Развитие познавательного интереса в интегрированном курсе " Человек, его здоровье и окружающая среда".

Зайцева Наталья Станиславовна
Развитие познавательного интереса-это одна из важных задач каждого учителя, решение которой должно привести к повышению качества знаний учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_poznavatelnogo_in_statya.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Учитель  химии и биологии

                                                  МБОУ «Гатчинская школа-интернат СОО»

                                                                                                                                   Н.С. Зайцева

Развитие познавательного интереса в интегрированном курсе «Человек, его здоровье и окружающая среда».

 Развитие познавательного интереса к предмету- это одна из важных задач каждого учителя, решение которой должно привести к повышению качества знаний учащихся. Развитию познавательного интереса способствует активная деятельность школьников, которая оказывает влияние на психику личности, вызывая разного характера эмоции. Поэтому познавательный интерес стоит рассматривать как главный фактор в активизации познавательной деятельности учащихся к предмету. В познавательной деятельности, протекающей под влиянием познавательного интереса проявляются: самостоятельность, активный поиск, исследовательский подход, готовность к решению задач.

Познавательный интерес не является врожденным, он формируется, прежде всего , под влиянием деятельности учителя, через тесно взаимосвязанных между собой содержание учебного материала и организацию познавательной деятельности учащихся.

Интегрированный курс «Человек, его здоровье и окружающая среда» способствует развитию познавательного интереса к человеку, поскольку анатомия человека рассматривается во взаимодействии с окружающей средой, раскрывая результаты действия факторов среды на организм человека, тем самым указывая пути сохранения здоровья.

Развитие познавательного интереса в интегрированном курсе осуществляется за счет новизны содержания, которое включает в себя не только анатомические сведения, но и, факты, об изменениях в строении и работе органов и систем органов под влиянием окружающей среды, а так же освещение практической необходимости изучаемой проблемы. Новизна  учебного материала вызывает удивление и любознательность, побуждая учащихся к самостоятельной и поисковой работе. Исследования показали,  что материал, содержание которого вызывает разнообразные эмоции, во-первых, лучше и быстрее усваивается, во-вторых, побуждает к более активной деятельности.

Каждый ребенок, выслушав объяснение учителя,  стремится самостоятельно, принять участие в уроке, что возможно только в случае, правильной организации урока. Учитывая возрастные особенности учащихся 8 класса, развитию познавательного интереса способствуют дискуссии, где учащиеся свободно высказывают свое мнение при обсуждении вопроса, чувствуя  интеллектуальное удовлетворение и уверенность в своих знаниях. Подобная работа побуждает к поисковой работе с дополнительными источниками знаний, чтобы уметь обосновать свой ответ. Работа по карточкам с дифференцированными заданиями в соответствии с образовательным уровнем учащихся посильно как сильному, так и слабому ученику, который, по мере успешного выполнения, переживает положительные эмоции, способствующие развитию веры в свои интеллектуальные способности и положительной мотивации в обучении.

Уроки, семинары, проводимые в курсе « Человек, его здоровье и окружающая среда», требующие длительной и серьезной подготовки в изучении темы направляют ребят к самостоятельной работе с рекомендованной литературой, как основному источнику знаний, вырабатывая навыки работы с книгой. Проблемные ситуации побуждают учащихся к логическому мышлению, к участию решения проблемы, к добыванию новых знаний. Они дарят ученику радость открытия истины. Игровые моменты, используемые на уроках, раскрепощают и активизируют ребят в своих высказываниях, побуждая к активной познавательной деятельности в предмете. Наблюдения и практические работы дают возможность лучше изучать организм человека и его поведение, что повышает любознательность учащихся по отношению к себе. В качестве домашнего задания могут быть предложено изготовление аппликаций и моделей, которое требует первоначальных теоретических знаний. В ходе такой работы появляется самостоятельность и творческий подход, которые способствуют положительному эмоциональному подъему. Таким образом, развитие познавательного интереса учащихся осуществляется через активную познавательную деятельность, в ходе которой проявляются положительные психические процессы и интеллектуальное удовлетворение личности.