«Реализация регионального образования на уроках географии»
МБОУ СОШ №1
город Донецк Ростовской области
Учитель географии: Козленко Ольга Петровна
Из опыта работы
«Реализация регионального образования на уроках географии»
"Я стремился к тому, чтобы все годы детства
окружающий мир, природа постоянно питали сознание
учащихся яркими образами, картинами, восприятиями,
представлениями… чтобы чтение "Книги природы"…
было началом активного мышления, теоретического
познания мира, началом системы научных знаний."
В.А.Сухомлинский
Свою любовь к родным, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств, так как основным источником впечатлений является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут. Краеведческий материал становится основой понимания человеком своеобразия других стран, краев, областей.
В школьном образовании краеведение призвано сыграть определенную роль в формировании у учащихся современного научного понятия о триединстве системы, - "природа - человек - общество" и наглядно раскрыть учащимся роль человека во взаимодействии с окружающей средой, дать конкретные примеры ее изменений, под воздействием хозяйственной деятельности человека. Показать положительные и отрицательные результаты воздействия человека на природу . Знания роли человека, своей роли в изменении окружающей среды включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и приумножать родные богатства.
Понимая важность проблемы, я ставлю перед собой следующие задачи:
- формировать у учащихся системное представление о территории проживания как целостном географическом регионе и одновременно как субъекте РФ и мирового географического пространства, в котором развиваются региональные процессы и явления;
- развивать представления о регионе как сложном, динамически развивающемся географическом пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение;
- сформировать систему знаний о физико-географических особенностях территории родного края и района;
При реализации данных задач определила объем, содержание и формы краеведческой работы. Методы ее разнообразны: комбинированный урок, исследовательские проекты, практические работы, фенологические наблюдения, экскурсии, туристические походы, конкурсы… Наряду с наблюдениями, записями и зарисовками на экскурсиях, чтением дополнительной литературы по своему краю, подбором материала из газет и журналов, большое значение придаю поисковой и исследовательской деятельности учащихся.
На изучение географического краеведения отводится 10 % от общего учебного материала. Системное изучение регионального компонента проходит в 6, 7, 8, 9, 10 классах.
Считаю, что преподавание физической географии Ростовской области необходимо строить с учетом основных закономерностей природы Земли. Учащиеся на частных и доступных им фактах познают явления общего порядка. По образному выражению Н.Н.Баранского, они могут “увидеть мир в капле воды”. Региональный принцип дает возможность строить преподавание географии согласно дидактическому правилу “от известного к неизвестному”, “от близкого к далекому”. Имея представления о природе, населении и хозяйстве родного края, легче понимать географию более отдаленных районов России и зарубежных стран. Конкретное проявление процесса географической среды в ближайших окрестностях помогает формированию правильных представлений о многих предметах и явлениях географической оболочки Земли.
Большое место на уроках стараюсь отводить работе с одним из основных источников – географической картой, графиками, климатограммами, диаграммами, дополнительной информацией о различных природных объектах, учу самостоятельно добывать информацию из различных источников, включая ресурсы сети Интернет, на основе которой делать обобщения, сравнения, выводы.
Особое внимание уделяю практическим работам исследовательского характера с использованием местного хорошо знакомого учащимся материала, тому, чтобы полученные на уроках знания и умения учащиеся могли использовать в реальных жизненных ситуациях.
Использую ИКТ, групповой, дифференцированный, личностно – ориентированный и др. методы обучения. Стремлюсь развивать образовательные, личностные, творческие, коммуникативные компетенции учащихся.
Региональный компонент включает в свой состав не только знания о природе, населении, хозяйстве, но также сведения из истории, этнографии.
В школе работает музей, работа которого способствует изучению регионального компонента по следующим направлениям:
1.История донского казачества, архитектуры, традиций.
2.Познание уникальности и самобытности казачьей духовной культуры, воспитание ответственности за ее будущее.
3.Изучение родной природы и воспитания любви и бережного отношения к ней, приобщение обучающихся к здоровому образу жизни.
4. Изучение традиционного образа жизни, казачьего житейского уклада, особенностей хозяйственной жизни региона, его экономики.
Реализация регионального компонента осуществляется не только через уроки географии но и внеклассные мероприятия.
В школе сформировалась воспитательная система, способствующая становлению личности донского казака, казачки. Стали традиционными проведение казачьих посиделок, конкурса « Казачка Дона», «Конкурса казачьей кухни». Обучающиеся школы посетили Новочеркасск, ст. Вёшенскую, ст. Старочеркасскую. Проводятся встречи с казаками Гундоровского юрта.
Сложилась система дополнительного образования.
На базе школы работает клуб «Пересвет» от казачьего общества.
Укрепилась связьс атаманом, правлением Гундоровского юрта, департаментом по делам казачества и кадетских учебных заведений администрации Ростовской области.
Принимали участие в семинарах в г. Ростове-на-Дону, в г. Белая Калитва.
Воспитывая любовь к малой Родине, я формирую гражданскую позицию, показываю учащимся связь родного края с Родиной, помогаю уяснить неразрывную связь: единства родного края с историей и жизнью нашей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
valeologicheskiy_aspekt_raboty_uchitelya_geografii.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Валеологический аспект работы учителя географии, формирование благоприятного морально-психологического климата на уроках.
Сегодня, как никогда, остро стоит проблема здоровья школьников. Решать ее пытаются все, от президента страны до рядового служащего. Эта проблема волнует и нас, учителей. С каждым годом число детей, имеющих различные патологии, увеличивается. Об этом говорит статистика по России в целом. Причины ухудшения здоровья разные: это климатические условия, недостаток йода в организме, безответственность родителей, употребляющих алкоголь, табак, наркотики в период вынашивания плода ребенка, нездоровая экологическая обстановка, увеличение количества времени, проводимого у телевизора и компьютера, перегруженность программным материалом в школе и др.
Встает вопрос: как помочь ребенку быть физически развитым, как бороться с имеющимися заболеваниями, как с наибольшей пользой проводить профилактические мероприятия? Следует признать, что большая доля ответственности за ухудшение здоровья учащихся лежит на плечах школы.
. Чтобы решить эту проблему, требуется выполнение одного из условий: разгрузка учебного материала. Разгрузка нужна, прежде всего, в интересах сохранения здоровья учащихся.
.Задачи валеологического воспитания состоят
не только в том, чтобы выработать у учащихся определенную систему знаний, умений и навыков, но главное – научить активному творческому применению их во взаимоотношениях с природой, в социуме, по отношению к собственному здоровью. Необходимо формировать научное мировоззрение, экологическое сознание, работать над перестройкой взглядов и представлений человека, добиваясь того, чтобы усвоенные им валеологические нормы становились одновременно нормами его поведения по отношению к природе и собственному здоровью.
Возможности для формирования экологических и валеологических знаний прослеживаются в материале всего цикла природоведческих дисциплин, в том числе географии. Основы закладываются при изучении курса «Природоведения» в 5 классе, углубляются при изучении «Начального курса географии» в 6 классе, конкретизируются в территориальном аспекте при изучении «Географии материков и стран» в 7 – 8 классах, обретают краеведческую окраску в курсе «Географии » в 9 классе.
На этапе 5 – 9 классов наблюдаются проявления возрастных особенностей подросткового периода: изучая географию, подростки демонстрируют неоднозначное отношение к природе и собственному здоровью. Наблюдается несоответствие между высказываемым положительным отношением к природе и негативным поведением в природной среде; пониманием и осуждением пагубности вредных привычек и отсутствием конкретных усилий по их преодолению.
Образование и воспитание учащихся в валеологической сфере при изучении природоведческих дисциплин подкрепляется внеурочной деятельностью, активным участием в пропаганде идей охраны природы, здорового образа жизни. В школе работают кружки и факультативы, проводятся праздники, конкурсы, беседы, выставки, все это подкрепляется практическими делами (посадка и уход за деревьями и кустарниками, озеленение школы, создание цветников и экологической тропы, подкормка птиц и др.).
Приоритет общечеловеческих ценностей требует развивать у учащихся убежденность в необходимости сохранения здоровья и окружающей среды как важнейшей ценности мирового сообщества. Валеологическая культура личности становится одним из ведущих показателей ее развития.
Создание благоприятного психологического климата на уроке
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выра зить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.
К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.
Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого вре мени отрицательные факторы практически отсутствовали.
Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.
Распределение интенсивности умственной деятельности
При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.
Эффективность усвоения знаний учащихся в тече ние урока такова:
- 5-25-я минута — 80%;
- 25-35-я минута — 60-40%;
- 35—40-я минута — 10%.
Практически все исследователи сходятся во мне нии, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.
Специальными исследованиями выявлено, что у учащихся, заканчивающих занятия с сильным и выраженным утомлением, диагностируется неспецифическое напряжение организма — десинхроноз, являющийся основой формирования психосоматических заболеваний. Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя ее изменение в ходе процесса обучения, мы будем способствовать здоровьесбережению.
Психолого-педагогические технологии на уроке географии
Снятие эмоционального напряжения
Использование игровых технологий, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.
На начальном этапе это могут быть игровые задания для обобщения знаний. Для старших классов можно использовать задания фантастического или детективного содержания, также активизирующие творческий потенциал. Задания на обобщение материала могут быть представлены в виде рекламы того или иного закона, явления или теоремы.
Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения. Здесь же можно отметить и прием использования литературных произведений, иллюстрирующих то или иное явление.
К тому же введение в урок литературных или исторических отступлений способствует не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению межпредметных связей, а также и воспитательным целям.
Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологи ческих условий для организации учебной деятельсти, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.
Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.
Комплексное использование личностно-ориентированных технологий
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.
При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:
- создание положительного эмоционального на строя на работу всех учеников в ходе урока;
- использование проблемных творческих заданий;
- стимулирование учеников к выбору и самостоя тельному использованию разных способов вы полнения заданий;
- применение заданий, позволяющих ученику са мому выбирать тип, вид и форму материала (сло весную, графическую, условно-символическую);
- рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.
Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наибо лее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.
Уважаемые коллеги! От учителя зависит благоприятный психологический климат на уроке. Так как в классе у каждого ученика свой темперамент, свой характер, и это необходимо учитывать педагогам. Входя в класс интуитивно необходимо чувствовать ситуацию в классе. Вообще, любой педагог - это в первую очередь человек - психолог, человек, который может повернуть ситуацию в нужном направлении. Так что, уважаемые коллеги, мы всегда должны быть в форме (в смысле, психологическом спокойствие). От этого во многом зависит проведение урока и психологическое состояние наших учеников.