Есть куда идти помимо школы!

Чернышев Александр Юрьевич
Любопытный диалог состоялся у меня с коллегой в одной учительской сети. Она, правда, работает в другой школе и произвела впечатление на бесчисленных комментаторов суммой стимулирующих до 10000 в ее школе.
Я спрашиваю: "средняя по экономике 40 тысяч при работе на ставку выходит вместе со стимулирующими?" Конечно, я знаю, каким будет ответ. Просто я ума не приложу, как чиновники отчитываются о выполнении пресловутых "майских указов". Как я и предполагал: "Я могу только за себя сказать: 30 ч, кл. рук, руководство ШМО, высшая категория, стимулирующие. В районе 40 тыс. так и есть", - ответила коллега. Все, потолок.
Таким образом, увеличение дохода достигается не качеством труда, а ростом нагрузки учителя.
Я пишу ей: "Тогда не вижу смысла даже в таких стимулирующих. Лучше зарабатывать дополнительно на стороне или в частном порядке. Во-первых, есть шанс увеличить стоимость часа, а значит, сократить их количество. Во-вторых, уменьшаем зависимость от администрации. В-третьих, скидываем хотя бы часть неоплачиваемой и малооплачиваемой работы".
Коллега со мной согласилась. И далее я привожу очень важные ее слова:
- Тоже думала об этом. Но привычка ведь сильна и просят помочь. И выслуга не за горами! Поэтому сейчас думаю над переквалифицированием вообще. Продумала тактику и план на три года. Только получаю выслугу, сразу из школы ухожу. Без работы я точно не останусь, тем более есть куда идти помимо школы.
Есть куда идти помимо школы! Вот он путь к повышению доходов учителей, заметьте, без всякой политики. Тут одна экономика.
На рынке труда часто возникает монопсония. Даже школьник скажет, что это монополия покупателя, стремящегося сбить цену. В данном случае - монополия работодателя, представляющего интересы государства или местных властей. Это объясняет, почему в муниципальную школу, как это ни парадоксально, трудно устроиться. Там, где должны работать два учителя, предпочтут взять одного. Дешевле. При этом на стороне работодателей находятся профсоюзы, которые вместо того, чтобы добиваться повышения стоимости часа, сбивают ее, поддерживают конкуренцию учителей за часы. По себе знаю, как ревниво относятся коллеги к вновь пришедшим педагогам, если их приход сопряжен с возможностью снижения часов у остальных.
Я вот только к 1 октября нашел подработку. Но школе нужно было закрыть полторы ставки, и они надеялись, что на них придет студент старших курсов. Поэтому тянули время. Это тоже парадоксально, но факт.
А сейчас меня уламывают взять больше часов, но тема зарплаты при этом не обсуждается, потому что мы знаем, сколько стоит час на бюджете и кем это установлено. Бесполезно торговаться. Я соглашаюсь, потому что работаю над созданием своего электронного курса.
Как переломить ситуацию? Только конкуренцией и продавцов, и покупателей. Не уламывать меня должны взять больше часов, а выбирать меня из очереди стоящих в школу лучших из лучших по цене и по качеству. Надо стимулировать спрос на учителей. Усиливать конкуренцию за учителя. Уводить его из той школы, которая взваливает на него 30 часов за копейки, а такую школу обрушивать в независимых рейтингах.
Для этого в образовании должно появляться как можно больше различных игроков, предоставляющих образовательные услуги и формирующих спрос на учителя. Больше новых образовательных структур, частных школ и центров, больше репетиторов и онлайн-курсов. Больше Нешкол. Развивать семейное, заочное обучение...
Я вижу сайты московских общеобразовательных школ, уже даже бесплатно обучающих заочников. Московские власти это поддерживают. Мы знаем, как представлен неформальный сектор в московском образовании и потому невозможно представить, что бы московские власти платили столько, сколько платят в регионах.
Как родитель хоумскулера я подписан на группы семейников. Я вижу, какой замечательный процесс самоорганизации идет в этой среде. Ко мне обращаются родители этих детей из других городов помочь с обществознанием. 10 лет я сам кручусь в неформальном образовании. Я с ужасом думаю о том, что было бы, если бы я смирился с бюджетной зарплатой на 27 лет, останься я в муниципальной школе в 1995-ом.
Одним словом, нужно "расшколить" образование. Не школу разрушить, а покончить с ее монополией, при которой "учителю некуда уйти".
Рост альтернативных форм в образовании вызовет спрос на учителей. И не только на учителей. На методистов, педдизайнеров, коучей и т.п. Это повлечет взрывное увеличение предложения! В образование пойдут кадры. Многие вернутся в него, как это сделал я. Это вызовет взрывной качественный рост нашего образования! Прекратится неизбывное культивирование бедности и зависимости учителя.
И учителю будет куда проще уйти со своих безумных двух ставок в школе. Начнется массовый исход из школ. Чтобы сохранить кадры в школе, им придется повышать решительно зарплату.
И в то же время и учителю придется научиться конкурировать за работу в человеческих условиях, переквалифицироваться не из под палки ради пустых баллов к аттестации, а чтобы стать по-настоящему востребованным на образовательном рынке. Вместе с востребованностью будет расти цена его труда. И заветный престиж профессии.
... Я пожелал коллеге успехов в реализации ее планов. Она пожелала и мне.