Развитие творческих способностей и личности школьника

Просвирова Галина Васильевна

 

Где нет простора для проявления способности, там нет и способности. ( Л.Фейербах)

    Творчество - самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке. Но сами дети не ощущают в себе присутствие гениальности. Задача учителя – развить творческие силы в маленьком человеке. В творчестве происходит слияние человека с его делом, если это дело захватывает, увлекает человека. В высший момент творчества этот человек поглощен предметом труда. Как у Пушкина: «И забываю мир…».

    Если однажды учитель сумел пробудить в ребенке такое состояние, не сможет забыть этого маленький человек, потому что такой труд – наивысшая радость, где возникает гармония всех способностей человеческого существа.  Все, что нужно,  чтобы ребята могли проявить свои дарования, - это умное руководство со стороны учителя.

    Мы, педагоги, должны найти в детях ту струну, которая бы сначала распрямилась, затем натянулась и только потом запела. Это значит, если вначале ученик только усваивает знания и овладевает определенной деятельностью, осуществляя ее по образцу, то потом совместно с учителем  участвует в творческой  деятельности и только потом, если ученик одаренный, способен при помощи самостоятельной деятельности создавать новое, оригинальное.

    Развитие творческих способностей – процесс трудный. Он требует времени,  особой подготовки.

    На уроке в основном присутствуют фрагменты развития творчества. Отдельными крупицами опыта в этом направлении хочу поделиться.

    Моих ребят привлекает написание сочинений-миниатюр в жанре сказки. Так на русском языке в 6 классе при изучении «Приставок пре- и при-» составляем сказку на лингвистическую тему «Две сестры».  С семиклассниками после экскурсий в природу сочиняем  стихи о зиме, весне,  осени. Старшеклассники решают эвристические задачи по орфографии, пунктуации: «Какое окончание в словах пламя и пламень?»  («Они сошлись, волна и камень, стихи и проза, лед и пламень, не столь различны меж собой»/                                        А.С.Пушкин/ Ответ: -я и нулевое); «Отличаются ли по морфемному составу и  если отличаются, то чем приводимые ниже слова: окно, танго, пальто?  Ответ: -о; нет, так как несклоняемое имя существительное; хотя оно и не склоняется и не имеет окончания, но при словообразовании - о ведет себя как окончание и отбрасывается – пальтецо, пальтишко» (Русский язык. 10 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_i_lichnosti_shkolnika.zip4.58 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Просвирова Г.В.,

 учитель русского языка и литературы

 МКОУ «Манойлинская СОШ»

 Клетского муниципального района

 Волгоградской области

Развитие творческих способностей и личности школьника

Где нет простора для проявления способности, там нет и способности. ( Л.Фейербах)

    Творчество - самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке. Но сами дети не ощущают в себе присутствие гениальности. Задача учителя – развить творческие силы в маленьком человеке. В творчестве происходит слияние человека с его делом, если это дело захватывает, увлекает человека. В высший момент творчества этот человек поглощен предметом труда. Как у Пушкина: «И забываю мир…».

    Если однажды учитель сумел пробудить в ребенке такое состояние, не сможет забыть этого маленький человек, потому что такой труд – наивысшая радость, где возникает гармония всех способностей человеческого существа.  Все, что нужно,  чтобы ребята могли проявить свои дарования, - это умное руководство со стороны учителя.

    Мы, педагоги, должны найти в детях ту струну, которая бы сначала распрямилась, затем натянулась и только потом запела. Это значит, если вначале ученик только усваивает знания и овладевает определенной деятельностью, осуществляя ее по образцу, то потом совместно с учителем  участвует в творческой  деятельности и только потом, если ученик одаренный, способен при помощи самостоятельной деятельности создавать новое, оригинальное.

    Развитие творческих способностей – процесс трудный. Он требует времени,  особой подготовки.

    На уроке в основном присутствуют фрагменты развития творчества. Отдельными крупицами опыта в этом направлении хочу поделиться.

    Моих ребят привлекает написание сочинений-миниатюр в жанре сказки. Так на русском языке в 6 классе при изучении «Приставок пре- и при-» составляем сказку на лингвистическую тему «Две сестры».  С семиклассниками после экскурсий в природу сочиняем  стихи о зиме, весне,  осени. Старшеклассники решают эвристические задачи по орфографии, пунктуации: «Какое окончание в словах пламя и пламень?»  («Они сошлись, волна и камень, стихи и проза, лед и пламень, не столь различны меж собой»/                                        А.С.Пушкин/ Ответ: -я и нулевое); «Отличаются ли по морфемному составу и  если отличаются, то чем приводимые ниже слова: окно, танго, пальто?  Ответ: -о; нет, так как несклоняемое имя существительное; хотя оно и не склоняется и не имеет окончания, но при словообразовании - о ведет себя как окончание и отбрасывается – пальтецо, пальтишко» (Русский язык. 10 класс)

 


 

Комментарии

Исакова Екатерина Александровна

Действительно, что не развилось в юности, то не разовьется за всю жизнь. Только в творчестве можно развить интерес ребенка, научит и подать пример. Нигде так не раскрываются ребята и нигде так не сближаются с учителем как на совместных проектах и делах.