, которую получает от внутренних органов. Если человек голоден, из желудка поступает сигнал о том, что нужна еда. Главная функция этого блока — поддерживать организм в тонусе и обеспечивать его жизнедеятельность.


2. Операциональный блок отвечает за переработку и хранение информации, которую получает человек благодаря органам чувств — слуху, зрению, обонянию и осязанию.


3. Блок программирования психических процессов — регулирует опорно-двигательную систему и находится в лобных долях головного мозга. Если происходит поражение этого блока, то человек теряет способность физических и мыслительных действий.
Нарушение работы одного блока неминуемо влияет на работоспособность двух других.

На развитие головного мозга большое влияние оказывает то, как протекала беременность будущей мамы. Одной из причин, почему познавательные функции ребенка могут быть нарушены, являются осложнения при беременности или сложные роды (гипоксия плода, черепно-мозговые травмы, инфекционные заболевания).

Человеческая речь — это способ выражения мысли. Если она нарушена, то возникают проблемы в общении и понимании, а нарушена она часто бывает из-за патологий или локальных повреждений в головном мозге.

В исследовательский процесс входит экспериментальное (клиническое и аппаратурное) изучение различных форм нарушения психических процессов при локальных поражениях мозга и заболеваниях ЦНС.


1. Клиническое (Сравнительно-анатомический метод) — изучает взаимосвязь строения головного мозга и нервной системы и влияние на них окружающей среды и особенностей поведения.

2. Аппаратурное (Практический метод) — используется для восстановления функций головного мозга. Сюда относятся КТ, МРТ, электроэнцефалография.

Центральной задачей нейропсихологического исследования является качественное определение специфики нарушения, а не только констатация факта расстройства той или иной функции.

По результатам исследований головного мозга, врач может в конкретных цифровых показателях измерить результаты, появляется возможность реально воздействовать на работу некоторых его структур, которые сохранны с помощью терапии и социально - педагогической работы.

Нейропсихолог анализирует пострадавшие участки головного мозга и разрабатывает программу. Далее эта программа поможет специалистам: психологу, дефектологу и педагогу в подборе ребёнку с ТМНР для него персональных средств альтернативной и дополнительной коммуникации.  Постоянное использование подходящих средств альтернативной или дополнительной коммуникации помогут ребёнку с ТМНР улучшить взаимопонимание в общении.

 

 

Перечень используемых источников информации:

1.Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. М.: В.Секачев, 2016.

2. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Академия, 2015.

3. Поддъякова О.С., Челышева М.В.  Практикум по нейропсихологии. Учебное пособие.

 

Москва: МГМСУ, 2014.

4.  Мосин А.В., практикующий психолог, клинический психолог, член ассоциации «Когнитивно-поведенческой психотерапии». Семинар-практикум.


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья: «Исследования головного мозга детей с ТМНР помогают подобрать им средства альтернативной и дополнительной коммуникации»

Головной мозг по праву считается самой сложной системой человеческого организма, он управляет всей нашей деятельностью. Проследить связь между его работой и психическим поведением человека помогает нейропсихология.

Предметом исследования нейропсихологии становится внимание человека, возможности его концентрации и переключения. Также под область изучения попадают речь, эмоции, виды мышления, способность к принятию решений и волеизъявлений, возможности контролировать деятельность. Все эти механизмы нейропсихология связывает с созреванием мозговых структур, которые отвечают за то или иное физическое или мыслительное действие, совершаемое человеком.

Человеческий мозг живет и развивается по своим биологическим законам. Механизмы головного мозга изучают нейропсихологи (клинические психологи). Понимание того, как функционирует мозг, помогает не только скорректировать «слабые стороны», но и спланировать дальнейшую работу, направленную на развитие «сильных сторон» - компенсационно. Задача нейропсихолога, «взять» сильные стороны головного мозга (ресурсные) и слабые (дефицитарные) и привести их к балансу.
 

О нейропсихологии как науке, основанной на изучении медицины (физиологических процессов в организме человека) и психологии (высших психических функций) одним из первых заговорил психолог, врач-невропатолог Александр Романович Лурия. Он доказал существование связи между «нейро» — структурным и функциональным строением человеческого мозга, и психологией. В процессе своей работы он стремился выявить пораженные участки головного мозга, определить вследствие чего произошел сбой и опираясь на здоровые участки мозга, восстановить утраченную функцию.

А.Р. Лурия условно разделял головной мозг на три функциональных блока, связанные между собой:

1. Энергетический блок отвечает за всю информацию, которую получает от внутренних органов. Если человек голоден, из желудка поступает сигнал о том, что нужна еда. Главная функция этого блока — поддерживать организм в тонусе и обеспечивать его жизнедеятельность.


2. Операциональный блок отвечает за переработку и хранение информации, которую получает человек благодаря органам чувств — слуху, зрению, обонянию и осязанию.


3. Блок программирования психических процессов — регулирует опорно-двигательную систему и находится в лобных долях головного мозга. Если происходит поражение этого блока, то человек теряет способность физических и мыслительных действий.
Нарушение работы одного блока неминуемо влияет на работоспособность двух других.

На развитие головного мозга большое влияние оказывает то, как протекала беременность будущей мамы. Одной из причин, почему познавательные функции ребенка могут быть нарушены, являются осложнения при беременности или сложные роды (гипоксия плода, черепно-мозговые травмы, инфекционные заболевания).

Человеческая речь — это способ выражения мысли. Если она нарушена, то возникают проблемы в общении и понимании, а нарушена она часто бывает из-за патологий или локальных повреждений в головном мозге.

В исследовательский процесс входит экспериментальное (клиническое и аппаратурное) изучение различных форм нарушения психических процессов при локальных поражениях мозга и заболеваниях ЦНС.


1. Клиническое (Сравнительно-анатомический метод) — изучает взаимосвязь строения головного мозга и нервной системы и влияние на них окружающей среды и особенностей поведения.

2. Аппаратурное (Практический метод) — используется для восстановления функций головного мозга. Сюда относятся КТ, МРТ, электроэнцефалография. 

Центральной задачей нейропсихологического исследования является качественное определение специфики нарушения, а не только констатация факта расстройства той или иной функции. 

По результатам исследований головного мозга, врач может в конкретных цифровых показателях измерить результаты, появляется возможность реально воздействовать на работу некоторых его структур, которые сохранны с помощью терапии и социально - педагогической работы.

Нейропсихолог анализирует пострадавшие участки головного мозга и разрабатывает программу. Далее эта программа поможет специалистам: психологу, дефектологу и педагогу в подборе ребёнку с ТМНР для него персональных средств альтернативной и дополнительной коммуникации.  Постоянное использование подходящих средств альтернативной или дополнительной коммуникации помогут ребёнку с ТМНР улучшить взаимопонимание в общении.

Перечень используемых источников информации:

1.Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. М.: В.Секачев, 2016.

2. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Академия, 2015.

3. Поддъякова О.С., Челышева М.В.  Практикум по нейропсихологии. Учебное пособие.

Москва: МГМСУ, 2014.

4.  Мосин А.В., практикующий психолог, клинический психолог, член ассоциации «Когнитивно-поведенческой психотерапии». Семинар-практикум.



 

Комментарии

Рожкова Ольга Викторовна

Очень интересный материал. Сама увлеклась влиянием нейропсихологическими упражнениями для развития мелкой моторики рук и речи. Могу предложить пособие "Лого-нейро-тренажер" автор Т.А.Волкова. Очень занимательная и увлекательная техника, дети дошколята в восторге.